СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 1-4 классов на 2019 / 2020 учебный год в рамках ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 1-4 класс  на 2019 / 2020 учебный год в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 1-4 классов на 2019 / 2020 учебный год в рамках ФГОС»

Рабочая программа данного курса составлена на основе:

1) Основной образовательной программы МБОУ Курагинской СОШ №3.

Структуризация рабочей программы осуществлена в соответствии с учебным планом МБОУ Курагинской СОШ №3, а именно на изучение предмета музыки на этапе начального общего образования предусмотрено 135 ч., в том числе: в 1 классе — 34ч. ( 1 час в неделю), во 2 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 3 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю), в 4 классе — 34 ч. ( 1 час в неделю).

Содержание обучения ориентировано на целенаправлен­ную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, ком­муникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную кар­тину мира.

Для реализации рабочей программы я использую следующие методы обучения:

урок-игра:

1.Творческие (ролевые) игры, в которых все действия участников определяются порученной им ролью («игры-путешествия», музицирование на детских музыкальных инструментах и пр.);

Инструментальное музицирование, вокальное музицирование, вокальные игры, ритмодекламация, «инсценировка», «музыкальный театр»,  «пластическое интонирование», игры-имитации, игры для развития ритмического слуха.

2.Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины, конкурсы и пр.); 

3.Игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.); 

4.Игры с раздаточным материалом (музыкальное лото, домино и т.п.);

5.Ролевые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации («Игра в гостей»).

Дискуссии, работа в малых группах и парах, урок-исследование, урок-поиск, комбинированный урок, урок-беседа, урок-викторина, урок-экскурсия, видео - урок, урок-концерт и т.д.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос. Форма итоговой аттестации – урок – концерт.

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отно­шения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближне­му, к своему народу, к Родине; уважения к истории, тради­циям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем мно­гообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной гра­мотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, му­зыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувство­ванного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатле­ний, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музициро­вания, хорового исполнительства на основе развития певчес­кого голоса, творческих способностей в различных видах му­зыкальной деятельности.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.





  1. Планируемые результаты.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пони­мание и оценка — умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружающей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учите­лем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со­держания музыкальных образов; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музы­кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презен­тации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Регулятивные

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

  • эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

  • выполнять действия в устной форме;

  • осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

  • воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.

Познавательные

осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

  • расширять свои представления о музыке;

  • ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

  • использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;

  • читать простое схематическое изображение;

  • различать условные обозначения;

  • сравнивать разные части музыкального текста;

  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

  • осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);

  • работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

  • соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

  • соотносить содержание схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

  • строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.

Коммуникативные

  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

  • исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);

  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

  • принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

  • следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

  • выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

  • следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

  • понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.



Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искус­ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том чис­ле на материале музыкальной культуры родного края, разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отноше­ние к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


По окончании IV класса:


Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству;

  • у обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности;

  • реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию;

  • обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);

  • собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



2. Содержание учебного курса


1 класс

1 Мир музыкальных звуков (3ч.)

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.

Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.

2 Ритм – движение жизни (4ч.)

Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «пазлы».

Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.

Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням.

3 Мелодия – царица музыки (4ч.)

Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).

Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.

Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).

Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.

4 Музыкальные краски (3ч.)

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».

Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.

Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.

Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

5 Музыкальные жанры: песня, танец, марш (6ч.)

Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.

Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.

Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.

6 Музыкальная азбука или где живут ноты (5ч.)

Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).

Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.

Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).

Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.

7 Я – артист (4ч.)

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».

Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.

8 Музыкально-театрализованное представление (4ч.)

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

2 класс



1 Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды (5ч.)

Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников.

Содержание обучения по видам деятельности:

Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).

Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.

Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).

2 Широка страна моя родная (5ч.)

Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

Содержание обучения по видам деятельности:

Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.

Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.

3 Музыкальное время и его особенности (3ч.)

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.

Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.

Ритмические игры. Ритмические «пазлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.

Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.

4 Музыкальная грамота (3ч.)

Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.

Содержание обучения по видам деятельности:

Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.

Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.

Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.

5 «Музыкальный конструктор» (4ч.)

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.

Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным повтором по эстафете.

Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.

6 Жанровое разнообразие в музыке (5ч.)

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).

Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).

Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.

Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.

7 Я – артист (5ч.)

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.

Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.

8 Музыкально-театрализованное представление (4ч.)

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.



3 класс

1 Музыкальный проект «Сочиняем сказку». (7ч.)

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Содержание обучения по видам деятельности:

Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.

Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).

Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).

Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».

2 Широка страна моя родная (4ч.)

Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.

Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение a capella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.

Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

3 Хоровая планета (4ч.)

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный.

Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.

4 Мир оркестра (5ч.)

Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.

Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов.

Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.

5 Музыкальная грамота (3ч.)

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.

Содержание обучения по видам деятельности:

Чтение нот хоровых и оркестровых партий.

Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.

Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.

Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.

Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.

Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.

6 Формы и жанры в музыке (3ч.)

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.

Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).

Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.

Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.

7 Я – артист (4ч.)

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.

Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.

8 Музыкально-театрализованное представление (4ч.)

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.

4 класс

1 Песни народов мира (3ч.)

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).

Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов, трио; соревнование малых исполнительских групп.



2 Музыкальная грамота (2ч.)

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.

Содержание обучения по видам деятельности:

Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).

Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.

3 Оркестровая музыка (5ч.)

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.

4 Музыкально-сценические жанры (5ч.)

Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».

Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).

5 Музыка кино (6ч.)

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

Содержание обучения по видам деятельности:

Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:

  • характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;

  • создание эмоционального фона;

  • выражение общего смыслового контекста фильма.

Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг»

(режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка»

(В. Шаинский).

Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.

Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.

6 Учимся, играя (2ч.)

Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.

Содержание обучения по видам деятельности:

Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования.

7 Я – артист (5ч.)

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.

Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист», «солист –оркестр».

Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.

8 Музыкально-театрализованное представление (6ч.)

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.







3. Тематическое планирование курса



ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Мир музыкальных звуков

3

-

-

-

3

Ритм – движение жизни

4

-

-

-

4

Мелодия – царица музыки

4

-

-

-

4

Музыкальные краски

3

-

-

-

3

Музыкальные жанры: песня, танец, марш

6

-

-

-

6

Музыкальная азбука или где живут ноты

5

-

-

-

5

Я – артист

4

5

4

5

18

Музыкально-театрализованное представление

4

4

4

6

18

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды

-

5

-

-

5

Широка страна моя родная

-

5

4

-

9

Хоровая планета

-

-

4

-

4

Музыкальное время и его особенности

-

3

-

-

3

Музыкальная грамота

-

3

3

2

8

«Музыкальный конструктор»

-

4

-

-

4

Жанровое разнообразие в музыке

-

5

-

-

5

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

-

-

7

-

7

Мир оркестра

-

-

5

-

5

Формы и жанры в музыке

-

-

3

-

3

Песни народов мира

-

-

-

3

3

Оркестровая музыка

-

-

-

5

5

Музыкально-сценические жанры

-

-

-

5

5

Музыка кино

-

-

-

6

6

Учимся, играя

-

-

-

2

2

Итого:

33

34

34

34

135









Календарно - тематическое планирование. 1 класс (33ч.)



№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


Мир музыкальных звуков (3 ч.)





1

Классификация музыкальных звуков.


1



2

Свойства музыкального звука: тембр, длительность.


1



3

Свойства музыкального звука: громкость, высота.


1




Ритм – движение жизни (4 ч.)





4

Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке.


1



5

Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок.


1



6

Акцент в музыке: сильная и слабая доли.


1



7

Акцент в музыке: сильная и слабая доли.


1




3 Мелодия – царица музыки (4 ч.)





8

Мелодия – главный носитель содержания в музыке.


1



9

Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки.


1



10

Выразительные свойства мелодии.


1



11

Типы мелодического движения. Аккомпанемент.


1




Я – артист (1 ч.)





12

Сольное и ансамблевое музицирование.


1




Музыкальные краски (3 ч.)





13

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности.


1



14

Понятие контраста в музыке. Лад.


1



15

Мажор и минор. Тоника.


1




Музыкальные жанры: песня, танец, марш (6 ч.)





16

Формирование первичных аналитических навыков.


1



17

Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.


1



18

Определение особенностей основных жанров музыки: песня.


1



19

Определение особенностей основных жанров музыки: танец.


1



20

Определение особенностей основных жанров музыки: марш.


1



21

Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.


1




Я – артист (1ч.)





22

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).



1




Музыкальная азбука или где живут ноты (5 ч.)





23

Основы музыкальной грамоты.


1



24

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.


1



25

Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре.


1



26

Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).


1



27

Динамические оттенки (форте, пиано).


1




Я – артист (2 ч.)





28

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).


1



29

Творческое соревнование.


1




Музыкально-театрализованное представление (4 ч.)





30

Музыкально-театрализованное представление.


1



31

Музыкально-театрализованное представление

Промежуточная аттестация. Тестирование.


1



32

Музыкально-театрализованное представление.


1



33

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».


1





Календарно - тематическое планирование. 2 класс (34ч.)



№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды (5 ч.)





1

Музыкальный фольклор.

Знать понятие фольклор.

1



2

Народные игры.

Нарисовать одну народную игру.

1



3

Народные инструменты.

Знать струнные народные инструменты.

1



4

Народные инструменты.

Знать духовые народные инструменты.

1



5

Годовой круг календарных праздников.

Написать круг календарных праздников.

1




Широка страна моя родная (5 ч.)





6

Государственные символы России. Гимн Российской Федерации.

Выучить Гимн.

1



7

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка.

Знать понятие мотив.

1



8

Многообразие музыкальных интонаций.

Великие русские композиторы-мелодисты: П.И. Чайковский.

Знать понятие музыкальная фраза.

1



9

Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка.

Знать понятие мелодия.

1



10

Великие русские композиторы-мелодисты: С.В. Рахманинов.

Знать понятие интонация.

1




Музыкальное время и его особенности (3 ч.)





11

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках.

Знать понятие метроритм.

1



12

Ритмоформулы.

Знать понятие ритмоформула.

1



13

Такт. Размер.


1




Я – артист (2 ч.)





14

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).

Знать понятие музицирование.

1



15

Творческое соревнование. Разучивание Новогодних песен.

Приготовить костюм на Новогодний праздник.

1




Музыкальная грамота (3 ч.)





16

Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах.

Знать понятие музыкальная грамота.

1



17

Расположение нот в первой-второй октавах.

Знать расположение нот.

1



18

Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.

Знать понятие интервал.

1




«Музыкальный конструктор» (4 ч.)





19

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке.

Знать понятие музыкальная форма.

1



20

Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации.

Знать понятие вариация.

1



21

Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое.

Знать понятие куплетная форма.

1



22

Классические музыкальные формы.

Знать понятие классическая музыкальная форма.

1




Я – артист (1 ч.)





23

Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности.

Знать понятие средства музыкальной выразительности.

1




Жанровое разнообразие в музыке (5 ч.)





24

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки.

Знать понятие инструментальная музыка.

1



25

Песенность как отличительная черта русской музыки.

Знать понятие вокальная музыка.

1



26

Средства музыкальной выразительности.

Знать понятие средства музыкальной выразительности.

1



27

Путешествие в мир театра. Балет.

Знать понятие балет.

1



28

Путешествие в мир театра. Опера.

Знать понятие опера.

1




Я – артист (2 ч.)





29

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).

Знать понятие музицирование.

1



30

Творческое соревнование. Подготовка концертных программ.

Подготовиться к тестированию.

1




Музыкально-театрализованное представление (4 ч.)





31

Музыкально-театрализованное представление.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

Знать понятие театр.

1



32

Музыкально-театрализованное представление.

Знать понятие театрализация.

1



33

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».

Повторить песни на концерт «Здравствуй, лето!»

1



34

Концерт «Здравствуй, лето!»

Слушать музыку.

1







Календарно - тематическое планирование. 3 класс (34ч.)



№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


Широка страна моя родная (4 ч.)





1

Творчество народов России.

Знать понятие творчество.

1



2

Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде.

Знать понятие фольклор.

1



3

Развитие навыков ансамблевого, хорового пения.

Знать понятие ансамбль.

1



4

Элементы двухголосия.

Знать понятие двухголовие.

1




Хоровая планета (4 ч.)





5

Хоровая музыка.

Знать понятие хоровая музыка.

1



6

Хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские).

Знать виды хоров.


1



7

Хоровые коллективы и их виды (академический, народный, церковный).

Знать понятие академический хор.

1



8

Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.

Знать понятие народный хор.

1




Музыкальная грамота (3 ч.)





9

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот.

Знать ноты.

1



10

Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.

Знать понятие канон.

1



11

Интервалы и трезвучия.

Знать понятия: трезвучие, интервал.

1




Я – артист (2 ч.)





12

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Знать понятие солист.

1



13

Творческое соревнование.

Знать понятие ансамбль.

1




Музыкальный проект «Сочиняем сказку» (7 ч.)





14

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности.

Знать понятие творчество.

1



15

Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения.

Знать понятие хоровое пение.

1



16

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.

Знать понятие музыкальная грамота.

1



17

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.

Знать ноты.

1



18

Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Знать понятие солист.

1



19

Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Знать понятие ансамбль.

1



20

Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей.

Слушать музыку.

1




Мир оркестра (5 ч.)





21

Симфонический оркестр.

Знать понятие оркестр.

1



22

Симфонический оркестр.

Знать понятие симфонический оркестр.

1



23

Основные группы симфонического оркестра: виды инструментов

Знать виды инструментов.

1



24

Основные группы симфонического оркестра: тембры.

Знать понятие тембр.

1



25

Основные группы симфонического оркестра: виды инструментов, тембры.

Знать основные группы инструментов.

1




Я – артист (2 ч.)





26

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).

Знать понятие музицирование.

1



27

Творческое соревнование.

Слушать музыку.

1




Формы и жанры в музыке (3 ч.)





28

Простые двухчастная и трехчастная формы.

Знать понятие музыкальная форма.

1



29

Вариации на новом музыкальном материале.

Знать понятие вариации.

1



30

Форма рондо.

Знать понятие рондо.

1




Музыкально-театрализованное представление (4 ч.)





31

Музыкально-театрализованное представление.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

Знать понятие театр.

1



32

Музыкально-театрализованное представление.

Знать понятие музыкальный театр.

1



33

Музыкально-театрализованное представление.

Знать понятие музыкально-театрализованное представление.

1



34

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».

Слушать музыку.

1





Календарно - тематическое планирование. 4 класс (34ч.)



№ п/п

Название раздела, тема урока

ДЗ

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически


Музыкальная грамота (2ч.)





1

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием.

Знать ноты.

1



2

Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.

Знать понятие канон.

1




Песни народов мира (3 ч.)





3

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира.

Знать понятие песня.

1



4

Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Знать понятие музыкальный жанр.

1



5

Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Знать понятие ритм.

1




Я артист (2 ч.)





6

Подготовка к концертной программе ««Ходит осень у ворот»

Повторить песню «Осень»

1



7

Концертная программа «Ходит осень у ворот».

Нарисовать песню «Осень»

1




Оркестровая музыка (5 ч.)





8

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, Оркестровая партитура.

Знать понятие партитура.

1



9

Виды оркестров: народный, эстрадный, джазовый. Оркестровая партитура.

Знать виды оркестров.

1



10

Электромузыкальные инструменты. Основные группы, особенности устройства и тембров инструментов.

Знать понятие тембр.

1



11

Основные группы, особенности устройства и тембров инструментов.

Знать группы инструментов.

1



12

Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Тембровые возможности синтезатора в практической исполнительской деятельности.

Знать понятие синтезатор.

1




Музыкально-сценические жанры (2 ч.)





13

Балет. Жанровые и структурные особенности и разнообразие.

Знать понятие оперный театр.

1



14

Балет. Жанровые и структурные особенности и разнообразие.

Знать понятие балет.

1




Я артист (2 ч.)





15

Подготовка к Новогодним праздникам.

Выучить стихотворение Деду Морозу.

1



16

Подготовка к Новогодним праздникам.

Приготовить костюм на Новогодний праздник.

1




Музыкально-сценические жанры (3 ч.)





17

Мюзикл. Жанровые и структурные особенности и разнообразие.

Знать понятие мюзикл.

1



18

Опера. Жанровые и структурные особенности и разнообразие.

Знать понятие опера.

1



19

Опера. Жанровые и структурные особенности и разнообразие.

Знать понятие музыкальный жанр.

1




Музыка кино (6 ч.)





20

Особенности киномузыки и музыки к мультфильмам.

Знать понятие киномузыка.

1



21

Киномузыка.

Написать название детских музыкальных фильмов.

1



22

Музыка к мультфильмам.

Нарисовать любимого героя из мультфильма.

1



23

Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

Знать название песен В. Шаинского из мультфильмов.

1



24

Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

Знать название песен Е. Крылатова из мультфильмов.

1



25

Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

Знать название песен Г. Гладкова из мультфильмов.

1




Я – артист (1 ч.)





26

Разучивание песен к празднику: «День защитника Отечества»

Нарисовать песню «Моя Армия»

1




Учимся, играя (2 ч.)





27

Музыкальная викторина «Страна чудес».

Составить музыкальную викторину.

1



28

Музыкальный конкурс «Музыкальный калейдоскоп».

Составить музыкальный кроссворд.

1




Музыкально-театрализованное представление (6 ч.)





29

Подготовка к музыкально-театральной постановке.

Приготовить костюм на музыкально-театрализованную постановку.

1



30

Музыкально-театрализованное представление.

Приготовиться к промежуточной аттестации.

1



31

Музыкально-театрализованное представление. Промежуточная аттестация. Тестирование.

Слушать музыку.

1



32

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка»

Нарисовать песню «Лето»

1



33

Музыкально-театральная постановка «Лето – чудная пора».

Приготовит костюм на выступление.

1



34

Музыкально-театральная постановка «Лето – чудная пора».

Слушать музыку.

1