МБОУ Татарско – Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы _____Думбалова Р.Т.
Приказ № ___от______2017г.
Рабочая программа
по музыке для 2 класса
срок реализации 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»
под редакцией И.А.Петровой
Разработчик программы: Яфясова А.К.
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована Учителей начальных классов Зам.директора по УВР
Протокол №1 от ______2017г. _________Иванова Н.Ш.
Руководитель _________Шамшетдинова Р.Р. ________________2017г.
Рабочая программа курса «Музыка» для 2 класса составлена на основе
документов:
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189); Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях»;
Приказа Минобрнауки РФ № 459 от 21 апреля 2016 года «О внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа; 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа:(сборник),-М:АСТ: Астрель, 2011.-479, (1)с.
Данная программа обеспечена учебно – методическим комплектом автора Т.И. Баклановой, включающим:
Авторскую программу курса «Музыка» 1-4 Т.И. Бакланова. Сборник Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е дораб.-М: АСТ: Астрель; Москва:2012.
Методические рекомендации, поурочные разработки. (Москва, АСТ, «Астрель» 2011 г.)
Учебник «Музыка» 2 класс Т.И. Бакланова (Москва, АСТ, «Астрель» 2012 г.)
Фонохрестоматия
Содержание программы для второго класса, как и предыдущей программы для первого класса, основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах, воплощающих высшие духовно-нравственные ценности и идеалы традиционной российской культуры. Но если в первом классе доминировали образы природы и сказочных героев, то во втором классе больше внимания уделено музыкальным образам людей (их чувствам, настроениям, характерам), а также образам России и некоторых других стран мира.
Программа для второго класса структурирована в виде четырех больших тем: «В сокровищнице Волшебницы Музыки» - 16 часов, «Встречи с великими композиторами» - 10
часов, «В Стране музыкальных инструментов» «В Певческой стране» - 8 часа.
Первая частьпрограммы «В сокровищнице Волшебницы Музыки» (первое полугодие)
поможет детям лучше понять, что такое музыка и какова ее роль в жизни людей. Известно, что музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность во всем многообразии форм ее существования (пространство, время, движение, материя, энергия). Безусловно, такие фундаментальные философские категории недоступны для адекватного понимания второклассников. Но в сказочной форме, с помощью различных волшебных предметов из сокровищницы Волшебницы Музыки можно сформировать у детей образные представления о том, что:
музыка отражает весь наш мир, в том числе природу, образы людей и сказочных героев (тема «Музыкальное зеркало»);
музыка может переносить слушателей в разные времена суток, года и в разные эпохи (темы «Музыкальные часы», «Музыкальный календарь», «Музыкальная машина времени»);
музыка способна переносить слушателей в разные страны мира, в гости к разным народам (тема «Музыкальный глобус»);
музыка не только отражает, но и преображает мир, делает людей добрее, помогает им в радости и в печали, украшает нашу жизнь (тема «Волшебная музыкальная палочка);
музыка помогает людям сохранить духовное и физическое здоровье (тема «Музыкальная аптечка»).
Ключевыми понятиями данной части программы являются «музыкальный образ», «музыкальная интонация», «выразительность и изобразительность музыки».
Основная роль, предлагаемая детям в этой четверти, — слушатели музыки.
Вторая частьпрограммы «Встречи с великими композиторами» (третья четверть)
предусматривает знакомство учащихся с детскими годами великих русских композиторов-классиков М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Здесь дети постигают «секреты» творческого успеха великих классиков: любовь к родной природе, семейные музыкальные традиции, привитый с детства интерес к народной музыке, образованность, впечатления от путешествий по России и другим странам мира, любовь к своей Родине и др. Примеры знаменитых творческих личностей дают каждому учащемуся возможность «спроецировать» (пока интуитивно) перспективы собственного личностного творческого роста и жизненного успеха.
Ключевыми понятиями данной части программы являются «композитор» и «музыкальное творчество». Понятие «музыкальный образ» конкретизируется в музыкальных образах детства (родительского дома, сказочных героев, детских игр и игру-шек), России, родной природы (долины, моря, природных стихий, времен года), русского народа, православного храма, а также в образах разных стран, где побывали композиторы.
Основная роль, предлагаемая детям в этой части программы, — представить себя композитором — создателем музыкальных произведений.
Третья частьпрограммы «В Стране музыкальных инструментов» (четвертая четверть) предусматривает прежде всего знакомство детей с разными «семействами» музыкальных ин-струментов (духовыми, ударными и струнными), с разными видами инструментальных ансамблей и оркестров (симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов и духовым оркестром), с некоторыми известными инструментальными коллективами, а также с произведениями русских композиторов-классиков для инструментального исполнения.
Данная часть программы осваивается детьми преимущественно в процессе элементарногомузицирования.
Основная роль, предлагаемая детям, — представить себя солистом-инструменталистом, участником инструментального ансамбля или шумового оркестра, а также музыкальным мастером, изготавливающим из природных материалов или предметовобихода простейшие музыкальные инструменты. Также возможно освоение детьми роли дирижера оркестра.
«В Певческой стране» (четвертая четверть) акцентировано на вокально-хоровой деятельности. Это позволяет в игровой форме познакомить детей с разными видами вокальных ансамблей (дуэтом, трио, квартетом и др.), хоров (академическим, народным, церковным), а также с правилами охраны певческого голоса. Программой предусмотрено также освоение детьми основ вокального искусства в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Основная роль, предлагаемая детям, — активное, творческое освоение роли певца — солиста, участника вокального ансамбля и хориста. Детям также можно предложить попробовать себя в роли дирижера хора.
Виды деятельности
Слушание музыки, направленное на обогащение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; на развитие у детей умений и навыков выявления связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Пение (хоровое, ансамблевое и сольное)произведений вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Специальное внимание в программе уделяется творческому самовыражению детей в процессе вокальных (в том числе вокально-интонационных) импровизаций.
Музыкально-пластическое движение, обогащающее опыт индивидуально-личностной передачи музыкального образа и его выражения пластическими средствами, в том числе танцевальными. Специальное внимание в программе уделено музыкально-пластическим импровизациям.
Элементарное музицирование, позволяющее формировать у детей навыки игры на игрушечных, а также доступных народных и детских музыкальных инструментах, рас-
ширяющее их опыт музыкально-исполнительских импровизаций, создания инструментальных композиций.
Музыкальная драматизация, которая включает в себя как воплощение художественно-образного содержания музыки сценическими средствами (например, при разучивании и исполнении фрагментов детских опер), так и различные виды музыкального инсценирования сказок, стихотворений и других текстов.
Кроме этих видов деятельности предусмотрены также:
Арт-терапевтическая деятельность, которая обеспечивает решение предусмотренных Государственным образовательным стандартом задач гармонизации личности учащегося, «достижение комфортности его душевного состояния». Этот вид деятельности, впервые включенный в нашу программу по музыке для первого класса, позволяет решать одну из главных задач государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ: «использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровлениядетей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии».
Основы музыкальной композиции, осваиваемые детьми в процессе выполнения творческих заданий на сочинение мелодических или ритмических рисунков на заданные темы и др.
Музыкально-изобразительная и литературно-музыкальная деятельностьучащихся, способствующая формированию у них представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства, что также предусмотрено новым Государственным образовательным стандартом.
Во втором классе продолжается предусмотренное Государственным образовательным стандартом первоначальное приобщение детей к использованию информационно-коммуникационных технологий (например, магнитофона — для записи звуков окружающего мира, различных голосов, своего пения).
«В сокровищнице Волшебницы музыки» (16ч).
Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина времени.Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка.
«Встреча с великими композиторами» (10ч).
На родине М.И.Глинки. В родительском доме П.И.Чайковского. Морские плавания с Римским-Корсаковым. В школе скрипичного ключа.
«В стране музыкальных инструментов.» «В певческой стране». (8ч)
Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство
Струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр
У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор.
3.Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке
ЛИЧНОСТНЫЕ
мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;
мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);
различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);
слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
самостоятельно выполнять упражнения арт - терапии;
сочинять небольшие мелодии;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся:
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя);
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
Познавательные Учащиеся научатся:
группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
Учащиеся получат возможность научиться:
различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
Коммуникативные Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
участвовать в коллективном обсуждении;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;