СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по микробиологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по микробиологии»



Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Константиновский технологический техникум»






утверждаю

директор ГБПОУ РО «КТТ»

______________Е. Е. Мищенко

«____»______ 2023г.





Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.03 Основы микробиологии, санитарии и гигиены








Для профессии:

35.01.27

Мастер сельскохозяйственного производства














2023

Рассмотрена, одобрена и рекомендована с целью практического применения на МК специальных и общетехнических дисциплин

ПРОТОКОЛ №_____________

От «_____»___________20 ___ г.

Председатель МК _________ Исропилов Р.Б.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПР

____________ А.И. Кунакова

«_____»____________20___ г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.05.2022 г. N 355)








Организация-разработчик: ГБПОУ РО «КТТ

Разработчик :Фоминичева Л.Е. преподаватель ГБПОУ РО «КТТ».













СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02; ОК 07

ОК 09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:


Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.7


Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии

Описывать значимость своей профессии применять стандарты антикоррупционного поведения

Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения.

Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение:

агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений;

агротехнические требования ухода за посевами и посадками сельскохозяйственных культур;

технологии кормления в





































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в т.ч. в форме практической подготовки

12

в т. ч.:

теоретическое обучение

20

лабораторные работы

12

Промежуточная аттестация




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и личностных результатов1, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основы микробиологии

22/8


Тема 1.1. Понятия о микроорганизмах

Содержание учебного материала

6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.7

1 Понятие о микроорганизмах.

4

2 Морфология микробов.

3 Физиология микробов

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 1. Анализ основных форм бактерий, грибов

2

Тема 1.2. Физиология и генетика микроорганизмов

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.7

1 Химический состав микробов, питание ,рост, развитие.

2

2 Генетика микроорганизмов

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 2. Определение чувствительности микроорганизмов. Формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.3. Микроорганизмы поверхности растений и прикорневой зоны

Содержание учебного материала

6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.7

1 Микрофлора зерна и ее изменения при разных условиях хранения

4

2 Фитопатогенные микроорганизмы.

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 3. Анализ эпифитных микроорганизмов зерна.

2

Тема 1.4. Микрофлора почвы

Содержание учебного материала

6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.7

1 Количественный и видовой состав микроорганизмов в почве

4

2 Возможности управления микробиологическими процессами в почве.

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 4. Микробиологический анализ почвы.

2

Раздел 2. Основы санитарии гигиены

10/4


Тема 2.1. Санитарные требования

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2, ПК 2.3

ПК 2.7

1. Санитарные требования к помещениям, содержанию рабочих мест в цехах.

2

2. Санитарные требования к спецодежде работников.

Тема 2.2 Дезинфекция

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.7

1 Дезинфицирующие и моющие средства, их назначение, классификация

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 5. Приготовление и использование дезинфицирующих и моющих растворов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.3. Дезинсекция и дератизация

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.7

1 Назначение дезинсекции, её методы

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 6. Приготовление и использование дезинфицирующих растворов. Анализ правил проведения дезинсекции и дератизации.

2

Промежуточная аттестация



Всего

32


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория «Микробиологии, санитарии и гигиены», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.3 Примерной образовательной программы по профессии.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные издания

1. Пилильшикова. Н.В. Физиология растений с основами микробиологии.- М.: Миф, 2019.-268с.

2. Наумова Т. И. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб. пособие / Т. И. Наумова. - Ростов н/Д : Феникс, 2020. - 284 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).


3.2.2. Основные электронные издания

  1. Емцев, В. Т.  Микробиология : учебник для среднего профессионального образования / В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин. — 8-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 428 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09738-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491852 (дата обращения: 15.11.2022).

  2. Микробиология, санитария и гигиена : учебное пособие для спо / А. К. Галиуллин, Р. Г. Госманов, В. Г. Гумеров [и др.]. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 152 с. — ISBN 978-5-507-44326-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/223427 .

  3. Санитарная микробиология / Н. А. Ожередова, А. Ф. Дмитриев, В. Ю. Морозов [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-507-44747-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/243326 .

  4. Фарниев, А. Т. Почвенная микробиология / А. Т. Фарниев, А. Х. Козырев, А. А. Сабанова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 142 с. — ISBN 978-5-507-44485-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/260834 .


3.2.3. Дополнительные источники:

1. Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены. –М.: Академия, 2008.-346 с.

2. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Несвижский Ю.В. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник. -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.-324 с.










































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения2

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

  • основных групп микроорганизмов, их классификации;

  • значения микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных;

  • правил отбора, доставки и хранения биоматериала;

  • типов питательных сред и правил работы с ними;

  • методов стерилизации и дезинфекции;

  • понятий патогенности и вирулентности;

  • форм воздействия патогенных микроорганизмов;

  • санитарно-технологических требований к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.;

  • правил личной гигиены работников;

  • норм гигиены труда;

  • классификации моющих и дезинфицирующих средств, правил их применения, условий и сроков хранения;

  • правил проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;

  • определение основных групп микроорганизмов, их классификация;

  • обоснование значения микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных;

  • формулирование правил отбора, доставки и хранения биоматериала;

  • определение типов питательных сред;

  • формулирование правил работы с питательными средами;

  • изложение методов стерилизации и дезинфекции;

  • определение понятий патогенности и вирулентности;

  • определение формы воздействия патогенных микроорганизмов;

  • определение санитарно-технологических требований к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;

  • изложение правил личной гигиены работников;

  • обоснование норм гигиены труда;

  • изложение классификации моющих и дезинфицирующих средств, правил их применения;

  • формулирование правил проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений

Текущий контроль в форме устного и письменного опроса, тестирования, контрольной работы;

выполнение лабораторных работ.

Зачет


Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

  • обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;

  • проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

  • пользоваться микроскопической оптической техникой;

  • соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии, применять необходимые методы и средства защиты;

  • готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств различной концентрации;

  • дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.

  • демонстрация умений и навыков обеспечения асептических условий работы с биоматериалами;

  • демонстрация умений и навыков проведения микробиологических исследований;

  • демонстрация умений и навыков работы с помощью микроскопической оптической техники;

  • демонстрация соблюдения правил личной гигиены и промышленной санитарии, применения необходимых методов и средств защиты;

  • демонстрация умений и навыков приготовления растворов дезинфицирующих и моющих средств;

  • демонстрация умений и навыков дезинфицирования оборудования, инвентаря, помещения.

Оценка выполнения лабораторных работ; контрольной работы.

Зачет




1

2