Зам. директора по УВР директор школы
_________ О.П.Чудина ____________ В.И. Грибанов
« »__________2017 г. Приказ № ___от «»______2017 г.
протокол №__ от ____2017 г.
Рабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Математика», авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова – УМК «Школа России» (Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М.: Просвещение, 2014).
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Школа России»:
Моро М.И. Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012
Моро М.И. Рабочая тетрадь по математике для 2 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2015
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
-формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных задач;
-развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
В рабочей программе темы и количество часов соответствуют темам и количеству часов, предложенных авторами.
(4ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации данной программы - 1 год.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений видаа ± 5; 4 – а;при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
№ п/п | Раздел программы Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности учащихся |
Числа от 1 до 100. Нумерация - 16 часов. |
1 | Инструктаж по т/б. Числа от 1 до 20. | 1 | | | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100 Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5,35- 5, 35 - 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
2 | Числа от 1 до 20. | 1 | | |
3 | Числа от 1 до 100. Счет десятками до 100. | 1 | | |
4 | Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. | 1 | | |
5 | Поместное значение цифр. | 1 | | |
6 | Однозначные и двузначные числа. Проверочная работа № 1 «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 1 | | |
7 | Единица измерения длины – миллиметр. | 1 | | |
8 | Единица измерения длины – миллиметр (закрепление). Контрольная работа № 1 (входная) | 1 | | |
9 | Анализ к/р. Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1 | | |
10 | Метр. Таблица единиц длины. Проверочная работа № 2 «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 1 | | |
11 | Сложение и вычитание вида: 30+5, 35-30, 35-5. | 1 | | |
12 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Проверочная работа № 3 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». | 1 | | |
13 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 | | |
14 | Рубль. Копейка. Соотношение между ними. Проверочная работа № 4 «Нумерация. Решение задач» | 1 | | |
15 | Повторение по теме «Нумерация». «Странички для любознательных» | 1 | | |
16 | Контрольная работа № 2 по теме«Нумерация чисел от 1 до 100». | 1 | | |
Сложение и вычитание (20 часов) |
17 | Работа над ошибками. Решение и составление задач, обратных заданной. | 1 | | | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи.
Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Читать и записывать числовые выражения в два действия. Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. Собирать материал по заданной теме. |
18 | Сумма и разность отрезков. | 1 | | |
19 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого Проверочная работа №5 «Сложение и вычитание. Решение задач» | 1 | | |
20 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | | |
21 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. Проверочная работа №6 «Сложение и вычитание. Решение задач» | 1 | | |
22 | Время. Единицы времени: час, минута. Соотношение 1 ч=60 мин. | 1 | | |
23 | Длина ломаной. | 1 | | |
24 | Способы нахождения длины ломаной. Проверочная работа №7 «Сложение и вычитание. Длина ломаной» | 1 | | |
25 | Периметр многоугольника. | 1 | | |
26 | Числовое выражение и его значение. | 1 | | |
27 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Скобки | 1 | | |
28 | Сравнение числовых выражений. Проверочная работа №8 «Сложение и вычитание.» | 1 | | |
29 | Свойства сложения. | 1 | | |
30 | Упражнение в использовании законов сложения для рационализации вычислений. Проверочная работа №9 «Сложение и вычитание» | 1 | | |
31 | Решение заданий на сравнение массы объектов. (Странички для любознательных.) | 1 | | |
32 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые выражения». | 1 | | |
33 | Анализ контрольной работы. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». | 1 | | |
34 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
35 | Повторение по теме «Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц». | 1 | | |
36 | Повторение по теме «Периметр многоугольника». | 1 | | | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (28 часов) |
37 | Устные вычисления с использованием свойств сложения. Проверочная работа №10 «Сложение и вычитание. Решение задач» | 1 | | | Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание крутых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др ) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения
Выполнять задания творческого и поискового характера Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры. |
38 | Прием сложения вида 36+2, 36+20, 60+18….. | 1 | | |
39 | Прием вычитания вида 36-2, 36-20, 36-22 | 1 | | |
40 | Прием сложения вида 26+4. | 1 | | |
41 | Прием вычитания вида 30-7. | 1 | | |
42 | Прием вычитания вида 60-34. | 1 | | |
43 | Решение задач на нахождение третьего неизвестного слагаемого. Проверочная работа №11 «Сложение и вычитание. Решение задач» | 1 | | |
44 | Простые задачи на встречное движение. | 1 | | | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100 Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. |
45 | Упражнение в решении составных задач на встречное движение. Запись задачи выражением | 1 | | |
46 | Прием сложения вида 26+7. | 1 | | |
47 | Прием вычитания вида 35-7. | 1 | | |
48 | Закрепление изученных приемов сложения и вычитания Проверочная работа №12 «Сложение и вычитание. Решение задач» | 1 | | |
49 | Решение логических задач. (Странички для любознательных.) | 1 | | | Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание крутых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др ) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения |
50 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
51 | Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание чисел до 100». | 1 | | |
52 | Анализ контрольной работы. Выражения с переменной вида a+12 | 1 | | | Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + jc= 12, 25-х=20, л-2 = 8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
53 | Буквенные выражения. | 1 | | |
54 | Выражения с одной переменной вида b-15, 43-b. | 1 | | |
55 | Уравнение. | 1 | | |
56 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 1 | | |
57 | Уравнение. Закрепление. Проверочная работа №13 «Сложение и вычитание. Уравнение.» | 1 | | |
58 | Проверка сложения вычитанием. | 1 | | | Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание крутых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др ) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
59 | Проверка вычитания сложением и вычитанием | 1 | | |
60 | Контрольная работа № 5 по итогам 1 полугодия | 1 | | |
61 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Проверка сложения вычитанием» Проверочная работа № 14 «Сложение и вычитание". | 1 | | |
62 | Закрепление пройденного по теме «Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100» | 1 | | |
63 | Анализ результатов. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
64 | Повторение по теме «Сложение и вычитание». | 1 | | |
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (23 часа) |
65 | Прием письменного сложения вида 45+23 | 1 | | | Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.
Выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100; Выполнять проверку вычитания сложением и вычитанием; Выполнять приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком
Различать прямой, тупой и острый углы. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырёхугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выбирать заготовки в форме квадрата. Записывать решение составных задач с помощью выражения, Выполнять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; решать текстовые задачи арифметическим способом; выбирать заготовки в форме квадрата; Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100; Выполнять приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выбирать заготовки в форме квадрата. Записывать решение составных задач с помощью выражения, Выполнять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; решать текстовые задачи арифметическим способом; выбирать заготовки в форме квадрата; Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по нему. Составлять план работы. Работать в паре: обмениваться собранной информацией, распределять, кто какие фигурки будет изготавливать, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты. Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и её результат. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ |
66 | Прием письменного вычитания вида 57-26. | 1 | | |
67 | Письменное сложение двузначных чисел без перехода через разряд. | 1 | | |
68 | Письменное сложение двузначных чисел без перехода через разряд. Проверочная работа №15 «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | | |
69 | Угол. Виды углов. | 1 | | |
70 | Прием письменного сложения вида 37+48. | 1 | | |
71 | Прием письменного сложения вида 37+53. | 1 | | |
72 | Прямоугольник. Проверочная работа №16 «Сложение и вычитание. Виды углов» | 1 | | |
73 | Закрепление по теме «Прямоугольник» Решение задач. | 1 | | |
74 | Прием письменного сложения вида 87+13 | 1 | | |
75 | Закрепление изученных видов вычисления в пределах 100. Решение текстовых задач арифметическим способом | 1 | | |
76 | Вычисления вида 32+8, 40-8 | 1 | | |
77 | Прием письменного вычитания вида 50-24. | 1 | | |
78 | Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток (закрепление). Проверочная работа № 17 «Сложение и вычитание». | 1 | | |
79 | Повторение пройденного. «Что узнали, чему научились». | 1 | | |
80 | Контрольная работа №6 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания». | 1 | | |
81 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | | |
82 | Вычитание вида 52-24 | 1 | | |
83 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | | |
84 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. Проверочная работа №18 «Сложение и вычитание» | 1 | | |
85 | Квадрат | 1 | | |
86 | Квадрат. Закрепление изученного | 1 | | |
87 | Повторение пройденного. «Что узнали, чему научились» (Странички для любознательных.) | 1 | | |
Умножение и деление (17 часов) |
88 | Конкретный смысл действия умножения. Знак действия умножения. | 1 | | | Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение.
Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Использовать математическую терминологию, решать текстовые задачи на умножение
Находить различные способы решения одной и той же задачи.
Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление. Находить различные способы решения одной и той же задачи.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ Решать текстовые задачи на деление. |
89 | Конкретный смысл действия умножения. | 1 | | |
90 | Связь умножения со сложением. Проверочная работа №19 «Умножение и деление» | 1 | | |
91 | Задачи на нахождение произведения. | 1 | | |
92 | Периметр прямоугольника. | 1 | | |
93 | Приемы умножения единицы и нуля. | 1 | | |
94 | Названия компонентов и результата умножения. | 1 | | |
95 | Переместительное свойство умножения. | 1 | | |
96 | Переместительное свойство умножения. | 1 | | |
97 | Задачи на нахождение произведения. Проверочная работа №20 «Умножение и деление» | 1 | | |
98 | Конкретный смысл действия деления. | 1 | | |
99 | Конкретный смысл действия деления. | 1 | | |
100 | Название компонентов и результата деления. | 1 | | |
101 | Решение задач на деление. | 1 | | |
102 | Решение задач на деление. Проверочная работа №21 «Умножение и деление» | 1 | | |
103 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
104 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление». | 1 | | |
Умножение и деление. Табличное умножение и деление (21 час) |
105 | Анализ контрольной работы. Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | | | Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Умножать и делить на 10.
Использовать математическую терминологию, решать текстовые задачи на умножение Решать текстовые задачи на деление.
Находить различные способы решения одной и той же задачи.
Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. |
106 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Проверочная работа №22 «Умножение и деление» | 1 | | |
107 | Прием умножения и деления на число 10. | 1 | | |
108 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | | |
109 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | | |
110 | Задачи на нахождение третьего слагаемого. | 1 | | |
111 | Умножение числа 2. | 1 | | | Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3; Выполнять задания творческого и поискового характера; Умножать и делить с числами 2 и 3; выполнять задания творческого характера Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления |
112 | Умножение числа 2. Умножение на число 2. | 1 | | |
113 | Приемы умножения числа 2 и на 2. Проверочная работа № 23 «Умножение и деление» | 1 | | |
114 | Деление на 2 | 1 | | |
115 | Связь действий умножения и деления. Решение задач и выражений | 1 | | |
116 | Связь действий умножения и деления. | 1 | | |
117 | Особые случаи умножения и деления | 1 | | | Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3; Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления Выполнять задания творческого и поискового характера; Умножать и делить с числами 2 и 3; выполнять задания творческого характера Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ |
118 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
119 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | | |
120 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | | |
121 | Деление на 3. | 1 | | |
122 | Деление на 3 Проверочная работа № 24 «Умножение и деление» | 1 | | |
123 | Закрепление изученных случаев умножения и деления на 3 | 1 | | |
124 | Контрольная работа №8 по теме «Конкретный смысл умножения». | 1 | | |
125 | Анализ контрольной работы. Взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления. | 1 | | |
Итоговое повторение (10 часов) Проверка знаний (1 час) |
126 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 1 | | | Выполнять приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком Уметь находить периметр; уметь находить значение буквенных выражений; решать примеры с переходом через десяток в столбик; уметь проводить взаимопроверку уметь по краткой записи составлять задачу и решать ее. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ |
127 | Числовые и буквенные выражения. | 1 | | |
128 | Равенство. Неравенство. Уравнение. | 1 | | |
129 | Сложение и вычитание. | 1 | | |
130 | Свойства сложения. | 1 | | |
131 | Контрольная работа № 9, итоговый контроль | 1 | | |
132 | Анализ контрольной работы. Таблица сложения | 1 | | |
133 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
134 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
135 | Длина отрезка. Единицы длины. | 1 | | |
136 | Математический КВН. | 1 | | |