Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 с изменениями и дополнениями), основной образовательной программой среднего общего образования __________ на 20___-20___ годы (срок реализации 1 год), утвержденной приказом №____ от _______, Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приказ №152 от 20.06.2016).
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательная программа среднего общего образования по немецкому языку (в редакции от 28 июня 2016 г. протокол № 2/16), с учетом авторской программы Лытаевой М.А. по немецкому языку
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.3.2.1.6.1 | Радченко О.А., Лытаева М.А., Гутброд О.В. | Немецкий язык (базовый и углублённый уровень) | 10 класс | Издательство «Просвещение» |
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает достижение следующих целей: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие языковых навыков (грамматика, лексика, фонетика и орфография) и коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Предметное содержание речи содержит лексические темы для общения в различных коммуникативных ситуациях.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык» на базовом уровне направлено на достижение обучающимися порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС СОО, достижение которых позволяет выпускникам самостоятельно общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство коммуникации, и в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком». Базовый уровень соответствует уровню B1 по шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком».
На изучение учебного предмета иностранный язык на базовом уровне в 10 классе в учебном плане выделяется 3 учебных часа в неделю, при 35 учебных неделях - 105 часов в год.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другим инфекционным заболеваниям, образовательный процесс по алгебре и началам анализа осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронного дневника», социальных сетей и других форм.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
- в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
- в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
- в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
- в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится и получит возможность научиться:
Коммуникативные умения
Говорение, диалогическая речь
Выпускник на базовом уровне научится:
вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики;
при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»;
выражать и аргументировать личную точку зрения;
запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики;
обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики;
кратко комментировать точку зрения другого человека;
проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации;
обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию.
Говорение, монологическая речь
Выпускник на базовом уровне научится:
Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
передавать основное содержание прочитанного/увиденного/услышанного;
давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики);
строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
резюмировать прослушанный/прочитанный текст;
обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста.
Аудирование
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением;
выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
полно и точно воспринимать информацию в распространённых коммуникативных ситуациях;
обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом.
Чтение
Выпускник на базовом уровне научится:
читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов.
Письмо
Выпускник на базовом уровне научится:
писать несложные связные тексты по изученной тематике;
писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу.
Языковые навыки
Выпускник на базовом уровне научится:
Орфография и пунктуация
Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.
Фонетическая сторона речи
Владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации.
Лексическая сторона речи
распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи»; определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту;
распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, употребляя их в соответствии со стилем речи;
узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы.
Грамматическая сторона речи
Выпускник на базовом уровне научится:
употреблять видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, использовать косвенную речь (косвенный вопрос, приказания/побуждения), согласование времен;
применять в речи грамматические явления, которые ранее были усвоены рецептивно;
распознавать и употреблять в речи изученные в основной школе коммуникативные и структурные типы предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, и вводящие их союзы и союзные слова;
способам выражения косвенной речи, в том числе косвенным вопросом с союзом ob;
употреблять распространенные определения с Partizip I и Partizip II (der lesende Schűler; das gelesene Buch), а также формы Konjunktiv от глаголов haben, sein, werden, kőnnen, mőgen и сочетания wűrde + Infinitiv для выражения вежливой просьбы, желания;
использовать конструкции haben/sein zu + Infinitiv для выражения долженствования, возможности; систематизация знаний о разных способах выражения модальности;
склонять существительные и прилагательные, образовывать множественное число существительных;
распознавать в речи указательные, относительные, неопределенные местоимений, а также прилагательные и наречия, их степени сравнения;
разным средствам связи в тексте для обеспечения его целостности, связности (например, с помощью наречий zuerst, dann, naсhher, zuletzt);
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени;
употреблять в речи все формы страдательного залога;
употреблять в речи все временные формы Passiv (Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv);
употреблять распространенные определения с Partizip I и Partizip II;
употреблять в речи конструкции haben/sein zu + Infinitiv;
использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях.
Содержание учебного предмета (курса)
Предметное содержание речи
Повседневная жизнь
Домашние обязанности. Покупки. Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями.
Здоровье
Посещение врача. Здоровый образ жизни.
Спорт
Активный отдых. Экстремальные виды спорта.
Городская и сельская жизнь
Особенности городской и сельской жизни в России и странах изучаемого языка. Городская инфраструктура. Сельское хозяйство.
Научно-технический прогресс
Прогресс в науке. Космос. Новые информационные технологии.
Природа и экология
Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение климата и глобальное потепление. Знаменитые природные заповедники России и мира.
Современная молодежь
Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями. Образовательные поездки.
Профессии
Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии.
Страны изучаемого языка
Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и знаменательные даты в России и странах изучаемого языка.
Иностранные языки Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка.
10 класс (102 часа)
Тема 1. Urlaub und Ferien. Отпуск и каникулы
Содержание темы: увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями. Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Изучение иностранных языков
Лексика: виды отдыха, занятия летом, географические названия
Грамматика: предлоги места и направления. Употребление Präteritum и Perfekt в зависимости от цели высказывания
Фонетика/Орфография: чтение географических названий
Страноведение: отдых в стране изучаемого языка и в России. Предпочтения жителей Германии и России в отношении летнего отдыха. Отдых без родителей: как к этому относятся в Германии.
Тема 2. Schule und Schulleben. Школа и школьная жизнь
Содержание темы: общение в семье и в школе. Образование и профессии
Лексика: школьная система в Германии, типы школ. Названия предметов. Школьная жизнь, домашние задания. Роль изучения иностранных языков.
Грамматика: придаточные предложения причины, уступки, цели. Употребление союзов (weil/denn-obwohl, trotzdem; darum, deshalb; damit-um…zu)
Фонетика/Орфография: чтение сложных слов. Ударение.
Страноведение: школьная система в Германии и России
Тема 3. Meine Familie und ich. Моя семья
Содержание темы: общение в семье и в школе. Семейные традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями. Связь с предыдущими поколениями. Домашние обязанности
Лексика: семья и отношения в ней. Личные качества. Речевые образцы для выражения желания и совета
Грамматика: сослагательное наклонение (Konjuktiv II)
Фонетика/Орфография: интонация в сложных предложениях
Страноведение: отношения в семье в Германии и России. Примеры для подражания. Информация об известных семьях
Тема 4. Bücherwelt. Мир книг
Содержание темы: развитие языка. Диалекты. Молодежный сленг. Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка
Лексика: влияние чтения на развитие личности. Литературные жанры. Предпочтения в литературе.
Грамматика: определительные придаточные предложения, страдательный залог, повелительное наклонение.
Фонетика/Орфография: чтение заимствованных слов
Страноведение: популярные в Германии книги для молодежи. История книгопечатания в Германии и России. Известные немецкие писатели
Тема 5. Wissenschaftlich-technischer Fortschritt. Научно-технический прогресс
Содержание темы: прогресс в науке. Космос. Новые технологии в медицине. Новые информационные технологии. Современные профессии. Образование и профессии.
Лексика: научные открытия и изобретения, влияние науки на современный мир, техника и технология, промышленность
Грамматика: Infinitiv Passiv с модальными глаголами. Конструкция haben/sein + zu + Infinitiv
Фонетика/Орфография: чтение числительных и аббревиатур. Чтение заимствованных слов.
Страноведение: научные открытия в Германии и России. Инновации в технологиях. Великие ученые немецкого и российского происхождения. Лауреаты Нобелевской премии
Тема 6. Klimawandel und seine Folgen. Изменения климата и его последствия
Содержание темы: природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение климата и глобальное потепление. Деятельность различных организаций по защите окружающей среды.
Лексика: охрана окружающей среды: риски и решения. Как предотвратить загрязнение природы. Что может сделать каждый для охраны окружающей среды
Грамматика: причастие I, II и причастные обороты
Фонетика/Орфография: чтение интернациональных и заимствованных слов.
Страноведение: причины загрязнения окружающей среды. Природоохранные организации в России и Германии. Разделение мусора
Тема 7. Deutschland damals und heute. Германия тогда и сейчас
Содержание темы: географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и знаменательные даты в различных странах мира. Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки стран изучаемого языка
Лексика: послевоенная история Германии, разделение страны. Политическая система немецкоговорящих стран и России
Грамматика: Plusquamperfekt. Придаточные времени, союзы als, wenn и nachdem
Фонетика/Орфография: чтение дат
Страноведение: послевоенная история Германии. Современная политическая система. Известные немецкие фирмы и предприятия. Немецкие земли и их столицы. Самые крупные города Германии
Тема 8. Digitale Medien. Цифровые средства информации
Содержание темы: новые информационные технологии. Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Общество потребления. Здоровый образ жизни. Дистанционное образование. Развитие языка
Лексика: компьютер, Интернет и др. электронные устройства, их использование и отношение к ним. Опасности виртуального мира и использование Интернета для образования
Грамматика: употребление инфинитива с zu и без zu. Придаточные предложения с союзами dass и damit.
Фонетика/Орфография: чтение заимствованных слов (преимущественно из английского языка)
Страноведение: история возникновения Интернета, изобретения компьютера. Отношение молодых людей из Германии к проблеме использования электронных средств массовой информации
Тема 9. Freizeit sinnvoll gestalten. Свободное время с пользой
Содержание темы: здоровый образ жизни. Увлечения и интересы. Активный отдых. Экстремальные виды спорта
Лексика: свободное время, спорт и экстремальный спорт, хобби и увлечения
Грамматика: союзы, состоящие из двух частей. Субстантивированные прилагательные и причастия.
Фонетика/Орфография: интонация в предложении и тексте
Страноведение: предпочтения молодых людей из немецкоговорящих стран в способах проведения свободного времени. Экстремальные виды спорта в Германии. Олимпийские игры
10 класс
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на контрольные работы |
1. | Тема 1. Urlaub und Ferien. Отпуск каникулы | 9 | Входная контрольная работа |
2. | Тема 2. Schule und Schulleben. Школа и школьная жизнь. | 14 | Контрольная работа. Аудирование. |
3 | Тема 3. Meine Familie und ich. Моя семья. | 8 | |
4 | Тема 4. Bücherwelt. Мир книг. | 12 | Контрольная работа. Чтение |
5 | Тема 5. Wissenschaftlich-technischer Fortschritt. Научно-технический прогресс. | 9 | |
6 | Тема 6. Klimawandel und seine Folgen. Изменения климата и его последствия. | 13 | Контрольная работа. Письмо |
7 | Тема 7. Deutschland damals und heute. Германия тогда и сейчас. | 10 | |
8 | Тема 8. Digitale Medien. Цифровые средства информации. | 14 | Контрольная работа. Говорение |
9 | Тема 9. Freizeit sinnvoll gestalten. Свободное время с пользой. | 7 | Итоговая контрольная работа |
10 | Повторение | 9 | |
4 Тематическое планирование
10 класс
Название темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Тема 1. Urlaub und Ferien. Отпуск и каникулы | 9 | Читать с полным пониманием прагматические аутентичные тексты (туристические проспекты), делать выписки. Читать с пониманием основного содержания тексты, использовать извлечённую информацию в устном высказывании. Воспринимать на слух монологические тексты с полным пониманием услышанного. Характеризовать разные виды отдыха, высказывать свои предпочтения и обосновывать их. Описывать фото. Вести диалог-обмен мнениями, обсуждая подготовку к путешествию. Высказываться о своём путешествии, опираясь на ключевые слова. Вести диалог-убеждение, приводя аргументы в пользу того или иного вида летнего отдыха. Давать советы. Писать личное письмо, делясь впечатлениями о своём отдыхе и запрашивая дополнительную информацию у друга. Делать презентацию проекта, ориентируясь на правила проведения презентаций. |
Тема 2. Schule und Schulleben. Школа и школьная жизнь Тренинг ЕГЭ 1 | 8 4 | Читать схему и мини-тексты, на их основе описывать школьную систему Германии. Сравнивать её с российской школьной системой. Воспринимать на слух высказывания школьников из Германии, делать записи. На основе прослушанного текста сравнивать различные типы школ в Германии и оценивать индивидуальные траектории. Писать личное письмо, описывать школьную жизнь в России. Читать текст с полным пониманием прочитанного, делать записи в таблице. На основе текста описывать старшую ступень гимназии в Германии и сравнивать её с российской системой. Описывать фотографии, формулировать на их основе проблему и высказываться в отношении использования мобильных телефонов в школе. |
Тема 3. Meine Familie und ich. Моя семья | 8 | Воспринимать на слух высказывания молодых людей об их родителях. Высказывать своё мнение о взаимоотношениях в семье, говорить о проблемах и чувствах. Описывать и характеризовать статистические данные. Читать мнения родителей о своих детях и соотносить их с текстами детей, прослушанными ранее. Характеризовать родителей и детей, используя соответствующие прилагательные. Высказывать свои пожелания, употребляя нереальное придаточное предложение и сослагательное наклонение. Жаловаться на несправедливое отношение, используя нереальное сравнение. Комментировать высказывания о семейных отношениях, выражая своё мнение. Давать советы друг другу о преодолении конфликтов в семье. Воспринимать на слух высказывания молодёжи о семье и соотносить с ними утверждения. Описывать и комментировать фото. Писать личное письмо, давать советы по улучшению взаимоотношений с родителями. |
Тема 4. Bücherwelt. Мир книг Тренинг ЕГЭ 2 | 7 4 | Читать с понимание основного содержания высказывания молодых людей о роли чтения в их жизни. Высказать мнение о том, как часто и с какой целью читают книги российские школьники. Дать совет о том, как привить любовь к чтению книг. Читать с пониманием основного содержания аннотации книг, находить в них запрашиваемую информацию. Выражать своё мнение о книге, используя оценочную лексику. Давать определение литературным жанрам. Обосновывать свои предпочтения в литературе. Описывать статистику. Писать личное письмо, высказываться о значении книг в нашей жизни. Описывать и сравнивать фотографии, отмечая, где молодые люди любят читать. Воспринимать на слух текст с полным пониманием прослушанного. Писать аргументативное эссе. |
Тема 5. Wissenschaftlich-technischer Fortschritt. Научно-технический прогресс | 8 | Читать в группах тексты с полным пониманием прочитанного и обмениваться друг с другом извлечённой информацией. Воспринимать на слух сообщения одноклассников и делать заметки в таблице. Читать мнения молодых людей и преимуществах НТП и фиксировать главные идеи в виде ментальной карты. Вести обсуждение проблем, опираясь на ключевые вопросы. Делать краткие сообщение о наиболее выдающихся изобретениях человечества. Описывать действия, которые может осуществлять человек при помощи компьютера, используя пассив с модальными глаголами. Читать текст и извлекать из него запрашиваемую информацию. Воспринимать на слух текст с полным пониманием прослушанного. Обобщать прочитанное и прослушанное, делать выводы. Читать высказывания молодых людей с пониманием основного содержания и делать выписки. Описывать фотографии, формулировать проблему, выражать своё мнение. Писать аргументативное эссе |
Тема 6. Klimawandel und seine Folgen. Изменения климата и его последствия Тренинг ЕГЭ 3 | 7 4 | Читать тексты с пониманием основного содержания, делать выписки, заносить информацию в таблицу. Описывать фотографии. Высказывать своё мнение по проблеме на основе фотографий. Описывать инфографику, используя причастные обороты. Читать текст с полным пониманием прочитанного, воспринимать на слух интервью с полным пониманием прослушанного. Обобщать информацию из прочитанного и прослушанного текста, использовать её в своём устном высказывании. Читать блог молодого человека, делать записи. Давать советы по охране окружающей среды. Воспринимать на слух высказывания молодых людей о вкладе в охрану окружающей среды. Выражать своё мнение и делиться своим опытом о том, как можно меньше вредить природе. Писать аргументативное эссе. |
Тема 7. Deutschland damals und heute. Германия тогда и сейчас | 9 | Читать текст с полным пониманием прочитанного, находить ключевые слова и формулировать главную мысль текста. Рассказывать о событиях Второй мировой войны, опираясь на ключевые слова и даты. Сообщать о послевоенной истории Германии, проводить сравнение двух немецких государств. Воспринимать на слух высказывания немцев, которые были свидетелями падения Берлинской стены. Описывать чувства и эмоции людей. Выражать последовательность событий, используя придаточные предложения времени и союз nachdem. Читать текст с пониманием основного содержания. Делать сообщение, опираясь на текст и инфографику. Вести диалог-обмен мнениями об участии молодых людей в политической жизни |
Тема 8. Digitale Medien. Цифровые средства информации Тренинг ЕГЭ 4 | 7 4 | Описывать статистические данные. Извлекать из них информацию для аргументации своих утверждений. Давать определения. Высказывать своё отношение к использованию электронных средств связи. Воспринимать на слух сообщение и делать выписки, дополняя статистические данные. Читать текст с полным пониманием прочитанного и трансформировать его в инфографику для наглядного представления информации. Воспринимать на слух высказывания молодых людей о том, какие функции смартфона они используют наиболее часто. Выражать своё мнение о том, для чего необходим смартфон в повседневной жизни. Читать текст с пониманием основной информации, использовать его содержание для описания картинок. Вести дискуссию о том, какие плюсы и минусы для молодых людей имеют компьютеры, смартфоны и Интернет. Читать текст с пониманием основного содержания. Выражать своё отношение к информации текста Описывать фотографии, используя информацию текста и данные статистики. Писать личное письмо. |
Тема 9. Freizeit sinnvoll gestalten. Свободное время с пользой Итоговый тренинг ЕГЭ | 8 9 | Воспринимать на слух текст с пониманием основного содержания и дополнять статистические данные на основе информации текста. Читать текст с полным пониманием прочитанного, делать выписки и заполнять таблицу. Описывать фотографии, используя информацию прочитанного текста. Воспринимать на слух диалог с полным пониманием прослушанного. Вести диалог-обмен мнениями и диалог-убеждение (комбинированный) по образцу, используя речевые клише. Выражать своё мнение, используя информацию текста и подтверждая свою точку зрения данными статистики. Суммировать информацию, полученную из различных источников. Читать тексты в группах, затем обмениваться информацией о прочитанном. Вести дискуссию о рисках и преимуществах экстремальных видов спорта. Писать аргументативное эссе. Вести диалог-обмен мнениями. |
Повторение | 9 | |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе по немецкому языку
для 10 классов
Учитель
Программа рассчитана на 105 часов. В соответствии с производственным календарем, годовым календарным графиком, расписанием уроков на 20__-20___ учебный год программа будет реализована за ____ часов.
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Тема 1. Urlaub und Ferien. Отпуск и каникулы - 9 часов |
| 1 | | Предложения турбюро. Тренировка чтения с полным пониманием, презентации его содержания. | 1 |
| 2 | | Фото из отпуска. Тренировка в описании фото, навыков устной речи. | 1 |
| 3 | | Приключения во время путешествия. Тренировка навыка составления монологического высказывания в форме повествования. | 1 |
| 4 | | Приключения во время путешествия. Диалог-обмен мнениями. | 1 |
| 5 | | Места отдыха в России. | 1 |
| 6 | | Отдых без родителей. Дискуссия | 1 |
| 7 | | Защита мини-проекта «Туристический проспект для немецких туристов» | 1 |
| 8 | | Входная контрольная работа | 1 |
| 9 | | Обобщающий урок «Отпуск и каникулы» | 1 |
Тема 2. Schule und Schulleben. Школа и школьная жизнь - 14 часов |
| 1 | | Система образования в России и Германии. Тренировка чтения, говорения. | 1 |
| 2 | | Типы школ в Германии. Тренировка аудирования, говорения. | 1 |
| 3 | | Употребление союзов weil, darum, trotzdem, obwohl. Тренировка грамматического материала. | 1 |
| 4 | | Каким образом можно проявлять свою активную позицию в школе? Диалог-обмен мнениями. | 1 |
| 5 | | Старшая ступень российской школы и немецкой гимназии. Тренировка чтения с полным пониманием. | 1 |
| 6 | | Мобильные телефоны в средней школе: за и против. Дискуссия. | 1 |
| 7 | | Возможен ли запрет мобильных телефонов? Дискуссия | 1 |
| 8 | | Контрольная работа. Аудирование. | 1 |
| 9 | | Тренинг ЕГЭ. Аудирование | 1 |
| 10 | | Тренинг ЕГЭ. Чтение | 1 |
| 11 | | Тренинг ЕГЭ. Письмо | 1 |
| 12 | | Тренинг ЕГЭ. Говорение | 1 |
| 13 | | Защита проекта. «Моя гимназия» (брошюра на немецком языке). | 1 |
| 14 | | Обобщающий урок «Школа и школьная жизнь» | 1 |
Тема 3. Meine Familie und ich. Моя семья. - 8 часов |
| 1 | | Отношения родителей и детей. Тренировка аудирования, устной речи. | 1 |
| 2 | | Какими бы хотели видеть друг друга дети и родители? Тренировка чтения с пониманием основного содержания, говорения. | 1 |
| 3 | | Грамматический комментарий Konjunktiv II. | 1 |
| 4 | | Какие отношения складываются между братьями и сестрами? Давать совет в вежливой форме, используя сослагательное наклонение, диалог-обмен мнениями. | 1 |
| 5 | | Хорошая атмосфера в семье. Тренировка аудирования, говорения. | 1 |
| 6 | | Известные семьи. Тренировка чтения с полным пониманием. | 1 |
| 7 | | Защита мини-проектов «Известные семьи» | 1 |
| 8 | | Обобщающий урок «Моя семья» | |
Тема 4. Bücherwelt. Мир книг. - 12 часов |
| 1 | | Читать? Зачем? Тренировка чтения и аудирования с пониманием основного содержания. | 1 |
| 2 | | Какие книги популярны среди немецкой молодежи? Тренировка чтения с пониманием запрашиваемой информации. | 1 |
| 3 | | Какие существуют литературные жанры? Тренировка говорения. | 1 |
| 4 | | Зачем мы читаем? Тренировка навыков письменной речи, говорения. | 1 |
| 5 | | Что такое, собственно говоря, сказки? Тренировка аудирования, чтения | 1 |
| 6 | | Придаточные определительные предложения. Тренировка устной речи. | 1 |
| 7 | | Контрольная работа. Чтение | 1 |
| 8 | | Тренинг ЕГЭ. Аудирование | 1 |
| 9 | | Тренинг ЕГЭ. Чтение | 1 |
| 10 | | Тренинг ЕГЭ. Письмо | 1 |
| 11 | | Тренинг ЕГЭ. Говорение | 1 |
| 12 | | Обобщающий урок «Мир книг» | 1 |
Тема 5. Wissenschaftlich-technischer Fortschritt. Научно-технический прогресс. - 9 часов |
| 1 | | Какие известные и важные изобретения были сделаны немецкими учеными? Тренировка чтения с полным пониманием. | 1 |
| 2 | | Какие преимущества имеет научно-технический прогресс? Тренировка чтения с полным пониманием. | 1 |
| 3 | | Вчера и сегодня. Тренировка аудирования и говорения. | 1 |
| 4 | | Какое изобретения оказало наибольшее влияние на развитие общества? Тренировка чтения с полным пониманием. | 1 |
| 5 | | Как компьютер помогает осуществлять работу в офисе? Тренировка инфинитива страдательного залога с модальными глаголами. | 1 |
| 6 | | Какое влияние оказывает развитие генной инженерии на организм человека? Тренировка чтения, говорения. | 1 |
| 7 | | Преимущества и недостатки научно-технического прогресса. Тренировка говорения, чтения с пониманием основного содержания. | 1 |
| 8 | | Защита проектов «Российские и немецкие лауреаты Нобелевской премии» (постеры) | 1 |
| 9 | | Обобщающий урок «Научно-технический прогресс» | 1 |
Тема 6. Klimawandel und seine Folgen. Изменения климата и его последствия. - 13 часов |
| 1 | | Каковы причины изменения климата? Тренировка чтения с полным пониманием и передача содержания, описания фотографий. | 1 |
| 2 | | Причины и последствия изменения климата. тренировка аудирования, говорения. | 1 |
| 3 | | Что такое парниковый эффект? Тренировка употребления причастий Partizip I, II в качестве определений. | 1 |
| 4 | | Какую деятельность ведут природоохранные организации? Тренировка чтения с полным пониманием, аудирования, устной речи. | 1 |
| 5 | | Как можно охранять окружающую среду каждый день? Тренировка чтения с пониманием основного содержания, устной речи. | 1 |
| 6 | | Что я могу сделать для окружающей среды? Тренировка аудирования с пониманием основной информации и деталей, описания фотографий. | 1 |
| 7 | | Акции по защите окружающей среды в России. Тренировка чтения, устной речи. | 1 |
| 8 | | Контрольная работа. Письмо | 1 |
| 9 | | Тренинг ЕГЭ. Аудирование | 1 |
| 10 | | Тренинг ЕГЭ. Чтение | 1 |
| 11 | | Тренинг ЕГЭ. Письмо | 1 |
| 12 | | Тренинг ЕГЭ. Говорение | 1 |
| 13 | | Обобщающий урок «Изменения климата и его последствия» | 1 |
Тема 7. Deutschland damals und heute. Германия тогда и сейчас. - 10 часов |
| 1 | | Вторая мировая война. Тренировка чтения с полным пониманием, описания фотографий. | 1 |
| 2 | | Германия после войны. Тренировка чтения и аудирования с полным пониманием, описания фотографий. | 1 |
| 3 | | Тренировка придаточных предложения времени с nachdem, использование Plusquamperfekt в речи. | 1 |
| 4 | | Падение Берлинской стены. Употребление союзов wenn, als. | 1 |
| 5 | | Политическая система Германии. Тренировка чтения, аудирования с полным пониманием. | 1 |
| 6 | | Как молодежь Германии участвует в политической жизни? Тренировка чтения с полным пониманием, говорения. | 1 |
| 7 | | Известные немецкие предприятия. Тренировка чтения с пониманием основной информации и деталей, говорения. | 1 |
| 8 | | Известные немецкие предприятия. Тренировка монологической речи. | 1 |
| 9 | | Защита проектов «Политические системы Германии, Австрии, Швейцарии и России» | 1 |
| 10 | | Обобщающий урок «Германия тогда и сейчас» | 1 |
Тема 8. Digitale Medien. Цифровые средства информации. - 14 часов |
| 1 | | Какими электронными устройствами пользуются молодые люди в Германии и России? Тренировка аудирования с пониманием запрашиваемой информации, устной речи. | 1 |
| 2 | | Цифровые средства в повседневности. Тренировка аудирования и чтения с полным пониманием, описания графиков. | 1 |
| 3 | | С какой целью используют электронные ресурсы? Тренировка аудирования, употребления конструкции um … zu + Infinitiv, придаточных предложений цели с союзом damit, дополнительных с dass. | 1 |
| 4 | | Для чего используются приложения в смартфонах? Тренировка устной речи. | 1 |
| 5 | | Нужны ли компьютеры в школе? Тренировка чтения и аудирования с полным пониманием. | 1 |
| 6 | | Плюсы и минусы компьютеров. Дискуссия. | 1 |
| 7 | | Зависимость от Интернета. Тренировка чтения с полным пониманием, устной речи. | 1 |
| 8 | | Защита проектов «Какие возможности предоставляет Интернет для самостоятельного изучения иностранных языков?» | 1 |
| 9 | | Контрольная работа. Говорение. | 1 |
| 10 | | Тренинг ЕГЭ. Аудирование | 1 |
| 11 | | Тренинг ЕГЭ. Чтение | 1 |
| 12 | | Тренинг ЕГЭ. Письмо | 1 |
| 13 | | Тренинг ЕГЭ. Говорение | 1 |
| 14 | | Обобщающий урок «Цифровые средства информации» | 1 |
Тема 9. Freizeit sinnvoll gestalten. Свободное время с пользой. - 7 часов |
| 1 | | Чем занимаются молодые люди из Германии в свободное время? Тренировка аудирования с полным пониманием, чтения с пониманием запрашиваемой информации, устной речи. | 1 |
| 2 | | Проведение свободного времени. Тренировка аудирования с полным пониманием, чтения, диалога-обмена мнениями. | 1 |
| 3 | | Тренировка в употреблении в речи существительных, образованных от прилагательных или причастий методом конверсии. | 1 |
| 4 | | Способы проведения досуга. Тренировка чтения и аудирования с полным пониманием, устной речи. | 1 |
| 5 | | Экстремальные виды спорта. Тренировка чтения с полным пониманием, устной речи. | 1 |
| 6 | | Хобби юношей и девушек. Тренировка чтения с полным пониманием, диалога-расспроса, описания статистики. | 1 |
| 7 | | Итоговая контрольная работа | 1 |
Повторение – 9 часов |
| 1 | | Итоговый тренинг ЕГЭ. Аудирование | 1 |
| 2 | | Итоговый тренинг ЕГЭ. Лексика, грамматика. | 1 |
| 3 | | Итоговый тренинг ЕГЭ. Говорение | 7 |
100-105 | 4-9 | | Обобщающее повторение | |