СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 7 класса»


Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено в соответствии с авторской программой, Л.Н. Боголюбова академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Н.И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л.Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А.И. Матвеева, кандидата педагогических наук.

Рабочая учебная программа по обществознанию в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2010г., программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 6 – 9 классы 2012г.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Для реализации программы используется учебник Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение.: 7класс. - М.: Просвещение, 2013, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение.: 7 класс».- М.: Просвещение; Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс, пособие для учителей/под редакцией Л. Ф. Ивановой, 2013.

Количество часов на год по программе - 32.

Количество часов в неделю 1, что соответствует школьному учебному плану.

Цели курса:

  • создание условий для социализации личности;

  • формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

  • формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

  • содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

  • развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов; развитие нравственной и правовой культуры;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;

  • создание условий для социализации личности;

  • формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, социальной культуры;

  • содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

  • развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • содействие формированию и самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов.

Рабочая программа подходит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предусматривает изучение учебного предмета в обеспеченной форме. В поурочных планах отражаются виды индивидуальных работ.

Общая характеристика учебного курса

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Данная программа продолжает линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах.

Второй этап (7 – 9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определятся с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

В процессе изучения данного курса у школьников формируются основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности. Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей. Цель курса – развить первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.

Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Основные виды проверки знаний – текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.Итоговый контроль проводиться по завершении главы или раздела.

Место предмета в учебном плане

Курс «Обществознание» для 7 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю; 32 часа за учебный год).

Основное содержание курса

Гл. 1. Регулирование поведения людей в обществе. 8 час.

Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Для чего нужна дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Виновен отвечай. Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Повторительно-обобщающий урок

Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

Знать/понимать:

- значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

- роль права в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;

Уметь:

- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- общей ориентации в общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Гл. 2. Человек в экономических отношениях. 12 час.

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Повторительно-обобщающий урок

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Знать/понимать:

- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

- роль экономики в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;

Уметь:

- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

Глава 3. Человек и природа. 6час.

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Знать/понимать:

- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

- роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение экологических норм;

Уметь:

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, основанные на житейском опыте;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Глава 4. Бюджетная грамотность. 8 часов

Карманные деньги: за и против. Зачем они и на что идут.

Бюджет моей семьи. Как он появляется и куда направляется

Бюджет государства и семьи. Что такое семейный бюджет, и бюджет государства.

Государственный бюджет Р. Ф. Кем и как утверждается бюджет. Как он возникает

Банковская система России. Центральный банк России. Коммерческие банки России.

Пенсионные программы. Пенсионный фонд. Страховая, накопительная часть пенсии

Повторительно-обобщающий урок

Итоговый урок

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов всего

В том числе уроков с применением ИКТ

1

Гл.ава 1. Регулирование поведения людей в обществе.

8


2

Гл.ава 2. Человек в экономических отношениях. 12 час.


10

4

3

Глава 3. Человек и природа. 6час.


6


4.

Глава 4. Бюджетная грамотность


8

3

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен

знать

  • основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

уметь

  • характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;

  • объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;

  • сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;

  • вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • для реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;

  • в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.

































Перечень учебно-методического обеспечения и материального обеспечения

1. Технические средства обучения.

Телевизор.

Магнитофон.

Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

2. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

3. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

4. Презентации на темы: Экономика и ее основные участники. Производство: затраты, выручка, прибыль. Обмен, торговля, реклама. Деньги и функции. Государственный бюджет Р. Ф. Банковская система России. Пенсионные программы.

5. Информационно-коммуникативные средства.

Диск к учебнику Боголюбова Л.Н.

6. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Список литературы

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М. «Просвещение», 1984

  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографичесике очерки. М. «Просвещение», 1990

  3. Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры . М. «Просвещение», 1981

  4. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. «Просвещение», 1994

  5. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М. «Просвещение», 1995

  6. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие . Брянск «Круг», 1998

  7. Д.Д. Данилов Всеобщая история 9 класс. – М.: Баласс 2010

  8. Д.Д. Данилов История России XX – начало XXI века. – М.: Баласс 2010

  9. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание. М. «Просвещение,1995

  10. Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры . М. «Просвещение», 1981

  11. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие . Брянск «Круг», 1998

  12. Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. М. «Просвещение», 1999

  13. Андреев А.Р. История государственной власти в России. М. «Просвещение», 1999 14.Бойцова В.И. Идея правового государства в трудах российских юристов // Правоведение . М. «Просвещение». 1991. №3

  14. .Графский В.Г. Право и мораль в истории// Государство и право. М.»Просвещение» , 1998. № 8

  15. Дёмин А.В. Нормативный договор как источник административного права. // Государство и право. М. «Просвещение», 1998. № 2

  16. Исаев И.А. История государства и права в России. М. «Просвещение». 1999

  17. Кашанина Т.В., Кашанин А,В, Основы права. М. «Просвещение», 2004

  18. Мушинский В.О. Правоведение. М. «Дрофа», 2005

  19. Салыгин Е.Н. Основы правоведения. М. «Дрофа», 2004

  20. Четверин В.А. Демократическое конституционное государство. М. «Дрофа», 1993

  21. Шеверин В,А, Размышление по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5

  22. Юдин Ю.А. Политичесике партии и право в современном государстве. М. «Дрофа», 1998

Интернет-ресурсы

1.http://19591957.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/10_klass_profil/29
2.http://konspekty.narod.ru/index-main.htm
3.http://esma1828.ucoz.ru/load/drevnij_vostok_egipet_mesopotamija_vostochnoe_sredizemnomore/1-1-0-329
4.http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
5.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
6.http://www.philosophy.ru/edu/vgu/001.htm
7.http://festival.1september.ru/articles/310310/
8.http://www.tophistory.ru/2010-06-27-19-20-23/2010-06-27-19-23-55
9.http://edu.of.ru/storozschool2/default.asp?ob_no=65291
10http://olehcka.ucoz.ru/publ/testy_obshhestvoznanie/10_klass/kontrolnaja_rabota_po_teme_socialnaja_sfera_1111.klass_po_uchebniku_bogoljubova_bazovyj_uroven/31-1-0-25
12.http://raduga-8klass.narod.ru/posle_urokov.html
13.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
14.http://www.twirpx.com/files/historic/russia/presentations





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!