СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК 9 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе примерной программы по МХК рекомендованной Министерством образования РФ, программ по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, сборника программ и методических материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой.

В 9 классе изучаются художественные традиции народов мира.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокоосельская основная школа»





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

__________



«____»___________2018г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________Н.А. Гарахина

«___»_____________ 2018 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Мировая художественная культура»

9 класс






НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составила: Ричко Л.В.

учитель русского языка и литературы,

без квалификационной категории

С. Высокий Оселок

2018-2019 учебный год

1. Пояснительная записка

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе примерной программы по МХК рекомендованной Министерством образования РФ, программ по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, сборника программ и методических материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой.

В 9 классе изучаются художественные традиции народов мира.

Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения».

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов.

Про­блемное поле отечественной и мировой художественной куль­туры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Целью изучения дисциплины «Мировая художественная культура» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

Образовательные цели и задачи курса:

изучение шедевров мирового искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов мира;

освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целост­ной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

помочь школьнику выработать прочную и устой­чивую потребность общения с произведениями искус­ства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследователь­ских, индивидуальных, групповых и консультатив­ных видах учебной деятельности. Эта работа осу­ществляется на основе конкретно-чувственного восп­риятия произведения искусства, развития способнос­тей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита твор­ческих проектов, написание рефератов, участие в на­учно-практических конференциях, диспутах, дискус­сиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан­ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати­ческий подходы к изучению курса обеспечивают осу­ществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но­вом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера­туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто­рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ­ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — про­цесс исключительно избирательный. Он предусмат­ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про­тяжении всего учебного времени направлять и разви­вать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, лич­ными интересами и вкусами.

2. Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

В результате изучения курса мировой художественной культуры 9 класса ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 34 часов.

3. Содержание учебного предмета

Художественные традиции народов мира

Героический эпос народов мира 4 часа

Понятие о героическом эпосе, художественно отра­зившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.

Героический эпос — результат коллективного на­родного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Рассказ А. Франса «Кемейский певец» и воссозданная в нем картина рождения эпоса.

Шедевры народного эпоса: «Сказание и Гильгаме- ше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Бе- овульф» (Англия), «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Ис­ландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала» (карело-финский эпос). Обзор (по выбору).

Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном пле­мени богатырей, живших в древние времена и боров­шихся с чудовищами, великанами и драконами. Ар­мянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору).

Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американско­го поэта Г. Лонгфелло.

Развитие эпических традиций в русской музы­кальной культуре. Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Му­соргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсако- ва «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).

Эпическая тема в произведениях русской живопи­си (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев). Обзор (по вы­бору).

Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжет сотворения мира и его воплощение в ис­ландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе.

Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми условиями (добывание огня, из­готовление орудий труда). Описание битвы, демонст­рирующей подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.

Русские былинные богатыри и их отличие от сред­невековых рыцарей. Илья Муромец — идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, от­вагой и находчивостью.

Верность дружбе, великодушие и честь — главные качества героев народного эпоса. Их готовность прий­ти на помощь, защитить слабых и обиженных, по­мочь влюбленным. Верная и преданная дружба Гиль- гамеша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»), поэтические достоинства и художественное своеобразие «плача Гильгамеша».

«Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия) — выдаю­щийся памятник мировой литературы. Сказание о ца­ре Гильгамеше, сумевшем постичь и обрести муд­рость, счастье и бессмертие. Гильгамеш — смелый и отважный воин, надежный и верный друг. Искуше­ние любовью богини Иштар. Поэтическое своеобразие произведения.

Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-ху­дожественное значение. Эпические руны (песни), рас­сказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения.

Главный герой Вяйнямейнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мас­теровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вяйнямейнена и его товарищей за волшебную мель­ницу Сампо — основа сюжета «Калевалы». Сладко­звучное пение и игра на народном инструменте канте­ле, их великая чудодейственная сила. Суровые испы­тания, выпавшие на долю главного героя.

Праздники и обряды народов мира 5 часов

Всякая душа празднику рада.

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.

Понятие об обряде как совокупности установлен­ных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиоз­ные, семейно-бытовые, календарные и обществен­но-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

Религиозные праздники и обряды.

Крещение Руси, следование византийским тради­циям церковного богослужения. Православное богос­лужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недель­ном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова мо­литвы. «Двунадесятые» праздники православия.

Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение.

Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.

Ах, карнавал! Удивительный мир...

Происхождение карнавала в странах Западной Ев­ропы, его традиции в средние века и в эпоху Возрож­дения.

Италия — родина карнавальных шествий. Наибо­лее популярные герои итальянского карнавала. Тра­диции проведения венецианских карнавалов.

Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций.

Своеобразие архитектурных традиций 4 часа

Храмовая архитектура.

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, от­разившая представления человека о строении мироз­дания.

Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешне­го облика. Пышность и великолепие внутреннего уб­ранства.

Распространение на Руси крестово-купольного ти­па храма как символа христианского православия. Выразительная символика православного храма (ко­личество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением — уникальные соору­жения русского культового зодчества. Церковь Воз­несения в Коломенском под Москвой. Интерьер пра­вославного храма, его символическое звучание.

Традиции буддийской храмовой архитектуры. Бо- рободур (остров Ява, Индонезия) — крупнейший па­мятник мирового храмового зодчества. Кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрыти­ем, их структура и связь с буддийским учением о свя­щенном пути к просветлению. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буд­дийское «постижение истины».

Культовые постройки ислама. Мечеть — основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мече­ти-крепости, окруженной глухими стенами. Собор­ные мечети и их общественное назначение. Баш­ни-минареты и их особая культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) — прославленный шедевр му­сульманской архитектуры. Медресе — культовые учебные заведения. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитекту­ры Средней Азии (по выбору).

Дом — жилище человека.

Древнейшие дома человека, обнаруженные архео­логами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в древнейшем италийском городе Помпеи.

Изба — традиционный рубленый дом русского на­рода. Многообразие внешнего вида, планировка и на­значение избы. Искусство возведения избы, ее деко­ративное убранство (резные наличники на окнах, ко­нек над крышей, сказочные крылечки).

Иглу — жилищные постройки народов Гренлан­дии, Аляски и Арктики. Переносные жилища коче­вых народов Крайнего Севера — яранги. Современное устройство яранги — жилища для оленеводов. Кони­ческий шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — ос­новной тип жилища народов Средней Азии и Монго­лии. Легкие, удобные дома без внутренних перегоро­док, рациональность и простота их конструкции.

Жилища народов Африки, их неожиданные архи­тектурные решения и формы (шара, цилиндра, усе­ченного конуса).

Традиционные конструкции японского дома (кры­ша, опирающаяся на деревянный каркас). Раздвиж­ные створки, служащие наружными стенами, отсут­ствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранст­ва, сад — естественное продолжение японского дома.

Изобразительное искусство народов мира 5 часов

Древнерусская иконопись.

Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование ви­зантийским канонам, выработка собственного спосо­ба отражения религиозных представлений. Исключи­тельная роль иконы в жизни русского человека.

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.

Икона — коллективное творчество многих масте­ров. Процесс создания иконы и его основные этапы.

Книжная миниатюра Востока.

Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отноше­ние к книге как к святыне и драгоценности.

Создание книжной миниатюры — сложный творче­ский процесс, требующий особых навыков и мастерст­ва. Тончайший и выразительный рисунок, многокра­сочность и яркая насыщенность цвета, изысканная про­стота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения че­ловека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов и пиров, портреты правителей (на примере шедевров восточной мини­атюры — по выбору).

Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утон­ченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, вирту­озное мастерство композиций, красота и музыкаль­ность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государ­ства Шейбани-хана.

Скульптура Тропической и Южной Африки.

Самобытность культуры народов Африки. Деревян­ная скульптура как воплощение народных представле­ний о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразитель­ность и экспрессивность силуэта, декоративность, мо- нохромность, использование природных материалов.

Традиционные маски народов Африки, их символи­ческое значение, отражающее религиозные представ­ления о мире. Использование масок во время традици­онных обрядов и празднеств. Маски, связанные с куль­том животных — покровителей рода или племени.

Скульптурные произведения Бенина и города-госу­дарства Ифе (Нигерия). Особенности изображения че­ловека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуалисти­ческих черт.

Своеобразие музыкальной культуры 5 часов

Музыкальные инструменты народов мира.

Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, де­коративное убранство.

Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инст­рументы Японии, Китая и стран Южной и Юго-Вос­точной Азии. Латиноамериканские музыкальные ин­струменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструмен­тов в музыкальной культуре Африки.

Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история развития русской инстру­ментальной культуры. Художественные свидетельст­ва древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инст­рументы, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых ин­струментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов. Про­слушивание музыки народных инструментов веду­щих музыкальных оркестров России (по выбору).

Музыка в храме.

Особое эмоциональное воздействие на человека му­зыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музы­кальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев — основа древне­русского певческого искусства. Партесное (многого­лосное) пение. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов.

Культовая музыка ислама, ее строгий регламенти­рованный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина — служителя ислама, призванный до­нести смысловое значение призыва к молитве (азана). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана — особый вид куль­товой музыки.

Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Мо­литвы-заклинания, сопровождающие обряды богос­лужения, их символический смысл и значение. Му­зыкальные инструменты буддийского богослужения.

Русская колокольная музыка как часть православ­ной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Ис­кусство колокольного звона в Новгороде, Москве и

Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колоколь­ных звонарей.

Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в про­изведениях С. Рахманинова и А. Шнитке (по выбору).

Истоки народной американской музыки.

Театр народов мира 5 часов

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скомо­рохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти.

Актерское мастерство скоморохов, народных по­тешников, сочетающих в импровизационных пред­ставлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, праздне­ствах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов — пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.

Тема скоморошества в различных видах искусства. Чтение и прослушивание записей скоморошин в ис­полнении фольклорных коллективов. Оперы А. П. Бо­родина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой пету­шок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петруш­ка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи...» и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору).

Пекинская народная опера.

Пекинская музыкальная драма — уникальное яв­ление мировой художественной культуры, воплотив­шее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития.

Народные легенды и популярные романы с истори­ческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое ис­полнительское мастерство актеров, их основные сце­нические амплуа.

Условный характер театральных декораций и рек­визита. Символическое звучание музыкальных инст­рументов. Символика традиционных костюмов и те­атрального грима. Синтетический характер Пекин­ской музыкальной драмы.

Искусство кукольного театра.

История происхождения кукольного театра. Раз­нообразие типов кукольного театра в Древних Гре­ции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбо­ру). Петрушка — наиболее популярный герой ку­кольного театра в России. Традиции представления русского бродячего кукольного театра.

Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание. Произведе­ния классической литературы — основа сюжета теат­рального действа. Особая роль ведущего (даланга) — искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль музыкального оркестра в ор­ганизации спектакля.

Самобытность танцевальной культуры 6 часов

Радуга русского танца.

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая исто­рия и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тон­кий лиризм, скромность, простота и чувство собствен­ного достоинства — характерные черты русского на­родного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития ис­кусства русского танца.

Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Де­вичьи хороводы и их характерные особенности. Сея­ние и обработка льна, прядение и ткачество — тради­ционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и ор­ганизующая роль «хороводницы». Разнообразие ри­сунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»).

Пляски-кадрили и переплясы — вольные импро­визированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности.

Искусство индийского танца.

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пе­щерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Приви­легированное положение танцора в индийском обще­стве.

Система индийского классического танца, ее ос­новные положения, изложенные в древнем трактате «Натьяшастра». Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его богатая мимика.

Синтетический характер индийского танца. Ис­пользование музыки, поэзии, драматического искус­ства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой и архитектурой.

Танец как составная часть храмовых обрядов, по­степенная утрата ритуального значения. Светский, придворный характер современного индийского танца. Особое значение эффектных и красочных костюмов.

Страстные ритмы фламенко.

Фламенко — своеобразный художественный сим­вол Испании. Основные версии происхождения тан­ца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — та­нец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций.

Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное со­провождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастань­ет — старинного деревянного ударного инструмента.

Болеро, сегидилья и хота — наиболее популярные испанские танцы.

Под звуки тамтамов.

Традиционные танцы народов Африки — неотъем­лемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразитель­ность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка.

Африканский танец — синтез многих искусств. Коллективный характер африканского танца, особен­ности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, различные виды национальной борьбы — основные сюжеты африканских танцев.

Разнообразие видов и форм танцев («танцы отды­ха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-за­клинания от злых духов). Магические обрядовые тан­цы народов Центральной Африки. Символические танцы перевоплощения в животных.

4. Учебно- тематический план

Разделы

Всего часов

Героический эпос народов мира

4

Праздники и обряды народов мира

5

Своеобразие архитектурных традиций

4

Изобразительное искусство народов мира

5

Своеобразие музыкальной культуры

5

Театр народов мира

5

Самобытность танцевальной культуры

6


Итого


34



5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2016.

Ресурсы Интернета

http://www.fondcultura.ru/index.htm –   нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы 

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

• http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.

• http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)

• http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!