ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Рабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык. Немецкий язык» для 9 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Авторская рабочая программа «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы» М.М. Аверин и др. –М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Немецкий язык. Горизонты. Учебник для 9 класса ./М.Аверин, Ф. Джин и др.-М.: Просвещение, Cornelsen, 2018.
Книга для учителя. /М. М. Аверин и др. - М.: Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь к учебнику «Немецкий язык. 9 класс./М.Аверин, Ф. Джин и др.»-М.: Просвещение: Cornelsen, 2018.
Аудиокурс к учебнику немецкого языка «Немецкий язык. Горизонты. 9 класс. М.М.Аверин».
Количество часов по учебному плану:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планируемые результаты освоения курса немецкого языка в 9 классе
Личностные
Учащийся научится:
• личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;
• умению сотрудничать с взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций;
• работе с ориентацией на результат.
Учащийся получит возможность научиться:
• иметь представление об изучаемом иностранном языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
• уважению к культурным ценностям англоговорящих народов через знакомство с художественными произведениями, участие в проводимых праздниках;
• владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;развивать чувство прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детской художественной литературы.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
смысловому чтению текстов различных стилей и жанров, осознанно строить и понимать устное и письменное высказывание на немецком языке в доступных типичных речевых ситуациях с учетом коммуникативных потребностей и возрастных, речевых возможностей учащегося.
Учащийся получит возможность научиться:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных и условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Познавательные
Учащийся научится:
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планировать и регулировать свою деятельность.
Учашийся получит возможность научиться:
владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формировать и развивать экологическое мышление, применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Учащийся научится:
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно определять тему, планировать и выполнять учебный проект;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Предметные результаты
Говорение
Учащийся научится:
в условиях непосредственного общения в типичных ситуациях бытового, учебнотрудового и межкультурного общения вести элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос и диалог-побуждение, соблюдая элементарные нормы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах.
Учащийся получит возможность научиться:
делать устные монологические высказывания (объемом не менее пяти предложений), выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания и пользуясь основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом, характеристикой).
Аудирование
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Чтение
Учащийся научится:
выразительно читать вслух простые и небольшие по объему тексты, построенные преимущественно на знакомом языковом материале;
читать про себя с пониманием основного содержания короткие, простые тексты, имеющие ясную логическую структуру и соответствующие интересам и уровню подготовки учащихся;
читать про себя с извлекать полною информацию из текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале.
Письмо
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки):
Учащийся научится:
адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдать особенности интонации основных типов предложений.
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи изученных в курсе начальной школылексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Cоциокультурные знания, навыки, умения
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в англоязычных странах в сравнении с нормами, принятыми в родной стране; умение использовать социокультурные знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• представление о ценностях материальной и духовной культуры, которые широко известны и являются предметом национальной гордости в странах изучаемого языка и в родной стране (всемирно известных достопримечательностях, художественных произведениях, произведениях искусства, выдающихся людях и их вкладе в мировую науку и культуру);
• представление о сходстве и различиях в традициях, обычаях своей страны и англоязычных стран;
• представление об особенностях образа жизни зарубежных сверстников;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• умение ориентироваться в основных реалиях культуры англоязычных стран, знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, пословицы, поговорки);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• умение сопоставлять, находить сходства и отличия в культуре стран изучаемого языка и родной культуре;
• готовность и умение представлять родную культуру на английском языке, опровергать стереотипы о своей стране.
Компенсаторные умения - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере (владение познавательными учебными умениями):
• умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать / слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу / аналогии, использовать различные виды опор (вербальные, изобразительные, содержательные, смысловые и др.) при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
• осознание места и роли родного и иностранных языков в целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание иностранного языка как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках;
• представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей;
• стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств;
• уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
• эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей;
• стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения.
В эстетической сфере:
• представление об эстетических идеалах и ценностях;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе;
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей.
2. Содержание учебного предмета
В состав учебно-методического комплекта для 9 класса входят: 11 глав, страноведческий блок и немецко-русский
словарь:
Глава 1. Будущая профессия/ Beruf
Глава 2. Где мы живём?/Wohnen
Глава 3. Будущее/Zukunft
Глава 4. Еда/Essen
Глава 5. Выздоравливай!/Gute Besserung!
Глава 6. Моё место в политической жизни/Die Politik und ich
Глава 7. Планета Земля/Planet Erde
Глава 8. Что такое красота?/Schönheit
Глава 9. Получай удовольствие!/Spaß haben
Глава 10. Техника/Technik
Глава 11. Стена – граница – зелёный пояс/Mauer – Grenze – Grünes Band
*LANDESKUNDE|RU (Страноведение России для учащихся)
Последнее занятие по теме планируется для выполнения контрольных заданий, а также для обсуждения итогов
пройденной темы и повторения наиболее сложного материала.
В одной главе имеются задания на развитие всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, письма,
монологической и диалогической речи.
Грамматический материал отрабатывается прежде всего в заданиях. Здесь учащиеся получают не готовые
правила и упражнения к ним, а задания, выполнение которых возможно только при условии активного знакомства с той
или иной грамматической темой.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Использование проектной (исследовательской) деятельности | Количество к\р |
1 | Будущая профессия | 6 | 1 | 1 |
2 | Где мы живём? | 6 | | 1 |
3 | Будущее. | 6 | 1 | 1 |
4 | Еда. | 6 | 1 | 1 |
5 | Выздоравливай! | 6 | | 1 |
6 | Моё место в политической жизни | 7 | | 1 |
7 | Планета Земля | 6 | 1 | 1 |
8 | Что такое красота? | 6 | 1 | 1 |
9 | Получай удовольствие! | 6 | | 1 |
10 | Техника. | 6 | 1 | 1 |
11 | Стена – граница – зелёный пояс. | 7 | | 2 |
| | 68 | 6 | 12 |
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку в 9 классе ( 68 часов)
№/№ | Тематический блок, тема уроков | Количество часов | Дата проведения | Коррекция программы |
по плану | по факту |
Будущая профессия -6 часов |
1 | Описываем профессии | 1 | | | |
2 | Образование и профессия | 1 | | | |
3 | Придаточные определительные предложения | 1 | | | |
4 | Особенные профессии | 1 | | | |
5 | Твои сильные стороны | 1 | | | |
6 | Входной контроль. | 1 | | | |
Где мы живём? – 6 часов |
7 | Любимое место в доме | 1 | | | |
8 | Придаточные определительные предложения с вопросительными словами. | 1 | | | |
9 | Уборка квартиры. | 1 | | | |
10 | Поиск квартиры в Гамбурге. | 1 | | | |
11 | Архитектура Суздаля | 1 | | | |
12 | Контроль понимания содержания текста в формате ОГЭ | 1 | | | |
3. Будущее - 6 часов |
13 | Предсказания из прошлого | 1 | | | |
14 | Будущее время | 1 | | | |
15 | Контроль грамматических навыков | 1 | | | |
16 | Жизнь в городе сегодня | 1 | | | |
17 | Как будут выглядеть города в будущем. | 1 | | | |
18 | Проект «Наш город в 22 веке» | 1 | | | |
4. Еда - 6 часов |
19 | Еда. | 1 | | | |
20 | Что и когда ты ешь? | 1 | | | |
21 | Превосходная степень сравнения прилагательных и наречий | 1 | | | |
22 | В бистро. | 1 | | | |
23 | Стройная и прекрасная? | 1 | | | |
24 | Контроль навыков аудирования. | 1 | | | |
Выздоравливай! - 6 ч. |
25 | Запись к врачу. | 1 | | | |
26 | Возвратные местоимения в дательном падеже | 1 | | | |
27 | Марко заболел | 1 | | | |
28 | На приеме у врача | 1 | | | |
29 | Медикаменты | 1 | | | |
30 | Хороший совет стоит дорого. Контроль письма | 1 | | | |
6. Моё место в политической жизни - 7 часов |
31 | Просматриваем газеты | 1 | | | |
32 | Что произошло вчера | 1 | | | |
33 | Для чего я это делаю | 1 | | | |
34 | Политическое требование | 1 | | | |
35 | Избирательные права молодежи | 1 | | | |
36 | Проект. Германия, Австрия и Швейцария | 1 | | | |
37 | Контроль навыков чтения в формате ОГЭ | 1 | | | |
7. Планета Земля - 6 часов |
38 | Защита окружающей среды | 1 | | | |
39 | Почему окружающая среда загрязнена? | 1 | | | |
40 | Косвенный вопрос | 1 | | | |
41 | Переработка мусора | 1 | | | |
42 | Природа помогает человеку(Бионика) | 1 | | | |
43 | Контроль понимания прочитанного текста | 1 | | | |
8.Что такое красота- 6 часов |
44 | Идеал красоты | 1 | | | |
45 | Склонение прилагательных | 1 | | | |
46 | Быть красивым | 1 | | | |
47 | Покупаем одежду | 1 | | | |
48 | Конкурс красоты | 1 | | | |
49 | Написание эссе. Конкурс красоты. За и против. | 1 | | | |
9. Получай удовольствие! – 6 часов |
50 | Экстремальный спорт | 1 | | | |
51 | Косвенный вопрос без вопроси- тельного слова | 1 | | | |
52 | Экстрим: за и против | 1 | | | |
53 | Свободное время | 1 | | | |
54 | Что делаем в свободное время | 1 | | | |
55 | Интервью с одноклассниками | 1 | | | |
10. Техника - 6 часов |
56 | Современная техника. Роботы. | 1 | | | |
57 | Страдательный залог | 1 | | | |
58 | Новая модель школы | 1 | | | |
59 | Учеба без учителя? | 1 | | | |
60 | Глагол lassen. | 1 | | | |
61 | Контроль лексико-грамматических навыков | 1 | | | |
11. Стена – граница – зеленый пояс -7 часов |
62 | История Европы | 1 | | | |
63 | Предпрошедшее время | 1 | | | |
64 | Как история одной страны связана с другими? | 1 | | | |
65 | ПетрI - царь и реформатор. | 1 | | | |
66 | Проект: История и личности. | 1 | | | |
67- 68 | Итоговое тестирование в формате ОГЭ (аудирование, чтение, письмо, лексика и грамматика). Анализ контрольной работы. Подведение итогов. | 1 1 | | | |