Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Приложение к ООП СОО (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Немецкий язык»
10-11 класс
Срок реализации – 2 года
Составлена
учителем немецкого языка
Двойченковой С.В.
2021 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Ученик научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Ученик научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Коммуникативные умения
Говорение
Ученик на базовом уровне научится: вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы курса; выражать и аргументировать личную точку зрения; запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию; формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, курса, передавать основное содержание прочитанного/ увиденного/услышанного; давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию; резюмировать прослушанный/прочитанный текст; обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста.
Аудирование
Ученик на базовом уровне научится: понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; выборочно понимать запрашиваемую информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом.
Чтение
Ученик на базовом уровне научится: читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов.
Письмо
Ученик на базовом уровне научится: писать несложные связные тексты по изученной тематике; писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; письменно выражать свою точку зрения в рамках тем курса в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу.
Языковые навыки
Орфография и пунктуация
Ученик на базовом уровне научится: владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в содержание курса; расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: владеть орфографическими навыками; расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.
Фонетическая сторона речи
Ученик на базовом уровне научится: владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем курса; владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: произносить звуки немецкого языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента.
Лексическая сторона речи
Ученик на базовом уровне научится:
распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем курса;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
догадываться на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и по контексту о значении отдельных слов;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
узнавать и употреблять в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы, обслуживающие ситуации в рамках тем курса;
использовать фразовые глаголы на широкий спектр тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи;
узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы .
Грамматическая сторона речи
Ученик на базовом уровне научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;
употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах);
совершенствовать навыки распознавания и употребления в речи изученных в основной школе
продуктивно владеть грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно (Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv);
развивать навыки распознавания и употребления распространенных определений с Partizip I и Partizip II (der lesende Schűler; das gelesene Buch), а также форм Konjunktiv от глаголов haben, sein, werden, kőnnen, mőgen и сочетания wűrde + Infinitiv для выражения вежливой просьбы, желания;
систематизировать знания об управлении наиболее употребительных глаголов; об использовании после глаголов типа beginnen, vorhaben, сочетаний типа den Wunsch haben + смысловой глагол в Infinitiv с zu (Ich habe vor, eine Reise zu machen);
обобщать знания о склонении существительных и прилагательных, об образовании множественного числа существительных;
развивать навыки распознавания и употребления в речи указательных, относительных, неопределенных местоимений, а также прилагательных и наречий, их степеней сравнения;
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени;
употреблять в речи все формы страдательного залога;
употреблять распространенные определения с Partizip I и Partizip II;
Лексическая сторона речи
Ученик на базовом уровне научится:
- систематизировать лексические единицы, изученные ранее;
- овладеть лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета (80-90 лексических единиц)
- расширить потенциальный словарь за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
- развивать навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран, говорящих на немецком языке; навыков использования словарей.
Грамматическая сторона речи
Ученик на базовом уровне научится:
систематизировать знания о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, о типах придаточных предложений и вводящих их союзах и союзных словах, совершенствование навыков их распознавания и употребления;
владеть способами выражения косвенной речи, в том числе косвенным вопросом с союзом ob;
систематизировать все временные формы Passiv;
владеть конструкциями haben/sein zu + Infinitiv для выражения долженствования, возможности; систематизация знаний о разных способах выражения модальности;
систематизировать знания о функциональной значимости предлогов и совершенствовании навыков их употребления; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, связности (например, с помощью наречий zuerst, dann, naсhher, zuletzt)
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
употреблять в речи все временные формы Passiv (Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv);
использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях.
2. Предметное содержание учебного предмета, курса.
Повседневная жизнь. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Учёба в школе. Хобби. Планы на будущее.
Общение. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Любовь и дружба. Проблемы в дружеских отношениях. Семейные традиции. Переписка с друзьями. Официальный стиль общения.
Здоровье. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни.
Культура. Музыка. Музыкальные вкусы людей разного возраста. Изобразительное искусство. История возникновения музыки, танца, живописи, скульптуры, литературы. Современные немецкие музыкальные группы и исполнители. Великие немецкие и австрийские композиторы.
Современная молодёжь. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Обмен учениками. Школьные системы Германии и России. Русско-немецкий молодежный форум. Образовательные поездки.
Профессии. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Образование и профессии.
Страны изучаемого языка. Германия. Города Германии, их культурные достопримечательности. Родная страна, город. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Праздники и знаменательные даты в различных странах мира.
Повседневная жизнь. Учёба в школе. Домашние обязанности. Свободное время подростков в Германии и России. Хобби.
Культура. Из истории театра. Театры древней Греции, Рима, средневековый театр Германии. Театр Бертольта Брехта. История кино. Знаменитые актеры и режиссеры мирового кино. Развитие киноискусства в германии после Второй мировой войны.
Природа и экология. Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение климата и глобальное потепление. Знаменитые природные заповедники России и мира. История науки и техники. Научно-технический прогресс. Проблемы окружающей среды: глобальное потепление, природные катаклизмы, загрязнение воды и воздуха.
Профессии. Мир будущего. Современные профессии и требования к ним. Планы на будущее.
Иностранные языки. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Раздел 1 "Что мы знаем о Германии?" | 26 |
2. | Раздел 2. "Школьный обмен" | 22 |
3. | Раздел 3. "Дружба и любовь" | 25 |
4. | Раздел 4. "Искусство происходит от слова "Умение". | 29 |
11 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Повторение. | 3 |
2. | Раздел 1. «Повседневная жизнь молодежи в Германии и России» | 21 |
3. | Раздел 2. «Театр и киноискусство. Как они обогащают нашу жизнь?» | 24 |
4. | Радел 3. «Научно – технический прогресс. Что он нам принёс?» | 23 |
5. | Радел 4. «Мир будущего. Какие требования он нам ставит?» | 31 |