МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края
МБОУ ООШ с. Глебово
РАССМОТРЕНО на ШМО гуманитарного цикла руководитель ШМО Будникова И.Е. Протокол №1 от "30" 082022 г. | СОГЛАСОВАНО на методическом совете Будникова И.Е. Протокол №1 от "30" 08 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ с. Глебово Демиденко Т.И. Приказ №104 от "30" 082022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3334920)
учебного предмета
«Музыка»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Глушко Татьяна Федоровна
учитель музыки
с. Глебово 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Пентатоника
Пентатоника - пятиступенный лад, распространённый у многих народов
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Ритмические рисунки в размере 6/8
Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш
Музыкальная форма
Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение
Стремление человека к красоте. Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Кавказские мелодии и ритмы
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Современные обработки классической музыки
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования |
Модуль 1. Классическая музыка |
1.1. | Русские композиторы-классики | 1 | 0 | 0 | П.И.Чайковский «Четвертая Симфония» | В. Локтев «У моей России» | _ | 01.09.2022 | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально- выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; | Устный опрос; | https://uchitelya.com/music/156190-prezentaciya-russkie-kompozitory-dlya-detey.html |
1.2. | Вокальная музыка | 1 | 0 | 1 | Романсы русских композиторов | В. Локтев «Песня о России» | - | 08.09 2022 | Разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков.; | Устный опрос; | https://infourok.ru/sbornik-pesen-dlya-klassa-3574334.html |
1.3. | Симфоническая музыка | 1 | 0 | 0 | Л.Бетховен «Героическая» | В. Локтев «Песня о России» | - | 15.09 2022 | Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра.; | Устный опрос; | https://yandex.ru/video/preview/? text=симфоническая%20музыка%203%20класс&path=yandex_search&parent- reqid=1655886073027280-6780652437202294747-sas3-0998-46d-sas-l7-balancer-8080-BAL-7437&from_type=vast&filmId=9179608208170023169 |
1.4. | Инструментальная музыка | 1 | 0 | 0 | Н. Римский- Корсаков «Океан- море синее» | Л.Лядова «Море начинается с маленькой реки» | Н. Римский- Корсаков «Океан- море синее» | 22.09 2022 | Музыкальная викторина.; | Письменный контроль; | https://yandex.ru/video/preview/? text=инструментальная%20музыка%203%20класс&path=yandex_search&parent- reqid=1655886106507825-18091300580885794360-sas3-0998-46d-sas-l7-balancer-8080-BAL-128&from_type=vast&filmId=12729610354490281503 |
1.5. | Программная музыка | 2 | 0 | 1 | Э. Григ «Сюита Пер-Гюнт» | «Море начинается с маленькой | - | 29.09. 06.10 2022 | Рисование образов программной музыки.; | Практическая работа; | https://infourok.ru/koncert-lekciya-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoly-programmnaya-muzyka-4072724.html |
Итого по модулю | 5 | |
Модуль 2. Музыка театра и кино |
2.1. | Балет. Хореография —искусство танца | 1 | 0 | 0 | П.И.Чайковский Балет «Спящая красавица | «Наступила после лета осень…» | - | 13.10 2022 | Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; | Устный опрос; | https://yandex.ru/video/preview/?text=балет.%20хореография%20— %20искусство%20танца%20для%20детей&path=yandex_search&parent-reqid=1655886189226959-11084004152038122284-sas3-0998-46d-sas-l7-balancer-8080-BAL- 7219&from_type=vast&filmId=14000853342623901716 |
2.2. | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля | 2 | 0 | 0 | Оперы «Иван Сусанин» | «Наступила после лета осень…» | - | 20.10. 27. 10 2022 | Разучивание, исполнение песни, хора из оперы.; | Тестирование; | https://dmsh1- ku.ekb.muzkult.ru/media/2020/04/11/1252786648/Slushanie_muzy_ki_3_klass_1_urok.pdf |
Итого по модулю | 3 | |
Модуль 3. Музыкальная грамота |
3.1. | Интервалы | 1 | 0 | 1 | Кант «Орле Российский», «Радуйся Русско Земл»" | «Наступила после лета осень…» | Кант «Орле Российский», «Радуйся Русско Земл»" | 10.11 2022 | Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия.; | Практическая работа; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-solfedzhio-na-temu-intervali-v-muzike-klass-3637426.html |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 4. Музыка в жизни человека |
4.1. | Красота и вдохновение | 1 | 0 | 0 | П.И. Чайковский «Утро» | В.Алексеев, Фролова «Рощица» | В.Алексеев, Фролова «Рощица» | 17.11 2022 | Разучивание, исполнение красивой песни.; | Письменный контроль; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzyke-na-temu-chudo-muzyka-3-klass-4267278.html |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 5. Народная музыка России |
5.1. | Сказки, мифы и легенды | 1 | 0 | 0 | Русские былины | А. Пахмутова«Богатырская сила» | А. Пахмутова«Богатырская сила» | 24.11 2022 | Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, | Устный опрос; | https://urok.1sept.ru/articles/660663 |
5.2. | Жанры музыкального фольклора | 1 | 0 | 0 | «Былина о Добрыне Никитиче» | А. Пахмутова«Богатырская сила» | А. Пахмутова«Богатырская сила» | 01..12 2022 | Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные).; | Устный опрос; | https://urok.1sept.ru/articles/660663 |
5.3. | Народные праздники | 1 | 0 | 1 | Н. Римский- Корсаков «Снегурочка» | Творчество выдающихся исполнителей | | 08.12 .2022 | Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.; | Практическая работа; | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-narodnie-prazdniki-klass-1657893.html |
5.4. | Фольклор народов России | 1 | 0 | 1 | Русские песни | Здравствуй, гостья зима И.Никитин | Здравствуй, гостья зима И.Никитин | 15.12. 2022 | Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/08/31/prezentatsiya-detskiy-folklor |
5.5. | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов | 1 | 1 | 0 | Н.Римский Корсаков «Садко» | Здравствуй, гостья зима И.Никитин | Здравствуй, гостья зима И.Никитин | 22.12. 2022 | Аналогии с изобразительным искусством — сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись и т. д.) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи; | Тестирование; | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2016/01/31/folklor-v-muzyke-russkih-kompozitorov |
Итого по модулю | 5 | |
Модуль 6. Музыкальная грамота |
6.1. | Пентатоника | 1 | 0 | 1 | Lectura Rítmica | «Новый год» | «Новый год» | 12.01 2023 | Слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике.; | Устный опрос; практическая работа | https://zen.yandex.ru/media/musicpictures/pentatonika-poniatie-vidy-sostav-sposoby-postroeniia-i-laifhak-dlia-teh-kto-privyk-k-diatonicheskim-ladam-612749b9bd9ac44b96d61371 |
6.2. | Тональность. Гамма | 1 | 0 | 1 | К.Дебюсси Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» | «Новый год» | «Новый год» | 19.01 .2023 | Импровизация в заданной тональности; | Устный опрос; Практическая работа | https://infourok.ru/prezentaciya-po-solfedzhio-na-temu-chto-takoe-tonalnost-v-muzike-uchimsya-opredelyat-tonalnosti-klass-3637401.html |
6.3. | Интервалы | 1 | 1 | 1 | 40 симфония Моцарта | Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка | Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка | 26.01. 2023 | Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).; | Устный опрос ПРактичемская работа | https://infourok.ru/prezentaciya-po-solfedzhio-na-temu-intervali-v-muzike-klass-3637426.html |
Итого по модулю | 3 | |
Модуль 7. Музыка народов мира |
7.1. | Кавказские мелодии и ритмы | 1 | 0 | 0 | А. Хачатурян «Гаянэ» | Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка | Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка | 02.02. 2023 | Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; | Устный опрос; | https://urok.1sept.ru/articles/587911 |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 8. Классическая музыка |
8.1. | Инструментальная музыка «В детской» | 1 | 0 | 0 | М.П. Мусоргский «Детская» | Зарицкая «Я и Солнышко» | Зарицкая «Я и Солнышко» | 09.02 .2023 | Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки. Слушание произведений композиторов- классиков. Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия.; | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://infourok.ru/material.html?mid=44252 |
8.2. | Мастерство исполнителя | 1 | 0 | 0 | Михаил Глинка«Патетическое трио», «Вальс-Фантазия», | Зарицкая «Я и Солнышко» | Зарицкая «Я и Солнышко» | 16.02.2023 | Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.; | Письменный контроль; | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-masterstvo-ispolnitelya-1870604.html |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 9. Дузовная музыка |
9.1. | Песни верующих | 1 | 0 | 1 | Величания | «Вербочки» | «Вербочки» | 02.03. 02.2023 | Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах.; | Устный опрос; | http://www.homutovo.ru/life_hram/duhovnye-pesnopeniya-na-urokah-muzyki.html |
Итого по модулю | 1 | |
Модуль 10. Музыкальная грамота |
10.1. | Музыкальный язык | 1 | 0 | 0 | «Пойдем , Дуня, во лесок» | «Во кузнице» | «Во кузнице» | 09.03 2023 | Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.; | Письменный контроль; | https://infourok.ru/material.html?mid=16518 |
10.2. | Ритмические рисунки в размере 6/8 | 1 | 0 | 1 | Дунаевский «Выходной марш» | «У солдата выходной» | «У солдата выходной» | 16.03 .2023 | Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).; | Устный опрос; | https://uchitelya.com/music/201883-prezentaciya-k-uroku-po-solfedzhio-razmer-6-8-postroenie.html |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 11. Классическая музыка |
11.1. | Европейские композиторы-классики | 1 | 0 | 0 | Музыка А. Моцарта | | | 23.03 2023 | Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.; | Устный опрос; | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2016/05/30/prezentatsiya-velikie-kompozitory-mira |
11.2. | Программная музыка «Орфей и Эвридика» | 1 | 0 | 0 | «Орфей и Эвридика» | | | 06.04 2023 | Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.; | Устный опрос; | https://infourok.ru/koncert-lekciya-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoly-programmnaya-muzyka-4072724.html |
11.3. | Симфоническая музыка. Симфоническая картина | 1 | 0 | 0 | А. К. Лядов фрагменты симфонических картин «Баба – Яга», «Волшебное озеро» | | | 13.04 2023 | Музыкальная викторина; | Устный опрос; | https://yandex.ru/video/preview/? text=симфоническая%20музыка%203%20класс%20для%20учеников&path=yandex_search&parent-reqid=1655887592329189-14395790076053665862-vla1-4526-vla-l7-balancer-8080-BAL- 2679&from_type=vast&filmId=13414754255534584597 |
11.4. | Вокальная музыка | 1 | 0 | 0 | С. Прокофьев «Болтунья2 | | | 20.04 2023 | Проблемная ситуация: что значит красивое пение?; | Устный опрос; | https://www.art-talant.org/publikacii/muzyka-i-penie/prezentacii/3-class |
11.5. | Инструментальная музыка | 1 | 0 | 0 | Увертюра «Арагонская хота» М.И.Глинки | | | 27.04 2023 | Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки. Слушание произведений композиторов- классиков. Определение комплекса выразительных средств. Описание своего впечатления от восприятия.; | Письменный контроль; | https://yandex.ru/video/preview/? text=инструментальная%20музыка%203%20класс&path=yandex_search&parent- reqid=1655887678405935-4385989895804008107-sas3-0940-afa-sas-l7-balancer-8080-BAL-1345&from_type=vast&filmId=12729610354490281503 |
11.6. | Мастерство исполнителя | 1 | 1 | 0 | Музыка С. Прокофьева | | | 04.05 2023 | Сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов.; | Тестирование; | https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2020/06/25/prezentatsiya-k-otkrytomu-uroku-v-3-klasse |
Итого по модулю | 6 | |
Модуль 12. Музыкальная грамота |
12.1. | Сопровождение | 1 | 0 | 0 | Гитара | | | 11.05 2023 | Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах).; | Устный опрос; | https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/09/20/konspekty-i-zadaniya-po-slushaniyu-muzyki-dlya-3-klassa-dshi |
12.2. | Музыкальная форма | 1 | 1 | 0 | Б. Кабалевский «Кавалерийская», П. Чайковский Неаполитанская печенка» | | | 18.05 2023 | Слушание произведений: определение формы их строения на слух. Составление наглядной буквенной или графической схемы.; | Контрольная работа ; | https://yandex.ru/video/preview/? text=музыкальная%20форма%203%20класс&path=yandex_search&parent- reqid=1655887783606345-17288763173315072862-sas3-0940-afa-sas-l7-balancer-8080-BAL-2263&from_type=vast&filmId=16554198454893428471 |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 13. Современная музыкальная культура |
13.1. | Современные обработки классической музыки | 1 | 0 | 0 | Джазовые мелодии | | | 25.05 | Слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом. Обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки.; | Письменный контроль; | http://www.myshared.ru/slide/424124 |
Итого по модулю | 1 | |
| 34 | 2 | 13 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы |
всего | Контроль. работы | Практ. работы |
1. | Русские композиторы-классики. Мелодия душа музыки | 1 | 0 | 0 | 01.09 | Устный опрос |
2. | Вокальная музыка. Романс | 1 | 0 | 1 | 08.09 | Практ раб. |
3. | Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Музыкальное состязание. | 1 | 0 | 0 | 15.09 | Устный опрос; |
4. | Инструментальная музыка. «Океан- море синее» | 1 | 0 | 0 | 22.09 | Устный опрос; |
5. | Программная музыка. Виды. либретто | 1 | 0 | 1 | 29.09 | Устный опрос; |
6. | «Сюита Пер Гюнт» | 1 | 0 | 0 | 06.10 | Тестирование |
7. | Балет. Хореография —искусство танца. Балет «Спящая красавица | 1 | 0 | 0 | 13.10 | Практическая работа; |
8. | Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Опера «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» | 1 | 0 | 1 | 20.10 | Устный опрос; |
9. | «Руслан и Людмила» | 1 | 0 | 0 | 27.10 | Устный опрос; |
10. | Интервалы. Виват Россия Наша слава- Русская держава | 1 | 0 | 1 | 10.11 | Практическая работа |
11. | Красота и вдохновение «Утро», «Вечер» | 1 | 0 | 0 | 17.11 | Практическая работа |
12. | Сказки, мифы и легенды. Певцы русской старины | 1 | 0 | 0 | 24.11 | Практическая работа; |
32. | Жанры музыкального фольклора. Настрою гусли на старинный лад» | 1 | 0 | 1 | 01.12 | Письменный контроль; |
14. | Народные праздники Вербное воскресение | 1 | 0 | 1 | 08.12 | Устный опрос; |
15. | Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Опера «Снегурочка» | 1 | 0 | 0 | 15.12 | Устный опрос; |
16. | «Былина о Садко и морском царе» | 1 | 1 | 0 | 22.12 | Контрольная работа; |
17. | Пентатоника- пятиступенный лад | 1 | 0 | 1 | 12.01 | Письменный контроль |
18. | Тональность. Гамма | 1 | 0 | 1 | 19.01 | Тестирование; |
19. | Интервалы | 1 | 0 | 1 | 26.01 | Письменный контроль; |
20. | Кавказские мелодии и ритмы Музыка А. Хачатуряна | 1 | 0 | 0 | 02.02 | Устный опрос |
21. | Инструментальная музыка В детской | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Письменный контроль |
22. | Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей Г. Свиридов | 1 | 0 | 0 | 16.02. | Устный опрос |
23. | Песни верующих. Вербное Воскресение | 1 | 0 | 1 | 02.03. 2023 | Устный опрос |
24. | Музыкальный язык | 1 | 0 | 0 | 09.03. | тестирование |
25. | Ритмические рисунки в размере 6/8 | 1 | 0 | 1 | 16.02. 2023 | Практическая работа |
26. | Европейские композиторы-классики В.А. Моцарт | 1 | 0 | 0 | 23.03. | Письменный контроль |
27. | Программная музыка «Орфей и Эвридика» | 1 | 0 | 0 | 06.04. 2023 | Письменный контроль |
28. | Симфоническая музыка. Симфония, симфоническая картина | 1 | 0 | 0 | 13.04. 2023 | Контрольная работа |
29. | Вокальная музыка. Портрет в музыке | 1 | 0 | 1 | 20.04. 2023 | Практическая работа |
30. | Инструментальная музыка В каждой интонации спрятан человек | 1 | 0 | 0 | 27.04. 2023 | Устный опрос |
31. | Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей С. Прокофьев | 1 | 0 | 0 | 04.05 | Практическая работа |
32. | Сопровождение. Аккомпанемент | 1 | 0 | 0 | 11.05 | Устный опрос |
33 | Музыкальная форма Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 18.05 | Контрольная работа |
34. | Современные обработки классической музыки. В современных ритмах. Джаз | 1 | 0 | 0 | 25.05 | Устный опрос |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 13 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е. Д. КРИТСКАЯ, Г. П. СЕРГЕЕВА, Т. С. ШМАГИНА МУЗЫКА 1—4 КЛАССЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты
http://www.music-instrument.ru/ - виртуальный музей музыкальных инструментов
http://eomi.ws/bowed/ - энциклопедия музыкальных инструментов, при описании каждого инструмента даются основные сведения, устройство, происхождение и видеофрагменты с исполнением.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
рабочие тетради
книга
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
музыкальные инструменты
карточки