СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 5 класса на 2018-2019 г.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке и пению для 5 класса коррекционной школы 8 вида (Воронкова).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5 класса на 2018-2019 г.»

Пояснительная записка


Рабочая программа по «Музыке и пению» 5-8 классы разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-8 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.). – Москва:»Просвещение», 2010 г.


При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Музыкально - эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры для детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей жизни.

Целью музыкального воспитания является овладение обучающимися с ОВЗ музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем на уроках музыки и пения.


Задачи образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственно – музыкальной исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;


Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению обучающихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно - развивающие:


- коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.


Общая характеристика учебного предмета, курса


Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле, с эстетических и нравственных позиций.

Основной чертой музыки от других видов искусств является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательные психические реакции. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции ребенка, к которым относятся: мышление, воля, мотивация.

Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности,  особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся.

Рабочая программа по музыке и пению состоит из следующих разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.


Раздел «Пение»


Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, пение влияет на звукопроизношение обучающихся с ОВЗ, развитие слухового, мышечного внимания.

Для обучающихся с ОВЗ очень важна точность передачи музыкальной интонации, так как многим из них музыкальная интонация или музыкальная речь является средством общения между собой.

Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речевого аппарата, углублению дыхания, укрепления осанки и собственно голосового аппарата.

Основные задачи пения:

1. Формировать у обучающихся певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению.

2. Учить детей исполнять песни, как с помощью учителя, так и самостоятельно.

3. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное интонирование высоты звука, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время исполнения песни.

4.Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное гудение у низко поющих детей.

5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному исследованию песен в играх, хороводах, сценках.


Певческие умения и навыки.

1. Певческая установка - это позиция, при которой голос ребенка подается без особого труда при наличии правильно сформированного дыхания и прямой осанки.

2. Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть глубоким и быстрым, а выдох медленным. Слова произносятся четко, ясно, при этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюстью.

3. Хоровое пение - это взаимодействие ансамбля и строя, то есть правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, слитность звучания, выработка унисона, тембра и строя как точной чистой певческой интонации.

4. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие обучающиеся специальной коррекционной школы имеют стойкие речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится работать в течение всего процесса обучения. Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым.

Детям очень трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него или стараются перекричать других.

На выбор репертуара для пения оказывают влияния определенные ограничения, возникающие при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это небольшой диапазон голоса, затрудненность воспроизведения обучающимися даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь удобный для воспроизведения диапазон мелодии, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако, если песни, трудные для воспроизведения, отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, то они вполне могут быть усвоены детьми.


Раздел «Слушание музыки»


Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

- знакомить обучающихся с художественными, доступными образцами классической и народной музыки;

- развивать музыкальную восприимчивость обучающихся, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств музыкальной выразительности;

- развивать умение передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

Содержание программы «Слушание музыки» включает в себя три основных элемента:

1.Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

2. Развитие навыков культуры слушания.

3.Формирование музыкального вкуса в процессе накопления музыкальных впечатлений, первоначальных сведений о музыке.

Музыка имеет свою речь, свой язык, мелодию, регистр, темповые изменения. В процессе слушания музыкальных произведений, обучающиеся постепенно приобщаются к музыкальной речи, учатся различать виды музыкальных произведений (песня, танец, марш), у них формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес и их форм (вступлении, запев, припев).

Музыка, рекомендуемая для пения и слушания, большей частью создана для детей. Однако, музыкальный репертуар может быть значительно расширен. Ознакомление обучающихся с музыкой, написанной не только для детей, значительно обогатит их общее развитие, окажет положительное воздействие на познавательные способности.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране.


Раздел «Элементы музыкальной грамоты»


Объем материала этого раздела сводится к минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с ОВЗ отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др, опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся с ОВЗ.


Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.



Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.

Обучающиеся научатся:

- воспринимать музыку различных жанров;

- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.



Виды контроля

текущий– контроль в процессе изучения темы

итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы


Формы (приемы) контроля

В качествеформ контроля могут использоваться:

- творческие задания;

- музыкальные турниры,

- урок – музыкальное путешествие;

- музыкальные викторины;

- урок – концерт;

- тесты.

Планируемые результаты изучения учебного предмета


Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Содержание программы по музыке и пению в 5 классе


Пение:

Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2.

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а так же на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4 классе.

Слушание музыки:

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса.

Музыкальная грамота:

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4.


Музыкальный материал для пения.

1 четверть

«Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.

«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

2 четверть

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Прекрасное далѐко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита.

«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

3 четверть

«Ванька - Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.

«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора.

«Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.

«Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

4 четверть

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Калинка» — русская народная песня.

«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел, М. Пляцковского. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.


Музыкальные произведения для слушания


«Сама садик я садила» р.н.п.

«Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. Л. Бетховен. «Сурок».

Л. Бетховен. «К Элизе».

Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».

Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена. «Пер Гюнт». И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.

Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля»,

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. Учебно-методический комплекс


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Должны знать:

роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие;

народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, мандалина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетки, деревянные ложки, бас- балалайка \.

Должны уметь:


самостоятельно начинать пение после вступления;

осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

контролировать слухом пение окружающих;

применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.


Контрольно-измерительный материал


Тест 1

Выберите верное утверждение:

      а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

      3. Выберите верное утверждение:

      а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.


 Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) дудка

Симфонические инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) арфа

Тест 2


Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России

б) Флаг России

в) Гимн России


Назовите авторов-создателей Гимна России:

      а) П.Чайковский

б) А.Александров
в) С.Михалков

3. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс






Количество учебных часов


I четверть

9 недель

1 ч. в неделю

9 часов

II четверть

7 недель

1 ч. в неделю

7 часов

III четверть

10 недель

1 ч. в неделю

10 часов

IV четверть

8 недель

1 ч. в неделю

8 часов

Итого

34 недели


34 часа



Календарно-тематическое планирование

5 класс


№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока


Содержание

урока

1 четверть (9 часов)


1.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 4 классе


1


Закрепление:

- певческой установки, правильного дыхания во время пения;

- песен, разученных в 4 классе,

- муз. произведений, прослушанных в 4 классе

2

Национальный

фольклор

1


Главные признаки русской музыки

«Вниз по матушке по Волге» - рус. нар. песня - слушание

«Моя Россия» м. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой - разучивание

3

Характерные особенности русской песни

1


Интонационное своеобразие народной музыки -распевность на нескольких звуках одного слога М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» -слушание

«Моя Россия» - исполнение

4

Многожанровость русской песни - былины

1


Былины – песни о подвигах богатырей

«Ермак» р.н. п. – слушание

«Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. - разучивание

5

Календарные обрядовые песни, частушки

1


Исполнение колядок

«Виноград в саду цветет» - слушание (свадебная обрядовая), частушки – исполнение

«Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение без сопровождения

6

Связь музыки с жизнью людей





1


«Калинка» - р. н. п., «Во кузнице» - р. н. п., «Уж, вы, мои ветры» - р. н. п. – слушание

«Расти, колосок» м. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского - разучивание

7

Роль музыки в труде людей

1


«Во кузнице» - р. н. п., «Дуня – тонкопряха» - слушание

«Расти, колосок» - выразительное исполнение

«Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение в рус. нар. игре «Ручеек»

8

Роль музыки в отдыхе людей

1


«Тонкая рябина» р. н. п., «Светит месяц» - слушание

«Из чего наш мир состоит?»» м. С.Савельева, сл. М. Танича - разучивание

«Расти, колосок» - исполнение

9

Обобщение темы

1


Кроссворд по пройденной теме«Русская народная музыка»



2 четверть (7 часов)


1

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота

1


Работа в тетрадях – понятие и запись нотного стана, нот;

«Из чего наш мир состоит?»» - исполнение

2

Звук, звукоряд

1


Понятия «звук», «звукоряд», запись звукоряда в тетради; Л. Бетховен «К Элизе» - слушание

«Наш учитель самый лучший» м. Хромушина,

сл. Садовского – разучивание

«Из чего наш мир состоит?» - выразительное исполнение


3

Пауза (длинная, короткая)



1


Понятие «пауза», графическая запись в тетради;

«Наш учитель самый лучший» - исполнение

4

Развитие навыка концертного исполнения

1


Исполнение детских песен из м/ф по выбору учащихся группами, по одному


5

Развитие уверенности в своих силах, общительности

1


Муз. игра «На концерте»

«Сурок» Л. Бетховен – слушание

«Зарядка» м. Д. Слонова, сл.З. Петровой - разучивание

«Наш учитель самый лучший» - исполнение

6

Совершенствование навыков певческого дыхания

1


Вокально – хоровые упражнения на развитие певческого дыхания;

«Зарядка» - исполнении с движениями

7

Повторение репертуара за четверть

1


Музыкальная викторина



3 четверть (10 часов)


1

Ознакомление с условной записью длительностей

1


Долгий звук — целая нота, половинный звук — половина звука ( графическая запись);

«Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения Графическая запись длительностей - четвертная нота, восьмая нота. «Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения

2

Музыка различного характера

1


«Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание

«Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

3

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов

1


Игра на знакомых русских народных инструментах под аккомпанемент фортепиано (ударно - шумовые);

«Прекрасное далеко» - исполнение


4

Народный инструмент – домра







1


Знакомство с народным инструментом – домрой (рассказ о домре, прослушивание звучания в записи);

«Большой хоровод» м.Б. Савельева, сл.Л. Жигалкиной и А. Хайта – разучивание

«Прекрасное далеко» - исполнение легким, подвижным звуком

5

Народный инструмент - мандолина

1


Знакомство с народным инструментом – мандолиной (рассказ о мандолине, прослушивание звучания в записи);

«Большой хоровод» - работа над мелодией песни

6

Народный инструмент – свирель

1


Знакомство с народным инструментом – свирелью (рассказ о свирели, прослушивание звучания в записи);

«Слон и скрипочка» м. Е.Устиновой, сл. В. Татаринова – разучивание

«Большой хоровод» - выразительное исполнение

7

Народный инструмент - гармонь

1


Знакомство с народным инструментом – гармонью (рассказ о гармони, прослушивание звучания в записи);

«Слон и скрипочка» - четкое произношение слов в тексте песни

8

Народный инструмент – бас-балалайка

1


Знакомство с народным инструментом – бас-балалайкой (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи);

«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание

«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям

9

Шумовые народные инструменты

1


Знакомство с народным инструментом – ложки, трещетки, бубны, маракасы и д.т.д. (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи);

«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина –разучивание

«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям

10

Обобщающий урок по теме


1


Заполнение кроссворда «Оркестр народных инструментов»


4 четверть (8 часов)


1

Средства музыкальной выразительности –

мелодия, сопровождение


1


Повторение понятий: мелодия, сопровождение, различение их в муз. произведении

«Дорога добра» м. М. Минникова, сл. Ю. Энтина – слушание

«Песенка Деда Мороза» - исполнение в бодром характере

2

Длительность звуков

1


Повторение понятия – длительности звуков, различение их в музыке;

«Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой - разучивание


3

Динамика

1


Повторение понятий – длительности звуков, динамические оттенки музыки.

4

Темп

1


Изучение термина – темп (скорость исполнения музыки), различение в муз. пьесах – вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых» м.Я. Френкеля

«Пестрый колпачок» - исполнение в четком ритме

«Песенка Деда Мороза» - выразительное исполнение

5

Ритм

1


Изучение понятия – ритм (чередование длинных и коротких звуков в музыке)

«Наша елка» м. А. Островского, сл. З. Петровой - разучивание

«Пестрый колпачок» - исполнение

6

Тембр

1


Изучение понятия – тембр (окраска звука, голоса), узнавание по тембру музыкальных инструментов.

«Наша елка» - исполнение с движениями


7

Музыкальная форма

1


Повторение термина – муз. форма, виды муз. форм, различение в муз. произведениях, песнях;

Пение новогодних песен.

8

Урок – обобщение по теме. Контрольный урок

1


Проведение теста по данной теме.


Список литературы.

1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2009.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2008.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,2007.

5. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 2008.


Интернет-ресурсы:


Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki

Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc music

Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!