МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЗЕЛЕНОГРАДСКА»
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Протокол от № ___от «__»_____ Руководитель _____________/И.О.Петрова_ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР _________/Г. В. Шишкина « ____ » 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗ от____ №______ Директор МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» ___________/Л.М. Иванцова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для 4 класса, 4 часа в неделю (всего 136 часов в год)
Срок реализации: 2021-2022
Рабочую программу составили:
Запалова Валерия Денисовна
2021-2022 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
2. Примерная общеобразовательная программа Министерства образования и науки РФ для начального общего образования по математике;
3. Начальная общая образовательная программа МАОУ «СОШ г. Зеленоградска»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Данная программа направлена на достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Коммуникативные
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
К концу обучения в четвёртом классе ученик научится:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона: записывать резуль¬тат сравнения, используя знаки (больше),
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 - г, Ь : 2, а + Ь, с! , к. : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять вычисления с нулём;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных
умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1 — 3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе пря угольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон,
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор;
• выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
• находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
• распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
• находить площадь прямоугольного треугольника;
• находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).
II. Содержание учебного предмета, курса.
Числа от 1 до 1000 Повторение
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь у компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729-х = 217 + 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 — 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 1000. Арифметические действия (15 часов) Повторение Нумерация чисел | 1 |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | 1 |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. | 1 |
5 | Умножение трехзначного числа на однозначное | 1 |
6 | Свойства умножения | 1 |
7 | Алгоритм письменного деления | 2 |
8-10 | Приемы письменного деления | 3 |
11 | Диаграммы. | 1 |
12 | Что узнали. Чему научились | 1 |
13 | Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление». | 1 |
14 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 |
15 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. (12 ч.) Класс единиц и класс тысяч | 1 |
16 | Чтение многозначных чисел. | 1 |
17 | Запись многозначных чисел | 1 |
18 | Разрядные слагаемые | 1 |
19 | Сравнение чисел | 1 |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 2 |
21 | Закрепление изученного. | 1 |
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 |
23 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 |
24 | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. | |
25 | Контрольная работа по теме: «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 |
26 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 |
27 | Величины (11 часов) Единицы длины. Километр | 1 |
28 | Единицы длины. Закрепление изученного | 1 |
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 |
30 | Таблица единиц площади | 1 |
31 | Измерение площади с помощью палетки | 1 |
32 | Единицы массы. Тонна, центнер | 1 |
33 | Единицы времени. Определение времени по часам | 1 |
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда | 1 |
35 | Век. Таблица единиц времени. | 1 |
36 | Что узнали. Чему научились | 1 |
37 | Контрольная работа по теме :«Величины». | 1 |
38 | Сложение и вычитание (13 ч) Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычитаний | 1 |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 |
41 | Нахождение нескольких долей целого | 1 |
42-43 | Решение задач | 2 |
44 | Сложение и вычитание величин | 1 |
45 | Решение задач | 2 |
46 | Что узнали. Чему научились | 1 |
47 | Странички для любознательных. Задачи - расчеты | 1 |
48 | Что узнали. Чему научились | 1 |
49 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание» | 1 |
50 | Умножение и деление (77 ч) Анализ контрольной работы. Свойства умножения | 1 |
51-52 | Письменные приемы умножения | 2 |
53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 |
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 |
55 | Деление с числами 0 и 1 | 1 |
56 | Административная контрольная работа | 1 |
57 | Анализ контрольной работы. Письменные приемы деления | 1 |
58 | Письменные приемы деления. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 |
59 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
60 | Письменные приемы деления. Решение задач | 1 |
61 | Закрепление изученного | 1 |
62 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
63 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 |
64 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | 1 |
65 | Умножение и деление на однозначное число | 1 |
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 |
67-69 | Решение задач на движение | 3 |
70 | Странички для любознательных. Проверочная работа | 1 |
71 | Умножение числа на произведение | 1 |
72-73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 2 |
74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
75 | Решение задач | 1 |
76 | Перестановка и группировка множителей | 1 |
77 | Что узнали. Чему научились | 1 |
78 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 |
79 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного Тест | 1 |
80-81 | Деление числа на произведение | 2 |
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 |
83 | Решение задач | 1 |
84-87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 4 |
88 | Решение задач | 1 |
89 | Закрепление изученного | 1 |
90 | Что узнали. Чему научились | 1 |
91 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 |
92 | Анализ контрольной работы. Наши проекты. Умножение числа на сумму | 1 |
93 | Умножение числа на сумму | 1 |
94-95 | Письменное умножение на двузначное число | 2 |
96-97 | Решение задач | 2 |
98-99 | Письменное умножение на трехзначное число | 2 |
100-101 | Закрепление изученного | 2 |
102 | Что узнали .Чему научились | 1 |
103 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное число». | 1 |
104 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число. | 1 |
105 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 |
106 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 |
107-108 | Письменное деление на двузначное число | 2 |
109 | Закрепление изученного | 1 |
110 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
111 | Закрепление изученного | 1 |
112 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | 1 |
113-114 | Закрепление изученного. Решение задач | 2 |
115 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 |
116 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число | 1 |
117-118 | Письменное деление на трехзначное число | 2 |
119 | Закрепление изученного | 1 |
120 | Деление с остатком | 1 |
121 | Деление на трехзначное число. Закрепление | 1 |
122 | Закрепление пройденного материала | 1 |
123-124 | Что узнали. Чему научились | 2 |
125 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» | 1 |
126 | Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде | 1 |
127 | Итоговое повторение (8 ч) Нумерация | 1 |
128 | Выражения и уравнения | 1 |
129 | Арифметические действия : сложение и вычитание | 1 |
130 | Административная контрольная работа | 1 |
131 | Арифметические действия: умножение и деление Правила о порядке выполнения действий | 1 |
132 | Величины Геометрические фигуры Задачи | 1 |
133 | Контрольная работа за 4 класс | 1 |
134 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | 1 |