
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011. - 224 с. и ориентирована на учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М. Капустиной, М.Н. Перовой, Москва «Просвещение», 2011.
Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 10000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (куб, брус) о свойствах элементов.
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Цели обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
выявление, развитие и коррекция познавательных, математических, коммуникативных способностей обучающихся; создание условий для самореализации способностей;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
В 6 классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000 и операциями над числами в пределах 10 000, а так же решение примеров и задач с обыкновенными дробями. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей и смешанных чисел.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 6 классе учащиеся повторяют материал, изученный ранее: виды линий, построение треугольников по трем заданным сторонам, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики в 6 классе обучающиеся должны знать:
десятичный состав чисел в предел 1 000 000; разряды и классы;
основное свойство обыкновенных дробей;
зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
свойства граней и ребер куба и бруса.
УМЕТЬ:
устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах,
калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне её;
округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий; выполнять письменное сложение и вычитание чисел,полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;
сравнивать смешанные числа;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
складывать; вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые, на заданном расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Примечание
ОБЯЗАТЕЛЬНО:
уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше-меньше) в пределах 1000 000;
округлять числа до заданного разряда;
складывать, вычитать умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10000;
выполнять устное сложение и вычитание чисел в предела 100;
письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы;
читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;
узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.
Содержание учебного материала
Нумерация чисел в пределах 1 млн. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 млн. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 млн. (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.
Сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки _L и | |. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1.
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. - 224 с.
Учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н. Перовой, Москва «Просвещение», 2011.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. педвузов. -4-е изд., перераб. —М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Дополнительная литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,1990,— 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог, ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа - Пресс, 1994. —416 с.
Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия/ авт.- сост. С.Е. Степурина. -Волгоград: Учитель, 2007. - 189с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название темы урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1. | Вводный урок. Ознакомление с учебником. | 1 | 1.09 | |
2. | Устная нумерация в пределах 1000. Таблица классов и разрядов. | 1 | 4.09 | |
3. | Геометрические фигуры и тела. | 1 | 4.09 | |
4. | Простые и составные числа. | 1 | 6.09 | |
5. | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 | 7.09 | |
6. | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 | 8.09 | |
7. | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 | 11.09 | |
8. | Построение треугольников. | 1 | 11.09 | |
9. | Умножение и деление чисел на однозначное число. | 1 | 13.09 | |
10. | Умножение и деление чисел на однозначное число. | 1 | 14.09 | |
11. | Решение примеров и задач. | 1 | 15.09 | |
12. | Самостоятельная работа. | 1 | 18.09 | |
13. | Ломаная линия. Длина ломаной линии. | 1 | 18.09 | |
14. | Преобразование чисел, полученных при измерении. | 1 | 20.09 | |
15. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 | 21.09 | |
16. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 | 22.09 | |
17. | Решение примеров и задач. | 1 | 25.09 | |
18. | Многоугольники. Построение, вычисление периметра. | 1 | 25.09 | |
19. | Решение примеров и задач. | 1 | 27.09 | |
20. | Контрольная работа. | 1 | 28.09 | |
Нумерация многозначных чисел |
21. | Работа над ошибками. | 1 | 29.09 | |
22. | Нумерация чисел в пределах 1 млн. Счёт равными разрядными единицами. | 1 | 2.10 | |
23. | Вычисление периметра многоугольника. | 1 | 2.10 | |
24. | Таблица классов и разрядов. Сложение круглых чисел в пределах 1 млн. | 1 | 4.10 | |
25. | Получение, чтение, запись четырёхзначных чисел. | 1 | 5.10 | |
26. | Получение, чтение, запись пятизначных чисел. | 1 | 6.10 | |
27. | Получение, чтение, запись шестизначных чисел. | 1 | 9.10 | |
28. | Круг. Окружность. Линии в круге. | 1 | 9.10 | |
29. | Запись чисел по разрядным единицам. | 1 | 11.10 | |
30. | Запись чисел в сумме разрядных слагаемых. | 1 | 12.10 | |
31. | Счёт разрядными единицами и равными числовыми группами. | 1 | 13.10 | |
32. | Запись, чтение чисел в пределах 1 млн. | 1 | 16.10 | |
33. | Решение задач на вычисление периметра. | 1 | 16.10 | |
34. | Округление чисел до десятков, сотен. | 1 | 18.10 | |
35. | Округление чисел до единиц тысяч. | 1 | 19.10 | |
36. | Римская нумерация до 20. | 1 | 20.10 | |
37. | Контрольная работа. | 1 | 23.10 | |
38. | Построение треугольников. | 1 | 23.10 | |
39. | Работа над ошибками. | 1 | 25.10 | |
40. | Решение примеров и задач. | 1 | 26.10 | |
41. | Обобщающий урок. | 1 | 27.10 | |
II- четверть |
42. | Сложение и вычитание в пределах 10000 без перехода через разряд. | 1 | 6.11 | |
43. | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | 6.11 | |
44. | Сложение и вычитание в пределах 10000 без перехода через разряд. | 1 | 8.11 | |
45. | Сложение чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. | 1 | 9.11 | |
46. | Сложение чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. | 1 | 10.11 | |
47. | Вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. | 1 | 13.11 | |
48. | Перпендикулярные прямые. | 1 | 13.11 | |
49. | Вычитание чисел в пределах 10000 с переходом через разряд. | 1 | 15.11 | |
50. | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 переходом через разряд. | 1 | 16.11 | |
51. | Проверка сложения и вычитания. | 1 | 17.11 | |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении |
52. | Сложение и вычитание мер длины, массы. | 1 | 20.11 | |
53. | Высота треугольника. | 1 | 20.11 | |
54. | Сложение и вычитание мер длины, массы, стоимости. | 1 | 22.11 | |
55. | Сложение и вычитание мер времени. | 1 | 23.11 | |
56. | Решение примеров и задач. | 1 | 24.11 | |
57. | Контрольная работа. | 1 | 27.11 | |
58. | Параллельные прямые. | 1 | 27.11 | |
59. | | 1 | 29.11 | |
Обыкновенные дроби |
60. | Образование, чтение, запись обыкновенных дробей. Правильные и неправильные дроби. | 1 | 30.11 | |
61. | Основное свойство дроби. | 1 | 1.12 | |
62. | Образование смешанного числа. | 1 | 4.12 | |
63. | Построение перпендикулярных и параллельных прямых. | 1 | 4.12 | |
64. | Сравнение смешанных чисел. | 1 | 6.12 | |
65. | Основное свойство дроби. | 1 | 7.12 | |
66. | Преобразование обыкновенных дробей. | 1 | 8.12 | |
67. | Нахождение части от числа. | 1 | 11.12 | |
68. | Решение геометрических задач. | 1 | 11.12 | |
69. | Нахождение нескольких частей от числа. | 1 | 13.12 | |
70. | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 14.12 | |
71. | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 15.12 | |
72. | Вычитание дробей из целого числа. | 1 | 18.12 | |
73. | Проверочная работа. | 1 | 18.12 | |
74. | Сложение и вычитание дробей с преобразованием результата. | 1 | 20.12 | |
75. | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | 21.12 | |
76. | Решение задач на нахождение дроби от числа. | 1 | 22.12 | |
77. | Контрольная работа за 2-ю четверть. | 1 | 25.12 | |
78. | Решение геометрических задач. | 1 | 25.12 | |
79. | Работа над ошибками. | 1 | 27.12 | |
80. | Решение примеров и задач. Отработка вычислительных навыков. | 1 | 28.12 | |
81. | Обобщающий урок. | 1 | 29.12 | |
III-четверть |
82. | Повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | 15.01 | |
83. | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | 15.01 | |
84. | Вычитание из целого числа. | 1 | 17.01 | |
85. | Сложение и вычитание с преобразованием результата. | 1 | 18.01 | |
86. | Самостоятельная работа. | 1 | 19.01 | |
Зависимость между скоростью, временем, расстоянием |
87. | Определение расстояния по скорости и времени. | 1 | 22.01 | |
88. | Построение параллельных и перпендикулярных прямых. | 1 | 22.01 | |
89. | Определение скорости по времени и расстоянию. | 1 | 24.01 | |
90. | Определение времени по расстоянию и скорости. | 1 | 25.01 | |
91. | Решение задач на зависимость: расстояние, скорость, время. | 1 | 26.01 | |
92. | Решение задач на зависимость: расстояние, скорость, время. | 1 | 29.01 | |
93. | Уровень и отвес. | 1 | 29.01 | |
94. | Решение задач на встречное движение. | 1 | 31.01 | |
95. | Решение задач на встречное движение. | 1 | 1.02 | |
96. | Контрольная работа. | 1 | 2.02 | |
97. | Работа над ошибками. | 1 | 5.02 | |
98. | Геометрические тела: куб, брус, шар. | 1 | 5.02 | |
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки |
99. | Умножение многозначных чисел на однозначное число. | 1 | 7.02 | |
100. | Умножение многозначных чисел на однозначное число. | 1 | 8.02 | |
101. | Решение задач на увеличение в несколько раз и нахождение остатка. | 1 | 9.02 | |
102. | Решение задач на увеличение в несколько раз и нахождение остатка. | 1 | 12.02 | |
103. | Масштаб. | 1 | 12.02 | |
104. | Решение задач на увеличение в несколько раз и нахождение суммы. | 1 | 14.02 | |
105. | Решение задач на сравнение. | 1 | 15.02 | |
106. | Умножение чисел на круглые десятки. | 1 | 16.02 | |
107. | Умножение чисел на круглые десятки. | 1 | 19.02 | |
108. | Масштаб. | 1 | 19.02 | |
109. | Проверочная работа. | 1 | 21.02 | |
110. | Деление многозначных чисел на однозначное число. | 1 | 22.02 | |
111. | Деление многозначных чисел на однозначное число. | 1 | 26.02 | |
112. | Решение геометрических задач. | 1 | 26.02 | |
113. | Решение задач на нахождение нескольких частей от числа. | 1 | 28.02 | |
114. | Решение задач на нахождение нескольких частей от числа. | 1 | 1.03 | |
115. | Деление чисел, когда в частном нули. | 1 | 2.03 | |
116. | Деление чисел, когда в частном нули. | 1 | 5.03 | |
117. | Решение геометрических задач. | 1 | 5.03 | |
118. | Умножение и деление многозначных чисел в пределах 10000. | 1 | 7.03 | |
119. | Деление многозначных чисел на круглые десятки. | 1 | 9.03 | |
120. | Контрольная работа за III четверть. | 1 | 12.03 | |
121. | Повторение изученного. | 1 | 12.03 | |
122. | Работа над ошибками. | 1 | 14.03 | |
123. | Деление с остатком. | 1 | 15.03 | |
124. | Обобщающий урок. | 1 | 16.03 | |
IV четверть |
125. | Нумерация в пределах 1 млн. | 1 | 26.03 | |
126. | Виды линий и многоугольников. | 1 | 26.03 | |
127. | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | 28.03 | |
128. | Округление чисел. | 1 | 29.03 | |
129. | Нахождение суммы и разности чисел. Решение примеров и задач. | 1 | 30.03 | |
130. | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 | 2.04 | |
131. | Периметр многоугольника. | 1 | 2.04 | |
132. | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 | 4.04 | |
133. | Решение уравнений. | 1 | 5.04 | |
134. | Решение уравнений. | 1 | 6.04 | |
135. | Увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 | 9.04 | |
136. | Периметр квадрата. | 1 | 9.04 | |
137. | Увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 | 11.04 | |
138. | Контрольная работа. | 1 | 12.04 | |
139. | Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел. | 1 | 13.04 | |
140. | Умножение и деление чисел на однозначное число. | 1 | 16.04 | |
141. | Параллельные и перпендикулярные прямые. | 1 | 16.04 | |
142. | Умножение и деление чисел на однозначное число. | 1 | 18.04 | |
143. | Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000. | 1 | 19.04 | |
144. | Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000. | 1 | 20.04 | |
145. | Деление с остатком. | 1 | 23.04 | |
146. | Масштаб. | 1 | 23.04 | |
147. | Сложение и вычитание именованных чисел. | 1 | 25.04 | |
148. | Решение примеров и задач. | 1 | 26.04 | |
149. | Решение примеров и задач. | 1 | 27.04 | |
150. | Обыкновенные дроби и смешанные числа. | 1 | 30.04 | |
151. | Геометрические тела. | 1 | 30.04 | |
152. | Нахождение дроби от числа. | 1 | 3.05 | |
153. | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 4.05 | |
154. | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 7.05 | |
155. | Окружность. Круг. | 1 | 7.05 | |
156. | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | 10.05 | |
157. | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | 11.05 | |
158. | Решение задач на зависимость: скорость, время, расстояние. | 1 | 14.05 | |
159. | Решение геометрических задач. | 1 | 14.05 | |
160. | Решение задач на встречное движение. | 1 | 16.05 | |
161. | Решение уравнений. | 1 | 17.05 | |
162. | Решение уравнений. | 1 | 18.05 | |
163. | Порядок действий в примерах со скобками. | 1 | 21.05 | |
164. | Решение геометрических задач. | 1 | 21.05 | |
165. | Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | 23.05 | |
166. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 24.05 | |
167. | Работа над ошибками. | 1 | 25.05 | |
168. | Решение примеров и задач. Отработка вычислительных навыков. | 1 | 28.05 | |
169. | Обобщающий урок по геометрическому материалу. | 1 | 28.05 | |
170. | Урок занимательной математики. | 1 | 30.05 | |
171. | Обобщающий урок. | 1 | 31.05 | |
Кириченко С. В. Учитель математики.