СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа поможет учителю музыки в планировании уроков для 5 - 8 классов на год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5-8 классов»























Рабочая программа

«Музыка»

5- 8 класс





Составитель: Агеева Татьяна Алексеевна




















Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметныерезультаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение учащимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебного предмета «музыка» учащиеся усовершенствуют приобретённые на первомуровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-  выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения предмета «музыка» учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

-.оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Учащийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Учащийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Учащийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Учащийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Музыка:

1) формирование основ музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего края, своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.



Содержание учебного предмета


5 класс (34 часа)



  1.  «Музыка и литература»

Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…». Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки».Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою».

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Всю жизнь мою несу Родину в душе…». Перезвоны». Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь».Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино и на телевидении(театр «Желтое окошко» г. Мариинск).Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.Обобщающий урок – концерт по теме “Музыка и литература”.

2. Музыка и изобразительное искусство

Что роднит музыку с изобразительным искусством.Небесное и земное в звуках и красках.Звать через прошлое к настоящему.Звать через прошлое к настоящему.Музыкальная живопись и живописная музыка. Музыкальная живопись и живописная музыка.Промежуточная аттестация.Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (Свято-Никольский храм г. Мариинска).Портрет в музыке и изобразительном искусстве.Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.Застывшая музыка.Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте.Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... В каждой мимолетности вижу я мир… Мир композитора. С веком наравне.Заключительный урок – концерт « Рассвет на реке – Кия» (песни о Мариинске).


6 класс (34 час)

1.«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Удивительный мир музыкальных образов.Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.Образы русской народной и духовной музыки. Духовная музыка в г. Мариинске.«Фрески Софии Киевской».

«Перезвоны» Молитва.Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».Авторская музыка: прошлое и настоящее. Обобщающий урок – концерт по теме«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

2.«Мир образов камерной и симфонической музыки»

 Джаз – искусство 20 века.  Вечные темы искусства и жизни.Образы камерной музыки. 

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». «Космический пейзаж».«Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Промежуточная аттестация.Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра.  Образы киномузыки. Заключительный урок – концерт « Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).





7 класс (34час)

  1. « Особенности драматургии сценической  музыки»

  Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Опера «Князь  Игорь».В музыкальном театре. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».Героическая тема в русской музыке. В музыкальном театре. Мой народ - американцы.

Опера Ж.Бизе «Кармен». Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Сюжеты и образы духовной музыки. Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Обобщающий урок – концерт по теме «Особенности драматургии сценической  музыки»

  1. Мир образов камерной и симфонической музыки.

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. Циклические формы инструментальной музыки.  Соната. Музыка родного края (духовная и светская музыка города Мариинска).Симфоническая музыка.Промежуточная аттестация.Симфоническая музыка.Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина. Заключительный урок – концерт « Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).


  1. класс (34час)

  1. Классика и современность.

    Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь». Балет «Ярославна». В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание».Мюзикл «Ромео и Джульетта»:от ненависти до любви. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы Гоголь-сюиты. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена» Пер Гюнт". Музыка в кино.Ты отправишься в путь,чтобы зажечь день... Музыка к фильму "Властелин колец". В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта». Симфония № 5 П. И. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка - это огромный мир, окружающий человека...(заочное путешествие в филармонию г. Кемерово).Обобщающий урок – концерт по теме «Классика и современность».

  2. Традиции и новаторство в музыке.

Музыканты - извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера. "Порги и Бес"(фрагменты) Дж.Гершвин.Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен»(фрагменты). Опера «Кармен». Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты)Р.Щедрин. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Современный музыкальный театр.Промежуточная аттестация.Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович.В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович.

Литературные страницы.Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Галерея религиозных образов.Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в храм..."Хоровой цикл"Песнопения и молитвы"(фрагменты). Свет фресок Дионисия–миру ("Фрески Дионисия" Р. Щедрин. Музыкальные завещания потомкам.Пусть музыка звучит.Заключительный урок – концерт « Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).



Тематическое планированиес указанием часов, отводимых на освоение каждой темы



5 класс (34 час)



№п/п

Тема

Кол-во часов


«Музыка и литература» - 17час.




1

Что роднит музыку с литературой.

1

2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…

1

3

Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах.

1

4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…».

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки».

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою».

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

9

Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны».

1

10

Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь».

1

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15

Музыка в театре, кино и на телевидении (театр «Желтое окошко» г. Мариинск).

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17

Обобщающий урок – концерт по теме “Музыка и литература”.


1



«Музыка и изобразительное искусство» - 17час.





18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

19

Небесное и земное в звуках и красках.

1

20

Звать через прошлое к настоящему.

1

21

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

22

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (Свято-Никольский храм г. Мариинска).

1

23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

24

Волшебная палочка дирижера.

1

25

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

26

Застывшая музыка.

1

27

Полифония в музыке и живописи.

1

28

Промежуточная аттестация.

1

29

Музыка на мольберте.

1

30

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

31

О подвигах, о доблести и славе...

1

32

В каждой мимолетности вижу я мир…

1

33

Мир композитора. С веком наравне.

1

34

Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).

1



6 класс (34 час)


№п/п

Тема

Кол-во часов


«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)





1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

1

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

1

4

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

1

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

1

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. 

1

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 

1

9

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

1

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовная музыка в г. Мариинске.

1

12

«Фрески Софии Киевской».

1

13

«Перезвоны» Молитва.

1

14

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1

16

Авторская музыка: прошлое и настоящее. 

1

17

Обобщающий урок – концерт по теме«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

1



«Мир образов камерной и симфонической музыки» (17часов)





18

Джаз – искусство 20 века.   

1

19

Вечные темы искусства и жизни.

1

20

Образы камерной музыки (филармония г. Кемерово).

1

21

Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж. 

1

22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 

1

23

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. 

1

24

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. 

1

25

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. 

1

26

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. 

1

27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

1

29

Промежуточная аттестация.

1

30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

31

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

32

Мир музыкального театра. 

1

33

Образы киномузыки.

1

34

Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).

1


7 класс (34 час)


№п/п

Тема

Кол-во часов



«Особенности драматургии сценической  музыки» (18 часов)







1

Классика и современность.

1

2

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин».

1

3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин».

1

4

Опера «Князь  Игорь».

1

5

Опера «Князь  Игорь».

1

6

В музыкальном театре.  Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».

1

7

В музыкальном театре.  Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».

1

8

В музыкальном театре.  Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».

1

9

Героическая тема в русской музыке. 

1

10

В музыкальном театре. Мой народ - американцы.

1

11

В музыкальном театре. Мой народ - американцы.

1

12

Опера Ж.Бизе «Кармен».

1

13

Опера Ж.Бизе «Кармен».

1

14

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита».

1

15

Сюжеты и образы духовной музыки (Свято – Никольский храм г. Мариинска)

1

16

Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». 

1

17

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».


18

Обобщающий урок – концерт по теме «Особенности драматургии сценической  музыки»

1

Мир образов камерной и симфонической музыки -  16 часов



19

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.

1

20

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.

1

21

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

1

22

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

1

23

Циклические формы инструментальной музыки. 

1

24

Соната.

1

25

Соната.

1

26

Музыка родного края (духовная и светская музыка города Мариинска).

1

27-28

Симфоническая музыка.

2

29

Промежуточная аттестация.


30

Симфоническая музыка.

4

31

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. 

1

32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

1

33

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

1

34

Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия» (песни о Мариинске).

1


8 класс (34 час)


№п/п

Тема

Кол-во часов



Классика и современность. (16часов)




1

Классика в нашей жизни

1

2

В музыкальном театре. Опера.

1

3

В музыкальном театре. Опера "Князь Игорь"

1

4

Балет «Ярославна».

1

5

В музыкальном театре.Мюзикл. Рок-опера."Человек есть тайна".

1

6

Рок-опера"Преступление и наказание".

1

7

Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви"

1

8

Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и Джульетта"Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.

1

9

Из музыки к спектаклю"Ревизская сказка". Образы Гоголь - сюиты.

1

10

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт".

1

11

Музыка в кино.Ты отправишься в путь,чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец»

1

12

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта»

1

13

Симфония № 5 П. И. Чайковского

1

14

Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева

1

15

Музыка –это огромный мир,окружающий человека…(заочное путешествие в филармонию г. Кемерово).

1

16

Обобщающий урок- концерт по теме: «Классика и современность».

1



Традиции и новаторство в музыке. (18часов)




17

Музыканты -извечные маги.

1

18

И снова в музыкальном театре... Опера. "Порги и Бес"(фрагменты)Дж. Гершвин.Развитие традиций оперного спектакля.


19

Опера «Кармен»(фрагменты)

1

20

Опера «Кармен».

1

21

Портреты великих исполнителей. Е. Образцова

1

22

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты)Р.Щедрин

1

23

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

1

24

Современный музыкальный театр.

1

25

Великие мюзиклы мира.

1

26

Классика в современной обработке.

1

27

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович.

1

28

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.Литературные страницы.

1

29

Промежуточная аттестация

1

30

Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Галерея религиозных образов.

1

31

Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в храм..."Хоровой цикл"Песнопения и молитвы"(фрагменты)

1

32

Свет фресок Дионисия – миру ("Фрески Дионисия" Р.Щедрин ).

1

33

Музыкальные завещания потомкам

1

34

Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).

1















Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «Музыка»

для 5-8 классов, утвержденное приказом _________________________



Календарно - тематическое планирование

5 класс

№п/п

Тема

Дата провед.


«Музыка и литература» - 17час.




1

Что роднит музыку с литературой.


2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…


3

Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах.


4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.


5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…».


6

Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки».


7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою».


8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.


9

Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны».


10

Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»


11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».


12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь».


13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.


14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


15

Музыка в театре, кино и на телевидении(театр «Желтое окошко» г. Мариинск).


16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


17

Обобщающий урок – концерт по теме “Музыка и литература.”





«Музыка и изобразительное искусство» - 17час.





18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.


19

Небесное и земное в звуках и красках.


20

Звать через прошлое к настоящему.


21

Музыкальная живопись и живописная музыка.


22

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.(Свято-Никольский храм г. Мариинска).


23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


24

Волшебная палочка дирижера.


25

Образы борьбы и победы в искусстве.


26

Застывшая музыка.


27

Полифония в музыке и живописи.


28

Промежуточная аттестация.


29

Музыка на мольберте.


30

Импрессионизм в музыке и живописи.


31

О подвигах, о доблести и славе...


32

В каждой мимолетности вижу я мир…


33

Мир композитора.


34

Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).










































































Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «Музыка»

для 5-8 классов, утвержденное приказом _______________________



Календарно - тематическое планирование

6 класс

№п/п

Тема

Дата провед.


«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)



1

Удивительный мир музыкальных образов.


2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.


3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея


4

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея


5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».


6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.


7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. 


8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 


9

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».


10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.


11

Образы русской народной и духовной музыки. Духовная музыка в г. Мариинске.


12

«Фрески Софии Киевской».


13

«Перезвоны» Молитва.


14

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.


15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».


16

Авторская музыка: прошлое и настоящее. 


17

Обобщающий урок – концерт по теме«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»




«Мир образов камерной и симфонической музыки» (17часов)



18

Джаз – искусство 20 века.   


19

Вечные темы искусства и жизни.


20

Образы камерной музыки (филармония г. Кемерово).


21

Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж. 


22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». 


23

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. 


24

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. 


25

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. 


26

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен. 


27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


29

Промежуточная аттестация.


30

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».


31

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».


32

Мир музыкального театра. 


33

Образы киномузыки.


34

Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).








































































Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «Музыка»

для 5-8 классов, утвержденное приказом ______________________



Календарно - тематическое планирование

7 класс

№п/п

Тема

Дата провед.



«Особенности драматургии сценической  музыки» (18 часов)







1

Классика и современность.


2

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин».


3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин».


4

Опера «Князь  Игорь».


5

Опера «Князь  Игорь».


6

В музыкальном театре.  Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».


7

В музыкальном театре.  Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».


8

В музыкальном театре.  Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».


9

Героическая тема в русской музыке. 


10

В музыкальном театре. Мой народ - американцы.


11

В музыкальном театре. Мой народ - американцы.


12

Опера Ж.Бизе «Кармен».


13

Опера Ж.Бизе «Кармен».


14

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита».


15

Сюжеты и образы духовной музыки(Свято – Никольский храм г. Мариинска)


16

Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». 


17

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».


18

Обобщающий урок – концерт по теме «Особенности драматургии сценической  музыки»


Мир образов камерной и симфонической музыки -  16 часов



19

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.


20

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.


21

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.


22

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.


23

Циклические формы инструментальной музыки. 


24

Соната.


25

Соната.


26

Музыка родного края (духовная и светская музыка города Мариинска).


27-28

Симфоническая музыка.


29

Промежуточная аттестация.


30

Симфоническая музыка.


31

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. 


32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.


33

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.


34

 Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).
































































































Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «Музыка»

для 5-8 классов, утвержденное приказом ________________________



Календарно - тематическое планирование

8 класс

№п/п

Тема

Дата провед.



Классика и современность. (16часов)




1

Классика в нашей жизни


2

В музыкальном театре. Опера.


3

В музыкальном театре. Опера "Князь Игорь"


4

Балет «Ярославна».


5

В музыкальном театре.Мюзикл. Рок-опера."Человек есть тайна".


6

Рок-опера"Преступление и наказание".


7

Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви"


8

Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и Джульетта"Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.


9

Из музыки к спектаклю"Ревизская сказка". Образы Гоголь - сюиты.


10

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт".


11

Музыка в кино.Ты отправишься в путь,чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец»


12

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта»


13

Симфония № 5 П. И. Чайковского


14

Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева


15

Музыка – это огромный мир,окружающий человека… (заочное путешествие в филармонию г. Кемерово).


16

Обобщающий урок- концерт по теме: «Классика и современность».




Традиции и новаторство в музыке. (18часов)




17

Музыканты -извечные маги.


18

И снова в музыкальном театре... Опера. "Порги и Бес"(фрагменты) Дж. Гершвин.Развитие традиций оперного спектакля.


19

Опера «Кармен»(фрагменты)


20

Опера «Кармен».


21

Портреты великих исполнителей. Е. Образцова


22

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты)Р.Щедрин


23

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая


24

Современный музыкальный театр.


25

Великие мюзиклы мира.


26

Классика в современной обработке.


27

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович.


28

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.Литературные страницы.


29

Промежуточная аттестация.


30

Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Галерея религиозных образов.


31

Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в храм..."Хоровой цикл"Песнопения и молитвы"(фрагменты)


32

Свет фресок Дионисия – миру ("Фрески Дионисия" Р.Щедрин ).


33

Музыкальные завещания потомкам


34

Заключительный урок – концерт «Рассвет на реке – Кия»(песни о Мариинске).