СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию в 6 - 9 классах разработана в соответствии с ФГОС. Рабочая программа разработана на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (6-9 классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа по обществознанию предназначена для 6 - 9 классов основной школы. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану (140 часов), авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2010 г.) и реализует стандарты первого поколения

Рабочая программа разработана на основе Законов Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и авторских программ под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса, календарно-тематическое планирование, характеристику самостоя­тельных лабораторных и практических работ, выполняе­мых учащимися, требования к уровню подготовки учащихся, УМК по предмету.

Изучение обществознания (включая экономику и пра­во) в основной школе направлено на достижение следу­ющих целей:

развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11—15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического обра­за мышлений, способности к самоопределению и саморе­ализации;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по общест­вознанию представляет собой комплекс знаний, отражаю­щих основные объекты изучения: общество и его основ­ные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными со­держательными компонентами курса являются: социаль­ные навыки, умения, совокупность моральных норм и гу­манистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элемен­том содержания учебного предмета «Обществознание» яв­ляется опыт познавательной и практической деятельнос­ти, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной дея­тельности в учебном процессе и социальной практике.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образова­тельных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова­ния, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропе­девтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассмат­риваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяю­щийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого об­щественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о каче­ствах человека, проявляющихся во взаимодействии с ни­ми. Тема «Труд» включает необходимые азы экономичес­ких знаний в сочетании с показом общественного значе­ния труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нрав­ственным качествам человека, тесно связанным с важней­шими понятиями морали: добро как благо; доброта и бла­городство как качества человека; зло и способность чело­века противостоять ему.

Второй этап (7—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает про­цесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последователь­ность изучения учебного материала определяется с уче­том возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, позна­вательных возможностей учащихся.

В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).

Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уро­ков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли соци­альных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрываю­щие вопросы о необходимости соблюдения закона, о пра­вах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Тема «Человек и экономика» дает представление о та­ких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уде­лено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в об­ществе — создание материальных благ для удовлетворе­ния потребностей людей. При изучении экономических явлений «акцент делается на раскрытии способов рацио­нального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.

Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Че­ловек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости со­циализации личности. Тема вводит ученика в круг проб­лем современного общества и общественных отношений.

Следующая тема курса — «Сфера духовной культу­ры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность позна­комиться с функционированием в обществе системы об­разования, науки и религии.

Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об ос­новных экономических проявлениях (производство, об­мен, потребление) через раскрытие ключевых экономи­ческих понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнооб­разных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэко­номики — экономическим отношениям между отдельны­ми хозяйствующими субъектами (производители, потре­бители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в эко­номике, безработице, международной торговле.

Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социо­логические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управле­ние» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, дру­гая— отраслям права. Особое внимание уделено элемен­там конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по ис­тории характеризуются социальные изменения и их фор­мы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

На каждом из этапов реализуются межпредметные свя­зи с курсом «История» и другими учебными дисциплина­ми

Рабочая программа предусматривает формирование у учащих­ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на­правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля­ются

  • умение сознательно организовывать свою познава­тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти­ческим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнение познавательных и практических зада­ний, в том числе с использованием проектной деятельнос­ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас­считанных на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические зада­ния предполагают использование компьютерных техноло­гий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельнос­ти.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образова­ния или будущей профессиональной деятельности.

Так как в авторской программе на изучение курса в 6 классе отводится 34 часа в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. Так как предмет новый, необходимо выделить час на введение в обществознание – вводный урок. Также к 7 часам изучения раздела «Человек» добавлено 2 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение раздела «Семья». На раздел «Родина» добавлено 2ч. 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.

Так как в авторской программе на изучение курса в 7 классе отводится 3 часа в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. Первый час из резерва необходим для повторения материала за курс 6 класса. Так к 5 часам изучения раздела «Человек и другие люди» добавлено 2 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение сложного по содержанию раздела «Человек и экономика». 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.

В авторской программе на изучение курса в 8 классе отводится 34 часа в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. 2 часа из резерва необходим для повторения материала за курс 6-7 классов. Так к 3 часам изучения раздела «Личность и общество» добавлено 3 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение раздела «Сфера духовной культуры», 3 часа - к разделу «Социальная сфера». Такое увеличение времени обусловлено актуальностью тем 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.

Место предмета в учебном плане

Курс «Обществознание» для 6-9 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю; 34 часа за учебный год).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Технические средства обучения.

Телевизор.

Магнитофон.

Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

2. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

3. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


4. Презентации на темы: Человек родился. Человек — личность. Особый возраст: отрочество. Познай самого себя. Человек и его деятельность. Семья – ячейка общества. Делу время – потехе час. Профессия – ученик. Одноклассники, сверстники, друзья. Труд – основа жизни. Труд и творчество. Символика России. Гражданин – Отечества достойный сын. Человек славен добрыми делами. Что такое человечность.

5. Информационно-коммуникативные средства.

Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

6. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Список литературы

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М. «Просвещение», 1984

  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографичесике очерки. М. «Просвещение», 1990

  3. Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры . М. «Просвещение», 1981

  4. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. «Просвещение», 1994

  5. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М. «Просвещение», 1995

  6. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие . Брянск «Круг», 1998

  7. Д.Д. Данилов Всеобщая история 9 класс. – М.: Баласс 2010

  8. Д.Д. Данилов История России XX – начало XXI века. – М.: Баласс 2010

  9. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание. М. «Просвещение,1995

  10. Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры . М. «Просвещение», 1981

  11. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие . Брянск «Круг», 1998

  12. Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. М. «Просвещение», 1999

  13. Андреев А.Р. История государственной власти в России. М. «Просвещение», 1999 14.Бойцова В.И. Идея правового государства в трудах российских юристов // Правоведение . М. «Просвещение». 1991. №3

  14. .Графский В.Г. Право и мораль в истории// Государство и право. М.»Просвещение» , 1998. № 8

  15. Дёмин А.В. Нормативный договор как источник административного права. // Государство и право. М. «Просвещение», 1998. № 2

  16. Исаев И.А. История государства и права в России. М. «Просвещение». 1999

  17. Кашанина Т.В., Кашанин А,В, Основы права. М. «Просвещение», 2004

  18. Мушинский В.О. Правоведение. М. «Дрофа», 2005

  19. Салыгин Е.Н. Основы правоведения. М. «Дрофа», 2004

  20. Четверин В.А. Демократическое конституционное государство. М. «Дрофа», 1993

  21. Шеверин В,А, Размышление по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5

  22. Юдин Ю.А. Политичесике партии и право в современном государстве. М. «Дрофа», 1998



Ресурсы Интернета:

1. http://www.proshkolu.ru/

2. http://festival.1september.ru/

3. http://school-collection.edu.ru/catalog/

4. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

5. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

Интернет-ресурсы

1.http://19591957.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/10_klass_profil/29
2.http://konspekty.narod.ru/index-main.htm
3.http://esma1828.ucoz.ru/load/drevnij_vostok_egipet_mesopotamija_vostochnoe_sredizemnomore/1-1-0-329
4.http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
5.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
6.http://www.philosophy.ru/edu/vgu/001.htm
7.http://festival.1september.ru/articles/310310/
8.http://www.tophistory.ru/2010-06-27-19-20-23/2010-06-27-19-23-55
9.http://edu.of.ru/storozschool2/default.asp?ob_no=65291
10http://olehcka.ucoz.ru/publ/testy_obshhestvoznanie/10_klass/kontrolnaja_rabota_po_teme_socialnaja_sfera_1111.klass_po_uchebniku_bogoljubova_bazovyj_uroven/31-1-0-25
12.http://raduga-8klass.narod.ru/posle_urokov.html
13.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/
14.http://www.twirpx.com/files/historic/russia/presentations



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Регулятивные УДД:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УДД:

1) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

2)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УДД:

1) смысловое чтение

2) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Курс «Обществознание» для 6 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6–7 и 8–9 классы.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Рабочая программа подходит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предусматривает изучение учебного предмета в обеспеченной форме. В поурочных планах отражаются виды индивидуальных работ.

Основное содержание программы
6 класс (33 ч.)

Введение. (1час)

Глава 1. «Человек в социальном измерении» (12 ч.)

      Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
      Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
      Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
      Учимся общаться.
      Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
      Учимся узнавать и оценивать себя.
      Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
      Учимся правильно организовывать свои занятия.
      Что человек чувствует, о чем размышляет.
      Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
      Учимся размышлять.

Урок обобщения и контроля знаний

Глава 2. «Человек среди людей» (9 ч.)

      Межличностные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
      Человек в группе. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
      Учимся помогать вести семейное хозяйство.
      Общение. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Конфликты в межличностных отношениях

Урок обобщения и контроля знаний

Глава 3. «Нравственные основы жизни» (7 ч.)

     Человек славен добрыми делами . Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
     Буд смелым. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
      Учимся дружно жить в классе.


Глава 4. «Добродетели» (5 ч.)

      Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
      Учимся делать добро.
      Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
      Учимся быть терпимыми.
      Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.

      Урок обобщения и контроля знаний

Итоговый урок.

Основное содержание курса

7 класс (33 часа)

Гл. 1. Регулирование поведения людей в обществе. 8 час.

Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Для чего нужна дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Виновен отвечай. Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Повторительно-обобщающий урок

Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

Знать/понимать:

- значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

- роль права в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;

Уметь:

- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- общей ориентации в общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Гл. 2. Человек в экономических отношениях. 12 час.

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Повторительно-обобщающий урок

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Знать/понимать:

- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

- роль экономики в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;

Уметь:

- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений;

- отстаивать свою точку зрения;

Глава 3. Человек и природа. 7 час.

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Знать/понимать:

- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

- роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;

- содержание и значение экологических норм;

Уметь:

- выделять основную мысль в тексте учебника;

- приводить примеры, основанные на житейском опыте;

- отстаивать свою точку зрения;

- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Глава 4. Бюджетная грамотность. 6 часов

Карманные деньги: за и против. Зачем они и на что идут.

Бюджет моей семьи. Как он появляется и куда направляется

Бюджет государства и семьи. Что такое семейный бюджет, и бюджет государства.

Государственный бюджет Р. Ф. Кем и как утверждается бюджет. Как он возникает

Банковская система России. Центральный банк России. Коммерческие банки России.

Пенсионные программы. Пенсионный фонд. Страховая, накопительная часть пенсии

Итоговая контрольная работа

Итоговый урок



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 8 класс (35 часа)

Личность и общество (5 часов)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Сфера духовной культуры (7 часов)

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Повторительно-обобщающий урок

Социальная сфера (5 час)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.


Экономическая сфера (12 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Повторительно-обобщающий урок

Бюджетная грамматность ( 6 час)

Карманные деньги: за и против. Что такое деньги, и как их можно заработать

Бюджет моей семьи. Откуда он появляется и куда отправляется на нужды

Бюджет государства и семьи. Налоги – их поступление, и трата

Государственный бюджет Р. Ф. Как он формируется и кем исполняется

Банковская система России. Что такое банк, как он работает, и что в нем можно делать

Пенсионные программы. Что нужно для потдержания старости, и обеспечить жизнь.

Повторительно-обобщающий урок. Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела


Итоговый урок. Систематизировать и обобщить полученные знания.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 КЛАСС (34 часа)

Тема 1. Политика и социальное управление (8 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Повторительно -обобщающийся урок по § Политика и власть. Государство. Политический режим. Правовое государство. Гражданское общество. Участие граждан в политической жизни.

Тема 2. Право (18 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Повторительно -обобщающийся урок по темам - Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие правоотношения. Правоохранительные органы. Основы конституционного строя РФ. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Трудовые правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Повторительно -обобщающийся урок по темам - Семейные правоотношения. Административные правоотношения. Основные понятия и институты уголовного права. Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.


Глава III Бюджетная граматность (7 часов)

Карманные деньги: за и против. Бюджет моей семьи. Бюджет государства и семьи. Государственный бюджет Р. Ф. Банковская система России. Пенсионные программы. Повторительно -обобщающийся урок. Итоговый урок.



Учебный план 6 класса

Обществознание

Кол-во уроков

Кол-во контрольных

1

Введение

1


2

Человек в социальном измерении

12

1

3

Человек среди людей

9

1

4

Нравственные основы жизни

7

1

5

Добродетели.

5

1

6

Итого

33

4


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7 КЛАССА

Название раздела

Количество

уроков

Кол-во

контрольных


В том числе уроков с применением ИКТ

1

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.

8

1


2

Глава 2. Человек в экономических отношениях.


12

1

4

3

Глава 3. Человек и природа. 6час.


7

1


4.

Глава 4. Бюджетная грамотность


6

1

3



УЧЕБНЫЙ ПЛАН 8 КЛАССА


Название раздела

Количество

часов

Кол-во контрольных


В том числе уроков с применением ИКТ

1

Личность и общество

5

1

1

2

Сфера духовной жизни

7


4

3

Социальная сфера

5

1

5

4

Экономика

12

1

4

5

Бюджетная граматность

6

1

3



Учебный план 9 класса

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Кол-во контрольных

1

Политика

8

1

2

Право

18

1

3

Бюджетная грамотность

7

1

4

Итоговое повторение

1



Итого

34






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!