Рабочая программа по математике для 5 класса.
Составитель: Соловьева Н.Н., учитель математики
МБОУ «Средняя школа № 83» г.Ульяновска
Данная программа составлена на основе примерной программы Математика: программы 5-11 классы. Авторы Мерзляк А.Г., Полонского В.Б., Якир М.С.
Планируемые результаты учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение кучению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению ипознанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пониматьсмысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры иконтрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемсямире;
экологическая культура: ценностное отношение к природномумиру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов,задач, решений,рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математическойдеятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапахеёразвития,о еёзначимостидляразвитияцивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу отфакта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решенииарифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебнуюзадачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временныххарактеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимыекоррективы;
адекватнооцениватьправильностьилиошибочностьвыполненияучебнойзадачи,еёобъективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклоненийи отличий отэталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий сучётом
конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решениизадач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способудействия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений ифизических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательнуюцель;
использовать общие приёмы решениязадач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоеннымизакономерностями;
осуществлять смысловоечтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемыдля решениязадач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических про-блем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условияхнеполной и избыточной, точной и вероятностнойинформации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) ивыводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий(ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающейжизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость ихпроверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачисследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решениязадач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощьюИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценкадостоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,обобщения;
коммуникативные
учащиесянаучатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников;
взаимодействовать и находить общие способы работы;работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точекзрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позицийвсех участников;
координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
аргументироватьсвоюпозициюикоординироватьеёспозициямипартнёроввсотрудничествепри выработке общего решения в совместнойдеятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный,символический,
графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основныхгео-метрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг,окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебныхматематических задач;
пользоваться изученными математическимиформулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора икомпьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахожденияинформации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможныхвариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решенияучебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебныхпредметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известныхалгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетомограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов иявлений.
Содержание тем учебного курса
Натуральные числа– 20ч.
Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость, прямая, луч. Шкала. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел. Контрольная работа №1
Сложение и вычитание натуральных чисел – 33ч.
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Контрольная работа № 2. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. Контрольная работа №3.
Умножение и деление натуральных чисел – 37 ч
Умножение. Переместительное свойство умножения. Сочетательное и распределительное свойства умножения. Деление. Деление с остатком. Степень числа. Контрольная работа № 4. Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объем прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи. Контрольная работа №5.
Обыкновенные дроби –18ч.
Понятие обыкновенной дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа. Контрольная работа № 6
Десятичные дроби – 48ч.
Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычитание десятичных дробей. Контрольная работа №7. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Контрольная работа №8. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождения процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Контрольная работа №9.
Повторение -14 ч.( Итоговая контрольная работа №10)
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Натуральные числа | 20 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 37 |
4 | Обыкновенные дроби | 18 |
5 | Десятичные дроби | 48 |
6 | Повторение | 14 |
| ИТОГО | 170 |