СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК в 11 классе

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели и задачи  МХК в 11 классе:

- формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира;

- изучение шедевров мирового искусства;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК в 11 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Горячеключевская средняя общеобразовательная школа»






Рассмотрено: Согласовано:

методическим объединением заместитель

учителей гуманитарно- директора по УВР

эстетического и «Горячеключевская СОШ»

спортивного направления

Протокол № __ ______ Макарова Л. М.

от «___» ___ 2017 г. «___» ____ 2017 г.

Руководитель МО

______ Петрачкова И.Я.

Утверждено

Директор МОУ ИРМО

«Горячеключевская СОШ»

____________М.Ю. Боярский

Приказ № ____ОД

от «___» ______ 2017 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по мировой художественной культуре

11 класс











Разработала:

Петрачкова Ирина Ярославовна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории










2017 г.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В условиях работы по новым образовательным стандартам среднего (полного) общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся.

Личностные результаты изучения искусства в старшей школе подразумевают:

— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; — развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

— накопление опыта разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;

— формирование творческого отношения к проблемам;

— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

— подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

— выявление причинно-следственных связей;

— поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

— развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

— применение методов познания через художественный образ;

— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

— определение целей и задач учебной деятельности; — выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

— самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:

— наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

— восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

— представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

— представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

— различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

— классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

— осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

— уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

— формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;

— умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

— реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.


Образовательные цели и задачи предмета:

- формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира;

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников- творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно- исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- знакомство с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- развитие художественного вкуса, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей.

Воспитательные цели и задачи курса:

— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

— способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

— подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;

— развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

— создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе. Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково- исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

К приоритетным направлениям творческой работы следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.

Защита творческих проектов, создание презентаций, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии, успешной адаптации в современном мире..


Содержание программы

ОТ XVII ВЕКА ДО СОВРЕМЕННОСТИ

I. Искусство Нового времени (21 ч)

Искусство барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Крушение идеалов Возрождения. Человек и новая картина мира. Роль научных открытий в мировосприятии человека. Революционный переворот в сознании человека. Перемены в духовной жизни общества.

Эстетика барокко. Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни. Эстетические принципы барокко. Человек в контексте нового стиля. Главные темы искусства барокко и его характерные черты. Продолжение ренессансных традиций в искусстве барокко.

Архитектура барокко

Характерные черты барочной архитектуры. Особенности восприятия произведений барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко.

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия — родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме — грандиозность замысла и смелость его осуществления.

Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Национальное своеобразие стиля барокко в России. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры.

Изобразительное искусство барокко

Живопись барокко. Творчество Рубенса. Выразительность декоративной монументальной живописи. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений). Творчество учеников Рубенса.

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини*. Особенности обработки мрамора и бронзы, использование световых эффектов, искусство имитации, тонкий психологизм и изящество композиции (на примере скульптурных шедевров)

Реалистические тенденции в живописи Голландии

Творчество Рембрандта. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики (на примере известных произведений). Стремление передать духовную эволюцию человека, его трагический путь познания жизни. Графическое наследие художника.

Великие мастера голландской живописи*. Тематическое и жанровое многообразие голландской живописи. Специфика портретной живописи (на примере творчества Ф. Халса). Поэтизация естественного течения повседневной жизни в бытовой живописи (П. де Хох). Малые голландцы. Характерные особенности натюрморта (П. Клас, В. Хеда). Пейзажные произведения Я. Рейсдала и Я. Гойена. Вермер Делфтский как основоположник пленэрной живописи. Человек в интерьере в произведениях Вермера.

Музыкальное искусство барокко

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодичное одноголосие как основной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер К. Монтеверди (на примере известных произведений). Открытие первого в мирепубличного оперного театра (Венеция). Барочный концерт А. Вивальди.

Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Творчество Баха — завершающий этап музыкальной культуры барокко. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества).

Русская музыка барокко*. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты и их художественное своеобразие. Отличительные черты русской музыки барокко. Начало развития русской композиторской школы (на примере творчества отдельных авторов). Стиль барокко в искусстве колокольных звонов.

Искусство классицизма и рококо

Эстетика классицизма. Обращение к классическому античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы классицизма. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Изменения идеологической ориентации классицизма. Понятие о стиле ампир.

Рококо и сентиментализм*. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно - прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник — французский просветитель Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (на примере творчества В. Л. Боровиковского).

Классицизм в архитектуре Западной Европы

«Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля, строго подчинённого единому геометрическому плану. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма.

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Создание «идеального города». Неоклассицизм – новый этап развития классицизма м его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры)

Изобразительное искусство классицизма и рококо

Никола Пуссен — художник классицизма. Творчество Пуссена — вершина классицизма в живописи. Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений мастера (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо*. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше). Мгновенные удовольствия — главный предмет изображения. Изящество и утонченность рисунка.

Композиторы Венской классической школы

Классический симфонизм Гайдна*. Музыка Венской классической школы — формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма. Заслуги Гайдна в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра. Анализ лучших произведений композитора.

Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные вехи его творческой биографии. Моцарт как блистательный сочинитель симфонической музыки и создатель жанра классического концерта. Оперные шедевры Моцарта. Духовная музыка в творчестве композитора.

«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен. Судьба композитора и основные этапы его творчества. Путь от классицизма к романтизму – смелые эксперименты и творческие поиски. Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена. Разнообразие музыкального наследия (на примере известных произведений композитора).


Шедевры классицизма в архитектуре России

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий. Архитектурные ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих).

«Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков*. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора).

Искусство русского портрета

Мастера живописного портрета. Интерес к личности, ее ценность и общественная значимость в творчестве русских портретистов. Разнообразие жанров портрета. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. С. Рокотова. Мастерство в создании камерного портрета (на примере шедевров живописи). Портретная галерея Д. Г. Левицкого и мастерство автора в создании психологических портретов персонажей (на примере шедевров живописи). Портретное творчество В. Л.Боровиковского: богатейшая палитра чувств человека, их связь с окружающей природой (на примере шедевров живописи).

Мастера скульптурного портрета. Черты барочного парадного портрета, простота и ясность искусства классицизма в произведениях русской пластики. Декоративно- монументальная скульптура Б. К. Растрелли, особенности его художественной манеры. История создания памятника Петру I («Медный всадник») Э. М. Фальконе. Ф. И. Шубин — «первый статуйных дел мастер» и его творения. Произведения М. И. Козловского и И. П. Мартоса.

Неоклассицизм и академизм в живописи

Ж. Л. Давид – основоположник неоклассицизма. Античные традиции и революционные настроения в творчестве художника. Художественные принципы неоклассицизма. «Клятва Горациев» как подлинный манифест живописи неоклассицизма.

Творчество К. П. Брюллова. Основные этапы творческой биографии художника. История создания и художественный язык картины «Последний день Помпеи». Отказ от классических требований. Многогранность дарования художника.

Художественные открытия А. А. Иванова. Историческая и мифологическая тематика в творчестве Иванова. Картина «Явление Христа народу» - главный итог творческой биографии художника. Сюжетный и композиционный замысел е его художественное воплощение. Роль пейзажа.

Живопись романтизма

Эстетика романтизма. Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма. Интерес к фольклору в искусстве романтизма.

Живопись романтизма. Крупнейшие представители эпохи романтизма. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа и Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей направления). Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа (на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского).


Романтический идеал и его отражение в музыке

Романтизм в западноевропейской музыке. Общность и различия музыки романтизма и классицизма. Выбор тематики, использование специфических средств её выражения. Романтический герой и богатство его внутреннего мира. Идея синтеза искусств и универсальная роль музыки. Создание программной музыки (на примере творчества отдельных композиторов – по выбору). Изменения в системе музыкальных жанров. Веризм в итальянском оперном искусстве и его представители.

Р, Вагнер – реформатор оперного жанра. Мир мистификаций и фантастики в музыке Р. Вагнера. Монументальный оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Обращение к средневековому немецкому эпосу, его созвучие современной жизни. Поиск новых музыкальных форм и их творческое воплощение.

Русская музыка романтизма. Романсово - песенное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варлсмова, А. Л. Гурилева и А. Н. Верстовского . Появление нового романтического жанра – музыкальной баллады. Романтическая направленность оперного искусства А. С. Даргомыжского (на примере оперы «Русалка»).


Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка.

Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Романсово – песенное творчество М. И. Глинки – жемчужины камерной вокальной классики. Фольклорные традиции в симфонической музыке (на примере известных сочинений). Испанские мотивы в творчестве Глинки.

Рождение русской национальной оперы. Два направления русской оперы – народно-музыкальная драма и опера – сказка. Героико – патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», её историческая основа. Опера – сказка «Руслан и Людмила» как обобщённое отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле.


Реализм — направление в искусстве второй половины XIX века

Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве. Реализм в различных видах искусства.

Эстетика реализма и натурализм. Обострение противоречий между академическим и реалистическим искусством. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличия. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя).


Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Новаторский характер творчества Курбе. Интерес к повседневной жизни человека из народа. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Бытовые картины жизни (на примере произведений художника).

История и реальность в творчестве О. Домье. Социально –критический характер творчества О. Домье. Изображение исторических событий через психологическую драму народа или отдельной личности. О. Домье – выдающийся мастер литографии (на примере лучших произведений художника).


Русские художники-передвижники.

Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Создание «Товарищества передвижных художественных выставок». Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н.

Крамского , Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перов. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана). Мастера исторической живописи: Н, Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.

Реалистическая живопись И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника). Достоверность изображения исторических событий и глубина психологических характеристик в исторических полотнах. И. Е. Репин - скульптор и иллюстратор.

Реалистическая живопись В. И. Сурикова. Многогранность творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества художника.

Развитие русской музыки во второй половине XIX века.

Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев – организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах и эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородина (на примере оперы «Князь Игорь»). Творческое наследие М. П. Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова, его художественные открытия. Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово – песенное творчество композитора.

Музыкальная исповедь души: творчество П. И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Характерные особенности балетной музыки композитора, её новаторский характер. Романсы П. И. Чайковского.

II. Искусство конца XIX—XX века (13 ч)

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников- импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).

Пейзажи впечатления. Неожиданные сюжеты. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы, ее «душу» (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро). Городские пейзажи К. Писсарро.

Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара). Атмосфера парижской жизни в картинах художника.

Последователи импрессионистов. Глубоко индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски новых художественных решений, способов передачи цвета и света. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь).

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Характерные особенности стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Флоральный модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и её практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля. Функциональность модерна.

Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров (на примере творчества В. Орта). Идеи органического единства архитектуры с окружающей средой.

Архитектурные шедевры А. Гауди. Влияние готики и барокко на творчество зодчего. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров). Практическое осуществление идеи синтеза искусств.

Модерн Ф. О. Шехтеля. Русские варианты модерна и их практическое воплощение. Характерные черты архитектуры русского модерна (на примере сооружений Ф. О. Шехтеля).


Символ и миф в живописи и музыке

Художественные принципы символизма. Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира как основа искусства символизма. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различия между символом и аллегорией. Теоретическое обоснование характерных черт символизма.

«Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Органическое единство реального и фантастического, символа и мифа в творчестве художника (на примере известных произведений). Черты символизма в портретном творчестве М. А. Врубеля. Эволюция темы Демона в творчестве художника. Тема природы и её символическое звучание. Портретное творчество М. А. Врубеля. Творчество В. Э. Борисова – Мусатова.

Музыкальный мир А. Н. Скрябина. Вера в силу искусства как основная идея творчества композитора. Философские идеи символизма и её художественное воплощение. Новаторский характер музыки А. Н. Скрябина. Создание музыкальных образов-символов как результат творческих поисков духовного начала в искусстве и жизни (на примере известных произведений). Творческие искания А. Н. Скрябина в области цветомузыки.


Художественные течения модернизма в живописи

Фовизм А. Матисса*. Яркость цветов, упрощение формы, «чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры художника, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса).

Кубизм П. Пикассо. У истоков кубизма — экспериментальные поиски в области формы. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника.

Сюрреализм С. Дали. Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала XX в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных произведений художника). «Параноико - критический» метод С. Дали.


Русское изобразительное искусство XX века

Художественные объединения начала века*. Творческое кредо художников «Голубой розы», основная тематика их произведений. Творческое объединение «Бубновый валет» и его роль в художественной жизни России (на примере произведений отдельных мастеров). Портрет и натюрморт в живописи «Бубнового валета».

Мастера русского авангарда. Абстракционизм В. В. Кандинского — «импрессии», «импровизации» и «композиции» (на примере известных произведений). Супрематизм К. С. Малевича. «Черный квадрат» — ключевой образ супрематической живописи. «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова (на примере известных произведений).

Искусство советского периода. Влияние Октябрьской революции 1917 г. на развитие изобразительного искусства. План монументальной пропаганды и создание живописных композиций о героических и трудовых буднях Страны Советов (на примере лучших произведений изобразительного искусства). Утверждение принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве (на примере скульптурной композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»). Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Современное изобразительное искусство. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения реальной действительности (на примере произведений известных художников).


Архитектура ХХ века

Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений). Разработка теории жилища для человека. Развитие конструктивизма в СССР. В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала» — главное творение архитектора.

« Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. Всемирное признание и практическое воплощение творческого метода Ф.Л. Райта (на примере виллы Кауфмана «Над водопадом»). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений.

О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об идеальном городе и её реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Вклад О. Нимейера в развитие мировой архитектуры.


Театральное искусство XX века

Режиссёрский театр К. С. Станиславского и В. Е. Немировича – Данченко. Жизненный и творческий путь великих реформаторов русской театральной сцены. Понятие о «системе Станиславского». Новые принципы сценичества. Законы сотрудничества драматурга, режиссёра и актёра в процессе создания драматического спектакля. Лучшие театральные постановки МХТ.

«Эпический театр» Б. Брехта. «Эффект отчуждения» в театральной системе Б. Брехта. Основные принципы эпического театра, его характерные отличия от театра драматического. Особенности игры актёра. Зонги и их художественная роль в спектакле. Композиционное решение драматургии Б. Ьрехта.


Шедевры мирового кинематографа

Мастера немого кино: С. М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» как открытие отечественного кинематографа. Искусство монтажа — главное завоевание С. М. Эйзенштейна. Ч. С. Чаплин — великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. C. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент). Первые звуковые фильмы.

«Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Великие мастера итальянского неореализма. Мир Ф. Феллини — мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера.

Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссёров).


Музыкальное искусство России XX века

Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Творчество, ориентированное на широкие массы. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого наследия композитора. Оперная и балетная музыка С. С. Прокофьева (на примере известных сочинений). Музыка к кинофильмам.

Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Симфонические произведения композитора — вершина творческого наследия. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Оперное и балетное творчество. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям в творчестве композитора.

Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. Сочетание классических и современных традиций в творчестве композитора. Создание универсального метода полистилистики. Радикальное обновление музыкального языка (на примере известных сочинений).


Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

Искусство джаза и его истоки*. Афро-американские фольклорные истоки джаза. Спиричуэлс, блюзы и регтайм — основа джазовых композиций. Многообразие стилей и направлений джазового творчества. Выдающиеся джазовые исполнители.

Рок – и поп-музыка. Рок- и поп-музыка как уникальное явление музыкальной культуры XX в. Танцевальная музыка рок-н-ролла и её исполнитель Э. Пресли. Группа «Битлз» и её влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. Рок-музыка известных исполнителей. Творчество Ж. М. Жарра – основоположника электронной музыки, автора и постановщика грандиозных лазерных шоу.

Заключительный урок

Фестиваль творческих проектов и презентаций.



Тематическое планирование

№ п\п

Содержание

Кол-во часов

Примечание

1

Искусство Нового времени

21


2

Искусство конца19-20 века

13








5