СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 8 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 8 класса»
























Пояснительная записка

Рабочая программа по «Музыке» для учащихся 8 класса разработана на основе:

  • Годового календарного учебного графика работы МБОУ «СЫСОШ им.А.Н. Явловского» на 2022-2023 учебный год.

  • Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 8 класс. : «Просвещение», 2020 г. Рабочая программа «Музыка» в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа.

Общая характеристика предмета «Музыка»

Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов).

В 8 классе это - «Классика и новаторство». Художественные напра­вления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музы­кальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле и др.

В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека – музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.

Цели и задачи предмета «Музыка»

Главная цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственному феномену; Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира; Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости.

Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:

    1. Принцип увлечённости;

    2. Принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;

    3. Принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

    4. Принцип интонационности;


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.

Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план на изучение предмета отводит 1 час в неделю, всего 34 часа. Количество часов учебного плана в год определяется календарно-учебным графиком работы МБОУ «CЫСОШ им.А.Н.Явловского.»», расписанием учебных занятий.

Планируемые результаты изучения предмета

Учащиеся получат возможность научиться: принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.); Презентации; Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Интернет ресурсы.


УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса. – М.: Просвещение




Тема

Часы

ЗУН

УУД

Классика в нашей жизни

1

Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный образ – стиль – язык. Роль музыки в формировании художественного и научного мышления

Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров.


Познавательные УУД: формирование целостной художественной картины мира;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать

Регулятивные УУД: участие в коллективной работе

ЛичностныеУУД: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства

Русская эпическая опера «Князь Игорь»

1

Музыкальный жанр – опера. Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина. История создания. Литературный источник. Эпический жанр оперы. Ария князя Игоря

Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов.

П: уметь видеть единство музыки, истории, литературы, живописи для создания эпического жанра оперы

К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к опере

Опера «Князь Игорь». Портрет половцев

1

Музыкальная характеристика действующих лиц. Образ русского и половецкого лагерей. Портрет половцев. «Плач Ярославны»

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».


Балет «Ярославна». Вступление «Стон русской земли»

1

Музыкальный жанр – балет. История развития. Балет «Ярославна» - хореографические размышления в 3 актах по мотивам «Слова о полку Игореве» на музыку Бориса Ивановича Тищенко

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».

П: определять тесную связь танца и музыки в балете

К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему

Р: использовать общие приемы решения задач

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к балету

«Плач Ярославны». «Молитва»

1

Ярославна – образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины - как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства

Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия.


Мюзикл. Рок-опера.

1

Мюзикл. Рок-опера – «третье направление в музыке», многообразие современной популярной музыки, направления, стилевые характеристики

Углубление знаний о жанре балета.


П: ориентироваться в разнообразии современной популярной музыки

К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р: использовать общие приемы решения задач

Л: понимание роли музыкальных стилей в развитии современной музыки

Рок-опера «Преступление и наказание»

1

Рок-опера «Преступление и наказание» переосмысление романа с позиции нашего современника, человека XXI века

Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

П: знать жанр рок-опера, и её особенности

К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему

Р:самостоятельно определять стиль музыки

Л: уважительно относиться к жанру рок-опера

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»

1

Воплощение образов трагедии Шекспира в музыке французского композитора XX века Ж. Пресгюрвика 

Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира;

П: знать жанр мюзикл, и его особенности

К: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Р:самостоятельно определять стиль музыки

Л: уважительно относиться к жанру мюзикл

Контрольная работа «Музыка к драматическому спектаклю».

1

Проверка ЗУН



Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

1

Вечный сюжет искусства: странствие человека в поисках счастья. Музыкальная характеристика главных героев

Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе.

П: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р:самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к героям сюиты

«Гоголь –сюита» А.Г.Шнитке

1

«Гоголь – сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальная характеристика главных героев

Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой.

П:знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р:самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к героям сюиты

Музыка в кино «Властелин колец»


1

Искусство кино – это целый мир.

Музыка к фильму «Властелин колец», воплощение фэнтезийных образов в музыке канадского композитора к.XX –н. XXI века Г.Л. Шора

Интонация – ключ к раскрытию образа.

П: определять средства музыкальной выразительности, помогающие понять содержание музыки

К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Л: расширять музыкальный кругозор

Симфония: прошлое и настоящее.

1

Музыкальный жанр – симфония, строение, и характеристика частей симфонии. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Особенности цикла, лирико-драматический характер музыки

Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха.

П:знать и представлять содержательность симфонических музыкальных произведений

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Л: расширять музыкальный кругозор

Симфония № 5 П. И. Чайковского

1

Душевный мир человека – основная тема творчества Чайковского и её раскрытие в Симфонии № 5, общая характеристика симфонии

Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова.

П: видеть как в симфонии передается «жизнь чувств», раскрывается душевный мир человека

К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя

Л: интересоваться музыкой и жизнью П. И. Чайковского

Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева

1

Отличительные черты творчества С.С. Прокофьева. Особенности жанра Симфонии № 1, общая характеристика симфонии

Знакомство с рок-оперой – традиции и новаторство в жанре оперы.

П:определять музыкальный почерк С.С. Прокофьева

К:самостоятельно или в группах объяснять, почему симфония названа «классической»

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Л: интересоваться музыкой и жизнью С.С. Прокофьева

Контрольная работа: В концертном зале

1

Обобщение музыкальных впечатлений. Работа с музыкальным словарем. Конкурс «Знатоки музыки»

Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии.

П:ориентироваться в муз. терминах, определять стиль музыки

К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Л:видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого

Музыканты - извечные маги

1

Традиции и новаторство в музыке. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке. Стиль композиторов

Значимость музыкального творчества в жизни человека.

П:ориентироваться в муз. терминах, определять стиль музыки

К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Л:видеть традиции и новаторство в музыке, ценить музыкальное искусство прошлого

Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин

1

Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики ХХ века. Опера «Порги и Бесс» - первая национальная американская опера

Проверка ЗУН

П:отличать негритянский фольклор  от джазовой стилистики Гершвина

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р:самостоятельно определять средства музыкальной  выразительности отрицательных  персонажей

Л:уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа

Развитие традиций оперного спектакля

1

Особенности музыкального языка в опере «Порги и Бесс», музыкальная характеристика главных героев

Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.


Опера «Кармен». Образ Кармен

1

Ж. Бизе – классик французской музыки. Литературный источник, содержание оперы, музыкальная характеристика Кармен

Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

П:определять кульминационный момент оперы, самостоятельно определять выразительные средства муз. образов

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р:определять жанровые особенности тем главных героев

Л:прочитать новеллу П. Мериме «Кармен»

Образ Хозе и Эскамильо

1

Музыкальная характеристика мужских образов в опере: Хозе и Эскамильо, драматический накал чувств в финале оперы

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде.

Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена.


Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

1

Елена Образцова - советская российская оперная певица (меццо-сопрано), выразительные тембровые и регистровые возможности голоса, сила воздействия на человека

Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха.


П: осуществлять поиск необходимой информации

К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р: составлять план и последовательность действий

Л: интересоваться творчеством Е. Образцовой

Балет «Кармен-сюита». Образ Кармен

1

Прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты. Особенности музыки Р.К. Щедрина. История создания, строение балета, музыкальная характеристика Кармен в балете

Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо.

П:самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Л:расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства

Балет «Кармен-сюита». Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора

1

Музыкальный портрет Хозе, особенности звучания оркестра.

Музыкальная характеристика Тореадора. Воплощение образа «масок» в балете Р.К. Щедрина

Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки.

П:самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Л:расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

1

Майя Плисецкая – великая русская балерина. Обладательница выразительной пластики, создавшая свой собственный стиль

Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки – соната.

П: осуществлять поиск необходимой информации

К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р: составлять план и последовательность действий

Л: интересоваться творчеством М. Плисецкой

Контрольная работа В музыкальном театре

1

Проверка ЗУН



Великие мюзиклы мира


1

Музыкальный жанр ХХ века – мюзикл. Особенности музыкального стиля. Известнейшие мюзиклы мира

Смысл мюзикла как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии

П: ориентироваться в разнообразии музыкальных стилей, жанров, форм

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Р: применять установленные правила в планировании способа решения

Л: расширять музыкальный кругозор

Классика в современной обработке

1

Современные обработки классических произведений. Исполнение музыки как искусство интерпретации

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

П: ориентироваться в муз. терминах, знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р:составлять план и последовательность действий

Л: уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке

Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»)

1

Симфония № 7. Д. Шостакович, история создания, идея, программа, масштаб, композиция симфонии

Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов.

П: объяснить, почему«Симфония

№ 7»  - это поэма о борьбе и победе, знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана

К: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р:составлять план и последовательность действий

Л:помнить  подвиг русского народа в ВОВ

Литературные страницы

1

Характеристика тем и их развитие, анализ письма погибшего солдата в Великую Отечественную войну «Письмо к Богу»

.Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова.



Музыка в храмовом синтезе искусств

1

Духовная музыка России, развитие, жанры. Взаимосвязь с литературой и живописью

Знакомство с музыкой К. Дебюсси.Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта.

П: осуществлять поиск необходимой информации.

К: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Р: составлять план и последовательность действий

Л:ценить музыкальное искусство прошлого

Неизвестный Свиридов

1

Духовная музыка в творчестве Г. Свиридова, биографические сведения, краткий обзор творчества. «Фрески Диониссия» Р. Щедрин, замысел, форма, контраст небесного и земного

Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина.

П: осуществлять поиск необходимой информации.

К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

Р: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Л: интересоваться музыкой и жизнью Р. Щедрина, Г. Свиридова

Контрольная работа: «Классика и современность в музыке»

1

Проверка ЗУН



Повторительно – обобщающий урок «Традиции и новаторство в музыке»

1

Проверка ЗУН




Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» для 8 класса

Тема

Дата по плану

Фактическая дата

Виды и формы контроля

Примечание

1 полугодие «Классика и современность » 16 час

Классика в нашей жизни

03.09.22


Вводный

урок


Русская эпическая опера «Князь Игорь»

10. 09.22


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Опера «Князь Игорь». Портрет половцев

17. 09.22


Текущий фронтальный контроль


Балет «Ярославна». Вступление «Стон русской земли»

24. 09.22


Текущий фронтальный контроль


«Плач Ярославны». «Молитва»

01.10.22


Текущий фронтальный контроль


Мюзикл. Рок-опера.

08. 10.22


Текущий групповой контроль


Рок-опера «Преступление и наказание»

15. 10.22


Текущий групповой контроль


Контрольная работа «Музыка к драматическому спектаклю».Мюзикл

22. 10.22


Расширение и углубление знаний


«Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»

05.11.22


Применение знаний на практике



Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

12. 11.22


Расширение и углубление знаний


«Гоголь –сюита» А.Г.Шнитке

19. 11.22


Текущий фронтальный контроль


Музыка в кино «Властелин колец»


26. 11.22


Текущий фронтальный контроль


Симфония: прошлое и настоящее.

03.12.22


Расширение и углубление знаний


Симфония № 5 П. И. Чайковского

10. 12.22


Текущий фронтальный контроль


Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева

17. 12.22


Текущий фронтальный контроль


Контрольная работа: В концертном зале

24. 12.22


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


2 полугодие «Традиции и новаторство в музыке»

Музыканты - извечные маги

14.01.23


Вводный. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин

21. 01.23


Текущий групповой контроль


Развитие традиций оперного спектакля

28. 01.23


Расширение и углубление знаний


Опера «Кармен». Образ Кармен

04.02.23


Комбинированный урок


Образ Хозе и Эскамильо

11. 02.23


Расширение и углубление знаний


Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

18. 02.23


Урок формирования новых знаний


Балет «Кармен-сюита». Образ Кармен

25.02.23


Расширение и углубление знаний


Балет «Кармен-сюита». Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора

04.03.23


Текущий групповой контроль


Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

11. 03.23


Расширение и углубление знаний


Контрольная работа: В музыкальном театре

18. 03.23


Урок формирования новых знаний


Великие мюзиклы мира


08.04.23


Урок формирования новых знаний


Классика в современной обработке

15.04.23


Урок формирования новых знаний


Симфония № 7. Д. Шостаковича («Ленинградская»)

22.04.23


Текущий фронтальный контроль


Литературные страницы

29.04.23


Урок комплексного контроля знаний



Музыка в храмовом синтезе искусств

06.05.23


Текущий фронтальный контроль


Неизвестный Свиридов

13.05.23


Текущий фронтальный контроль


Свет фресок Дионисия – миру

20.05.23


Текущий фронтальный контроль


Контрольная работа: «Классика и современность в музыке»

27.05.23


Урок контроля и проверки знаний и умений





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!