Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов).
В 8 классе это - «Классика и новаторство». Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле и др.
В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека – музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.
Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.
Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Учащиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.
Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.); Презентации; Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Интернет ресурсы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
№ | Тема | Часы | ЗУН | УУД |
| Классика в нашей жизни | 1 | Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления | Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров. | Познавательные УУД: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные УУД: формирование умения слушать Регулятивные УУД: участие в коллективной работе ЛичностныеУУД: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства |
| Русская эпическая опера «Князь Игорь» | 1 | Музыкальный жанр – опера. Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. История создания. Литературный источник. Эпический жанр оперы. Ария князя Игоря | Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. | П: уметь видеть единство музыки, истории, литературы, живописи для создания эпического жанра оперы К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к опере |
| Опера «Князь Игорь». Портрет половцев | 1 | Музыкальная характеристика действующих лиц. Образ русского и половецкого лагерей. Портрет половцев. «Плач Ярославны» | Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | |
| Балет «Ярославна». Вступление «Стон русской земли» | 1 | Музыкальный жанр – балет. История развития. Балет «Ярославна» - хореографические размышления в 3 актах по мотивам «Слова о полку Игореве» на музыку Бориса Ивановича Тищенко | Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». | П: определять тесную связь танца и музыки в балете К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему Р: использовать общие приемы решения задач Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к балету |
| «Плач Ярославны». «Молитва» | 1 | Ярославна – образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины - как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства | Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия. | |
| Мюзикл. Рок-опера. | 1 | Мюзикл. Рок-опера – «третье направление в музыке», многообразие современной популярной музыки, направления, стилевые характеристики | Углубление знаний о жанре балета. | П: ориентироваться в разнообразии современной популярной музыки К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: использовать общие приемы решения задач Л: понимание роли музыкальных стилей в развитии современной музыки |
| Рок-опера «Преступление и наказание» | 1 | Рок-опера «Преступление и наказание» переосмысление романа с позиции нашего современника, человека XXI века | Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. | П: знать жанр рок-опера, и её особенности К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему Р:самостоятельно определять стиль музыки Л: уважительно относиться к жанру рок-опера |
| Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | 1 | Воплощение образов трагедии Шекспира в музыке французского композитора XX века Ж. Пресгюрвика | Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира; | П: знать жанр мюзикл, и его особенности К: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника Р:самостоятельно определять стиль музыки Л: уважительно относиться к жанру мюзикл |
| Контрольная работа «Музыка к драматическому спектаклю». | 1 | Проверка ЗУН | | |
| Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» | 1 | Вечный сюжет искусства: странствие человека в поисках счастья. Музыкальная характеристика главных героев | Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе. | П: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р:самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к героям сюиты |
| «Гоголь –сюита» А.Г.Шнитке | 1 | «Гоголь – сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальная характеристика главных героев | Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой. | П:знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р:самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к героям сюиты |
| Музыка в кино «Властелин колец» | 1 | Искусство кино – это целый мир. Музыка к фильму «Властелин колец», воплощение фэнтезийных образов в музыке канадского композитора к.XX –н. XXI века Г.Л. Шора | Интонация – ключ к раскрытию образа. | П: определять средства музыкальной выразительности, помогающие понять содержание музыки К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: расширять музыкальный кругозор |
| Симфония: прошлое и настоящее. | 1 | Музыкальный жанр – симфония, строение, и характеристика частей симфонии. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Особенности цикла, лирико-драматический характер музыки | Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха. | П:знать и представлять содержательность симфонических музыкальных произведений К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: расширять музыкальный кругозор |
| Симфония № 5 П. И. Чайковского | 1 | Душевный мир человека – основная тема творчества Чайковского и её раскрытие в Симфонии № 5, общая характеристика симфонии | Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова. | П: видеть как в симфонии передается «жизнь чувств», раскрывается душевный мир человека К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя Л: интересоваться музыкой и жизнью П. И. Чайковского |
| Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева | 1 | Отличительные черты творчества С.С. Прокофьева. Особенности жанра Симфонии № 1, общая характеристика симфонии | Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы. | П:определять музыкальный почерк С.С. Прокофьева К:самостоятельно или в группах объяснять, почему симфония названа «классической» Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л: интересоваться музыкой и жизнью С.С. Прокофьева |
| Контрольная работа: В концертном зале | 1 | Обобщение музыкальных впечатлений. Работа с музыкальным словарем. Конкурс «Знатоки музыки» | Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии. | П:ориентироваться в муз. терминах, определять стиль музыки К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л:видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого |
| Музыканты - извечные маги | 1 | Традиции и новаторство в музыке. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Стиль композиторов | Значимость музыкального творчества в жизни человека. | П:ориентироваться в муз. терминах, определять стиль музыки К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л:видеть традиции и новаторство в музыке, ценить музыкальное искусство прошлого |
| Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин | 1 | Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ века. Опера «Порги и Бесс» - первая национальная американская опера | Проверка ЗУН | П:отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р:самостоятельно определять средства музыкальной выразительности отрицательных персонажей Л:уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа |
| Развитие традиций оперного спектакля | 1 | Особенности музыкального языка в опере «Порги и Бесс», музыкальная характеристика главных героев | Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | |
| Опера «Кармен». Образ Кармен | 1 | Ж. Бизе – классик французской музыки. Литературный источник, содержание оперы, музыкальная характеристика Кармен | Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | П:определять кульминационный момент оперы, самостоятельно определять выразительные средства муз. образов К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р:определять жанровые особенности тем главных героев Л:прочитать новеллу П. Мериме «Кармен» |
| Образ Хозе и Эскамильо | 1 | Музыкальная характеристика мужских образов в опере: Хозе и Эскамильо, драматический накал чувств в финале оперы | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена. | |
| Портреты великих исполнителей. Елена Образцова | 1 | Елена Образцова - советская российская оперная певица (меццо-сопрано), выразительные тембровые и регистровые возможности голоса, сила воздействия на человека | Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха. | П: осуществлять поиск необходимой информации К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л: интересоваться творчеством Е. Образцовой |
| Балет «Кармен-сюита». Образ Кармен | 1 | Прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты. Особенности музыки Р.К. Щедрина. История создания, строение балета, музыкальная характеристика Кармен в балете | Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо. | П:самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л:расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства |
| Балет «Кармен-сюита». Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора | 1 | Музыкальный портрет Хозе, особенности звучания оркестра. Музыкальная характеристика Тореадора. Воплощение образа «масок» в балете Р.К. Щедрина | Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки. | П:самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Л:расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства |
| Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | 1 | Майя Плисецкая – великая русская балерина. Обладательница выразительной пластики, создавшая свой собственный стиль | Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната. | П: осуществлять поиск необходимой информации К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л: интересоваться творчеством М. Плисецкой |
| Контрольная работа В музыкальном театре | 1 | Проверка ЗУН | | |
| Великие мюзиклы мира | 1 | Музыкальный жанр ХХ века – мюзикл. Особенности музыкального стиля. Известнейшие мюзиклы мира | Смысл мюзикла как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии | П: ориентироваться в разнообразии музыкальных стилей, жанров, форм К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Р: применять установленные правила в планировании способа решения Л: расширять музыкальный кругозор |
| Классика в современной обработке | 1 | Современные обработки классических произведений. Исполнение музыки как искусство интерпретации | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. | П: ориентироваться в муз. терминах, знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р:составлять план и последовательность действий Л: уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке |
| Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская») | 1 | Симфония № 7. Д. Шостакович, история создания, идея, программа, масштаб, композиция симфонии | Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов. | П: объяснить, почему«Симфония № 7» - это поэма о борьбе и победе, знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р:составлять план и последовательность действий Л:помнить подвиг русского народа в ВОВ |
| Литературные страницы | 1 | Характеристика тем и их развитие, анализ письма погибшего солдата в Великую Отечественную войну «Письмо к Богу» | .Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова. | |
| Музыка в храмовом синтезе искусств | 1 | Духовная музыка России, развитие, жанры. Взаимосвязь с литературой и живописью | Знакомство с музыкой К. Дебюсси.Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. | П: осуществлять поиск необходимой информации. К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию Р: составлять план и последовательность действий Л:ценить музыкальное искусство прошлого |
| Неизвестный Свиридов | 1 | Духовная музыка в творчестве Г. Свиридова, биографические сведения, краткий обзор творчества. «Фрески Диониссия» Р. Щедрин, замысел, форма, контраст небесного и земного | Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина. | П: осуществлять поиск необходимой информации. К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Р: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль Л: интересоваться музыкой и жизнью Р. Щедрина, Г. Свиридова |
| Контрольная работа: «Классика и современность в музыке» | 1 | Проверка ЗУН | | |
| Повторительно – обобщающий урок «Традиции и новаторство в музыке» | 1 | Проверка ЗУН | | |
№ | Тема | Дата по плану | Фактическая дата | Виды и формы контроля | Примечание |
1 полугодие «Классика и современность » 16 час |
| Классика в нашей жизни | 03.09.22 | | Вводный урок | |
| Русская эпическая опера «Князь Игорь» | 10. 09.22 | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |
| Опера «Князь Игорь». Портрет половцев | 17. 09.22 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Балет «Ярославна». Вступление «Стон русской земли» | 24. 09.22 | | Текущий фронтальный контроль | |
| «Плач Ярославны». «Молитва» | 01.10.22 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Мюзикл. Рок-опера. | 08. 10.22 | | Текущий групповой контроль | |
| Рок-опера «Преступление и наказание» | 15. 10.22 | | Текущий групповой контроль | |
| Контрольная работа «Музыка к драматическому спектаклю».Мюзикл | 22. 10.22 | | Расширение и углубление знаний | |
| «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | 05.11.22 | | Применение знаний на практике | |
| Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» | 12. 11.22 | | Расширение и углубление знаний | |
| «Гоголь –сюита» А.Г.Шнитке | 19. 11.22 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Музыка в кино «Властелин колец» | 26. 11.22 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Симфония: прошлое и настоящее. | 03.12.22 | | Расширение и углубление знаний | |
| Симфония № 5 П. И. Чайковского | 10. 12.22 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева | 17. 12.22 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Контрольная работа: В концертном зале | 24. 12.22 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |
2 полугодие «Традиции и новаторство в музыке» |
| Музыканты - извечные маги | 14.01.23 | | Вводный. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
| Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин | 21. 01.23 | | Текущий групповой контроль | |
| Развитие традиций оперного спектакля | 28. 01.23 | | Расширение и углубление знаний | |
| Опера «Кармен». Образ Кармен | 04.02.23 | | Комбинированный урок | |
| Образ Хозе и Эскамильо | 11. 02.23 | | Расширение и углубление знаний | |
| Портреты великих исполнителей. Елена Образцова | 18. 02.23 | | Урок формирования новых знаний | |
| Балет «Кармен-сюита». Образ Кармен | 25.02.23 | | Расширение и углубление знаний | |
| Балет «Кармен-сюита». Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора | 04.03.23 | | Текущий групповой контроль | |
| Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | 11. 03.23 | | Расширение и углубление знаний | |
| Контрольная работа: В музыкальном театре | 18. 03.23 | | Урок формирования новых знаний | |
| Великие мюзиклы мира | 08.04.23 | | Урок формирования новых знаний | |
| Классика в современной обработке | 15.04.23 | | Урок формирования новых знаний | |
| Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская») | 22.04.23 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Литературные страницы | 29.04.23 | | Урок комплексного контроля знаний | |
| Музыка в храмовом синтезе искусств | 06.05.23 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Неизвестный Свиридов | 13.05.23 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Свет фресок Дионисия – миру | 20.05.23 | | Текущий фронтальный контроль | |
| Контрольная работа: «Классика и современность в музыке» | 27.05.23 | | Урок контроля и проверки знаний и умений | |