СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по образовательной области «Музыка» для старшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по образовательной области «Музыка» для старшей группы»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Тидибский детский сад»

Шамильского района Республики Дагестан

Рассмотрена                                                                                                                                                          Утверждена

на заседании                                                                                                                                                        Заведующий

педагогического совета                                                                                                                                       __________    /    М.А.Магомедовна/

Протокол №______                                                                                                                                              Приказ №________

от «_____»__________  2019года                                                                                                                          от «_____»________  2019года

 

Рабочая программа

по образовательной области «Музыка»

для старшей группы

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой                                                                          

Выполнила: Кодохилова Сакинат Г.-Музыкальный руководитель МКДОУ

 

 

Пояснительная записка

Муниципальное казенное  образовательное  учреждение  «Тидибский детский сад» Шамильского района РД обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития личности ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 Настоящая программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой .

Программа разработана с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:

- восприятие;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- песенное творчество; 

      -игра на детских музыкальных инструментах;

     С точки зрения современного развития дошкольная образовательная программа соответствует Федеральным государственным требованиям. (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).

Цель рабочей программы:

Развитие музыкальности детей

Задачи рабочей программы:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству;

приобщение к музыкальной культуре народов, проживающих на территории РД

В соответствии с современными требованиями в рабочей программе предусмотрены две формы организации обучения:

  • совместная деятельность педагогов с детьми;

  • самостоятельная деятельность детей.

 Национально – региональная особенность осуществления образовательного процесса обеспечивается путем реализации:

  программы Л.В. Кузнецовой «Программа обучения ребенка – дошкольника» (Чебоксары, 2009.-367с.)

Содержание рабочей программы предусматривает интеграцию с другими областями: «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».

Для оценки динамики достижений детей два раза в год проводится мониторинг –  ______________________________________

Содержание рабочей программы

Раздел I. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Обязательная часть содержания образования

    Слушание

    Развитие у детей интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивости на нее.

    Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2-и 3-частного музыкального произведения, с построением песни.  

    Продолжение знакомства с композиторами.

    Воспитание культуры поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли).  

    Продолжение знакомства с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).  

    Развитие музыкальной памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

    Совершенствование навыка различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

    Пение

    Формирование певческих навыков, умения петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

    Развитие навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.

    Поощрение самостоятельности, творческого исполнения песен разного характера.

    Развитие песенного музыкального вкуса.

    Песенное творчество

    Развитие навыка импровизации мелодии на заданный текст, умения сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.  

   

Музыкально-ритмические движения

    Развитие чувства ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание; умения свободно ориентироваться в пространстве, выполнять проcтейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

    Формирование навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

    Знакомство с русским хороводом, пляской, а также с танцами народов Дагестана.

    Развитие навыков инсценирования песен; умения изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

    Танцевально-игровое творчество

    В танцевально-игровом творчестве развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

    Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

    Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Развитие умения исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

    Развитие творчества, самостоятельности.

Раздел II.  Формирование мотивационно-ценностного отношения к музыке народов, проживающих в Республике Дагестан

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса

    Слушание

    Развитие интереса к дагестанской музыке, формирование этно-слуха.

    Пение 

    Приобщение к самобытной вокализации родной речи в аварских песнях.

    Песенное творчество

    Развитие художественного воображения ребенка на творческо-практическом (интонирование) уровне его проявления.

    Музыкально-ритмические движения

    Совершенствование навыков исполнения гидатлинского хороводного шага «Кащ», передвижения с характерными движениями рук.

    Формирование навыков исполнения танцевальных движений с характерным передвижением ног.

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Развитие навыков ритмической оркестровки.

 

Планируемые промежуточные результаты

освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с ФГОС через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Образовательная область «Музыка»

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).

Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.


Календарно-тематический план

Тема недели

(месяца)

Тема и форма


Обязательная часть содержания образования

Содержание,

формируемое

участниками

образовательного

процесса

Интеграция с другими областями





Репертуар

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная

Деятельность

в режимных моментах







Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная

деятельность детей




Здравствуй, музыка  (1 неделя сентября)


Слушание

Пение

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

«Чему учат в школе» В. Шаинского

«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова

«Марш» Н. Богословского,«Под яблоней зеленой» русск. нар. мелодия,«Поскоки» англ. нар. мелодия.


«Ах, ты, береза»  русск. нар. мелодия.

«Песенка друзей» В. Герчик.

«Ищи игрушку»

русск. нар. мел. в обр.

В. Агафонникова

Развивать навыки внимательного слушания музыки, высказы

ваться по содержанию определять характер, пополнять словарный запас.

Разучить новую игру, воспитывать выдержку и терпение.


Самостоятельно

передавать игровые

действия

в соответствии

с изменениями

частей музыки


Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»



Формировать восприятие чувашской народной и композитор-ской музыки

Физическая культура.

Познание.

Коммуника-ция.

Социализа-ция.

Осень(2-я и 4-я недели сентября)


Слушание

Пение

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра


«Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. Н. Пассовой;

«тушок»сл.народные,»Осенние листья»сл.И.Токмаковой

«Осень»Е.Белова


«Листопад»

Т. Попатенко

«Сентябрь»сл.Владимир Степанов.

«Хасалихълъи»на аварск.сл.Расула Гамзатова.

«Вальс осенних листочков» И. Штрауса

Обучать бодрой ритмичной ходьбе в соответствии с характером музыки, соблюдая дистанцию, осваивать «дробный шаг».

Развивать художественное восприятие осенних пейзажей, понимать содержание художественных произведений.

Совершенствовать

легкие поскоки

с продвижением вперед.

Самостоятельно

передавать игровые

действия в соответствии

с изменениями

частей музыки.

Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»



Знакомить с образцами игровых народных песен.

Физическая культура.

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Я в мире

человек(1-я-2-я недели

октября)

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

«Под яблоней зеленой» русск. нар. мелодия, .

«Кто пасется на лугу»

«Листопад»

Т. Попатенко.

«Журавушка»

Е. Зарицкой.

«Урожайная» А. Филиппенко.

«Вальс осенних листочков» И. Штрауса


Учить двигаться в соответствии с различным характером музыки; уметь выполнять различные танцевальные движения

Учить слышать окончание муз. фраз в песнях, развивать чувство ритма, динамический слух,

Выразительно

передавать в пении

характер и настроение

песен

Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Формировать восприятие чувашской народной и композитор-ской музыки

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Физическая культура.

День

народного единства

(3-я неделя

октября —

1-я неделя ноября)

Мониторинг


Слушание

Пение

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

Заполнение персо нальных карт детей.

Песня «Мой Дагестан» Расула Г.

«Бабочка» Э. Грига

«Новая кукла» П.Чайковского

«Песенка про кузнечика» В. Шаинского

«Где был Иванушка?» р.н.п.

«Пружинки» р.н.м.«Полька» А. Жилинского«Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера«Пляска парами» лат. н.м.

«Платочек» укр. н. п. обр. Н. Метлова

Д.и. «Веселые дудочки»

«Скачут по дорожке» А.

Познакомить детей с картинами Левитана, Серова.  Развивать пластику, двигательную активность. Продолжать учить детей создавать объемную конструкцию из бумаги и картона.

Выразительно петь,

правильно передавая

мелодию песен. Петь с движениями по тексту

песни.

Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Знакомить с образцами игровых народных песен.

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Чтение художест-венной литературы

Новый год

(3-я неделя ноября — 4-я неделя

декабря)

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

Музыкальный ящик» Г. Свиридова

«Прощание с осенью»сл.С.Чер

нов.

«Мама любимая» сл.Расула Г.

«Как на тоненький ледок» р.н.м.»Будет горка во дворе»сл.Е.Авди

енко.

В лесу родилась ёлочка».

«Зима»сл.Н.Френкель. «Снежинки» О. Берта,

«Новогодняя песенка»сл.Ю.Энтина.

«Игра Д. Мороза со снежками» П. Чайковский«Пляска парами» лат. н.м.

«Медведь и заяц» В. Ребикова

«Игра Д. Мороза со снежками» П. Чайковский

Передавать в процессе разучивания песни ее веселый подвижный характер.

Совершенствовать творческие проявления

Закреплять представление детей о жанрах народной песни

Учить различать смену настроения в музыке, форму произведений

Активизировать

выразительное

исполнение знакомого музыкального материала.

Развивать способность к творчеству.

Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Формировать восприятие чувашской народной и композитор-ской музыки

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Физическая культура.

 Зима

(1-я-4-я недели

января)

 

Слушание

Пение 

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

 

«Смелый наездник » Р. Шумана

Повторение песен о зиме по выбору музыкального руководителя,

«Голубые санки» М. Иорданского

«Как на тоненький ледок» р.н.м.

«Пляска парами» лат. н.м.

«Медведь и заяц» В. Ребикова

«Игра Д. Мороза со снежками» П. Чайковский

Д.и. «Веселые дудочки»

«Лошадка» Н. Потоловского,»Воробушки»сл.А.Барто.

Различать смену частей музыки, передавать в движении ходьбу, бег, выбрасывание ног.

Познакомить с танцевальным жанром, учить различать трехчастную форму.

 

Закреплять навыки

исполнения хорошо

знакомого хоровода и танца.

 Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Знакомить с образцами игровых народных песен.

Физическая культура.

Коммуник-ация.

Познание.

День

защитника Отечества

 (1-я неделя

февраля —

1-я неделя марта)

 Слушание

Пение 

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

 «Мы бравые солдаты»

«Веселый музыкант»сл.Т.Волгиной.

«Новая кукла» П.Чайковского

«Песенка про кузнечика» В. Шаинского

«Где был Иванушка?» р.н.п.

«Пружинки» р.н.м.

«Полька» А. Жилинского «Пляска парами» лат. н.м.«Платочек» укр. н. п. обр. Н. Метлова

Д.и. «Веселые дудочки»

«Скачут по дорожке» А.

Закреплять представление детей о жанрах народной песни

Учить различать смену настроения в музыке, форму произведений

Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать вальс

Активизировать

выразительное исполнение знакомого музыкального материала.

  Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Познако-мить с вокальными произведе-

ниями чувашского народа, способство-вать развитию этно-слуха.

 

Чтение художест-венной литературы

Коммуник-ация.

Социализа-ция.

Познание.

 

Международный женский день(2-н-З-я недели марта)

Слушание

Пение 

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

 

«Материнские ласки» (из альбома «Бусинки» А. Гречанинова)

«Новая кукла», «Болезнь куклы» П.Чайковского

«Если добрый ты» Б. Савальева

«Улыбка» В. Шаинского

«Солнышко лучистое» Е. Тиличеева

«Полька» А. Жилинского

«Катилось яблоко» В. Агафонникова

Закреплять и совершенствовать навыки исполнения песен.

Учить слышать изобразительность в музыке, различать характер образа

 Активизировать

выразительное исполнение знакомого музыкального материала.

Выразительно петь,

правильно передавая

мелодию песен. Петь с движениями по тексту песни.   Развивать способность к творчеству.  

 Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Формировать восприятие чувашской народной и композитор-ской музыки

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Чтение художест-венной литературы

Народная культура и традиции

(1 -я-3-я недели

апреля)

 

Слушание

Пение 

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

  

Анне паха –нар. песня

Гьос – гьоб

Гидатлинский танец «Каш»

«Кукушечка» р.н.п. Обр. И. Арсеева

«Паучок» р.н.п.

«Ой, кулики! Весна поет!», «Жаворонушки прилетели!» р.н. заклички

«Эбел» на аварск. Сл.Гамзата Ц.

   

Учить определять характер музыки: веселый, шутливый, озорной

Учить начинать пение сразу после вступления; петь разнохарактерные произведения;

Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать вальс

Закреплять навыки

исполнения хорошо

знакомого хоровода и танца.

Развивать способность к творчеству.  

 Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

 Знакомить с образцами игровых народных песен.

 

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Чтение художест-венной литературы

Мониторинг

Заполнение персо нальных карт детей.







Весна

(3-4-я неделя апреля )

Слушание

Пение 

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

«Пастушок» С. Майкапара

«Кукушечка» р.н.п. Обр. И. Арсеева

«Паучок» р.н.п.

«Ой, кулики! Весна поет!», «Жаворонушки прилетели!» р.н. заклички

«Пружинки» р.н.м.

«Посеяли девки лен» р.н.м.

«Танец с платочками» р.н.м.

«Где был Иванушка?» р.н.п.

«Сорока-сорока» р.н. приб. Обр. Т. Попатенко

«Кап-кап-кап…» рум. н. п. обр. Т.Попатенко

«Ой, хмель мой, хмелек» р.н.п. обр. М. Раухвергера

«Лиса» р.н. прибаутка обр. В. Поповой

Закреплять представление детей о жанрах народной песни

Учить различать смену настроения в музыке, форму произведений

Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать вальс

Выразительно петь,

правильно передавая

мелодию песен. Петь с движениями по тексту песни.   Развивать способность к творчеству.  

Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Формировать восприятие чувашской народной и композитор-ской музыки

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Чтение художест-венной литературы

День Победы  1-я-2-я недели мая)

Слушание

Пение 

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

«Детские игры»

Ж. Бизе

«Кукушечка» р.н.п. Обр. И. Арсеева

«Паучок» р.н.п.

«Если добрый ты» Б. Савальева

«Улыбка» В. Шаинского

 «Полька» А. Жилинского

«Пляска парами» лат. н.м.

«Курочка и петушок» Г. Фрида

Д.и. «Эхо», «Качели»

«Угадай, на чем играю»

Закреплять представление детей о жанрах народной песни

Учить различать смену настроения в музыке, форму произведений

Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать

Выразительно петь,

правильно передавая

мелодию песен. Петь с движениями по тексту песни.   Развивать способность к творчеству.  

Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Развивать эстетическую восприимчивость на основе чувашской народной культуры.

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Чтение художест-венной литературы

Лето(3-я- 4-я недели мая)

Слушание

Пение 

Музыкально-ритмические упражнения

Музыкально-дидактическая игра

«Огородная хороводная» Б. Можжевелова

«Песенка про кузнечика» В. Шаинского

«Бегал заяц по болоту» В. Гечик

«Где был Иванушка?» р.н.п.

«Сорока-сорока» р.н. приб. Обр. Т. Попатенко

«Кап-кап-кап…» рум. н. п. обр. Т.Попатенко

Закреплять представление детей о жанрах народной песни

Учить различать смену настроения в музыке, форму произведений

Учить танцевать эмоционально, легко водить хоровод, сужать и расширять круг, плавно танцевать

Выразительно петь,

правильно передавая

мелодию песен. Петь с движениями по тексту песни.   Развивать способность к творчеству.  

Утренняя гимнастика

Музыкальное сопровождение утреннего гимнастического комплекса

Диск «На зарядку становись»

Формировать восприятие чувашской народной и композитор-ской музыки

Коммуник-ация.

Познание.

Социализа-ция.

Чтение художест-венной литературы

Совместная деятельность с семьей:  Консультации для родителей

  • Родительские собрания

  • Индивидуальные беседы

  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

  • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр)

  • Открытые музыкальные занятия для родителей

  • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Названия раздела учебного курса (предмета, дисциплины, образовательной области) или тематического блока

Учебно-наглядные пособия

Информационны

е и технические

средства обучения

Образовательная область «Музыка»

Программа «От рождения до школы» (Под. ред. Н.В.Вераксы

Диски с детскими песнями


Требования ФГОС

 Клипы, презентации

Список  использованной литературы

  1. Закон РФ «Об Образовании» от  10.07.1992 N 3266-1;

  2. СанПиН 2.4.1.2660-10;  Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10;

  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой

  4. Музыкальные занятия -разработки и тематическое планирование Вторая младшая группа.

  5. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. - сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.

  6. Журналы  «Музыкальный руководитель». Годы выпуска- 2008 – 2018г.журнал «Соколёнок ».

  7. Национально – региональная особенность осуществления образовательного процесса обеспечивается путем реализации:

  программы Л.В. Кузнецовой «Программа обучения ребенка – дошкольника»