СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по музыке 1-4 класс на 2019 / 2020 учебный год в рамках ФГОС.
Рабочая программа данного курса составлена на основе:
1) Основной образовательной программы МБОУ Курагинской СОШ №3.
Структуризация рабочей программы осуществлена в соответствии с учебным планом МБОУ Курагинской СОШ №3, а именно на изучение предмета музыки на этапе начального общего образования предусмотрено 135 ч., в том числе: в 1 классе — 34ч. ( 1 час в неделю), во 2 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 3 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 4 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю).
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Для реализации рабочей программы я использую следующие методы обучения:
урок-игра:
1.Творческие (ролевые) игры, в которых все действия участников определяются порученной им ролью («игры-путешествия», музицирование на детских музыкальных инструментах и пр.);
Инструментальное музицирование, вокальное музицирование, вокальные игры, ритмодекламация, «инсценировка», «музыкальный театр», «пластическое интонирование», игры-имитации, игры для развития ритмического слуха.
2.Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.);
3.Игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.);
4.Игры с раздаточным материалом (музыкальное лото, домино и т.п.);
5.Ролевые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации («Игра в гостей»).
Дискуссии, работа в малых группах и парах, урок-исследование, урок-поиск, комбинированный урок, урок-беседа, урок-викторина, урок-экскурсия, видео - урок, урок-концерт и т.д.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос. Форма итоговой аттестации – урок – концерт.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Регулятивные
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
выполнять действия в устной форме;
осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
расширять свои представления о музыке;
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;
читать простое схематическое изображение;
различать условные обозначения;
сравнивать разные части музыкального текста;
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);
работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
контролировать свои действия в коллективной работе;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
По окончании IV класса:
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству;
у обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности;
реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию;
обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Содержание учебного курса
1 класс
1 Мир музыкальных звуков (3ч.)
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
2 Ритм – движение жизни (4ч.)
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «пазлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням.
3 Мелодия – царица музыки (4ч.)
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.
4 Музыкальные краски (3ч.)
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
5 Музыкальные жанры: песня, танец, марш (6ч.)
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.
6 Музыкальная азбука или где живут ноты (5ч.)
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.
7 Я – артист (4ч.)
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
8 Музыкально-театрализованное представление (4ч.)
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
2 класс
1 Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды (5ч.)
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
2 Широка страна моя родная (5ч.)
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
3 Музыкальное время и его особенности (3ч.)
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «пазлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.
4 Музыкальная грамота (3ч.)
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
5 «Музыкальный конструктор» (4ч.)
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
6 Жанровое разнообразие в музыке (5ч.)
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
7 Я – артист (5ч.)
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.
8 Музыкально-театрализованное представление (4ч.)
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
3 класс
1 Музыкальный проект «Сочиняем сказку». (7ч.)
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».
2 Широка страна моя родная (4ч.)
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение a capella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
3 Хоровая планета (4ч.)
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.
4 Мир оркестра (5ч.)
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов.
Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.
5 Музыкальная грамота (3ч.)
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
6 Формы и жанры в музыке (3ч.)
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).
Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
7 Я – артист (4ч.)
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.
8 Музыкально-театрализованное представление (4ч.)
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.
4 класс
1 Песни народов мира (3ч.)
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.
2 Музыкальная грамота (2ч.)
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
3 Оркестровая музыка (5ч.)
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
4 Музыкально-сценические жанры (5ч.)
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
5 Музыка кино (6ч.)
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:
характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
создание эмоционального фона;
выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг»
(режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка»
(В. Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
6 Учимся, играя (2ч.)
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.
7 Я – артист (5ч.)
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
8 Музыкально-театрализованное представление (6ч.)
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
3. Тематическое планирование курса
ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | Всего | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Мир музыкальных звуков | 3 | - | - | - | 3 |
Ритм – движение жизни | 4 | - | - | - | 4 |
Мелодия – царица музыки | 4 | - | - | - | 4 |
Музыкальные краски | 3 | - | - | - | 3 |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш | 6 | - | - | - | 6 |
Музыкальная азбука или где живут ноты | 5 | - | - | - | 5 |
Я – артист | 4 | 5 | 4 | 5 | 18 |
Музыкально-театрализованное представление | 4 | 4 | 4 | 6 | 18 |
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды | - | 5 | - | - | 5 |
Широка страна моя родная | - | 5 | 4 | - | 9 |
Хоровая планета | - | - | 4 | - | 4 |
Музыкальное время и его особенности | - | 3 | - | - | 3 |
Музыкальная грамота | - | 3 | 3 | 2 | 8 |
«Музыкальный конструктор» | - | 4 | - | - | 4 |
Жанровое разнообразие в музыке | - | 5 | - | - | 5 |
Музыкальный проект «Сочиняем сказку». | - | - | 7 | - | 7 |
Мир оркестра | - | - | 5 | - | 5 |
Формы и жанры в музыке | - | - | 3 | - | 3 |
Песни народов мира | - | - | - | 3 | 3 |
Оркестровая музыка | - | - | - | 5 | 5 |
Музыкально-сценические жанры | - | - | - | 5 | 5 |
Музыка кино | - | - | - | 6 | 6 |
Учимся, играя | - | - | - | 2 | 2 |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Календарно - тематическое планирование. 1 класс (33ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Мир музыкальных звуков (3 ч.) | | | | |
1 | Классификация музыкальных звуков. | | 1 | | |
2 | Свойства музыкального звука: тембр, длительность. | | 1 | | |
3 | Свойства музыкального звука: громкость, высота. | | 1 | | |
| Ритм – движение жизни (4 ч.) | | | | |
4 | Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. | | 1 | | |
5 | Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. | | 1 | | |
6 | Акцент в музыке: сильная и слабая доли. | | 1 | | |
7 | Акцент в музыке: сильная и слабая доли. | | 1 | | |
| 3 Мелодия – царица музыки (4 ч.) | | | | |
8 | Мелодия – главный носитель содержания в музыке. | | 1 | | |
9 | Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. | | 1 | | |
10 | Выразительные свойства мелодии. | | 1 | | |
11 | Типы мелодического движения. Аккомпанемент. | | 1 | | |
| Я – артист (1 ч.) | | | | |
12 | Сольное и ансамблевое музицирование. | | 1 | | |
| Музыкальные краски (3 ч.) | | | | |
13 | Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. | | 1 | | |
14 | Понятие контраста в музыке. Лад. | | 1 | | |
15 | Мажор и минор. Тоника. | | 1 | | |
| Музыкальные жанры: песня, танец, марш (6 ч.) | | | | |
16 | Формирование первичных аналитических навыков. | | 1 | | |
17 | Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. | | 1 | | |
18 | Определение особенностей основных жанров музыки: песня. | | 1 | | |
19 | Определение особенностей основных жанров музыки: танец. | | 1 | | |
20 | Определение особенностей основных жанров музыки: марш. | | 1 | | |
21 | Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. | | 1 | | |
| Я – артист (1ч.) | | | | |
22 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | | 1 | | |
| Музыкальная азбука или где живут ноты (5 ч.) | | | | |
23 | Основы музыкальной грамоты. | | 1 | | |
24 | Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. | | 1 | | |
25 | Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. | | 1 | | |
26 | Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано). | | 1 | | |
27 | Динамические оттенки (форте, пиано). | | 1 | | |
| Я – артист (2 ч.) | | | | |
28 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | | 1 | | |
29 | Творческое соревнование. | | 1 | | |
| Музыкально-театрализованное представление (4 ч.) | | | | |
30 | Музыкально-театрализованное представление. | | 1 | | |
31 | Музыкально-театрализованное представление Промежуточная аттестация. Тестирование. | | 1 | | |
32 | Музыкально-театрализованное представление. | | 1 | | |
33 | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка». | | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование. 2 класс (34ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды (5 ч.) | | | | |
1 | Музыкальный фольклор. | Знать понятие фольклор. | 1 | | |
2 | Народные игры. | Нарисовать одну народную игру. | 1 | | |
3 | Народные инструменты. | Знать струнные народные инструменты. | 1 | | |
4 | Народные инструменты. | Знать духовые народные инструменты. | 1 | | |
5 | Годовой круг календарных праздников. | Написать круг календарных праздников. | 1 | | |
| Широка страна моя родная (5 ч.) | | | | |
6 | Государственные символы России. Гимн Российской Федерации. | Выучить Гимн. | 1 | | |
7 | Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. | Знать понятие мотив. | 1 | | |
8 | Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: П.И. Чайковский. | Знать понятие музыкальная фраза. | 1 | | |
9 | Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка. | Знать понятие мелодия. | 1 | | |
10 | Великие русские композиторы-мелодисты: С.В. Рахманинов. | Знать понятие интонация. | 1 | | |
| Музыкальное время и его особенности (3 ч.) | | | | |
11 | Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. | Знать понятие метроритм. | 1 | | |
12 | Ритмоформулы. | Знать понятие ритмоформула. | 1 | | |
13 | Такт. Размер. | | 1 | | |
| Я – артист (2 ч.) | | | | |
14 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | Знать понятие музицирование. | 1 | | |
15 | Творческое соревнование. Разучивание Новогодних песен. | Приготовить костюм на Новогодний праздник. | 1 | | |
| Музыкальная грамота (3 ч.) | | | | |
16 | Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. | Знать понятие музыкальная грамота. | 1 | | |
17 | Расположение нот в первой-второй октавах. | Знать расположение нот. | 1 | | |
18 | Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов. | Знать понятие интервал. | 1 | | |
| «Музыкальный конструктор» (4 ч.) | | | | |
19 | Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. | Знать понятие музыкальная форма. | 1 | | |
20 | Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. | Знать понятие вариация. | 1 | | |
21 | Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. | Знать понятие куплетная форма. | 1 | | |
22 | Классические музыкальные формы. | Знать понятие классическая музыкальная форма. | 1 | | |
| Я – артист (1 ч.) | | | | |
23 | Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. | Знать понятие средства музыкальной выразительности. | 1 | | |
| Жанровое разнообразие в музыке (5 ч.) | | | | |
24 | Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. | Знать понятие инструментальная музыка. | 1 | | |
25 | Песенность как отличительная черта русской музыки. | Знать понятие вокальная музыка. | 1 | | |
26 | Средства музыкальной выразительности. | Знать понятие средства музыкальной выразительности. | 1 | | |
27 | Путешествие в мир театра. Балет. | Знать понятие балет. | 1 | | |
28 | Путешествие в мир театра. Опера. | Знать понятие опера. | 1 | | |
| Я – артист (2 ч.) | | | | |
29 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | Знать понятие музицирование. | 1 | | |
30 | Творческое соревнование. Подготовка концертных программ. | Подготовиться к тестированию. | 1 | | |
| Музыкально-театрализованное представление (4 ч.) | | | | |
31 | Музыкально-театрализованное представление. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Знать понятие театр. | 1 | | |
32 | Музыкально-театрализованное представление. | Знать понятие театрализация. | 1 | | |
33 | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка». | Повторить песни на концерт «Здравствуй, лето!» | 1 | | |
34 | Концерт «Здравствуй, лето!» | Слушать музыку. | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование. 3 класс (34ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Широка страна моя родная (4 ч.) | | | | |
1 | Творчество народов России. | Знать понятие творчество. | 1 | | |
2 | Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. | Знать понятие фольклор. | 1 | | |
3 | Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. | Знать понятие ансамбль. | 1 | | |
4 | Элементы двухголосия. | Знать понятие двухголовие. | 1 | | |
| Хоровая планета (4 ч.) | | | | |
5 | Хоровая музыка. | Знать понятие хоровая музыка. | 1 | | |
6 | Хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). | Знать виды хоров. | 1 | | |
7 | Хоровые коллективы и их виды (академический, народный, церковный). | Знать понятие академический хор. | 1 | | |
8 | Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры. | Знать понятие народный хор. | 1 | | |
| Музыкальная грамота (3 ч.) | | | | |
9 | Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. | Знать ноты. | 1 | | |
10 | Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. | Знать понятие канон. | 1 | | |
11 | Интервалы и трезвучия. | Знать понятия: трезвучие, интервал. | 1 | | |
| Я – артист (2 ч.) | | | | |
12 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование. | Знать понятие солист. | 1 | | |
13 | Творческое соревнование. | Знать понятие ансамбль. | 1 | | |
| Музыкальный проект «Сочиняем сказку» (7 ч.) | | | | |
14 | Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. | Знать понятие творчество. | 1 | | |
15 | Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. | Знать понятие хоровое пение. | 1 | | |
16 | Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. | Знать понятие музыкальная грамота. | 1 | | |
17 | Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. | Знать ноты. | 1 | | |
18 | Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. | Знать понятие солист. | 1 | | |
19 | Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом. | Знать понятие ансамбль. | 1 | | |
20 | Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. | Слушать музыку. | 1 | | |
| Мир оркестра (5 ч.) | | | | |
21 | Симфонический оркестр. | Знать понятие оркестр. | 1 | | |
22 | Симфонический оркестр. | Знать понятие симфонический оркестр. | 1 | | |
23 | Основные группы симфонического оркестра: виды инструментов | Знать виды инструментов. | 1 | | |
24 | Основные группы симфонического оркестра: тембры. | Знать понятие тембр. | 1 | | |
25 | Основные группы симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. | Знать основные группы инструментов. | 1 | | |
| Я – артист (2 ч.) | | | | |
26 | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). | Знать понятие музицирование. | 1 | | |
27 | Творческое соревнование. | Слушать музыку. | 1 | | |
| Формы и жанры в музыке (3 ч.) | | | | |
28 | Простые двухчастная и трехчастная формы. | Знать понятие музыкальная форма. | 1 | | |
29 | Вариации на новом музыкальном материале. | Знать понятие вариации. | 1 | | |
30 | Форма рондо. | Знать понятие рондо. | 1 | | |
| Музыкально-театрализованное представление (4 ч.) | | | | |
31 | Музыкально-театрализованное представление. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Знать понятие театр. | 1 | | |
32 | Музыкально-театрализованное представление. | Знать понятие музыкальный театр. | 1 | | |
33 | Музыкально-театрализованное представление. | Знать понятие музыкально-театрализованное представление. | 1 | | |
34 | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка». | Слушать музыку. | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование. 4 класс (34ч.)
№ п/п | Название раздела, тема урока | ДЗ | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Музыкальная грамота (2ч.) | | | | |
1 | Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. | Знать ноты. | 1 | | |
2 | Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности. | Знать понятие канон. | 1 | | |
| Песни народов мира (3 ч.) | | | | |
3 | Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. | Знать понятие песня. | 1 | | |
4 | Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. | Знать понятие музыкальный жанр. | 1 | | |
5 | Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира. | Знать понятие ритм. | 1 | | |
| Я артист (2 ч.) | | | | |
6 | Подготовка к концертной программе ««Ходит осень у ворот» | Повторить песню «Осень» | 1 | | |
7 | Концертная программа «Ходит осень у ворот». | Нарисовать песню «Осень» | 1 | | |
| Оркестровая музыка (5 ч.) | | | | |
8 | Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, Оркестровая партитура. | Знать понятие партитура. | 1 | | |
9 | Виды оркестров: народный, эстрадный, джазовый. Оркестровая партитура. | Знать виды оркестров. | 1 | | |
10 | Электромузыкальные инструменты. Основные группы, особенности устройства и тембров инструментов. | Знать понятие тембр. | 1 | | |
11 | Основные группы, особенности устройства и тембров инструментов. | Знать группы инструментов. | 1 | | |
12 | Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Тембровые возможности синтезатора в практической исполнительской деятельности. | Знать понятие синтезатор. | 1 | | |
| Музыкально-сценические жанры (2 ч.) | | | | |
13 | Балет. Жанровые и структурные особенности и разнообразие. | Знать понятие оперный театр. | 1 | | |
14 | Балет. Жанровые и структурные особенности и разнообразие. | Знать понятие балет. | 1 | | |
| Я артист (2 ч.) | | | | |
15 | Подготовка к Новогодним праздникам. | Выучить стихотворение Деду Морозу. | 1 | | |
16 | Подготовка к Новогодним праздникам. | Приготовить костюм на Новогодний праздник. | 1 | | |
| Музыкально-сценические жанры (3 ч.) | | | | |
17 | Мюзикл. Жанровые и структурные особенности и разнообразие. | Знать понятие мюзикл. | 1 | | |
18 | Опера. Жанровые и структурные особенности и разнообразие. | Знать понятие опера. | 1 | | |
19 | Опера. Жанровые и структурные особенности и разнообразие. | Знать понятие музыкальный жанр. | 1 | | |
| Музыка кино (6 ч.) | | | | |
20 | Особенности киномузыки и музыки к мультфильмам. | Знать понятие киномузыка. | 1 | | |
21 | Киномузыка. | Написать название детских музыкальных фильмов. | 1 | | |
22 | Музыка к мультфильмам. | Нарисовать любимого героя из мультфильма. | 1 | | |
23 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. | Знать название песен В. Шаинского из мультфильмов. | 1 | | |
24 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. | Знать название песен Е. Крылатова из мультфильмов. | 1 | | |
25 | Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. | Знать название песен Г. Гладкова из мультфильмов. | 1 | | |
| Я – артист (1 ч.) | | | | |
26 | Разучивание песен к празднику: «День защитника Отечества» | Нарисовать песню «Моя Армия» | 1 | | |
| Учимся, играя (2 ч.) | | | | |
27 | Музыкальная викторина «Страна чудес». | Составить музыкальную викторину. | 1 | | |
28 | Музыкальный конкурс «Музыкальный калейдоскоп». | Составить музыкальный кроссворд. | 1 | | |
| Музыкально-театрализованное представление (6 ч.) | | | | |
29 | Подготовка к музыкально-театральной постановке. | Приготовить костюм на музыкально-театрализованную постановку. | 1 | | |
30 | Музыкально-театрализованное представление. | Приготовиться к промежуточной аттестации. | 1 | | |
31 | Музыкально-театрализованное представление. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Слушать музыку. | 1 | | |
32 | Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» | Нарисовать песню «Лето» | 1 | | |
33 | Музыкально-театральная постановка «Лето – чудная пора». | Приготовит костюм на выступление. | 1 | | |
34 | Музыкально-театральная постановка «Лето – чудная пора». | Слушать музыку. | 1 | | |