ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________Е.В.Лукашова
Приказ № от 01.09.2021 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
(базовый уровень)
для 8 класса
Составитель программы:
Коровина Е.С.
учитель музыки
2021 -2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 8-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2020г.)
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
Реализация учебной программы обеспечивается:
Музыка: учебник для 8 класса / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2016г.
Учебник по данной программе входит в Федеральный перечень на 2019 – 2020 уч. год
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Музыка» изучается в 8 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Ученик научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
Ученик получит возможность научиться:
проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание учебного предмета.
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Тема №1 «Классика и современность» (16 часов) |
Тема «Что значит современность музыки?» раскрывается в двух разделах «Сказочно-мифологические темы в музыке» и «Мир человеческих чувств». Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций. | Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать. Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого. Находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и её значение для развития мировой музыкальной культуры. Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного). Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний. Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»). Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать своё отношение в письменных высказываниях. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов. Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы |
Тема №2 «Традиции и новаторство в музыке» (18 часов) |
Новые краски музыки ХХв. Музыка «легкая» и музыка «серьезная». «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке. Раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра – польки на примерах «Польки-пиццикато» И. Штрауса и «Польки» С. Рахманинова. Познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады. «Легкое» и «серьезное» в песне. Ансамбль – значит вместе. Дать представление о сложности понятия «поп-музыка», ВИА на примере творчества групп «Битлз»; показать характерные черты ансамблевого исполнения. Музыка – язык, понятный всем. Показать, как народная тема может обрести новую жизнь и современный дух. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке XX века. Джаз: спиричуэлс, блюз. Симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. | Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей. Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы. Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей. Оценивать современные ис полнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки. Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов. Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности. Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений. Общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально-образовательной, общественно полезной, исследовательской и других видов деятельности. Понимать свою ответственность за достижение общего художественно-эстетического результата. Участвовать в концертных представлениях для одноклассников и родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов. Активно применять информационно-коммуникационные технологии в целях самообразования |
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ п/п | Разделы авторской программы | Разделы авторской программы |
1. | Классика и современность | 16 |
2. | Традиции и новаторство в музыке | 18 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/ 10 часов) |
Тема №1 «Классика и современность» (17 часов) |
1 | 1 | Классика в нашей жизни | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». | 06.09-10.09 | |
3 | 3 | Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны» | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва» | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | В музыкальном театре. Мюзикл. | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | Рокопера. Человек есть тайна. | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | Рок-опера «Преступление и наказание». | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец» | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». | 08.11-12.11 | |
II триместр (11 недель/ 11 часов) |
11 | 1 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита». | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | 06.12-10.12 | |
14 | 4 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | Музыка — это огромный мир, окружающий человека... | 27.12-29.12 | |
Тема №2 «Традиции и новаторство в музыке» (18 часов) |
17 | 7 | Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. | 10.01-14.01 | |
18 | 8 | Развитие традиций оперного спектакля | 17.01-21.01 | |
19 | 9 | Опера «Кармен» (фрагменты). | 24.01-28.01 | |
20 | 10 | Ж. Бизе. | 31.01-04.02 | |
21 | 11 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова | 07.02-11.02 | |
22 | 1 | Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). | 14.02-18.02 | |
| | III триместр (13 недель/ 13 часов) | | |
23 | 2 | Р. Щедрин. | 28.02-04.03 | |
24 | 3 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | 09.03-11.03 | |
25 | 4 | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. | 14.03-18.03 | |
26 | 5 | Классика в современной обработке | 21.03-25.03 | |
27 | 6 | В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). | 28.03-01.04 | |
28 | 7 | Д. Шостакович. | 04.04-08.04 | |
29 | 8 | Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | 18.04-22.04 | |
30 | 9 | Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов. | 25.04-29.04 | |
31 | 10 | Галерея религиозных образов. | 04.05-.06.05 | |
32 | 11 | Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. | 10.05-13.05 | |
33 | 12 | Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия – миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин). | 16.05-20.05 | |
34 | 13 | Музыкальные завещания потомкам. («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р.Щедрин) | 23.05-27.05 | |
Лист согласования
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/