Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 10 класса составлена на основе документов:
1) Федерального компонента государственного стандарта полного среднего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
2) Примерной программы полного среднего образования по обществознанию (профильный уровень), (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобразования науки России от 07.07.2005 № 03-1263)
3) Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы полного среднего образования, утвержденные приказом от 09.03.2004г., №1312;
4) Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 ( с последующими изменениями).
5) С учетом Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширинской средней школы №18, приказ № 294 от 31.08.2017г.,
6) Приказа МБОУ Ширинской СШ № 18 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2017-2018 учебный год», № 208 от 13.04.2017г.
Соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
Цели и задачи преподавания учебного предмета:
Целями курса являются:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных м гуманитарных наук.
Общая характеристика курса
Согласно государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает ,что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществоведения требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа предмета обществознание (профильный уровень) в соответствие с Учебным планом МБОУ Ширинской СШ № 18 рассчитана на 102 часа.
Предполагается тесная взаимосвязь со следующими предметами: историей, экономикой, правом, МХК, географией, литературой.
Особенности этнокультурного содержания
Этнокультурное содержание данной учебной дисциплины реализуется через включение материала в темы уроков:
Происхождение человека и становление общества
Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Типология обществ.
Цивилизация и культура.
Исторический процесс и его участники.
Сохранение и распространение духовных ценностей.
Власть и политика. Легитимность власти.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебной дисциплины
Обществознание 10 класс (102 часа)
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (14ч.) Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Общество и человек (24ч.) Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Деятельность как способ существования людей (14ч.) Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Сознание и познание (22ч.) Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Личность. Межличностные отношения (28ч.) Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Контроль уровня обучения
№ п/п | Форма контроля | Тема | Дата |
1 | Контрольная работа | Контрольная работа за 1 полугодие | 5 .12.2017 |
2 | Контрольная работа | Контрольная работа за 2 полугодие | 4 .05 2018 |
3 | Контрольная работа | Итоговая контрольная работа | 22.05.2018 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Результаты проверки должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связанны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения практических навыков, установления причинно-следственных связей и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании технологического процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязанный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка письменных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых заданий
Отметка «5»: выполнено правильно 86 – 100% работы.
Отметка «4»: выполнено правильно 71 – 85% работы.
Отметка «3»: выполнено правильно 50 – 70% работы.
Отметка «2»: выполнено менее 50% работы.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Источники информации и средства обучения
Учебно-методический комплект
Литература для учителя
Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. М., «Вако», 2009 г.
Календарно-тематическое планирование
Обществознание 10 класс (102 часа)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Форма контроля |
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (14ч.) |
1 | 5.09 | | Вводный урок. Наука и философия | |
2 | 5.09 | | Классификация социально-гуманитарных наук | |
3 | 8.09 | | Философия как наука | |
4 | 12.09 | | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | |
5 | 12.09 | | Философия и общественные науки Древнего мира | |
6 | 15.09 | | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | |
7 | 19.09 | | Философия Просвещения | |
8 | 19.09 | | Из истории русской философской мысли | |
9 | 22 09 | | Цивилизационный путь России | |
10 | 26. 09 | | Деятельность в социально-гуманитарной сфере | |
11 | 26.09 | | Профессиональный выбор | |
12 | 29.09 | | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | |
13 | 3.10 | | Повторение по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | |
14 | 3.10 | | Обобщающий урок по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | |
Общество и человек (24ч.) |
15-16 | 6 и 10. 10 | | Происхождение человека и становление общества | |
17-18 | 10 и 13. 10 | | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. | |
19-20 | 17 и 17. 10 | | Сущность человека как проблема философии. | |
21 | 20.10 | | Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. | |
22 | 24.10 | | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. | |
23 | 24.10 | | Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы | |
24 | 27.10 | | Типология обществ. | |
25 | 7.11 | | Цивилизационное развитие общества. | |
26 | 7 .11 | | Типология цивилизаций | |
27-28 | 10 и 14.11 | | Формации и цивилизации. | |
29 | 14.11 | | Цивилизация и культура. | |
30 | 17.11 | | Понятие культуры. | |
31 | 21.11 | | Исторический процесс и его участники. | |
32 | 21.11 | | Типы социальной динамики | |
33 | 24.11 | | Общественный прогресс. | |
34-35 | 28 и 28.11 | | Свобода и необходимость в человеческой деятельности | |
36 | 1 .12 | | Свобода и ответственность. Свобода выбора. | |
37 | 5.12 | | Обобщение по теме «Общество и человек» | |
38 | 5.12 | | Контрольная работа за 1 полугодие. | Контрольная работа |
Деятельность как способ существования людей (14ч.) |
39 | 8.12 | | Многообразие деятельности. | |
40 | 12.12 | | Потребности и интересы | |
41 | 12.12 | | Типология деятельности. | |
42 | 15.12 | | Природа творческой деятельности. | |
43 | 19.12 | | Деятельность в сфере духовной культуры. | |
44 | 19.12 | | Сохранение и распространение духовных ценностей. | |
45 | 22.12 | | Трудовая деятельность. | |
46 | 26.12 | | Социология труда | |
47 | 29.12 | | Социальное партнерство и перспективы его развития в России. | |
48 | 12.01 | | Политическая деятельность. | |
49 | 16.01 | | Власть и политика. Легитимность власти. | |
50 | 16 .01 | | Типология властных отношений. | |
51 | 19.01 | | Повторение по разделу «Деятельность как способ существования людей» | |
52 | 23.01 | | Обобщающий урок по разделу «Деятельность как способ существования людей» | |
Сознание и познание (22ч.) |
53 | 23.01 | | Онтология и теория познания. | |
54 | 26.01 | | Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. | |
55 | 30.01 | | Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. | |
56 | 30.01 | | Истина и ее критерии. | |
57 | 2.02 | | Понятие научной истины. | |
58 | 6.02 | | Относительность истины. Истина и заблуждение. | |
59 | 6.02 | | Виды и уровни человеческих знаний. | |
60 | 9.02 | | Мифологическое и рационально-логическое знание. | |
61 | 13.02 | | Жизненный опыт и здравый смысл. | |
62 | 13.02 | | Научное познание. | |
63 | 16.02 | | Основные особенности методологии научного мышления. | |
64 | 20.02 | | Дифференциация и интеграция научного знания. | |
65 | 20.02 | | Социальное познание, его особенности. | |
66 | 27.02 | | Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. | |
67 | 27.02 | | Знание и сознание. | |
68 | 2.03 | | Общественное и индивидуальное сознание. | |
69 | 6 .03 | | Теоретическое и обыденное сознание. | |
70 | 6 .03 | | Самопознание и самооценка. | |
71 | 9.03 | | Самосознание и его роль в развитии личности. | |
72 | 13.03 | | Трудности познания человеком самого себя. | |
73 | 13.03 | | Повторение по разделу «Сознание и познание» | |
74 | 16.03 | | Обобщающий урок по разделу «Сознание и познание» | |
Личность. Межличностные отношения (28ч.) |
75 | 20 .03 | | Индивид, индивидуальность, личность. | |
76 | 20.03 | | Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. | |
77 | 23.03 | | Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии | |
78 | 3.04 | | Становление личности. | |
79 | 3.04 | | Направленность личности. | |
80 | 6.04 | | Социальная установка. | |
81 | 10 .04 | | Ценностные ориентации, убеждения. | |
82 | 10 .04 | | Социальная принадлежность и социальная позиция. | |
83 | 13 .04 | | Социальное поведение. | |
84 | 17.04 | | Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. | |
85 | 17.04 | | Вербальное и невербальное общение. | |
86 | 20.04 | | Особенности общения в информационном обществе. | |
87 | 24.04 | | Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. | |
88 | 24.04 | | Общение в юношеском возрасте. | |
89 | 27.04 | | Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. | |
90 | 4.05 | | Контрольная работа за 2 полугодие | Контрольная работа |
91 | 8.05 | | Малые группы. Типология групп. Интеграция в группах разного уровня развития. | |
92 | 8.05 | | Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. | |
93 | 11.05 | | Стиль лидерства. Тендерное поведение | |
94 | 15.05 | | Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье | |
95 | 15.05 | | Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. | |
96-97 | 18 и 22.05 | | Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. | |
98,99 | 22.05 | | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа |
100 | 25.05 | | Повторение по курсу обществознания 10 класса | |
101 102 | 29 и 29.05. | | Повторение по курсу обществознания 10 класса | |
12