СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную рабочую программу можно использовать при работе в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 4 класса»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Математика и информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также авторской программы «Математика» (авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких), и является со­ставной частью Образовательной системы «Школа 2100», в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренное количество часов.



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обуче­ния всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Личностными результатами изучения курса «Математика и информатика» в четвертом классе является формирование следующих умений и качеств:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

  • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика и информатика» в четвертом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

- определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно - научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика и информатика» в четвертом классе является формирование следующих учебных действий.


1-й уровень (необходимый)


Четвероклассники научатся:

  • использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;

  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;

  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

  • выполнять умножение и деление с 1000;

  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа):

  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

  • решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3-4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;

  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной пере­менной при заданном значении переменных;

  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: а ± х = b; х - а = b; а • х = b: а : х = b; x= b;

  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие;

  • понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;

  • вычислять объём параллелепипеда (куба);

  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;

  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

  • находить среднее арифметическое двух чисел,


2-й уровень (программный)


Четвероклассники смогут научиться:

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000;

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

  • решать задачи на части;

  • объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

-читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

- распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

  • распознавать объёмные тела - параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр - при изменении их положения в пространстве;

  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а • х ± b = с; (х ± b): с = d; a ± x ± b = с и др.;

  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;

  • находить вероятности простейших случайных событий.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (140 часов)

Числа и операции над ними.

Дробные числа. Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1 000 000. Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000. Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел. Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в про­тивоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтер­нативным условием.

Элементы геометрии,

Изменение положения объемных фигур в пространстве. Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач,

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действитель­ности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры, Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле. Математические игры.

Итоговое повторение.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название

разделов и тем

Общее

количество часов

Числа от 1 до 1000

24

Многозначные числа

99

Итоговое повторение и обобщение

10

Резерв (часы по выбору учителя)

7

ИТОГО:

140





III. Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Тип

урока

п

ф

1



Турнир 1.Тестовая контрольная работа № 1(стартовая диагностика).

УКЗа

2



Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые.

Комбини­рованный

3



Арифметические действия над числами.

Комбини­рованный

4



Арифметические действия над числами.

Комбини­рованный

5



Арифметические действия над числами.

Комбини­рованный

6



Арифметические действия над числами.

Комбини­рованный

7



Арифметические действия над числами. Математический диктант № 1.

УОиСЗ

8



Дроби. Нахож­дение части от числа.

УОНМ

9



Нахождение час­ти от числа.

УОНМ

10



Нахождение числа по его части.

УОНМ

11



Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части.

УОиСЗ

12



Сравнение дробей.

УОНМ

13



Сравнение дробей.

УОНМ

14



Сравнение дробей.

Комбини­рованный

15



Решение задач по теме «Дроби».

УОиСЗ

16



Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

УОНМ

17



Вычитание дро­бей с одинаковыми знаменателями.

УОНМ

18



Решение задач по теме «Дроби». Математический диктант №2.

Комбини­рованный

19



Деление мень­шего числа на большее.

УОНМ

20



Какую часть одно число составляет от другого.

УОНМ

21



Решение задач по теме «Дроби».

УРУиН

22



Проект №1. Модель машины времени.

Урок-проект

23



Путешествие 1. Не только математика.

Урок-путешест­вие

24



Турнир 2. Тестовая контрольная работа № 2 по теме «Дроби».

УКЗ

25



Многозначные числа. Разряды и классы.

УОНМ

26



Чтение и запись многозначных чисел.

Комбини­рованный

27



Сравнение мно­гозначных чисел.

Комбини­рованный

28



Разрядные сла­гаемые.

Комбини­рованный

29



Умножение чис­ла 1000. Умножение и деление на 1000, 10000, 100000.

Комбини­рованный

30



Чтение и запись многозначных чисел.

УОиСЗ

31



Чтение и запись многозначных чисел.

УРУиН

32



Миллион. Миллиард.

УОНМ

33



Чтение и запись многозначных чисел.

УОиСЗ

34



Проект № 2. Модель машины времени.

Урок-проект

35



Путешествие 2. Не только мате­матика.

Урок-путешест­вие

36



Турнир 3. Тестовая контрольная работа № 3 по теме «Нумерация многозначных чисел».

УКЗ

37



Единицы длины.

Комбинированный

38



Единицы массы. Грамм, тонна

Комбинированный

39



Единицы изме­рения величины.

УРУиН

40



Единицы площади.

Комбини­рованный

41



Единицы площади. Ар, гектар.

УОНМ

42



Площадь пря­моугольного треугольника.

УОНМ

43



Приближённое вычисление площадей. Палетка.

УОНМ

44



Единицы объёма.

УОНМ

45



Решение задач. Математиче­ский диктант №3.

УРУиН

46



Точные и при­ближённые зна­чения величин.

УОНМ

47



Округление чисел.

УОНМ

48



Комбинированная контрольная работа № 1 по теме: «Величины».

УКЗ

49



Решение задач.

УРУиН

50



Сложение и вы­читание много­значных чисел. Прикидка суммы и разности.

УОНМ

51



Сложение и вы­читание многозначных чисел.

УРУиН

52



Сложение и вы­читание многозначных чисел.

Комбини­рованный

53



Сложение и вы­читание много­значных чисел.

УРУиН

54



Сложение и вы­читание много­значных чисел.

УРУиН

55



Производитель­ность. Взаимо­связь работы, времени и производитель­ности.

УРУиН

56



Решение задач.

УРУиН

57



Решение задач. Математиче­ский диктант №4.

УРУиН

58



Комбинированная контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

УКЗ

59



Работа над ошибками.

Комбини­рованный

60



Умножение чи­сел. Группиров­ка множителей.

УОНМ

61



Арифметические действия над числами.

УРУиН

62



Умножение мно­гозначных чисел на однозначное.

УРУиН

63-64



Резерв.


65



Умножение чи­сел. Математи­ческий диктант №5.

УОНМ

66



Умножение чисел"

УРУиН

67



Проект № 3. Российская ярмарка XVIИ века.

Урок-проект

68



Путешествие 3. Решение задач.

Урок-путешест­вие

69



Турнир 4, Тестовая контрольная работа № 4 по теме «Умножение многозначных чисел».

УКЗ

70



Деление круглых чисел.

УРУиН

71



Арифметические действия над числами.

УРУиН

72



Деление числа на произведение.

УОНМ

73



Деление круглых многозначных чисел на круглые числа.

УРУиН

74



Арифметические действия над числами.

УРУиН

75



Деление с остатком на 10, 100, 1000.

УРУиН

76



Деление круглых чисел с остатком.

УРУиН

77



Уравнения.

Комбини­рованный

78



Арифметические действия над числами.

УРУиН

79



Уравнения.

Комбини­рованный

80



Арифметические действия над числами.

УРУиН

81



Деление много­значных чисел на однозначные.

УОНМ

82



Деление много­значных чисел на однозначные.

УРУиН

83



Арифметические действия над числами.

Комбини­рованный

84



Письменное де­ление многозначных чисел на однозначные.

Комбини­рованный

85



Деление много­значных чисел на однозначные.

УРУиН

86



Арифметические действия над числами.

УРУиН

87



Деление много­значных чисел на однозначные.

Комбини­рованный

88



Письменное деление многозначных чисел на круглые.

УРУиН

89



Арифметические действия над числами.

УРУиН

90



Деление много­значных чисел на круглые.

Комбини­рованный

91



Решение задач.

Комбини­рованный

92



Решение задач.

УРУиН

93



Умножение на двузначное число.

УРУиН

94



Умножение мно­гозначных чисел на двузначное число.

УРУиН

95



Умножение мно­гозначных чисел на двузначное число.

УРУиН

96



Решение задач.

УРУиН

97



Умножение мно­гозначных чисел на трёхзначное число.

УРУиН

98



Умножение мно­гозначных чисел на трёхзначное число.

Комбини­рованный

99



Умножение на трёхзначное число.

Комбини­рованный

100



Решение задач.

УОиСЗ

101



Решение задач.


102



Комбинированная контрольная работа № 3 по теме «Решение задач».

УКЗ

103



Работа над ошибками.

Комбини­рованный

104



Резерв.


105



Решение задач.

Комбини­рованный

106



Решение задач.

Комбини­рованный

107



Решение задач.

Комбини­рованный

108



Проект № 4. Иг­рай и выигрывай.

Урок-проект

109



Путешествие 4. Решение задач.

Комбини­рованный

110



Турнир 5. Тестовая контрольная работа № 5 по теме «Решение задач».

УКЗ

111



Письменное де­ление многозначных чисел на трехзначное.

Комбини­рованный

112



Деление много­значных чисел на трехзначное.

УРУиН

113



Арифметические действия над числами.

УРУиН

114



Арифметические действия над числами.

УРУиН

115



Среднее арифметическое.

УОНМ

116



Арифметические действия над числами.

УРУиН

117



Круговая диаграмма.

УОНМ

118



Арифметические действия над числами.

УОиСЗ

119



Числовой луч. Координаты точки на числовом луче.

УОиСЗ

120



Адрес в таблице. Пара чисел.

УОНМ

121



Координаты точек на плоскости.

УОНМ

122



Арифметические действия над числами. Математический диктант №6.

Комбини­рованный

123



Арифметические действия над числами.

УОиСЗ

124



Проект № 5. Страница нового учебника.

Урок-проект

125



Путешествие 5, Воинская слава.

Урок-путешест­вие

126



Комбинированная контрольная работа № 4 по теме «Арифметические действия над многозначными числами».

УКЗ

127



Повторение изученного в 4 классе. Дроби.

УОиСЗ

128



Повторение изученного в 4 классе. Величины.

УОиСЗ

129



Повторение изу­ченного в 4 классе. Сложение и вычитание многозначных чисел.

УОиСЗ

130



Повторение изу­ченного в 4 классе. Умножение и деление многозначных чисел.

УРУиН

131



Итоговая контрольная работа.

УКЗ

132



Работа над ошибками.

УРУиН

133-134



Чему мы научи­лись в четвертом классе?

УОиСЗ

135-136



Чему мы научи­лись в четвертом классе?

УРУиН

137-140



Резерв.




УРУиН – урок развитий умений и навыков

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УКЗ – урок контроля знаний

УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.