Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение музыке является важнейшей составляющей начального общего образования. Предмет способствует формированию основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитанию эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; развитию интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоению музыкальных произведений и знаний о музыке; овладению практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. Основными целями программы музыки являются:
воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
освоение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
уважительное отношение к культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
выбирать способы решения исполнительской задачи;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
соотносить различные произведения по настроению и форме;
строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать учебный материал;
устанавливать аналогии;
сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ);
понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;
формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты
МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Обучающийся научится:
воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
передавать в музыкально - художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;
осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Обучающийся научится:
слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах, В.-А Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) исполнительском творчестве;
музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА
Обучающийся научится:
выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4, 3\8, 6\8);
петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа разработана для обучающихся 4 класса в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г. № 1576 от 31.12.2015г.);
с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч., 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012 г.;
с рекомендациями авторской программы по музыке Е. Д. Критской и др. «Сборник рабочих программ «Школа России» - М.; Просвещение, 2015г;
с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 17;
с положением о рабочей программе МБОУ СОШ № 17; с учебным планом МБОУ СОШ № 17 на 2019-2020 учебный год.
Программа 4 класса начального обучения музыке содержит следующие разделы и темы:
Раздел 1. «Россия-Родина моя» (4 часа)
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм» (4часа)
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Раздел 3. «День, полный событий» (6 часов)
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Раздел 5. «В концертном зале» (5часов)
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: инструментальная. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 часов)
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Раздел 8. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 часов)
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Контрольные работы | Тесты |
1 | Россия-Родина моя. | 4 | | |
2 | «О России петь – что стремиться в храм». | 4 | | |
3 | День, полный событий. | 6 | | |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | | 1 |
5 | В концертном зале. | 5 | | |
6 | «В музыкальном театре». | 6 | | |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 7 | 1 | 1 |
| Итого: | 35 | 1 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во ча-сов | Раздел, кол-во часов | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | факт | коррек-ция |
I четверть |
1 | 1 | Россия – Родина моя. (4 часа) | Мелодия. Ты запой мне эту песню… Природа в фольклоре. | 04.09.2019 | | | |
2 | 1 | Как сложили песню. Звучащие картины природы. | 11.09.2019 | | | |
3 | 1 | Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | 18.09.2019 | | | |
4 | 1 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 25.09.2019 | | | |
5 | 1 | «О России петь – что стремиться в храм». (4 часа) | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 02.10.2019 | | | |
6 | 1 | Кирилл и Мефодий. | 09.10.2019 | | | |
7 | 1 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Весенний праздник. | 16.10.2019 | | | |
8 | 1 | Родной обычай старины. Светлый праздник весны. | 23.10.2019 | | | |
II четверть |
9 | 1 | День, полный событий. (6 часов) | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Природа в поэзии и музыке. | 06.11.2019 | | | |
10 | 1 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 13.11.2019 | | | |
11 | 1 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. | 20.11.2019 | | | |
12 | 1 | Ярмарочное гулянье. | 27.11.2019 | | | |
13 | 1 | Святогорский монастырь. | 04.12.2019 | | | |
14 | 1 | «Приют, сияньем муз одетый…» | 11.12.2019 | | | |
15 | 1 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». (3 часа) | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 18.12.2019 | | | |
16 | 1 | Оркестр русских народных инструментов. Тест № 1. | 25.12.2019 | | | |
| III четверть |
17 | 1 | Народные праздники. " Троица". | 15.01.2020 | | | |
18 | 1 | В концерт-ном зале. (5 часов) | Музыкальные инструменты. (скрипка, виолончель). Старый замок. | 22.01.2020 | | | |
19 | 1 | Счастье в сирени живёт… | 29.01.2020 | | | |
20 | 1 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 05.02.2020 | | | |
21 | 1 | Патетическая соната. | 12.02.2020 | | | |
22 | 1 | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 19.02.2020 | | | |
23 | 1 | В музыкаль-ном театре. (6 часов) | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 26.02.2020 | | | |
24 | 1 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 04.03.2020 | | | |
25 | 1 | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 11.03.2020 | | | |
26 | 1 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 18.03.2020 | | | |
| IVчетверть |
27 | 1 | Балет «Петрушка». | 01.04.2020 | | | |
28 | 1 | Театр музыкальной комедии. | 08.04.2020 | | | |
29 | 1 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». (7 часов) | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 15.04.2020 | | | |
30 | 1 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 22.04.2020 | | | |
31 | 1 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 29.04.2020 | | | |
32 | 1 | В каждой интонации спрятан человек. | 06.05.2020 | | | |
33 | 1 | Музыкальный сказочник. Природа в творчестве Н. Римского - Корсакова. Контрольная работа. | 13.05.2020 | | | |
34 | 1 | Рассвет на Москве-реке. Тест № 2. | 20.05.2020 | | | |
35 | 1 | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | 27.05.2020 | | | |