Рабочая программа по математике для 6 класса.
Составитель: Соловьева Н.Н., учитель математики
МБОУ «Средняя школа № 83» г.Ульяновска
Данная программа составлена на основе примерной программы Математика: программы 5-11 классы. Авторы Мерзляк А.Г., Полонского В.Б., Якир М.С.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметныхипредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировойнауки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимомтруде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математическойдеятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математическихзадач.
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры иконтрпримеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу отфакта.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы;
развитиекомпетентностивобластииспользованияинформационно-коммуникационныхтехнологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений ипроцессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающейжизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностнойинформации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость ихпроверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизничеловека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логическиеобоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделамсодержания;
практически значимыематематическиеуменияинавыки,ихприменениекрешениюматематическихинематематическихзадач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательнымичислами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решенияуравнений;
изображать фигуры наплоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающегомира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмыфигур;
распознавать и изображать равные и симметричныефигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимыеизмерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений,уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определятькоординаты точек;
читать и использовать информацию,представленнуюв виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическомвиде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможныхвариантов.
Арифметика
По окончании изучения курса выпускник научится:
понимать особенности десятичной системысчисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральныхчисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретнойситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональныечисла;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применятькалькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практическиерасчёты;
анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п.).
Выпускник получит возможность научиться:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствахделимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса выпускник научится:
выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Выпускник получит возможность научиться:
развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса выпускник научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Выпускник получит возможность научиться:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольныхпараллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрическихфигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практическихрасчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачиПоокончании изучения курса выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы,диаграммы;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторныхзадач.
2. Содержание курса математики 6 класса.
Арифметика. Натуральные числа
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простыемножители.
Решение текстовых задач арифметическимиспособами.
Дроби
неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешаннымичислами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновеннойдроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении.Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональныезависимости.
Решение текстовых задач арифметическимиспособами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число0.
Противоположные числа. Модульчисла.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональныхчисел.
Координатная прямая. Координатнаяплоскость.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Геометрические фигуры.
Окружность и круг. Длинаокружности.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойстваобъёма.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельныепрямые.
Осевая и центральнаясимметрии.
Математика в историческом развитии
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
Тематическое планирование6 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Контр. Работы |
1. | Делимость натуральных чисел. | 17 | 1 |
2. | Обыкновенные дроби. | 38 | 3 |
3. | Отношения и пропорции. | 28 | 2 |
4. | Рациональные числа и действия над ними. | 80 | 5 |
5. | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса. | 24 | 1 |
| ИТОГО | 187 | 12 |