Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Константиновский технологический техникум»
| утверждаю директор ГБПОУ РО «КТТ» ______________Е. Е. Мищенко «____»______ 2023г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.03 Основы микробиологии, санитарии и гигиены
| | |
| | |
Для профессии: | 35.01.27 | Мастер сельскохозяйственного производства |
| | |
2023
Рассмотрена, одобрена и рекомендована с целью практического применения на МК специальных и общетехнических дисциплин ПРОТОКОЛ №_____________ От «_____»___________20 ___ г. Председатель МК _________ Исропилов Р.Б. | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР ____________ А.И. Кунакова «_____»____________20___ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от 24.05.2022 г. N 355)
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «КТТ
Разработчик :Фоминичева Л.Е. преподаватель ГБПОУ РО «КТТ».
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02; ОК 07
ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.7 | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии Описывать значимость своей профессии применять стандарты антикоррупционного поведения Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение: агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений; агротехнические требования ухода за посевами и посадками сельскохозяйственных культур; технологии кормления в |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 32 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 12 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 20 |
лабораторные работы | 12 |
Промежуточная аттестация | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы микробиологии | 22/8 | |
Тема 1.1. Понятия о микроорганизмах | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.7 |
1 Понятие о микроорганизмах. | 4 |
2 Морфология микробов. |
3 Физиология микробов |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Лабораторная работа 1. Анализ основных форм бактерий, грибов | 2 |
Тема 1.2. Физиология и генетика микроорганизмов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.7 |
1 Химический состав микробов, питание ,рост, развитие. | 2 |
2 Генетика микроорганизмов |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Лабораторная работа 2. Определение чувствительности микроорганизмов. Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Тема 1.3. Микроорганизмы поверхности растений и прикорневой зоны | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.7 |
1 Микрофлора зерна и ее изменения при разных условиях хранения | 4 |
2 Фитопатогенные микроорганизмы. |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Лабораторная работа 3. Анализ эпифитных микроорганизмов зерна. | 2 |
Тема 1.4. Микрофлора почвы | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.7 |
1 Количественный и видовой состав микроорганизмов в почве | 4 |
2 Возможности управления микробиологическими процессами в почве. |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Лабораторная работа 4. Микробиологический анализ почвы. | 2 |
Раздел 2. Основы санитарии гигиены | 10/4 | |
Тема 2.1. Санитарные требования | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2, ПК 2.3 ПК 2.7 |
1. Санитарные требования к помещениям, содержанию рабочих мест в цехах. | 2 |
2. Санитарные требования к спецодежде работников. |
Тема 2.2 Дезинфекция | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.7 |
1 Дезинфицирующие и моющие средства, их назначение, классификация | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Лабораторная работа 5. Приготовление и использование дезинфицирующих и моющих растворов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 2.3. Дезинсекция и дератизация | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ОК 09 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.7 |
1 Назначение дезинсекции, её методы | 2 |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 |
Лабораторная работа 6. Приготовление и использование дезинфицирующих растворов. Анализ правил проведения дезинсекции и дератизации. | 2 |
Промежуточная аттестация | | |
Всего | 32 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Микробиологии, санитарии и гигиены», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.3 Примерной образовательной программы по профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Пилильшикова. Н.В. Физиология растений с основами микробиологии.- М.: Миф, 2019.-268с.
2. Наумова Т. И. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб. пособие / Т. И. Наумова. - Ростов н/Д : Феникс, 2020. - 284 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).
3.2.2. Основные электронные издания
Емцев, В. Т. Микробиология : учебник для среднего профессионального образования / В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 428 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09738-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491852 (дата обращения: 15.11.2022).
Микробиология, санитария и гигиена : учебное пособие для спо / А. К. Галиуллин, Р. Г. Госманов, В. Г. Гумеров [и др.]. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 152 с. — ISBN 978-5-507-44326-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/223427 .
Санитарная микробиология / Н. А. Ожередова, А. Ф. Дмитриев, В. Ю. Морозов [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-507-44747-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/243326 .
Фарниев, А. Т. Почвенная микробиология / А. Т. Фарниев, А. Х. Козырев, А. А. Сабанова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 142 с. — ISBN 978-5-507-44485-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/260834 .
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены. –М.: Академия, 2008.-346 с.
2. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Несвижский Ю.В. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.-324 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2 | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
основных групп микроорганизмов, их классификации; значения микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных; правил отбора, доставки и хранения биоматериала; типов питательных сред и правил работы с ними; методов стерилизации и дезинфекции; понятий патогенности и вирулентности; форм воздействия патогенных микроорганизмов; санитарно-технологических требований к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.; правил личной гигиены работников; норм гигиены труда; классификации моющих и дезинфицирующих средств, правил их применения, условий и сроков хранения; правил проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений; | определение основных групп микроорганизмов, их классификация; обоснование значения микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных; формулирование правил отбора, доставки и хранения биоматериала; определение типов питательных сред; формулирование правил работы с питательными средами; изложение методов стерилизации и дезинфекции; определение понятий патогенности и вирулентности; определение формы воздействия патогенных микроорганизмов; определение санитарно-технологических требований к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту; изложение правил личной гигиены работников; обоснование норм гигиены труда; изложение классификации моющих и дезинфицирующих средств, правил их применения; формулирование правил проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений | Текущий контроль в форме устного и письменного опроса, тестирования, контрольной работы; выполнение лабораторных работ. Зачет |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины |
обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами; проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам; пользоваться микроскопической оптической техникой; соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии, применять необходимые методы и средства защиты; готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств различной концентрации; дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др. | демонстрация умений и навыков обеспечения асептических условий работы с биоматериалами; демонстрация умений и навыков проведения микробиологических исследований; демонстрация умений и навыков работы с помощью микроскопической оптической техники; демонстрация соблюдения правил личной гигиены и промышленной санитарии, применения необходимых методов и средств защиты; демонстрация умений и навыков приготовления растворов дезинфицирующих и моющих средств; демонстрация умений и навыков дезинфицирования оборудования, инвентаря, помещения. | Оценка выполнения лабораторных работ; контрольной работы. Зачет |
1
2