| Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения. Песня-романс. «Уноси моё сердце в звенящую даль...» Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. И. Шаляпин. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь». Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки. Русская духовная музыка. Духовный концерт. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва. «Небесное и земное» в музыке И.-С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Фортуна правит миром...». «Кармина Бурана». Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX века | □логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; □применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; □обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; □понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; □осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; □использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; | □принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; □договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; □выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. □прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; □мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | □понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; □слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; □понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; □использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; □опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; □приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. | □формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; □становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; □ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; □ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; □развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; |
| Мир образов камерной и симфонической музыки | 19 | Что роднит музыку с изобразительным искусством Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…» Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества». Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» Образы борьбы и победы в искусстве Застывшая музыка Полифония в музыке и живописи Музыка на мольберте Импрессионизм в музыке и живописи О подвигах, о доблести, о славе... В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С веком наравне. Обобщающий урок учебного года. Тест. | □пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. □научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; □удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. | □ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; □действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | □совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; □создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. | □формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; □формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; □развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ; □формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; □формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. |