Ростовская область Кашарский район с. Россошь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Россошанская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю».
Директор МБОУ Россошанской СОШ
_________/В.И.Сторчилов/
Приказ № 55 от 31.08.2018
«Об утверждении рабочих программ
по предметам на 2018-2019 учебный год»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
2018-2019 учебный год
Уровень общего образования, класс: основное общее образование 9 класс
количество часов: 34часа ,1 час в неделю
Учитель: Васильева Ольга Ивановна
Категория: первая квалификационная
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Обществознание», программы «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией академика РАО Л. Н. Боголюбова М. «Просвещение», 2016.
Учебник: 9 класс. Обществознание для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.Л.Лазебниковой .А. И Матвеева .М. Просвещение 2014.
В соответствии с учебным планом МБОУ Россошанской СОШ на 2018-2019 учебный год на изучение предмета отводится 1 час в неделю –34часа в год.
Раздел 1. Требования к уровню подготовки выпускников учебного предмета
« Обществознание»
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
определять ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями
Раздел 2. Содержание учебного предмета « Обществознание»
Тема 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат .Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в Р. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Раздел 3.Тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
№ | Тема раздела и урока | Количество часов | Дата План | Дата факт |
1 | Введение. Что изучает обществознание? | 1 | 04.09 | |
| Глава 1. Политика | 8 | | |
2 | Политика и власть | 1 | 11.09 | |
3 | Государство | 1 | 18.09 | |
4 | Политические режимы | 1 | 25.09 | |
5 | Правовое государство | 1 | 02.10 | |
6 | Гражданское общество и государство | 1 | 09.10 | |
7 | Участие в жизни гражданского общества | 1 | 16.10 | |
8 | Политические партии и движения | 1 | 23.10 | |
9 | Практикум по теме « Политика» | 1 | 06.11 | |
| Глава 2 . Право | 24 | | |
10 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | 13.11 | |
11 | Правоотношения и субъекты права | 1 | 20.11 | |
12 | Виды правонарушений | 1 | 27.11 | |
13 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | 04.12 | |
14 | Правоохранительные органы | 1 | 11.12 | |
15 | Контрольная работа по теме : «Правоотношения и субъекты права» | 1 | 18.12 | |
16 | Правоохранительные органы | 1 | 25.12 | |
17 | Конституция РФ | 1 | 15.01 | |
18 | Основы конституционного строя | 1 | 22.01 | |
19 | Основы конституционного строя | 1 | 29.01 | |
20 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | 05.02 | |
21 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | 12.02 | |
22 | Гражданские правоотношения | 1 | 19.02 | |
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | 26.02 | |
24 | Практикум по теме : «Право на труд» | 1 | 05.03 | |
25 | Семейные правоотношения | 1 | 12.03 | |
26 | Административные правонарушения | 1 | 19.03 | |
27 | Уголовно-правовые отношения | 1 | 02.04 | |
28 | Социальные права | 1 | 09.04 | |
29 | Практикум по теме: «Учимся читать правовой документ» | 1 | 16.04 | |
30 | Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | 23.04 | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | 30.04 | |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | 07.05 | |
33 | Контрольная работа по теме « Право» | 1 | 14.05 | |
34 | Итоговое обобщение по теме : « Роль права в жизни человека, общества и государства» | 1 | 21.05 | |
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора
Методического совета Сторчилова А.И.________________
МБОУ Россошанская СОШ
от « 30.08 » 2018 № 1 « 30.08 2018 »
___________( Сторчилова А.И. )
(Ф.И.О руководителя МС)