Рабочая программа по учебному предмету « Математика » составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Приветненская школа имени Абдуль Тейфука» города Алушты на 2023-2024 учебный год, для обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интелектуальными нарушениями) учащегося 3-а класса Криницкого Ярослава.
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Для реализации данной программы используется учебник под редакцией Алышевой Т. В. Учебник «Математика» 3 класс (1 и 2 часть), Москва, «Просвещение», 2020г
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю аудиторно, что составляет 102 часа в год, 2 часа в неделю для самостоятельного изучения, что составляет 68 часов в год. . Всего 170 часа в год. Программа рассчитана на 34 учебные недели.
Целью математики в 3 классе служит повышение уровня общего развития обучающихся.
Задачи обучения математике в 3 классе:
Образовательные задачи:
формировать доступные обучающимся математические знания и умения, практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;
подготовить обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками.
Развивающие задачи:
развивать обучающихся средствами данного учебного предмета, корректировать недостатки развития познавательной деятельности и личностные качества с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
Воспитательные задачи:
воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность;
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать самостоятельность.
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
2. Развитие пространственных представлений и ориентации.
3. Развитие основных мыслительных операций.
4. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
6. Обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание тем учебного курса.
Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей.
Математический материал в третьем классе представлен основными нижеперечисленными разделами математики. Распределение математического материала представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей обучающихся. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Содержание тем учебного курса.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
1. Нумерация.
2. Единицы измерения величин, их соотношения.
3. Арифметические действия.
4. Арифметические задачи.
5. Геометрический материал.
6.Повторение пройденного за год.
В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач.
Нумерация.
Нумерация чисел в пределах 100.Получение и запись круглых десятков. Счет десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.
Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, разными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечётные.
Единицы измерения и их соотношения.
Монета 50к., бумажные купюры достоинством 50р., 100р. Замена нескольких бумажных купюр по 50р., 10р. (монет по 50к., 10к.) одной купюрой 50р., 100р. (монеты 50к.) по 10р., 5р. (по 10к., 5к.). Соотношение:1р. = 100к.
Единица измерения длины: метр. Обозначение 1м. Соотношение 1м=10дм, 1м = 100см.
Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1кг.
Единица измерения ёмкости: литр. Обозначение 1л.
Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1мин, 1год.
Соотношение 1ч = 60мин, 1сут. = 24ч, 1мес. = 28,29,30,31сут., 1год = 12мес.
Отрывной календарь и табель календарь. Порядок месяцев, их названия.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10ч 45мин и без 15мин 11ч).
Арифметические действия.
Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+30, 60+7, 60+17, 65+1, 61+7, 61+27, 61+9, 61+29,92+8,61+39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения «X». Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления « : ». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результатов деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Скобки. Действия I и II ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
Арифметические задачи.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.Составные арифметические задачи в два действия, составление из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал.
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезка), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой О. Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершина, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Изменение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырехугольник. Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны. Свойства сторон углов.
Измерение (в литрах) ёмкости банки, кастрюли, ведра и др.
Работа с календарём. Год, месяц, день недели. Определение дней недели, соответствующих праздничным датам, дням рождения (своего, родителей, друзей).
Электронные часы. Определение времени с помощью электронных часов.
Чтение и запись телефонных номеров. Звонок родителям, другу. Метровая линейка.
Математика является наиболее важным предметом для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Математика» в 3 классе.
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
максимальное общее развитие средствами данного учебного предмета.
Базовые учебные действия:
Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников;
использовать знако-символические средства с помощью учителя;
узнавать и различать геометрические фигуры;
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
узнавать, называть, чертить отрезки, углы - прямой, тупой, острый - на нелинованной бумаге;
чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку.
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
слушать и понимать речь других;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны усвоить следующие базовые представления:
о круглых десятках в пределах 100;
о получении двузначных чисел из десятков и единиц;
о разложении полных двузначных чисел на десятки и единицы;
о счете в пределах 100 разрядными единицами и равными числовыми группами в прямой и обратной последовательности;
о счёте количественном и порядковом;
об увеличении и уменьшении числа на несколько десятков и единиц;
о чётных и нечётных числах;
об однозначных и двузначных числах;
о единицах измерения стоимости, длины, массы, времени, ёмкости; о соотношениях единиц измерения стоимости, длины, времени;
о действиях умножения и деления на равные части, об их связи и взаимообратности;
о переместительном свойстве умножения;
о порядке действия I и II ступени;
о названиях компонентов и результатов действий сложения и вычитания, а также умножения и деления;
о центре и радиусе окружности (круга);
о многоугольнике и названии его элементов;
о прямоугольнике (квадрате) и свойствах его сторон и углов, о новом названии сторон
Обучающиеся должны уметь:
2-й минимально достижимый уровень:
называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать, откладывать их на счётах; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (возможна помощь учителя);
считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя);
сравнивать числа в пределах 100;
пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр) и соотношением известных мер (возможна помощь учителя и использование таблицы соотношения единиц измерения величин);
определять время по часам с точностью до получаса;
пользоваться календарем для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд (с опорой на дидактический материал);
пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5 в пределах 20 для решения примеров на соответствующие действия;
решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на вычисление стоимости по цене и количеству (с опорой на наглядность);
показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (можно с помощью учителя);
чертить окружность заданного радиуса;
чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела Аудиторно Самост.работа
1.Повторение 9 ч 5 ч
2.Сложение и вычитание чисел второго десятка 17 ч 15 ч
3.Умножение и деление 32 ч 20 ч
4.Нумерация в пределах 100 12 ч 10 ч
5.Сложение и вычитание в пределах 100 29 ч 17ч
6.Повторение 3 ч 1 ч
Всего за год : 102 ч 68 ч = 170 ч