СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по музыке для 5-8 классов. Учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5-8 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»


141667, Московская область, Клинский район, тел. 8(49624)5-22-42; факс 8(49624)5-22-42

с. Спас-Заулок, ул. Центральная, д. 19 e-mail: [email protected]







«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________ Г.В.Старикова

Приказ по школе

от 30.08. 2018г. № 43/2








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

ПО МУЗЫКЕ

ДЛЯ 5 - 8 КЛАССОВ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД









Учитель музыки

Касьянова Г.В.










Спас-Заулок – 2018-2019 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по музыке для 5-8 классов составлена на основе рабочей программы «Музыка» 5 класс, авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, издательство «Просвещение», 2015 год и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. В соответствии с Базисным учебным планом в 5-8 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 136 часа (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).



  1. Содержание учебного предмета

5 класс


Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.

Что роднит музыку с литературой. Сюже­ты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка рус­ская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.


6 класс


Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Со­чинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического ор­кестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы рус­ской духовной и светской музыки (знаменный распев, пар­тесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейс­кой духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кан­та, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии разного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

7 класс


Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Разнообразие жанров опер, балетов, мюзиклов: (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жиз­ненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музы­ки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Аранжировка и интерпретация классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство ис­полнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские кол­лективы.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий для освоения учащимися содержания музы­кальных произведений.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Формы контроля: творческие работы, результаты исследований, иллюстрации, устные ответы, проекты, викторины.



8 класс

Раздел 1. Классика и современность. (16 часов)

Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX—XXI вв. Зарубежная музыка XIX—XXI вв. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека, продолжение освоения проблемы «классика в современной жизни». Функции музыкального искусства в жизни современного человека, общества. Драматургия сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанры инструментальной музыки (симфония), особенности музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства. Шедевры музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке. (18 ч)

Традиции и новаторство в музыке. Музыка в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки для симфонического (симфония, симфонический фрагмент) и камерного оркестров, об особенностях музыки в хоровых циклах. Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции. Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Понимание способов переинтонирования классической музыки в современных обработках в процессе сравнения интерпретаций разных исполнителей. Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами. Реализация творческого потенциала в процессе исполнительской деятельности, популяризации музыкального искусства, изучения музыкальной культуры своего региона, самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий для освоения учащимися содержания музы­кальных произведений.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Формы контроля: творческие работы, проекты, результаты исследований, иллюстрации, устные ответы, викторины.





III. Тематическое планирование

5 класс

название темы


количество часов


планируемые образовательные результаты

Что роднит музыку с литературой? (15ч.)


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, прояв­ляющихся в познавательной и практической деятельности уча­щихся:

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии.


1.Что роднит музыку с литературой?


1

2.Песня – душа народа.

1

3.Жанры вокальной и инструментальной музыки.

1

4. Романс

1

5.Фольклор в музыке русских композиторов

1

6.Сказка в программной музыке русских композиторов.

1

7. Вторая жизнь песни.

1

8.«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»

1

9.«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, кра­сота?»

1

10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».

1

11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»

1

12.Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика

1

13.Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

14.Музыка в театре, кино, на телевидении

1

15. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство (19ч.)

16.Что роднит музыку с искусством?

1

17.«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»

1

18.Звать через прошлое к настоящему.

(Обобщение 2 тем в 5а на одном уроке)

1





1

19. С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»














































20.Музыкальная живопись и живописная музыка. «Времена года» А. Вивальди

1


21. Музыкальная живопись и живописная музыка. Оскар Клод Моне

1

22.Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

23.Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...»

1

24. Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»

1

25.Образы борьбы и победы в искусстве

1

26. Застывшая музыка

1

27.Полифония в музыке и живописи

1

28.Музыка на мольберте

1

29.Импрессионизм в музыке и живописи

1

30.«О доблестях, о подвигах, о славе...»

1

31.«В каждой мимолётности вижу я миры...»

1

32.Мир композитора.

1

33. С веком наравне.

1

34. Обобщающий урок учебного года

1



6 класс



название темы


количество часов

планируемые образовательные результаты

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17ч.)

Личностные результаты:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты:

сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

расширение музыкального и общего культурного

; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



1.Удивительный мир музыкальных образов.

1

2. Образы романсов и песен русских композиторов.

1

Два музыкальных посвящения.

1

Портрет в музыке и живописи.

1

«Уноси мое сердце в звенящую даль...»


1

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

Мир старинной песни. Ф.Шуберт.

1

Народное искусство Древней Руси.

1

Русская духовная музыка.

1

Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».

1

Западноевропейская музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха.

1

Лирические, драматические образы.

1

Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф.

1

Современная музыка. Авторская песня.

1

Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч.)


Вечные темы искусства и жизни.

1


Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена.


1


Ночной пейзаж.

1

Инструментальный концерт.

1

«Космический пейзаж»

1


Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» - «Вальс»

1

Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Весна и осень»

1

Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Венчание»

1

Симфоническое развитие музыкальных образов.

1



Программная музыка и ее жанры.

1

Программная увертюра Бетховена «Эгмонт».

1


Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

1

Мир музыкального театра. С.С.Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»


1

Мир музыкального театра. Опера. Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история»

1

Мир музыкального театра. Опера.

1

Мир музыкального театра. Рок-опера Александр Журбин «Орфей и Эвридика»

1

Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино.

1

Обобщающий урок. Игра «Угадай мелодию»

1



7 класс

Название темы


Количество часов

Планируемые образовательные результаты

7 класс. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Классика и современность


1

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»


1

Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя.

1

Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера


1

Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны

1

В музыкальном театре. Балет.


1

В музыкальном театре. Балет «Ярославна».

1

Героическая тема в русской музыке.


1

В музыкальном театре. Мой народ - американцы.


1

«Порги и Бесс» - Первая американская национальная опера.

1


Опера «Кармен» Ж. Бизе. Самая популярная опера в мире.


1

Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

1

Балет «Кармен – сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

1

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса.

1

Рок – опера Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – супер–звезда». Вечные темы.


1

Главные образы рок – оперы Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – супер – звезда»..

1

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Д. Кабалевского.

1

Мир образов камерной и симфонической музыки (17ч.)

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Два направления музыкальной культуры.

1

Духовная музыка. Светская музыка


1

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция

1

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо»

А. Шнитке

1

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке

1

Соната.

Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.

Соната №2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта

1

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр»)

Й. Гайдна.

Симфония № 40 В.-А. Моцарта.

1

Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена.

1

Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта

1

Симфония №1 В. Калинникова.

Симфония №5 П. Чайковского.

1

Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича


1

Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.

1

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.


1

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина


1

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.


1

Обобщающий урок учебного года


1

Итого

34



8 класс



Название темы


Количество часов

Планируемые образовательные результаты

8 класс Раздел №1 Классика и современность. (16 часов)

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Классика в нашей жизни.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

1

Портрет половцев. Плач Ярославны.

1

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва»

1

В музыкальном театре. Мюзикл.

1

Рок-опера. Человек есть тайна.

1

Рок-опера «Преступление и наказание»

1

Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви»

1

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Ромео и Джульетта». Д. Б. Кабалевский

1

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

1

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

1

Образы «Гоголь-сюиты» А.Г. Шнитке

1

Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец»

1

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

1

Симфония №8(«Неоконченная») Ф Шуберта.

1

Симфония №5 П. Чайковского.

1

Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека…

1

Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке. (18 часов)

Музыканты - извечные маги. И снова в музыкальном театре…Опера «Порги и Бесс» (фрагменты) Дж. Гершвин.

1

Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.

1

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Партия Кармен.

1

Елена Образцова. Партия Марины Мнишек. «Опера Борис Годунов»

1

Романсы в исполнении Елены Образцовой

1

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты) Р. Щедрин

1

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты) Р. Щедрин

1

Майя Плисецкая - Партия Одетты-Одилии в балете «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

1

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.

1

Классика в современной обработке.

1

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович.

1

Главная тема экспозиции и тема нашествия. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостакович.

1

Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

1

Музыка в храмовом синтезе искусств

Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь - что стремиться в храм…».

1

Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.

1

Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин).

1

Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин.

1

Обобщающий урок учебного года


1



Итого

34


В целях мониторинга качества образования проводится промежуточная аттестация обучающихся в следующих формах: творческие работы, результаты исследований, иллюстрации, устные ответы, викторины, рисование к прослушанным произведениям, результат самоанализа и рефлексии.


Контроль уровня обученности . 8 класс

урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

1.

Знание научное и знание художественное (Диагностические материалы)

Текущий - письменный

контрольная работа

Музыкальная викторина

15

Обобщение по теме: "Классика и современность»

Итоговый

Тесты

Музыкальная викторина

33

Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке».

Итоговый

контрольная работа

(тест)

Музыкальная викторина









СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета школы

№1 от « 30 » августа 2018г


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:

___________________

И.В.Мишина



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!