СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 7 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 7 класса»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностными результатами изучения музыки являются:

-формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;

-развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметными результатами изучения музыки являются:

-проявление творческой инициативы и самостоятельности;

- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;

- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;

- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;

- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;

- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.

Планируемые результаты:

-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;

- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;

- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;

- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;

- знать направления современной музыки;

-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии.

Проект «Музыка народов мира»

  1. Содержание учебного предмета


Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки- 17ч.

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.


Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки- 17 ч.

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы

№ темы п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

I

Особенности драматургии сценической музыки

17

1.

Классика и современность.

Музыкальная культура.

1

2.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная.

2

3.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны

1

4.

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва

2

5.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов

2

6.

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля

2

7.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора

3

8.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

9.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

2

10.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги…»

1

II.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17

11.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2

12.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2

13.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.

2

14.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта

2

15.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича

4

16.

Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

3

17.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Исследовательский проект

2


ИТОГО

34














  1. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока (раздела)

Количество часов

Дата проведения урока

7 класс

По

плану

По факту

План

Факт


Особенности драматургии сценической музыки

17




1

Классика и современность.

Музыкальная культура.

1




2-3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная.

2




4

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны

1




5-6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва

2




7-8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов

2




9-10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля

2




11-

12-

13

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора

3




14

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени»

1




15-

16

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

2




17

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги…»

1





Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17




18-

19

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2




20-

21

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2




22-

23

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.

2




24-

25

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта

2




26-

27-

28-

29

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича

4




30-

31-

32

Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

3




33-

34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2





ИТОГО

34