Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) СОГЛАСОВАНО Протокол метод. объединения № 2___от 3 сентября_______ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора _____________ /Н.С. Константинова/ «_____» сентября 2022 | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 3-х КЛАССОВ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Программу разработала учитель МУЗЫКИ Николаева О.В. 2022 год |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке:Музыка. 4 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. -7 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 79, 1с.: ил
Данная программа полностью учитывает главные положения:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностного гражданина России.
Одновременно программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования учащихся, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.
Данная программа составлена на 35часов в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска, рассчитана на 2019-2020 учебный год обучения и является программой базового уровня.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературным чтением, окружающим миром и изобразительным искусством.
Курс предусматривает изучение раздела: «Музыкальное путешествие», в котором школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие стили:
- стиль выдающихся произведений (В. А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей»);
-стиль творчества отдельного композитора (В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э Григ);
-стиль музыкального течения («Могучая кучка»);
-стиль направления (венский классицизм).
В изучении данного раздела (по сравнению с авторской программой) внесены следующие изменения:
Наименование раздела | Кол-во часов авторской программы | Кол-во часов рабочей программы | Примечание (описание вносимых изменений с обоснованием их причин) |
«Музыкальное путешествие» | 35 часов | 35 часов | Внесено изменение в содержательное наполнение раздела. В частности, выделены часы на изучение регионального компонента творчества композиторов и коллективов Республики Саха (Якутия). |
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов классиков, охватывающие временный диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 4 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые имеют хорошую базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются:
Метод междисциплинарного взаимодействий-является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.
Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия музыки
Творческий метод применяется к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.
Системный подход направлен на достижения целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности
Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.
Помимо основных методов, на уроке используются следующие методы: игра, работа с книгой, рассказ, творческое задание, проблемное слово педагога.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: иллюстративный, объяснительный, проблемный.
Описанные методы, во многом определяют содержание программы и реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса в таких видах практической деятельности, как:
-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
-Драматизация музыкальных произведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.
С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.
К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).
Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, инструменты (ударные, струнно-смычковые).
Контроль достижения учениками уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в формах собеседование, фронтальный опрос, викторина.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4класса следующие:
Предметные результаты:
Выпускник научится:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
Личностные результаты(Л):
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие эстетических чувств;
наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (Р):
умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
умение формулировать собственное мнение и позицию;
установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД (П):
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
осуществление элементов синтеза как составление целого;
понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД (К):
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Список литературы для учащихся:
Учебник по музыке:Музыка. 4 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-7 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. – 79, 1с.: ил.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.
Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.
Бирюков, Ю. Е. Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.
Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: дет. Литература, 1986.
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Список литературы для учителя:
(Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.)
Алеев, В. В. Музыка 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90с.
Зильберквит, Марк. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.
Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001г.
Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Академия, 2002.
Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания». – Санкт-Петербург, 2002.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Цыпин, Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпакс, 1994.
3 класс.
Тема года: «О чём рассказывает музыка».
I четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. |
1. | Картины природы в музыке. | 1ч. | 01.09 | Научиться определять характер музыки. Понятие: лад. | (П) Развитие интереса к предмету «Музыка». (М/П) Развитие владения основами смыслового чтения текстов. (Л) Реализация творческого потенциала. | Урок-знакомство. М. Дебюсси Прелюдии: «Ветер на равнине», «Паруса»; Ю.Чичков «родная песенка»; К. Певзнер «Оранжевая песенка». | Опрос. | |
2. | Может ли музыка «нарисовать» портрет? | 1ч. | 08.09 | Научиться высказывать и изображать свои размышления о музыке. | Комбинированный урок. К. Дакен «Кукушка»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка»; М. Старокадомский «Любитель-рыболов». | Пение. | Мы рисуем музыку. |
3. | В сказочной стране гномов. | 1ч. | 15.09 | Умение определять основные интонации в произведениях. | Урок-сказка. Э. Григ «Шествие гномов»; А. Журбин «Смешной человек». | Викторина. | Метроритмическая работа. |
4. | Многообразие в единстве: вариации. | 1ч. | 22.09 | Понятие: вариации. | (П) Развитие умения определять характер музыки с учётом терминов. (М/П) Развитие осуществления простых обобщений. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Традиционный урок. П. Чайковский «Симфония №4» 4 часть, «В сыром бору тропинка» (р.н.п.). | Пение сольно. | |
5. | Дела давно минувших дней… | 1ч. | 29.09 | Узнать о многообразие жанров. | (П) Умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки. (М/П) Осуществление простых обобщений. (Л) Воспитание чувства патриотизма. | Традиционный урок. М. Глинка «Руслан и Людмила» (запев Баяна, ария Руслана), «Русская изба» Е. Птичкин. | --------- | |
6. | «Там русский дух… там Русью пахнет!» | 1ч. | 06.10 | Особенности русской песни. | Традиционный урок. Т. Чудова «Четыре пьесы для ф-но»; А. Бородин Симфония №2-1 часть; Ю. Антонов «Родные места». | Опрос. | Игра на шумовых инструментах. |
7. | «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». | 1ч. | 13.10 | Понятие: кантата. | Комбинированный урок. С. Прокофьев «Александр Невский»; Г. Гладков «Край, в котором ты живешь». | Пение. | |
8. | Бег по кругу: рондо. | 1ч. | 20.10 | Понятие: рондо. | (П) Умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки. (М/П) Умение осуществлять элементы синтеза как составление целого из частей. (Л) Позитивная самооценка своих муз.-творческих способностей. | Урок-обобщение. Л. Бетховен «Ярость человека»; м. Глинка «Рондо Фарлафа» (опера Руслан и Людмила), В. Алеев «Веселое рондо». | Пение. | |
9. | Обобщающий урок | 1ч. | 27.10. | | | | | |
II четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. |
1. 2. | Какими бывают музыкальные интонации. | 2ч. | 10.11 17.11 | Понятия: интонация, лад, интервалы. | (П) Умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Наличие мотивационной основы учебной деятельности. | Традиционный урок. Л. Бетховен «Гремят барабаны»; М. Мусоргский «С куклой»; В.А. Моцарт «Концерт №21»; Л. Лядова «Барабан»; Ц. Кюи «Зима». | ------- | Метроритмическая работа. |
3 | Знаки препинания в музыке. | 1ч. | 24.11 | Понятие музыкальная пауза. | (П) Развитие певческих и слушательских способностей. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Традиционный урок. Ф. Шопен «Прелюдия ля мажор»; Л. Бетховен «Симфония №5»; Г. Тельман «Счастье». | Опрос. | |
4 | «Мороз и солнце, день чудесный…» | 1ч. | 01.1208.12 | Мыслить музыкальным языком. Импровизация. | (П) Умение размышлять о музыкальных произведениях. (М/П) Умение решать смысловые и творческие задачи. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Урок с использованием мультимедийной установки. П. Чайковский «Ноябрь, на тройке»; Е. Крылатов «Кабы не было зимы». | Пение. | Музыка кистью. |
5-6. | «Рождество Твое, Христе Боже наш…» | 2ч. | 15.11 22.12 | Традиции и праздники православной церкви. | (П) Проявление навыков вокально – хорового пения. (М/П) Участие в музыкальной жизни класса. (Л) Наличие позитивной оценки своих музыкально – творческих способностей. | Урок-обобщение. А. Лядов «Рождество Твое, Христе Боже …»; Н. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»; В. Алеев «Если дети верят в чудо»; Е. Птичкин «Художник Дед Мороз»; Е. Крылатов «Песенка о снежинке». | Слова песни. | |
| «Мороз и солнце, день чудесный…» | 1 ч. | | Мыслить музыкальным языком. Импровизация. | ) Умение размышлять о музыкальных произведениях. (М/П) Умение решать смысловые и творческие задачи. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Урок с использованием мультимедийной установки. П. Чайковский «Ноябрь, на тройке»; Е. Крылатов «Кабы не было зимы». | Пение. | |
7 | Итоговый урок. Урок-концерт. | 1 ч. | 29.12 | | | | | |
III четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. |
1. | Колокольные звоны на Руси. | 1ч. | 12.01 | Особенности колокольного звона. | (П) Развитие певческих и слушательских способностей. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. | Комбинированный урок. «Ростовские колокольные звоны»; Н. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже…» Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный». | ------- | Игра на шумовых инструментах. |
2. | Музыка в храме. | 1ч. | 19.01 | Основы духовно-нравственного воспитания. | Урок с использованием мультимедийной установки. М. Мусоргский «Борис Годунов»; П. Чайковский «В Церкви»; «Небо и земля» (песнопение) | Опрос. | |
3. | М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. | 1ч. | 26.01 | Развитие русской классики. | (П) Учатся слушать, анализировать, развивают вокальные способности. (М/П) Учатся проводить простые аналогии и сравнения. (Л) Наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | Традиционный урок. М. Глинка «Руслан и Людмила»; «Ты соловушка умолкни»; «Арагонская хота». | Слова песни. | Метроритмическая работа. |
4. | Что такое патриотизм? | 1ч. | 02.02 | Воспитание патриотических чувств. | Традиционный урок. Н. Римский-Корсаков «Садко»; М. Глинка «Патриотическая песня»; Л. Афанасьев «Гляжу в озера синие». | Опрос. | |
5. | Русский национальный герой Иван Сусанин. | 1ч. | 09.02 | Понятия: ария, хор. | Традиционный урок. М. Глинка «Жизнь за царя» (Ария Ивана Сусанина; хор «Славься»). | Опрос. | |
6. | Прощай, Масленица! | 1ч. | 16.02 | Знания о русских традициях. | (П) Умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о муз. произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. (М/П) Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. (Л) Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | Урок-экскурсия. Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» (Проводы Масленницы); «Проводы зимы» Р.н.п. «Перед весной». | Пение. | Музыка в движение. |
7. 8. | Музыкальная имитация. | 2ч. | 02.03 | Понятия: полифония, канон. | Традиционный урок. С. Ляховицкая «Дразнилка»; В. Шаинский «Веселая фуга»; «Со вьюном я хожу». | Пение сольно. | |
9. | Композиторы детям. | 1ч. | 09.03 | Знакомство с творчеством разных композиторов. | Урок-концерт. С. Прокофьев «Пятнашки»; «Марш» (опера «Любовь к трем апельсинам»); В. Моцарт «Детские игры». | Пение. | |
10. | Картины, изображающие музыкальные инструменты. | 1ч. | 16.03 | Разные тембры и звучания инструментов. | (П) Знание музыкальных инструментов. (М/П) Осуществление простых обобщений между разными видами искусств. (Л) Ориентация на понимание причин успеха в учебно – познавательной деятельности. | Комбинированный урок. Л. Нарваэс «Фантазия…»; Г. Гендель «Siciliana; Allegro»; Ф. Таррега «Воспоминания об Альгамбре»; Б. Окуджава «Музыкант» | Пение хором. | Мы рисуем музыку. |
11. | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. | 1ч. | 30.03 | Правила музыканта. | Урок-обобщение. «Много песен мы споем» Венг.н.п. | Викторина. | |
IV четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата. | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. |
1. | Струнные смычковые инструменты. | 1ч. | 06.04 | Разные тембры инструментов. | (П) Знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Наличие мотивационной основы учебной деятельности. | Традиционный урок. Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»; А. Дворжак «Мелодия»; Е. Дога «Вальс». | ------ | |
2. 3. | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». | 2ч. | 13.04 20.04 | Разные тембры инструментов. | Традиционный урок. С. Прокофьев «Петя и волк»; В. Шаинский «В мире много сказок». | Викторина. | Мы рисуем музыку. |
4. | Вечная память героям. День Победы. | 1ч. | 27.04 | Навыки пения, эмоциональная отзывчивость. | (П) Умение определять характер и настроение музыки. (М/П) Участие в музыкальной жизни класса. (Л) Наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | Комбинированный урок. Р. Шуман «Грезы»; Т. Потапенко «Вот какая бабушка»; Д. Тухманов «Аист на крыше»; «Солдатушки, бравы ребятушки». Р.н.п. | Пение. | |
5. | Легко ли быть музыкальным исполнителем? | 1ч. | 04.05 | Звуковедение, пауза, дыхание. | (П) Учатся слушать, анализировать, развивают вокальные способности. (М/П) Подведение под понятие на основе существенных признаков произведения и их синтеза. (Л) Выражение чувств прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры. | Урок-репетиция. А. Зацепин «Волшебник»; М. Минков «Да здравствует сюрприз». | Опрос. | Метроритмическая работа. |
6. | Выдающиеся музыканты – исполнители. | 1ч. | 11.05 | Певческие навыки. | Урок-концерт. С. Рахманинов «Прелюдия си-бемоль мажор» (С. Рихтер); К. Сен-Санс «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» (Д. Ойстрах); М. Мусоргский «Борис Годунов» сцена с Юродивым (И. Козловский). | Пение хором. | Оркестр шумовых инструментов. |
7. | Концертные залы мира. | 1ч. | 18.05. | Знания о концертной деятельности. | Урок-обобщение. П. Чайковский «Концерт №1 для ф-но с оркестром» 3 часть, кода; «Музыканты» Немец.н.п. | Опрос. | |
8. | Заключительный урок | 1ч. | 25.05 | Подведение итогов. | | | Опрос, пение. | |
7