СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочач программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Содержит КТП на учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 10 класса составлена на основе документов:

1) Федерального компонента государственного стандарта полного среднего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089);

2) Примерной программы полного среднего образования по обществознанию (профильный уровень), (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобразования науки России от 07.07.2005 № 03-1263)

3) Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы полного среднего образования, утвержденные приказом от 09.03.2004г., №1312;

4) Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 ( с последующими изменениями).

5) С учетом Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширинской средней школы №18, приказ № 294 от 31.08.2017г.,

6) Приказа МБОУ Ширинской СШ № 18 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2017-2018 учебный год», № 208 от 13.04.2017г.

Соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта


Цели и задачи преподавания учебного предмета:

Целями курса являются:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных м гуманитарных наук.















Общая характеристика курса

Согласно государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает ,что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществоведения требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа предмета обществознание (профильный уровень) в соответствие с Учебным планом МБОУ Ширинской СШ № 18 рассчитана на 102 часа.

Предполагается тесная взаимосвязь со следующими предметами: историей, экономикой, правом, МХК, географией, литературой.


Особенности этнокультурного содержания

Этнокультурное содержание данной учебной дисциплины реализуется через включение материала в темы уроков:

  • Происхождение человека и становление общества

  • Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

  • Типология обществ.

  • Цивилизация и культура.

  • Исторический процесс и его участники.

  • Сохранение и распространение духовных ценностей.

  • Власть и политика. Легитимность власти.










Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



Содержание учебной дисциплины

Обществознание 10 класс (102 часа)

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (14ч.)  Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
      Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Общество и человек (24ч.) Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.  Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.  Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Деятельность как способ существования людей (14ч.) Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.  Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Сознание и познание (22ч.) Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Личность. Межличностные отношения (28ч.) Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.  Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.  Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.   Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.  Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.  Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.



Контроль уровня обучения


№ п/п

Форма контроля

Тема

Дата

1

Контрольная работа

Контрольная работа за 1 полугодие

5 .12.2017

2

Контрольная работа

Контрольная работа за 2 полугодие

4 .05 2018

3

Контрольная работа

Итоговая контрольная работа

22.05.2018














Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся


Результаты проверки должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связанны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения практических навыков, установления причинно-следственных связей и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании технологического процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязанный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Оценка письменных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых заданий

Отметка «5»: выполнено правильно 86 – 100% работы.

Отметка «4»: выполнено правильно 71 – 85% работы.

Отметка «3»: выполнено правильно 50 – 70% работы.

Отметка «2»: выполнено менее 50% работы.

Отметка «1»: работа не выполнена.








Источники информации и средства обучения

Учебно-методический комплект

  • Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2012;


Литература для учителя

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. М., «Вако», 2009 г.













































Календарно-тематическое планирование

Обществознание 10 класс (102 часа)

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Форма контроля

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (14ч.)  

1

5.09


Вводный урок. Наука и философия


2

5.09


Классификация социально-гуманитарных наук


3

8.09


Философия как наука


4

12.09


Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях


5

12.09


Философия и общественные науки Древнего мира


6

15.09


Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время


7

19.09


Философия Просвещения


8

19.09


Из истории русской философской мысли


9

22 09


Цивилизационный путь России


10

26. 09


Деятельность в социально-гуманитарной сфере


11

26.09


Профессиональный выбор


12

29.09


Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность


13

3.10


Повторение по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»


14

3.10


Обобщающий урок по разделу «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»


Общество и человек (24ч.)

15-16

6 и 10. 10


Происхождение человека и становление общества


17-18

10 и 13. 10


Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.


19-20

17 и 17. 10


Сущность человека как проблема философии.


21

20.10


Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.


22

24.10


Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.


23

24.10


Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы


24

27.10


Типология обществ.


25

7.11


Цивилизационное развитие общества.


26

7 .11


Типология цивилизаций


27-28

10 и 14.11


Формации и цивилизации.


29

14.11


Цивилизация и культура.


30

17.11


Понятие культуры.

31

21.11


Исторический процесс и его участники.


32

21.11


Типы социальной динамики


33

24.11


Общественный прогресс.


34-35

28 и 28.11


Свобода и необходимость в человеческой деятельности


36

1 .12


Свобода и ответственность. Свобода выбора.


37

5.12


Обобщение по теме «Общество и человек»


38

5.12


Контрольная работа за 1 полугодие.

Контрольная работа

Деятельность как способ существования людей (14ч.)

39

8.12


Многообразие деятельности.


40

12.12


Потребности и интересы

41

12.12


Типология деятельности.


42

15.12


Природа творческой деятельности.  


43

19.12


Деятельность в сфере духовной культуры.


44

19.12


Сохранение и распространение духовных ценностей.


45

22.12


Трудовая деятельность.

46

26.12


Социология труда


47

29.12


Социальное партнерство и перспективы его развития в России.


48

12.01


Политическая деятельность.


49

16.01


Власть и политика. Легитимность власти.


50

16 .01


Типология властных отношений.


51

19.01


Повторение по разделу «Деятельность как способ существования людей»


52

23.01


Обобщающий урок по разделу «Деятельность как способ существования людей»


Сознание и познание (22ч.) 

53

23.01


Онтология и теория познания.


54

26.01


Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме.


55

30.01


Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. 


56

30.01


Истина и ее критерии.


57

2.02


Понятие научной истины.


58

6.02


Относительность истины. Истина и заблуждение.


59

6.02


Виды и уровни человеческих знаний.


60

9.02


Мифологическое и рационально-логическое знание.


61

13.02


Жизненный опыт и здравый смысл. 

62

13.02


Научное познание.


63

16.02


Основные особенности методологии научного мышления.


64

20.02


Дифференциация и интеграция научного знания.


65

20.02


Социальное познание, его особенности.


66

27.02


Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.


67

27.02


Знание и сознание.


68

2.03


Общественное и индивидуальное сознание.


69

6 .03


Теоретическое и обыденное сознание. 


70

6 .03


Самопознание и самооценка.

71

9.03


Самосознание и его роль в развитии личности.


72

13.03


Трудности познания человеком самого себя.

73

13.03


Повторение по разделу «Сознание и познание»


74

16.03


Обобщающий урок по разделу «Сознание и познание»

Личность. Межличностные отношения (28ч.)

75

20 .03


Индивид, индивидуальность, личность.


76

20.03


Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. 


77

23.03


Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии


78

3.04


Становление личности.


79

3.04


Направленность личности.


80

6.04


Социальная установка.


81

10 .04


Ценностные ориентации, убеждения.

82

10 .04


Социальная принадлежность и социальная позиция.


83

13 .04


Социальное поведение.  


84

17.04


Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации.


85

17.04


Вербальное и невербальное общение.


86

20.04


Особенности общения в информационном обществе.


87

24.04


Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.


88

24.04


Общение в юношеском возрасте.


89

27.04


Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.


90

4.05


Контрольная работа за 2 полугодие

Контрольная работа

91

8.05


Малые группы. Типология групп. Интеграция в группах разного уровня развития.


92

8.05


Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.


93

11.05


Стиль лидерства.   Тендерное поведение


94

15.05


Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье

95

15.05


Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе.


96-97

18 и 22.05


Конфликт. Проблема межличностного конфликта.

Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.


98,99

22.05


Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

100

25.05


Повторение по курсу обществознания 10 класса


101 102

29 и 29.05.


Повторение по курсу обществознания 10 класса






12



Скачать

© 2018 1901 40

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!