1.Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 2х частях Т.В. Алышева Математика М.: Просвещение, 2016г.
2.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой.
3.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей.
2018-2019 уч.г.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе следующих нормативно-правовых и распорядительных документов:
1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от29.12. 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Постановления государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
5. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования РФ от 28.10.2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов».
6. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью - В-1) МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 28 августа 2018 г., (протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 1 от 01.09.2018 года.
Согласно индивидуальному учебному плану МКОУ Листопадовской СОШ для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости по АООП НОО (В-1) на изучение предмета «Математика» отводится: 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
-называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
-оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в пределах 20;
-решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие
-строить отрезок заданной длины.
-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
-решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
-оценивать величины предметов на глаз.
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счѐта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, выполнение и построение алгоритмов и стратегий в игре; исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками.
№ | Раздел | Элементы содержания темы |
| Пропедевтический период | |
1 | Свойства предметов. | Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами (цвет, размер, форма, назначение). Понимание смысла слов: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся). |
2 | Сравнение предметов. Положение предметов в пространстве. Временные представления. Сравнение по возрасту. | Больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше, такой же (одинаковой, равной) длины, ширины и т.д. Тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы ; сколько, много, мало, немного, несколько, больше, меньше, столько же, равное количество. Изменение количества предметов. Впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в , внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе. Крайний, первый, последний, перед, после, за, следом, за, следующий за. Сутки - утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, на следующий день; рано, поздно; давно, недавно; медленно, быстро. Старше, моложе. |
3 | Геометрические фигуры. | Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2- точки. Шар, куб, брус, овал. |
| Числа, величины. | |
4 | Числа. Первый десяток. | Название. Обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Нумерация чисел в пределах 10. Порядковые числительные, состав чисел. Число и цифра 0. Сравнение чисел (; |
5 | Величины. | Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к.. 5 к., 10 к., I р., 2 р., 5 р., 10р. Размен и замена. Единица времени — сутки. Обозначение: I сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели Единицы (меры) длины - сантиметр. Обозначение: I см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л. |
6 | Текстовые арифметические задачи. | Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка. |
7 | Числа. Второй десяток. | Название. Обозначение, десятичный состав чисел от 11-20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1-10 с рядом чисел 11-20. Сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1 ,2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единицы, соответствующие случаи вычитания. |
8 | Повторение. | |
№ п/п | Название темы | Характеристика деятельности учащегося | Кол часов/ дата | БУД (возможные) | Дата |
план | факт |
| Цвет, назначение предметов. Круг. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Осмысливают, запоминают. Работают с трафаретами. Раскрашивают, делают штриховку. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Осмысливают, запоминают. Работают с трафаретами. Раскрашивают, делают штриховку. | 1 | П. Знакомство с учебником. Правила пользования (обложка, закладка). Цвет предметов. Предметы круглой формы. Расположение кругов по размеру, по образцу в определенном порядке. Обводка и раскраска кругов. Л. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | 04.09 | |
| Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине. | 1 | П. Один – много. Сравнение предметов наложением и приложением. Выявление одинаковых, равных по величине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов. Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов. Штриховка Л. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | 06.09 | |
| Слева – справа. В середине, между. Квадрат. | 1 | П. Упражнения для правой и левой руки. Расположение геометрических фигур по словесной инструкции, определение положения предметов в классе. Различение квадратов по размеру и цвету. Расположение по образцу и инструкции. Обводка и штриховка. Л. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | 11.09 | |
| Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 1 | П. Знакомство с пространственным положением в практической деятельности. Л. Работать с учебными принадлежностями | 13.09 | |
| Длинный – короткий. Внутри – снаружи, в, рядом, около. Треугольник. | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. Работают с геометрическим материалом. | 1 | П. Сравнение приложением, расположение цветных полосок по длине. Расположение треугольников по образцу и по словесной инструкции. Предметы, похожие на треугольник. Обводка и раскрашивание Л. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | 18.09 | |
| Широкий – узкий. Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник. | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. Работают с геометрическим материалом. | 1 | П. формировать понятия «далеко», «близко» («около», «рядом».), сравнение по признакам «широкий, узкий». Определять и отличать прямоугольник от других фигур, учить детей составлять прямоугольник из частей. Л. договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | 20.09 | |
| Высокий – низкий. Глубокий-мелкий. | Работа с учебником, с тетрадью. | 1 | П. учить детей сравнивать предметы по размеру: высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой высоты; по емкости: Глубокий – мелкий, глубже – мельче, одинаковой глубины Л. вступать в контакт с учителем | 25.09 | |
| Впереди – сзади, перед, за. Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. | 1 | П. формировать понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между») в практической деятельности. Л. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | 27.09 | |
| Толстый – тонкий. | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. Сравнивают предметы. | 1 | П. учить детей сравнивать предметы по размеру: Толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой толщины Л. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | 02.10 | |
| Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. | 1 | П. учить детей соотносить действия в течение суток. формировать временные представления: «Вчера, сегодня, завтра». Л. обращаться за помощью и принимать помощь | 04.10 | |
| Быстро – медленно. Тяжелый – легкий. Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. Работают по карточкам. | 1 | П. учить детей сравнивать предметы по массе: Тяжелый – легкий, тяжелее – легче, одинаковой тяжести; по скорости: «быстро», «медленно»; учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов; обводить цифру 1 по контуру. Л. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | 09.10 | |
| Давно – недавно. Молодой – старый. | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. | 1 | П. формировать временные представления: «давно – недавно», формировать временные представления: «Старый – молодой». Л. преобразовывать информацию из одной формы в другую формировать | 11.10 | |
| Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | Работа с учебником. | 1 | П. учить детей сравнивать предметы по размеру: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые; учить детей сравнивать объемы жидкостей, сыпучих веществ. Л. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | 16.10 | |
14-15 | Повторение, обобщение пройденного. | Различение предметов по величине. Работа с учебником, тетрадью. | 2 | П. закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета, форма, размер). Л. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | 18.10, 23.10 | |
16 | Число и цифра 1. | Работают с предметами. Работа с учебником, с тетрадью. | 1 | П. учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов; обводить цифру 1 по контуру. Л. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | 25.10 | |
17 | Число и цифра 2. | . Работа с учебником, с тетрадью. Считают в пределах 2-х. | 1 | П. учить детей устанавливать, что количество предметов не зависит от их цвета, формы, размера; учить выделять предмет из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов; познакомить с цифрой 2. Л. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | 30.10 | |
18 | Число и цифра 2. Шар. | Считают в пределах 2-х. Работают с числовым рядом. | 1 | П. закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер); учить составлять группы предметов с заданными признаками. Л. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | 01.11 | |
19– 20 | Число и цифра 3. | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения. | 2 | П. Знакомство с цифрой 3, упражнения в ее написании; знакомство с местом в числовом ряду. Дифференциация порядковых и количественных числительных. Л. работать с учебными принадлежностями | | |
21 | Куб. Число и цифра 4. | Работают с геометрическим материалом. Обводят геометрические фигуры, штрихуют. Участвую в беседе, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения. | 1 | П. знакомство с кубом. Дифференциация квадрата и куба. Знакомство с цифрой 4, упражнения в ее написании. Образование числа 4. Л. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | | |
22-23 | Число и цифра 4. Брус. | Работают с геометрическим материалом, числовым рядом. Обводят геометрические фигуры, штрихуют. Участвую в беседе, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения. | 2 | П. Знакомство с цифрой 4, упражнения в ее написании. Образование числа 4. знакомство с брусом, учить распознавать брус, дифференциация прямоугольника и бруса. Л. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | | |
24-26 | Число и цифра 5. | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения. | 3 | П. Соотнесение количества, числа и цифры. Сравнение в пределах 5. Знакомство с монетой достоинством 5 р. Умение складывать и вычитать в пределах 5. Л. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | | |
27 | Повторение, обобщение пройденного | Работают с числовым рядом, учебником, тетрадью. | 1 | П. Развитие чертежных навыков, правильное использование линейки. Л. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | | |
28-29 | Числа 1-5. | Работают с числовым рядом. | 2 | П. повторение знаний и умений сравнивать в пределах 5, складывать и вычитать числа в пределах 5. Л. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | | |
30 | Точка, линии. | Работа с геометрическим материалом. | 1 | П. Знакомство с геометрическими понятиями: точка, линии (прямые и кривые). Л. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности | | |
31 | Овал. Число и цифра 0. | Работа с геометрическим и раздаточным материалом. | 1 | П. Знакомство с геометрическим материалом – овал, определение формы предметов. Дифференциация круга и овала. Знакомство с числом и цифрой 0. (Отсутствие остатка предметов). Выполнение практических действий. Упражнения в записи цифры 0 Л. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | | |
32-34 | Число и цифра 6. | Работа с числовым рядом, со счетным материалом. | 3 | П. Знакомство с цифрой 6, упражнения в ее написании. Образование числа 6. Свойства чисел в числовом ряду. Л. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | | |
35 | Построение прямой линии через одну, две точки. | Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. | 1 | П. Знакомство с линейкой. Использование линейки как чертежного инструмента. Л. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | | |
36-38 | Число и цифра 7. | Работа с счетным материалом, счетными палочками. | 3 | П. Знакомство с цифрой 7, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры. Л. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | | |
39 | Сутки, неделя. | Работа с геометрическим материалом. | 1 | П. Понятие о сутках как о мере времени, понятие недели Л. обращаться за помощью и принимать помощь | | |
40 | Отрезок. | Работа с геометрическим материалом. Работа в тетради. | 1 | П. Распознавание, называние отрезка. Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки. Л. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | | |
41– 43 | Число и цифра 8. | Работа с учебником, числовым рядом, предметами. | 3 | П. Знакомство с цифрой 8, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры. Л. работать с учебными принадлежностями | | |
44 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | Работа с учебником, геометрическим материалом. | 1 | П. формирование умения построения треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки. Л. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | | |
45-47 | Число и цифра 9. | Работа с учебником, числовым рядом, предметами. | 3 | П. Знакомство с цифрой 9, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры. Л. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | | |
48 | Мера длины – сантиметр. | Измерение длины с помощью линейки. | 1 | П. Знакомство с мерой длины – сантиметром. Л. работать с учебными принадлежностями | | |
49-51 | Число 10. | Работа с учебником, числовым рядом, предметами. | 3 | П. Упражнения в написании числа 10. Соотнесение количества и числа. Понятие «десяток» Л. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | | |
52 | Меры стоимости. | Работать с монетами. | 1 | П. Знакомство с мерой стоимости – рублем, копейкой, учить их краткому обозначению. Л. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | | |
53 | Мера массы – килограмм. Мера ёмкости – литр. | Работа с предметами. | 1 | П. Знакомство с мерой массы – килограммом, мерой емкости – литром, кратким обозначением. Л. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по признакам | | |
54 | Повторение, обобщение пройденного. | Работа с учебником, тетрадью, с числовым рядом. | 1 | П. Свойства чисел в числовом ряду. Запись неравенств. Таблица сложения и вычитания. | Л. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | | |
55 | Число 11. | Работать с учебником. | 1 | П. Знакомство с числом 11, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 11. Л. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | | |
56 | Число 12. | Уметь решать несложные задачи. Выполнять упражнения. Счет в пределах 12. | 1 | П. Знакомство с числом 12, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 12. Л. Самостоятельность в выполнении учебных заданий. | | |
57 | Число 13. | Участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Выполнять упражнения. | 1 | П. Знакомство с числом 13, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 13. Л. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | | | |
58 | Число 14. | Выполнять практические упражнения. Решать и составлять задачи. | 1 | П. Знакомство с числом 14, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 14 Л. договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. | | | |
59 | Число 15. | Решать и составлять примеры и задачи. | 1 | П. Знакомство с числом 15, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 15 Л. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | | |
60 | Число 16. | Осмысливать, запоминать, воспроизводить полученные знания. Работа с учебником. | 1 | П. Знакомство с числом 16, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 16 Л. обращаться за помощью и принимать помощь | | |
61 | Число 17. | Воспринимать информацию, осмысливать запоминать | 1 | П. Знакомство с числом 17, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 17 Л. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | | |
62 | Число 18. | Работа со счетами, карточками. | 1 | П. Знакомство с числом 18, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 18 Л. произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану | | |
63 | Число 19. | Работа со счетами, карточками, учебником. | 1 | П. Знакомство с числом 19, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 19 Л. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по признакам | | |
64 | Число 20. | Работа со счетами, учебником. | 1 | П. Знакомство с числом 20, его образованием, записью. Арифметические действия в пределах 20 Л. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | | |
65-66 | Повторение и обобщение пройденного. | Овладевать приемами анализа с целью постановки проблемы и способов ее решения. | 2 | П. Повторение и обобщение пройденного материала. Л. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | | |
- учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 2х частях Т.В. Алышева Математика М.: Просвещение, 2016г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей.
-Дидактический материал по математике для учащихся 1 – 4 класса вспомогательной школы.