СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 2 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»

под редакцией И.А.Петровой

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 2 класса»

МБОУ Татарско – Сайманская СШ

Утверждаю

Директор школы _____Думбалова Р.Т.

Приказ № ___от______2017г.









Рабочая программа

по музыке для 2 класса


срок реализации 2017 -2018 учебный год





Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»

под редакцией И.А.Петровой






Разработчик программы: Яфясова А.К.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории








Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована Учителей начальных классов Зам.директора по УВР

Протокол №1 от ______2017г. _________Иванова Н.Ш.

Руководитель _________Шамшетдинова Р.Р. ________________2017г.


      1. Рабочая программа курса «Музыка» для 2 класса составлена на основе

документов:


  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)


  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);


  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;


  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования


    • науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»


  • Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189); Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях»;


  • Приказа Минобрнауки РФ № 459 от 21 апреля 2016 года «О внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»


  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа; 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа:(сборник),-М:АСТ: Астрель, 2011.-479, (1)с.


  • учебного плана МБОУ Татарско-Сайманской СШ


  • Основной образовательной программы МБОУ Татарско-Сайманской СШ


Данная программа обеспечена учебно – методическим комплектом автора Т.И. Баклановой, включающим:


  1. Авторскую программу курса «Музыка» 1-4 Т.И. Бакланова. Сборник Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е дораб.-М: АСТ: Астрель; Москва:2012.


  1. Методические рекомендации, поурочные разработки. (Москва, АСТ, «Астрель» 2011 г.)

  2. Учебник «Музыка» 2 класс Т.И. Бакланова (Москва, АСТ, «Астрель» 2012 г.)

  3. Фонохрестоматия



    1. Содержание программы для второго класса, как и предыдущей программы для первого класса, основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах, воплощающих высшие духовно-нравственные ценности и идеалы традиционной российской культуры. Но если в первом классе доминировали образы природы и сказочных героев, то во втором классе больше внимания уделено музыкальным образам людей (их чувствам, настроениям, характерам), а также образам России и некоторых других стран мира.


Программа для второго класса структурирована в виде четырех больших тем: «В сокровищнице Волшебницы Музыки» - 16 часов, «Встречи с великими композиторами» - 10

часов, «В Стране музыкальных инструментов» «В Певческой стране» - 8 часа.

Первая частьпрограммы «В сокровищнице Волшебницы Музыки» (первое полугодие)


поможет детям лучше понять, что такое музыка и какова ее роль в жизни людей. Известно, что музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность во всем многообразии форм ее существования (пространство, время, движение, материя, энергия). Безусловно, такие фундаментальные философские категории недоступны для адекватного понимания второклассников. Но в сказочной форме, с помощью различных волшебных предметов из сокровищницы Волшебницы Музыки можно сформировать у детей образные представления о том, что:


 музыка отражает весь наш мир, в том числе природу, образы людей и сказочных героев (тема «Музыкальное зеркало»);


 музыка может переносить слушателей в разные времена суток, года и в разные эпохи (темы «Музыкальные часы», «Музыкальный календарь», «Музыкальная машина времени»);


 музыка способна переносить слушателей в разные страны мира, в гости к разным народам (тема «Музыкальный глобус»);


 музыка не только отражает, но и преображает мир, делает людей добрее, помогает им в радости и в печали, украшает нашу жизнь (тема «Волшебная музыкальная палочка);


 музыка помогает людям сохранить духовное и физическое здоровье (тема «Музыкальная аптечка»).


    • «Школе Скрипичного Ключа» дети продолжают знакомство с основами нотной грамоты, прежде всего с условными обозначениями в нотных текстах темпа и характера исполнения музыки.


Ключевыми понятиями данной части программы являются «музыкальный образ», «музыкальная интонация», «выразительность и изобразительность музыки».


Основная роль, предлагаемая детям в этой четверти, — слушатели музыки.

Вторая частьпрограммы «Встречи с великими композиторами» (третья четверть)


предусматривает знакомство учащихся с детскими годами великих русских композиторов-классиков М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Здесь дети постигают «секреты» творческого успеха великих классиков: любовь к родной природе, семейные музыкальные традиции, привитый с детства интерес к народной музыке, образованность, впечатления от путешествий по России и другим странам мира, любовь к своей Родине и др. Примеры знаменитых творческих личностей дают каждому учащемуся возможность «спроецировать» (пока интуитивно) перспективы собственного личностного творческого роста и жизненного успеха.


    • «Школе Скрипичного Ключа» дети присутствуют на уроке композиции.


Ключевыми понятиями данной части программы являются «композитор» и «музыкальное творчество». Понятие «музыкальный образ» конкретизируется в музыкальных образах детства (родительского дома, сказочных героев, детских игр и игру-шек), России, родной природы (долины, моря, природных стихий, времен года), русского народа, православного храма, а также в образах разных стран, где побывали композиторы.


Основная роль, предлагаемая детям в этой части программы, — представить себя композитором — создателем музыкальных произведений.


Третья частьпрограммы «В Стране музыкальных инструментов» (четвертая четверть) предусматривает прежде всего знакомство детей с разными «семействами» музыкальных ин-струментов (духовыми, ударными и струнными), с разными видами инструментальных ансамблей и оркестров (симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов и духовым оркестром), с некоторыми известными инструментальными коллективами, а также с произведениями русских композиторов-классиков для инструментального исполнения.

  • «Школе Скрипичного Ключа» дети «посещают» музыкальную мастерскую, где изготавливают музыкальные инструменты.


Данная часть программы осваивается детьми преимущественно в процессе элементарногомузицирования.


Основная роль, предлагаемая детям, — представить себя солистом-инструменталистом, участником инструментального ансамбля или шумового оркестра, а также музыкальным мастером, изготавливающим из природных материалов или предметовобихода простейшие музыкальные инструменты. Также возможно освоение детьми роли дирижера оркестра.


«В Певческой стране» (четвертая четверть) акцентировано на вокально-хоровой деятельности. Это позволяет в игровой форме познакомить детей с разными видами вокальных ансамблей (дуэтом, трио, квартетом и др.), хоров (академическим, народным, церковным), а также с правилами охраны певческого голоса. Программой предусмотрено также освоение детьми основ вокального искусства в процессе выполнения разнообразных упражнений.


  • «Школе Скрипичного Ключа» дети присутствуют на уроке вокала.


Основная роль, предлагаемая детям, — активное, творческое освоение роли певца — солиста, участника вокального ансамбля и хориста. Детям также можно предложить попробовать себя в роли дирижера хора.


Виды деятельности


Слушание музыки, направленное на обогащение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; на развитие у детей умений и навыков выявления связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.


Пение (хоровое, ансамблевое и сольное)произведений вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Специальное внимание в программе уделяется творческому самовыражению детей в процессе вокальных (в том числе вокально-интонационных) импровизаций.


Музыкально-пластическое движение, обогащающее опыт индивидуально-личностной передачи музыкального образа и его выражения пластическими средствами, в том числе танцевальными. Специальное внимание в программе уделено музыкально-пластическим импровизациям.


Элементарное музицирование, позволяющее формировать у детей навыки игры на игрушечных, а также доступных народных и детских музыкальных инструментах, рас-


ширяющее их опыт музыкально-исполнительских импровизаций, создания инструментальных композиций.


Музыкальная драматизация, которая включает в себя как воплощение художественно-образного содержания музыки сценическими средствами (например, при разучивании и исполнении фрагментов детских опер), так и различные виды музыкального инсценирования сказок, стихотворений и других текстов.


Кроме этих видов деятельности предусмотрены также:


Арт-терапевтическая деятельность, которая обеспечивает решение предусмотренных Государственным образовательным стандартом задач гармонизации личности учащегося, «достижение комфортности его душевного состояния». Этот вид деятельности, впервые включенный в нашу программу по музыке для первого класса, позволяет решать одну из главных задач государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ: «использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровлениядетей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии».

Основы музыкальной композиции, осваиваемые детьми в процессе выполнения творческих заданий на сочинение мелодических или ритмических рисунков на заданные темы и др.


Музыкально-изобразительная и литературно-музыкальная деятельностьучащихся, способствующая формированию у них представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства, что также предусмотрено новым Государственным образовательным стандартом.


Во втором классе продолжается предусмотренное Государственным образовательным стандартом первоначальное приобщение детей к использованию информационно-коммуникационных технологий (например, магнитофона — для записи звуков окружающего мира, различных голосов, своего пения).


«В сокровищнице Волшебницы музыки» (16ч).


Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина времени.Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка.

«Встреча с великими композиторами» (10ч).


На родине М.И.Глинки. В родительском доме П.И.Чайковского. Морские плавания с Римским-Корсаковым. В школе скрипичного ключа.


«В стране музыкальных инструментов.» «В певческой стране». (8ч)


Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство

Струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр


У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор.


3.Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке

ЛИЧНОСТНЫЕ


    • учащихся будут сформированы:

  • мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  • чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

  • эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.


Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа;

  • эмоционально - ценностного отношения к Государственному гимну России;


  • понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;


  • положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;

  • мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

  • эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:


  • называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);


  • различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);


  • определять куплетную форму и вариации;


  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;


  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;


  • выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов - классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосны вокальные произведения с сопровождением;


  • сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;


  • выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов;


  • устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.


Учащиеся получат возможность научиться:


• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);


  • различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);


  • узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова;


  • слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;


  • читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии;


  • использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;


  • исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;


  • выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

  • самостоятельно выполнять упражнения арт - терапии;

  • сочинять небольшие мелодии;


  • пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий;

  • понимать важность планирования работы;


  • выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;


  • вносить коррективы в свою работу;


  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;


  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;


  • оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя);


  • решать творческие задачи, используя известные средства.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;


• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

  • различать и соотносить замысел и результат работы;


  • включаться в самостоятельную музыкально – творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

  • использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;


  • участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.


Познавательные Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;


  • различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;


  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов;


  • различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;


  • сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;


  • характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;


  • группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);


  • устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;


  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря;


  • различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);


  • классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);


  • различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);


  • характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;


  • читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.


Коммуникативные Учащиеся научатся:

  • рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;


  • выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;


  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • участвовать в коллективном обсуждении;


  • высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;


  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально - выразительным средствам;

  • слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;


  • активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;


  • выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;


  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


  • Тематическое планирование

    • п/п

    • Дата

    • Название раздела, тема урока

    • Количество часов

    • примерная

    • фактическая

    • «В сокровищнице Волшебницы музыки»

    • 16

    • 1

    • Музыкальное зеркало.

    • 1

    • 2

    • Музыкальные часы.

    • 1

    • 3

    • Музыкальные часы: доброе утро.

    • 1

    • 4

    • Музыкальные часы: шумный день.

    • 1

    • 5

    • Музыкальные часы: добрый вечер!

    • 1

    • 6

    • Музыкальные часы: тихая ночь.

    • 1

    • 7

    • Музыкальый календарь.

    • 1

    • 8

    • Музыкальный календарь: музыка осени

    • 1

    • 9

    • Музыкальный календарь: музыка зимы.

    • 1

    • 10

    • Музыкальный календарь: музыка весны.

    • 1

    • 11

    • Музыкальная машина времени: времена рождения музыки.

    • 1

    • 12

    • Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни).

    • 1

    • 13

    • Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран.

    • 1

    • 14

    • Музыкальный глобус: путешествуем по России.

    • 1

    • 15

    • Музыкальный глобус: едем в далёкие края.

    • 1

    • 16

    • Волшебная музыкальная палочка.

    • 1

    • «Встречи с великими композиторами»

    • 10

    • 17

    • На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины.

    • 1

    • 18

    • На родине Михаила Ивановича Глинки: «Камаринская».

    • 1

    • 19

    • На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостиной

    • 1

    • 20

    • На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостиной

    • 1

    • 21

    • На родине Михаила Ивановича Глинки: под звон колоколов.

    • 1

    • 22

    • На родине Михаила Ивановича Глинки: сердце Родины.

    • 1

    • 23

    • В родительском доме Петра Ильича Чайковского: мама.

    • 1

    • 24

    • В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские песни.

    • 1

    • 25

    • Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя.

    • 1

    • 26

    • Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя.

    • 1

    • «В стране музыкальных инструментов».«В певческой стране».

    • 8

    • 27

    • Семейство ударных инструментов.

    • 1

    • 28

    • Семейство духовых инструментов.

    • 1

    • 29

    • Семейство струнных инструментов.

    • 1

    • 30

    • Инструментальный ансамбль.

    • 1

    • 31

    • Оркестр.

    • 1

    • 32

    • У кого какой голос?

    • 1

    • 33

    • Вокальный ансамбль.

    • 1

    • 34

    • Хор.

    • 1

  • Лист корректировки рабочей программы.

    • Класс

    • Название раздела, темы

    • Дата проведения по плану

    • Причина корректировки

    • Корректирующие мероприятия

    • Дата проведения по факту