СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса _______3
Содержание учебного предмета, курса___________________________5
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы_____________________________________12
Приложение
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 9 классе на основе:
Обязательного минимума содержания образования 2011г.;
примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом «Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык.5-9классы.» авторов И.Л. Бим, 2012год;
материалов УМК, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Бим И.Л., „Deutsch, Schritte 5“, 2009 год (Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательных учреждениях, а такжерабочей тетради и аудиодиска к учебнику Бим И.Л., „Deutsch, Schritte 5“, и дополнительных пособий: для учителя - «Книга для учителя» И.Л.Бим 2013г., Бим И. Л., Биболетова М. З., Бабушина Е. Е. и др.
Программа рассчитана: на 102 часа, в учебном плане МБОУ «Студенокской СОШ» на изучение иностранного языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
I. Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты
*воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального на-рода России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
*формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
*формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Предметные результаты:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
Диалогическая речь.Дальнейшее совершенствование диалогической' речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог -обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объем диалога-от 8 реплик.
Монологическая речь. Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объем монологического высказывания от 10-12 фраз.
аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио и видеотекстов,относящихся к разнымкоммуникативнымтипамречи (сообщение,рассказ.интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию. Время звучания текстов для аудирования- до 1 мин.;
чтении:
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.
-Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся данного возраста, имеет образовательную и воспитательную ценность, воздействует на эмоциональную сферу школьников.Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения 450-500 слов;
письменной речи:
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
-писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 60—80 слов, включая адрес);
-заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес)
2.Содержание учебного предмета, курса
Предметное содержание речи. Сферы общения и тематика (предметы речи, проблемы)
Предметное содержание речи 1. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристики человека; досуг и увлечения (спорт, музыка, дискотеки, кафе);. молодежная мода; покупки, карманные деньги 2. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка 3. Страна и страна/страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет) Речевые умения Говорение
Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации:
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность;
вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.
Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину.
Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога – обмена мнениями:
выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание);
выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.
Объем диалогов - не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.
При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.
Монологическая речь. Развитие монологической речи на средней ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
Объем монологического высказывания – до 15 фраз.
Аудирование
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие следующих умений:
прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текста – 1,5-2 минуты.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Умения чтения, подлежащие формированию:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
Объем текста – до 500 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров.
Умения чтения, подлежащие формированию:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа , выборочного перевода, использование страноведческого комментария);
оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
Объем текста - до 600 слов.
Чтение с выборочным понимание нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).
Успешное овладение немецким языком на допороговом уровне (соответствующем международному стандарту) предполагает развитие учебных и компенсаторных умений при обучении говорению, письму аудированию и чтению.
На средней ступени обучения у учащиеся развиваются такие специальные учебные умения как:
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации.
В основной школе также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений - умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.
Социокультурные знания и умения
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Они овладевают знаниями о:
значении немецкого языка в современном мире;
наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалиях при изучении учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности посещения гостей, сферы обслуживания);
социокультурном портрете стран ( говорящих на изучаемом языке) и культурном наследии стран изучаемого языка.;
речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
Графика и орфография
Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка. Соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема рецептивного и продуктивного словаря за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 900 лексическим еденицам, усвоенным ранее, добавляется около 300 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру немецкоязычных стран.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики и навыков овладения новыми словообразовательными средствами:
- суффиксамисуществительных: - e (die Sorge); -ler (der Sportler), -ie (die Autonomie)
- суффиксамиприлагательных: -sam (sparsam), - bar (wunderbar);
- префиксамисуществительныхиглаголов: vor- (das Vorbild, vorkommen); mit- (die Mitverantwortung, mitmachen)
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных во 2-8 или в 5-8 классах и овладение новыми грамматическими явлениями.
Всеми временными формами в Passiv (Perfekt, Plusquamperfekt и FuturumPassiv) рецептивно; местоименными наречиями (worüber? darüber, womit? damit);
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи всех типов простого предложения (систематизация);
предложений с инфинитивными группами: statt …zu, ohne … zu;
сложно-подчиненных предложений с
- придаточными времени с союзами wenn, als, nachdem;
- придаточными цели с союзом damit.
Распознавание структуры предложения по формальным признакам, а именно: по наличию придаточных предложений, по наличию инфинитивных оборотов: um … zu + Inf., statt … zu + Inf., ohne … zu + Inf.
Различение некоторых омонимичных явлений – предлогов, союзов (zu, als, wenn).
Навыки распознавания прямой и косвенной речи.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Наименование темы | Количество часов | Контрольные работы | Самостоятельные работы |
1. | Каникулы, пока! Повторительный курс. | 6 | | |
2. | Тема 1. Каникулы и книги. Они связаны друг с другом! | 20 | 1 | |
3. | Тема 2. Сегодняшняя молодёжь. Какие у неё проблемы? | 24 | 1 | |
4. | Тема 3. Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии? | 20 | | |
5. | Тема 4. Средства массовой информации. Действительно ли это четвёртая власть? | 25 | 2 | 1 |
6. | Повторение. | 7 | | |
| Итого: | 102 | 4 | 1 |
Приложение
Календарно –тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата проведения |
план | факт |
1. | Где и как немецкая молодёжь проводит каникулы? | | |
2. | Каникулы в Германии | | |
3. | Мои летние каникулы. | | |
4. | Система школьного образования в Германии | | |
5. | Система школьного образования в Германии | | |
6. | Домашнее чтение | | |
7. | Какие книги читают немецкие школьники во время летних каникул? | | |
8. | Для многих чтение – это хобби. Роль книги в жизни человека. | | |
9. | Творчество немецких писателей: Гейне, Шиллера и Гёте. | | |
10. | «Горький шоколад» М. Преслера | | |
11. | Повторение. Немецкая поэзия. | | |
12. | Комиксы, их смысл. | | |
13. | Немецкие каталоги детской и юношеской литературы как помощники в поисках нужной книги. | | |
14. | Знакомство с различными жанрами немецкой литературы. | | |
15. | Книги, которые я читаю. | | |
16. | Повторение. Книги, которые я читаю. | | |
17. | Анекдоты о Гёте, Гейне, Шиллере. | | |
18. | Зачем мы читаем книги? Придаточные цели. | | |
19. | О чтении на уроке немецкого языка. | | |
20. | «Последняя книга» М.Л. Кашница. | | |
21. | Контрольная работа. | | |
22. | О вкусах не спорят, поэтому мнения о книгах различны. | | |
23. | Интересные сведения из издательств. | | |
24. | Творчество Г.Гейне. | | |
25. | Домашнее чтение. | | |
26. | Молодёжные субкультуры. | | |
27. | О чём мечтают молодые люди? Что их волнует? | | |
28. | Стремление к индивидуальности. | | |
29. | Проблемы, с которыми в наши дни сталкивается молодёжь. | | |
30. | Проблемы, с которыми в наши дни сталкивается молодёжь. | | |
31. | Повторение темы «Насилие в школе». | | |
32. | Молодёжь в Германии. | | |
33. | Проблемы молодёжи – мои проблемы. | | |
34. | Насилие. | | |
35. | Насилие. | | |
36. | Телефон доверия для молодёжи в Германии. Аудирование. | | |
37. | Повторение. Мои проблемы. | | |
38. | Конфликты между детьми и родителями. | | |
39. | Конфликты между детьми и родителями. | | |
40. | Мечты наших детей. | | |
41. | Мечты наших детей. | | |
42. | Отцы и дети. | | |
43. | Современная немецкая юношеская литература. | | |
44. | Проблемы молодёжи. | | |
45. | Контрольная работа. | | |
46. | Домашнее чтение. | | |
47. | Проблемы молодёжи. | | |
48. | Повторение темы. | | |
49. | Система образования в Германии. Типы школ. | | |
50. | Двойственная система профессиональной подготовки в Германии. | | |
51. | Поиск рабочего места выпускниками школ. | | |
52. | Наиболее популярные профессии в Германии. | | |
53. | Как немецкие школы готовят к выбору профессии? | | |
54. | Крупнейшие индустриальные предприятия в Германии. | | |
55. | Планы школьников на будущее. | | |
56. | Планы школьников на будущее. | | |
57. | Сельскохозяйственные профессии. | | |
58. | Что важно при выборе профессии? | | |
59. | Повторение лексики и грамматики. | | |
60. | Мои планы на будущее. | | |
61. | Использование роботов в различных сферах деятельности. | | |
62. | Нелёгкий путь в мир взрослых. | | |
63. | Повторение по теме. | | |
64. | Кумиры молодёжи и их взаимодействие на выбор профессии. | | |
65. | Археолог Генрих Шлиманн и его мечта о Трое. | | |
66. | Моя будущая профессия. | | |
67. | Домашнее чтение. | | |
68. | СМИ: какие задачи стоят перед ними в обществе? | | |
69. | Газеты и журналы, которые издаются в Германии. | | |
70. | Как найти необходимую информацию в немецкой газете или журнале? | | |
71. | Повторение задач СМИ. | | |
72. | Телевидение как самое популярное средство массовой информации. | | |
73. | Телевидение: «за» и «против». | | |
74. | Компьютер и его место в жизни молодёжи. | | |
75. | Интернет как помощник в учёбе.Радио. | | |
76. | Контрольная работа. | | |
77. | Школьная газета – СМИ в школе. | | |
78. | Роль средств СМИ в нашей жизни. | | |
79. | Роль средств СМИ в нашей жизни. | | |
80. | Повторение. | | |
81. | Мнения различных людей о СМИ. | | |
82. | Мнения различных людей о СМИ. | | |
83. | Друзья по переписке. | | |
84. | Друзья по переписке. | | |
85. | Культура чтения в Германии и в России. | | |
86. | Культура чтения в Германии и в России. | | |
87. | «Когда мы вырастем». | | |
88. | Домашнее чтение. | | |
89. | «Когда мы вырастем». | | |
90. | Домашнее чтение. | | |
91. | Домашнее чтение. | | |
92. | Домашнее чтение. | | |
93. | Повторение по теме «Роль СМИ в нашей жизни» | | |
94. | Самостоятельная работа. | | |
95. | Контрольная работа. | | |
96. | Повторение по теме «Образование» | | |
97. | Тест №1 | | |
98. | Защита проекта «Реклама СМИ». | | |
99. | Тест №2 | | |
100. | Проект СМИ в нашем городе. | | |
101-102. | Итоговое повторение. | | |
15