МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
141667, Московская область, Клинский район, тел. 8(49624)5-22-42; факс 8(49624)5-22-42
с. Спас-Заулок, ул. Центральная, д. 19 e-mail: [email protected]
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ___________ Г.В.Старикова Приказ по школе от 30.08. 2018г. № 43/2 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 5 - 8 КЛАССОВ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель музыки
Касьянова Г.В.
Спас-Заулок – 2018-2019 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по музыке для 5-8 классов составлена на основе рабочей программы «Музыка» 5 класс, авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, издательство «Просвещение», 2015 год и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. В соответствии с Базисным учебным планом в 5-8 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 136 часа (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 34.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии разного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Разнообразие жанров опер, балетов, мюзиклов: (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Аранжировка и интерпретация классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
Формы контроля: творческие работы, результаты исследований, иллюстрации, устные ответы, проекты, викторины.
8 класс
Раздел 1. Классика и современность. (16 часов)
Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX—XXI вв. Зарубежная музыка XIX—XXI вв. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека, продолжение освоения проблемы «классика в современной жизни». Функции музыкального искусства в жизни современного человека, общества. Драматургия сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанры инструментальной музыки (симфония), особенности музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства. Шедевры музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке. (18 ч)
Традиции и новаторство в музыке. Музыка в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки для симфонического (симфония, симфонический фрагмент) и камерного оркестров, об особенностях музыки в хоровых циклах. Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции. Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Понимание способов переинтонирования классической музыки в современных обработках в процессе сравнения интерпретаций разных исполнителей. Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами. Реализация творческого потенциала в процессе исполнительской деятельности, популяризации музыкального искусства, изучения музыкальной культуры своего региона, самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
Формы контроля: творческие работы, проекты, результаты исследований, иллюстрации, устные ответы, викторины.
III. Тематическое планирование
5 класс
название темы | количество часов | планируемые образовательные результаты |
Что роднит музыку с литературой? (15ч.) | Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии. |
1.Что роднит музыку с литературой? | 1 |
2.Песня – душа народа. | 1 |
3.Жанры вокальной и инструментальной музыки. | 1 |
4. Романс | 1 |
5.Фольклор в музыке русских композиторов | 1 |
6.Сказка в программной музыке русских композиторов. | 1 |
7. Вторая жизнь песни. | 1 |
8.«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны» | 1 |
9.«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | 1 |
10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». | 1 |
11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» | 1 |
12.Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика | 1 |
13.Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 |
14.Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 |
15. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 |
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство (19ч.) |
16.Что роднит музыку с искусством? | 1 |
17.«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...» | 1 |
18.Звать через прошлое к настоящему. (Обобщение 2 тем в 5а на одном уроке) | 1 1 |
19. С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» |
20.Музыкальная живопись и живописная музыка. «Времена года» А. Вивальди | 1 | |
21. Музыкальная живопись и живописная музыка. Оскар Клод Моне | 1 |
22.Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 |
23.Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...» | 1 |
24. Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира» | 1 |
25.Образы борьбы и победы в искусстве | 1 |
26. Застывшая музыка | 1 |
27.Полифония в музыке и живописи | 1 |
28.Музыка на мольберте | 1 |
29.Импрессионизм в музыке и живописи | 1 |
30.«О доблестях, о подвигах, о славе...» | 1 |
31.«В каждой мимолётности вижу я миры...» | 1 |
32.Мир композитора. | 1 |
33. С веком наравне. | 1 |
34. Обобщающий урок учебного года | 1 |
6 класс
название темы | количество часов | планируемые образовательные результаты |
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17ч.) | Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты: сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного ; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. |
1.Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
2. Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 |
Два музыкальных посвящения. | 1 |
Портрет в музыке и живописи. | 1 |
«Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 1 |
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 |
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. | 1 |
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 |
Мир старинной песни. Ф.Шуберт. | 1 |
Народное искусство Древней Руси. | 1 |
Русская духовная музыка. | 1 |
Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». | 1 |
Западноевропейская музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха. | 1 |
Лирические, драматические образы. | 1 |
Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф. | 1 |
Современная музыка. Авторская песня. | 1 |
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч.) |
Вечные темы искусства и жизни. | 1 |
Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена. | 1 |
Ночной пейзаж. | 1 |
Инструментальный концерт. | 1 |
«Космический пейзаж» | 1 |
Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» - «Вальс» | 1 |
Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Весна и осень» | 1 |
Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Венчание» | 1 |
Симфоническое развитие музыкальных образов. | 1 |
Программная музыка и ее жанры. | 1 |
Программная увертюра Бетховена «Эгмонт». | 1 |
Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». | 1 |
Мир музыкального театра. С.С.Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта» | 1 |
Мир музыкального театра. Опера. Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история» | 1 |
Мир музыкального театра. Опера. | 1 |
Мир музыкального театра. Рок-опера Александр Журбин «Орфей и Эвридика» | 1 |
Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино. | 1 |
Обобщающий урок. Игра «Угадай мелодию» | 1 |
7 класс
Название темы | Количество часов | Планируемые образовательные результаты |
7 класс. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов) | Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты: сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. |
Классика и современность | 1 |
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» | 1 |
Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя. | 1 |
Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера | 1 |
Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 1 |
В музыкальном театре. Балет. | 1 |
В музыкальном театре. Балет «Ярославна». | 1 |
Героическая тема в русской музыке. | 1 |
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. | 1 |
«Порги и Бесс» - Первая американская национальная опера. | 1 |
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Самая популярная опера в мире. | 1 |
Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | 1 |
Балет «Кармен – сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 |
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. | 1 |
Рок – опера Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – супер–звезда». Вечные темы. | 1 |
Главные образы рок – оперы Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – супер – звезда».. | 1 |
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Д. Кабалевского. | 1 |
Мир образов камерной и симфонической музыки (17ч.) |
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. | 1 |
Духовная музыка. Светская музыка | 1 |
Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 |
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция | 1 |
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке | 1 |
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке | 1 |
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта | 1 |
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. | 1 |
Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. | 1 |
Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта | 1 |
Симфония №1 В. Калинникова. Симфония №5 П. Чайковского. | 1 |
Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича | 1 |
Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. | 1 |
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 |
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина | 1 |
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. | 1 |
Обобщающий урок учебного года | 1 |
Итого | 34 | |
8 класс
Название темы | Количество часов | Планируемые образовательные результаты |
8 класс Раздел №1 Классика и современность. (16 часов) | Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты: сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. |
Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. | 1 |
Портрет половцев. Плач Ярославны. | 1 |
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва» | 1 |
В музыкальном театре. Мюзикл. | 1 |
Рок-опера. Человек есть тайна. | 1 |
Рок-опера «Преступление и наказание» | 1 |
Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви» | 1 |
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Ромео и Джульетта». Д. Б. Кабалевский | 1 |
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». | 1 |
«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | 1 |
Образы «Гоголь-сюиты» А.Г. Шнитке | 1 |
Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец» | 1 |
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 1 |
Симфония №8(«Неоконченная») Ф Шуберта. | 1 |
Симфония №5 П. Чайковского. | 1 |
Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека… | 1 |
Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке. (18 часов) |
Музыканты - извечные маги. И снова в музыкальном театре…Опера «Порги и Бесс» (фрагменты) Дж. Гершвин. | 1 |
Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе. | 1 |
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Партия Кармен. | 1 |
Елена Образцова. Партия Марины Мнишек. «Опера Борис Годунов» | 1 |
Романсы в исполнении Елены Образцовой | 1 |
Балет «Кармен-сюита» (фрагменты) Р. Щедрин | 1 |
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты) Р. Щедрин | 1 |
Майя Плисецкая - Партия Одетты-Одилии в балете «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. | 1 |
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. | 1 |
Классика в современной обработке. | 1 |
В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. | 1 |
Главная тема экспозиции и тема нашествия. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостакович. | 1 |
Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | 1 |
Музыка в храмовом синтезе искусств Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь - что стремиться в храм…». | 1 |
Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. | 1 |
Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин). | 1 |
Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин. | 1 |
Обобщающий урок учебного года | 1 |
| |
Итого | 34 | |
В целях мониторинга качества образования проводится промежуточная аттестация обучающихся в следующих формах: творческие работы, результаты исследований, иллюстрации, устные ответы, викторины, рисование к прослушанным произведениям, результат самоанализа и рефлексии.
Контроль уровня обученности . 8 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1. | Знание научное и знание художественное (Диагностические материалы) | Текущий - письменный | контрольная работа Музыкальная викторина |
15 | Обобщение по теме: "Классика и современность» | Итоговый | Тесты Музыкальная викторина |
33 | Обобщение по теме: «Традиции и новаторство в музыке». | Итоговый | контрольная работа (тест) Музыкальная викторина |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета школы
№1 от « 30 » августа 2018г
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
___________________
И.В.Мишина