СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа основного общего образования по математике для 5 класса составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике для 5-6 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 5 класса»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа основного общего образования по математике для 5 класса составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике для 5-6 классов.

Сознательное овладение обучающихся системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса математики 5 класса обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Арифметика является одним из опорных предметов основного общего образования: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся в 5 классе способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у школьников правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию их научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

Изучение математики в 5 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда − планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

В курсе математики 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, геометрический материал. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения обучающимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии «Геометрический материал» способствует формированию у обучающихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии примерного учебного плана основного общего образования на изучение математики в 5 классе предусмотрено 5 часов в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Примерная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в образовании и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;

  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. умения устанавливать причинно-следственную связь; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;

  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определить цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  7. формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий;

  8. первоначального представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятийной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  11. умения понимать и использовать математические наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  15. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. умения работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики, развития способности обосновать суждения, проводить классификацию;

  2. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представления о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

  3. умения пользоваться изученными математическими формулами;

  4. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение. Законы сложения. Вычитание. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение. Законы умножения. Распределительный закон. Сложение и вычитание чисел столбиком. Умножение чисел столбиком. Степень с натуральным показателем. Деление нацело. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Задачи на «части». Деление с остатком. Числовые выражения. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

Дроби. Понятие дроби. Равенство дробей. Задачи на дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение дробей. Законы сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Законы умножения. Распределительный закон. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Задачи на совместную работу. Понятие смешанной дроби. Сложение смешанных дробей. Вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей. Представление дробей на координатном луче.

Измерения, приближения, оценка. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимости в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.


ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ

Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Прямая. Луч. Отрезок. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Метрические единицы длины. Окружность и круг. Сфера и шар. Углы. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Треугольники. Четырехугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площади. Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. Единицы массы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данная программа реализуется по учебнику Математика, 5 класс; авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.


Тематический план изучения математики в 5 классе

Название темы

Кол-во часов на изучение темы

Обобщение и систематизация программного материала начальной школы

8

Натуральные числа и нуль

32

Измерение величин

19

Делимость натуральных чисел

21

Обыкновенные дроби

76

Обобщение и систематизация программного материала за год

9

Всего

165




СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

5 класс

1. Натуральные числа (32 часа).

Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приемами вычислений с применением законов сложения и умножения, развивать навыки вычислений с натуральными числами.

Учащиеся должны:

знать

различные системы исчисления, нумерации; степень с натуральным показателем, основание степени, показатель степени.

понятия: натурального числа,

законы: сложения и их буквенную запись, умножения и их буквенную запись,

 уметь 

читать и записывать многозначные числа, складывать и вычитать натуральные числа, умножать, делить нацело и с остатком;

для рационализации вычислений применять: законы умножения и сложения при вычислении, законы умножения, распределительный закон;

вычислять: степень с натуральным показателем;

решать: задачи «на части» арифметическим способом, строить схемы для решения задач;

переводить: отношения «больше на..», «меньше на…», «больше в ..», «меньше в…» в арифметические действия с натуральными числами.

При изучении данной темы вычисления выполняются сначала устно с опорой на законы сложения и умножения, на свойство вычитания, а потом столбиком. Большое внимание уделяется переместительному и сочетательному законам умножения и распределительному закону, их использованию для рационализации вычислений. Тем самым закладывается основа осознанного овладения приемами вычислений. Вместе с тем достаточное внимание уделяется закреплению навыков вычисления столбиком, особенно в сложных случаях (нули в записи множителей или частного). Вводиться понятие степени с натуральным показателем. При изучении числовых выражений закрепляются правила порядка действий.

Изучение материала предусматривает систематическую работу по развитию у учащихся умения решать текстовые задачи арифметическими способами. Решение задач требует понимания отношений «больше на … (в …)», «меньше на … (в …)» и их связи с арифметическими действиями с натуральными числами, а также понимания стандартных ситуаций, в которых используется слова «всего», «осталось» и т.п. Типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности рассматриваются в отдельных пунктах. Работа с арифметическими способами решения задач, нацеленная на развитие мышления и речи учащихся продолжается при изучении следующих тем.


2. Измерение величин (19 час).

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин, продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.

Учащиеся должны:

знать

понятия: прямая, луч, отрезок, координатный луч, единичный отрезок, начало отсчета, окружность, шар, сфера; радиус, дуга, диаметр, хорда, параллельные и перпендикулярные прямые, прямоугольный параллелепипед, куб; симметрия относительно точки, центр симметрии, фигуры симметричные относительно точки.

формулы: вычисления периметра треугольника, прямоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;

обозначение: прямой, отрезка, луча, параллельных и перпендикулярных прямых единицы измерения: длины, площади, объема, углов, времени, массы;

соотношение: между единицами длины, площади, объема, массы, времени; между скоростями при движении по реке;

элементы: угла, треугольника, четырехугольника, прямоугольного параллелепипеда;

виды: углов, треугольников и четырехугольников;

равные фигуры, свойство площадей равных фигур; различие между плоскими фигурами и геометрическими телами; развертку прямоугольного параллелепипеда,

уметь: 

строить: прямую, луч, отрезок, параллельные и перпендикулярные прямые; плоские фигуры;

измерять: отрезки, углы и строить углы заданной градусной меры;

откладывать отрезки заданной длины; отмечать на координатном луче натуральные числа; сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча;

переходить: от одной единицы измерения к другой;

вычислять: периметр треугольника, четырехугольника; площадь прямоугольника, квадрата; объем прямоугольного параллелепипеда, куба; скорость при движении по реке, определять симметричные точки, различать симметричные фигуры.

Начальным этапом при изучении данной темы является измерение отрезков, изображение натуральных чисел на координатном луче – это освоение учащимися идеи числа, как длины отрезка, точнее, как координаты точки на координатной прямой. Здесь же они вычисляют площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которых – натуральные числа.

Здесь вводятся единицы измерения длины, площади и объема, изучаются единицы массы и времени.

Введение градусной меры угла сопровождается заданиями на измерение углов и построение углов с заданной градусной мерой.

При изучении данной темы решаются задачи на движение.

3. Делимость натуральных чисел (21 час).

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Основная цель – познакомить учащихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования.


Учащиеся должны:

знать

понятия: простые и составные числа, делители натурального числа; наибольший общий делитель; взаимно простые числа; кратное натуральных чисел; наименьшее общее кратное, симметрия относительно прямой, ось симметрии

свойства делимости и признаки делимости на 10, 5, 2, 9,3; правила делимости суммы и разности чисел.

уметь

 использовать: свойства и признаки делимости при доказательстве делимости натуральных чисел и числовых выражений;

пользоваться: таблицей простых чисел; для рационализации вычислений: правилами делимости суммы и разности чисел;

находить: делители натурального числа, наибольший общий делитель, кратные числа, наименьшее общее кратное; является число простым или составным.

При изучении данной темы значительное внимание уделяется формированию у учащихся простейших доказательных умений. Доказательства свойств и признаков делимости проводиться на характерных числовых примерах, но методы доказательства могут быть распространены на общий случай. При этом учащийся получают первый опыт доказательства теоретических положений со ссылкой на другие теоретические положения.

Понятия наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного вводится традиционно, но следует учесть, что в дельнейшем не всегда требуется сокращать дробь на наибольший общий делитель ее числителя и знаменателя или приводить дроби обязательно к наибольшему общему знаменателю.


4. Обыкновенные дроби (76 часов).

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешенные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – сформировать у учащихся умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.

Учащиеся должны:

знать 

что означает обыкновенной дроби; основное свойство дроби; правильная дробь меньше единицы, неправильная дробь больше единицы, делить на ноль нельзя; операция деления обратная умножению; смешанная дробь это другая запись неправильной дроби, порядок выполнения действий.

понятия: обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, рациональное число, равные дроби, правильная и неправильная дробь, несократимая дробь, сократимая дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель, обратная дробь, взаимно обратные дроби, производительности, смешанной дроби, целой и дробной частей смешанной дроби , симметрия относительно плоскости.

правила: сложения, вычитания, умножения, деления всех видов дробей, умножения натурального числа на дробь, деления дроби на натуральное число;

законы: сложения, умножения, распределительный закон;

уметь 

сокращать дроби, записывать дробь равную данной, сравнивать дроби всех видов, приводить дроби к общему знаменателю, выполнять все арифметические действия с дробями всех видов, превращать правильную дробь в неправильную, выделять целую часть у неправильной дроби, различать фигуры симметричные относительно плоскости.

решать задачи: находить часть от числа, нахождение числа по его части, на совместную работу, на движение по реке;

использовать для рационализации вычислений: законы сложения, умножения, распределительный закон,

изображать: дроби всех видов на координатном луче.

Формирование понятия дроби сопровождается обучением решению простейших задач на нахождение части числа и числа по его части, а также задач, готовящих учащихся к решению задач на совместную работу. При вычислениях с дробями допускается сокращение дроби на любой общий делитель ее числителя и знаменателя (необязательно наибольший), а также приведение дробей к любому общему знаменателю (необязательно наименьшему). Но в том и в другом случаях разъясняется, когда вычисления будут наиболее рациональными.

При изучении данной темы решаются задачи на сложение и вычитание дробей, основные задачи на дроби.

Операция умножения дробей вводиться по определению, из которого получается привило умножения натурального числа на обыкновенную дробь. Особое внимание уделяется доказательствам законов сложения и умножения для дробей. Они проводятся на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел, но методы доказательства могут быть распространены на общий случай.

Деление дробей вводится как операция, обратная умножению. Смешанная дробь рассматривается как другая запись обыкновенной неправильной дроби. На характерных числовых примерах показывается, что площадь прямоугольника и объема прямоугольного параллелепипеда, измерения которых выражены рациональными числами, вычисляются по тем же правилам, что и для натуральных чисел.

Заключительный этап изучения темы – изображение дробей точками на координатной прямой.

В данной теме решаются задачи на умножение и деление дробей, а также обращается особое внимание на то, что рассмотренные ранее задачи на дроби можно решать с помощью умножения и деления на дробь. Задачи на совместную работу выделены в отдельный пункт.

Обобщение и систематизация учебного материала в течении года (9 часов).

Учащиеся должны:

знать 

как использовать математические формулы;

примеры их применения для решения математических и практических задач;

уметь 

выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;

решать текстовые задачи, данные в которых выражены обыкновенными дробями;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.




Распределение учебного материала по темам,
с учетом разбиения их на логически завершенные блоки знаний (подтемы).
Количество контрольных работ

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

5 класс

165

15

1

Обобщение и систематизация программного материала начальной школы

8

1 (ДКР)

2

Натуральные числа и нуль

32

3


- Сложение и вычитание натуральных чисел

10

1


- Умножение и деление натуральных чисел

10

1


- Решение задач на умножение и деление натуральных чисел

12

1

3

Измерение величин

19

2


- Простейшие геометрические фигуры и тела

9

1


- Площади и объемы геометрических фигур и тел

10

1

4

Делимость натуральных чисел

21

2


- Делимость натуральных чисел

10

1


- Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

11

1

5

Обыкновенные дроби

76

6


- Понятия обыкновенных дробей

13

1


- Сложение и вычитание обыкновенных дробей

13

1


- Умножение и деление обыкновенных дробей

9

1


- Решение задач на умножение и деление обыкновенных дробей

13

1


- Сложение и вычитание смешанных дробей

14

1


- Умножение и деление смешанных дробей

14

1

6

Обобщение и систематизация программного материала за год

9

1 (ГКР)

ДКР – диагностическая контрольная работа; ИКР – итоговая контрольная работа, ГКР – годовая контрольная работа.














Математика: 5 класс – 5 часов в неделю

Всего – 165 часов

I четверть – 40 ч II четверть – 40 ч III четверть – 48 ч IV четверть – 37 ч

Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.



п/п

ДАТА

ТЕМА УРОКА

Примечание

1.

2.

3.

4.

I четверть

Тема1. «Обобщение и систематизация учебного материала начальной школы». (8 часов)

1.


Многозначные числа, действия над ними.


2.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


3.


Текстовые задачи на все действия с многозначными числами.


4.


Решение текстовых задач.


5.


Именованные числа и действия над ними.


6.


Уравнения. Самостоятельная рабата.


7.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


8.


Диагностическая КР.


Ряд натуральных чисел и нуль. (32 часа)

Тема2. Сложение и вычитание натуральных чисел. (10 часов)

9.


Анализ ДКР. Ряд натуральных чисел.


10.


Десятичная система записи натуральных чисел.


11.


Чтение и запись многозначных натуральных чисел.


12.


Сравнение натуральных чисел.


13.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


14.


Сложение. Законы сложения.


15.


Вычитание.


16.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


17.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


18.


Тематическая контрольная работа №1 по теме: «Ряд натуральных чисел и нуль, их сложение и вычитание».


Тема3. Умножение и деление натуральных чисел. (10 часов)

19.


Анализ КР – 1

Умножение. Законы умножения.


20.


Решение упражнений.


21.


Распределительный закон.


22.


Умножение чисел столбиком.


23.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


24.


Степень с натуральным показателем.


25.


Деление нацело


26.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


27.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


28.


Тематическая контрольная работа №2 по теме: «Умножение и деление».


Тема4. Решение задач на умножение и деление натуральных чисел. (12 часов)

29.


Анализ КР – 2

Задачи на части.


30.


Решение задач на части.


31.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


32.


Деление с остатком.


33.


Числовые выражения.


34.


Нахождение двух чисел по их сумме и разности


35.


Нахождение двух чисел по их сумме и разности


36.


Решение задач.


37.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


38.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


39.


Тематическая контрольная работа №3 по теме: «Решение задач на умножение и деление натуральных чисел»


40.


Анализ КР – 3


II четверть

Измерение величин. (19 часов)

Тема 5. Простейшие геометрические фигуры и тела. (9 часов)

41.


Прямая, луч, отрезок.


42.


Измерение отрезков.


43.


Метрические единицы длины.


44.


Представление натуральных чисел на координатном луче.


45.


Окружность и круг. Сфера и шар.


46.


Углы. Измерение углов.


47.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


48.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


49.


Тематическая контрольная работа № Тематическая контрольная работа №4 по теме: «Простейшие геометрические фигуры и тела.».


Тема 6. Площади и объёмы геометрических фигур и тел. (10 часов)

50.


Анализ КР-4. Треугольники.


51.


Четырехугольники.


52.


Прямоугольник, ее площадь. Единицы площади.


53.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


54.


Прямоугольный параллелепипед, его объём. Единицы объёма.


55.


Единицы измерения различных величин: массы времени.


56.


Задачи на движение.


57.


Решение упражнений

Самостоятельная работа.


58.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


59.


Тематическая контрольная работа №5 по теме: «Треугольник, четырехугольник, прямоугольный параллелепипед».


Тема7. Делимость натуральных чисел. (10 часов)

60.


Анализ КР – 5.

Свойства делимости.


61.


Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.


62.


Решение упражнений.


63.


Признаки делимости на 9 и на 3.


64.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


65.


Простые и составные числа.


66.


Делители натурального числа.


67.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


68.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


69.


Тематическая контрольная работа №6 по теме: «Делимость натуральных чисел.»


Тема8. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. (11часов)

70.


Анализ КР – 6

Наибольший общий делитель.


71.


Решение упражнений.


72.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


73.


Наименьшее общее краткое.


74.


Решение упражнений.


75.


Решение задач.


76.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


77.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


78.


Тематическая контрольная работа №7 по теме «Делимость натуральных чисел».


79.


Итоговая контрольная работа за полугодие.


80.


Анализ КР – 7. Анализ ИКР.



III четверть

Обыкновенные дроби. (76 часов)

Тема9. Понятия обыкновенных дробей (13 часов)

81.


Понятие дроби.


82.


Решение упражнений.


83.


Равенство дробей. Основное свойство дроби.


84.


Сокращение дробей.


85.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


86.


Задачи на дроби.


87.


Приведение дробей к общему знаменателю.


88.


Решение упражнений.


89


Сравнение дробей.


90.


Решение упражнений.


91.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


92.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


93.


Тематическая контрольная работа №8 по теме:

«Понятия обыкновенных дробей».


Тема 10. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. (13 часов)

94.


Анализ КР – 8. Сложение дробей с общим знаменателем.


95.


Сложение дробей с разными знаменателями.


96.


Решение упражнений.


97.


Решение задач на сложение дробей.


98.


Законы сложения.


99.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


100.


Вычитание дробей.


101.


Решение упражнений.


102.


Решение задач с помощью сложения и вычитания дробей.


103.


Решение задач


104.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


105.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


106.


Тематическая контрольная работа №9 по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей».


Тема 11. Умножение и деление дробей. (9 часов)

107.


Анализ КР – 9. Умножение дробей.


108.


Решение упражнений.


109.


Законы умножения. Распределительный закон.


110.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


111.


Деление дробей.


112.


Решение упражнений.


113.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


114.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


115.


Тематическая контрольная работа № 10 по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»


Тема 12. Решение задач на умножение и деление обыкновенных дробей. (13 асов)

116.


Нахождение части целого и целого по его части.


117.


Решение задач.


118.


Решение задач.


119.


Решение задач.

Самостоятельная работа.


120.


Задачи на совместную работу.


121.


Решение задач.


122.


Решение задач.


123.


Решение задач.


124.


Решение задач..

Самостоятельная работа.


125.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


126.


Тематическая контрольная работа №11 по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей».


127.


Анализ КР – 11



128.


Итоговое обобщение.


IV четверть

Тема 13. Сложение и вычитание Смешанных дробей. (14 часов)

129.


Понятие смешанной дроби.


130.


Решение упражнений.


131.


Сложение смешанных дробей.


132.


Решение упражнений.


133.


Решение упражнений.

Самостоятельная работа.


134.


Вычитание смешанных дробей.


135.


Решение упражнений.


136.


Решение упражнений.


137.


Решение задач.


138.


Решение задач.


139.


Решение задач.


140.


Решение упражнений и задач.

Самостоятельная работа.


141.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


142.


Тематическая контрольная работа №12 по теме: «Сложение и вычитание смешанных дробей».


Тема14. Умножение и деление смешанных дробей. (14 часов)

143.


Анализ КР – 12.

Умножение смешанных дробей


144.


Решение упражнений.


145.


Деление смешанных дробей


146.


Решение упражнений.


147.


Решение упражнений и задач.


148.


Решение упражнений и задач.

Самостоятельная работа.


149.


Представление дробей на координатном луче.


150.


Решение упражнений.


151.


Площадь прямоугольника.


152.


Объём прямоугольного параллелепипеда.


153.


Решение упражнений.


154.


Решение упражнений и задач.

Самостоятельная работа.


155.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


156.


Тематическая контрольная работа №13 по теме: «Умножение и деление смешанных дробей».


Тема15. Итоговое повторение. (9 часов)

157.


Анализ КР – 13. Все действия с натуральными числами.


158.


Задачи на все действия с натуральными числами.


159.


Уравнения.


160.


Все действия с обыкновенными дробями.


161.


Решение упражнений и задач.


162.


Решение упражнений и задач. Самостоятельная работа.


163.


Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся


164.


Годовая контрольная работа.


165.


Анализ годовой контрольной работы. Итоговый урок.




СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ


Недельная нагрузка

Класс

Предмет

Количество часов

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

За год

5 часов

5

математика

40

40

48

37

165





СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Класс

Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

5

Математика

4

4

4

3

15


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Критерии оценивания устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:

1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «3», если:

1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.

Ответ оценивается отметкой «2», если:

1) не раскрыто содержание учебного материала;

2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценивание письменных работ

Оценка письменных контрольных работ обучающихся.

Отметка «5» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью;

  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  2. допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

По завершении изучения курса математики 5 класса учащийся:

научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;

  • оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

  • выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

  • в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

получит возможность:

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Геометрический материал

научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0° до 180°;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять площадь прямоугольника, объём прямоугольного параллелепипеда.

получит возможность:

  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.

  2. Математика. Дидактические материалы. 5 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2009–2012.

  3. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В двух частях / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2012.

  4. Математика. Тематические тесты. 5 класс / П.В. Чулков, Е.Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. − М.: Просвещение, 2009–2012.

  5. Математика. Методические рекомендации. 5 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2012.

  6. Математика. 6 класс: учебник дляобщеобразоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.

  7. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2007–2012.

  8. Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2007–2012.

  9. Математика. Тематические тесты. 6 класс / П.В. Чулков, Е.Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. − М.: Просвещение, 2010–2012.

  10. Задачи на смекалку. 5–6 классы / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2005-2012.

  11. Математика. Методические рекомендации. 6 класс / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2012.

  12. Тематические и итоговые контрольные работы по математике. 5класс/ Л.Я.Федченко. – Д.,2009.

  13. Тематические и итоговые контрольные работы по математике. 6класс/ Л.Я.Федченко. – Д.,2009.










18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!