СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 4 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа с ууд  и календаорно-тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 4 класса»







  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Обучение музыке является важнейшей составляющей начального общего образования. Предмет способствует формированию основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитанию эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; развитию интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоению музыкальных произведений и знаний о музыке; овладению практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. Основными целями программы музыки являются:


  • воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

  • освоение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности.


Программа обеспечивает достижение следующих результатов:


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

  • уважительное отношение к культуре других народов;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:


  • познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

  • нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

  • нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

  • понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

  • представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.


Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:


  • принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

  • выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

  • эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

  • осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

  • выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

  • воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ


 Обучающийся научится:


  • осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

  • самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

  • передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

  • использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

  • выбирать способы решения исполнительской задачи;

  • соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

  • соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

  • исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

  • соотносить различные произведения по настроению и форме;

  • строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

  • пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

  • обобщать учебный материал;

  • устанавливать аналогии;

  • сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

  • представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).


КОММУНИКАТИВНЫЕ


Обучающийся научится:


  • выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

  • выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

  • понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

  • проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

  • контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

  • понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

  • понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

  • принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

  • стремиться к пониманию позиции другого человека.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ);

  • понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

  • контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;

  • формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.


Предметные результаты


МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Обучающийся научится:


  • воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

  • различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

  • понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

  • эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

  • понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

  • передавать в музыкально - художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;

  • осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

  • владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.


ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


Обучающийся научится:


  • слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

  • наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

  • участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

  • узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

  • узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

  • импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

  • пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;

  • находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

  • различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).


Обучающийся получит возможность овладеть:


  • представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский,  А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах, В.-А Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) исполнительском творчестве;

  • музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.


МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА


Обучающийся научится:

  • выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4, 3\8, 6\8);

  • петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

  • различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

  • сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

  • различать язык музыки разных стран мира.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

  • узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

  • приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

  • собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.



  1. Содержание учебного предмета


Рабочая программа разработана для обучающихся 4 класса в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г. № 1576 от 31.12.2015г.);

  • с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч., 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012 г.;

  • с рекомендациями авторской программы по музыке Е. Д. Критской и др. «Сборник рабочих программ «Школа России» - М.; Просвещение, 2015г;

  • с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 17;

  • с положением о рабочей программе МБОУ СОШ № 17; с учебным планом МБОУ СОШ № 17 на 2019-2020 учебный год.


Программа 4 класса начального обучения музыке содержит следующие разделы и темы:


Раздел 1. «Россия-Родина моя» (4 часа)


Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.


Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм» (4часа)


Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Раздел 3. «День, полный событий» (6 часов)


Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)


Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.


Раздел 5. «В концертном зале» (5часов)


Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: инструментальная. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.


Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 часов)


Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.


Раздел 8. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 часов)


Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.





  1. Тематическое планирование


№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Контрольные работы

Тесты

1

Россия-Родина моя.

4



2

«О России петь – что стремиться в храм».

4



3

День, полный событий.

6



4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3


1

5

В концертном зале.

5



6

«В музыкальном театре».

6



7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

7

1

1


Итого:

35

1

2




Календарно-тематическое планирование


п/п

Кол-во ча-сов


Раздел, кол-во часов



Тема урока

Дата проведения


Примечание


по плану


факт

коррек-ция

I четверть

1

1

Россия – Родина моя. (4 часа)

Мелодия. Ты запой мне эту песню… Природа в фольклоре.

04.09.2019




2

1

Как сложили песню. Звучащие картины природы.

11.09.2019




3

1

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

18.09.2019




4

1

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

25.09.2019




5

1

«О России петь – что стремиться в храм». (4 часа)

Святые земли Русской. Илья Муромец.

02.10.2019




6

1

Кирилл и Мефодий.

09.10.2019




7

1

Праздников праздник, торжество из торжеств. Весенний праздник.

16.10.2019




8

1

Родной обычай старины. Светлый праздник весны.

23.10.2019




II четверть

9

1

День, полный событий. (6 часов)

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Природа в поэзии и музыке.

06.11.2019




10

1

Зимнее утро. Зимний вечер.

13.11.2019




11

1

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.

20.11.2019




12

1

Ярмарочное гулянье.

27.11.2019




13

1

Святогорский монастырь.

04.12.2019




14

1

«Приют, сияньем муз одетый…»

11.12.2019




15

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». (3 часа)

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

18.12.2019




16

1

Оркестр русских народных инструментов. Тест № 1.

25.12.2019





III четверть

17

1

Народные праздники. " Троица".

15.01.2020




18

1

В концерт-ном зале. (5 часов)

Музыкальные инструменты. (скрипка, виолончель).

Старый замок.

22.01.2020




19

1

Счастье в сирени живёт…

29.01.2020




20

1

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

05.02.2020




21

1

Патетическая соната.

12.02.2020




22

1

Годы странствий. Царит гармония оркестра.

19.02.2020




23

1

В музыкаль-ном театре.

(6 часов)

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

26.02.2020




24

1

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

04.03.2020




25

1

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

11.03.2020




26

1

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

18.03.2020





IVчетверть

27

1

Балет «Петрушка».

01.04.2020




28

1


Театр музыкальной комедии.

08.04.2020




29

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». (7 часов)

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

15.04.2020




30

1

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

22.04.2020




31

1

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

29.04.2020




32

1

В каждой интонации спрятан человек.

06.05.2020




33

1

Музыкальный сказочник. Природа в творчестве Н. Римского - Корсакова. Контрольная работа.

13.05.2020




34

1

Рассвет на Москве-реке. Тест № 2.

20.05.2020




35

1

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

27.05.2020