
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 –ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №и1312 ( ред. От 01.02.2012) « Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
4. Федеральной Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2012 г., созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
5. Авторской программы под редакцией Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2010.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Курс «Обществознание» для 9 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Обществознание» в 9 классе опирается на обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении обществознания в 6-8 классах, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География».
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование, элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;
- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырёх сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде выполнения тестовых заданий различных типов, решения задач.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание учебного курса по обществознанию:
РАЗДЕЛ I. Политическая сфера
Тема 1. Власть
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Тема 2. Государство
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.
Тема 3. Какие бывают государства
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.
Тема 4. Участие граждан в политической жизни
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движение в РФ. Участие партий в выборах.
РАЗДЕЛ II . Человека и его права
Тема 5 . Право
Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. Правовая культура личности. Понятие нормы права. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Иерархия норм права.
Тема 6. Закон и власть
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы России.
Тема 7.Право и имущественные отношения
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.
РАЗДЕЛ III. Духовная сфера общества
Тема 8. Что такое культура
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Культурной комплекс. Культурное наследие. Культурные универсалии.
Тема 9. Нормы и формы культуры
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Формы культуры.
Тема 10. Религия
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Тема 11. Искусство
Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства.
Тема 12. Образование
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества.
Тема 13. Наука
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Требования к результатам освоения учебного предмета.
Учащиеся должны знать:
Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;
Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;
Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;
Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);
Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;
Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;
Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;
Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.
Учащиеся должны уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Сводно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Политическая сфера | 13 |
2 | Человек и его права | 12 |
3 | Духовная сфера | 8 |
4 | Итоговое повторение | 2 |
| Всего часов | 35 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа: Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010 Допущено Министерством образования РФ.
Учебника: Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово», 2008
Рабочей тетради: Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 8 класс». М.: «Русское слово», 2013
Методические пособия и литература:
1. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко. 9 класс. / авт.-сост. Н.С.Кочетов. Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
2. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 9 класс. -2 изд. – М.: «Русское слово», 2010.
3. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 9 класс. – 4- изд. – М.: «Русское слово», 2013.
Календарно - тематическое планирование
по обществознанию для 9 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Основные виды деятельности | Дата по плану | Дата факт. |
Глава Ι. Политическая сфера |
1. | Власть. | 1 | Изучение нового материала | Власть: a) понятие, история возникновения и развития; б) формы и методы. Политическая власть: a) пирамида легитимности; б) разделение властей | Научатся анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, приходить к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других | Работа со схемой «Власть» | | |
2 | Государство. | 1 | Комбинированный урок | Государство – элемент политической системы общества. Причины возникновения государства. Признаки и функции государства. Суверенитет. | Научатся определять причины зарождения государства, функции и основные признаки государства; анализировать виды монополии государства. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения ; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное ; устанавливать причинно-следственные связи | Индивидуальный опрос. Работа с учебником. Составление схемы государство | | |
3 | Национально государственное устройство. | 1 | Комбинированный урок | Две тенденции в межнациональных отношениях. Централизованное государство. Общенациональное государство. Причины распада национальных государств | Научатся объяснять процесс создания централизованных государств, причины и особенности распада национальных государств. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Понятийный диктант, индивидуальный опрос. Работа с таблицами и схемами | | |
4-5 | Формы правления. | 2 | Комбинированный урок | Форма правления : понятие и виды. Монархия и республика – различные формы правления. Демократия, ее основные признаки | Научатся сравнивать две формы правления: республику и монархию; разъяснять сущность демократической формы правления; анализировать политическую систему государства. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке | Проверка творческих сообщений. Работа с текстом учебника. | | |
6 | Политические режимы. | 1 | Комбинированный урок | Политический режим: понятия, типы и формы политических режимов. Демократические и недемократические режимы. Политический режим Российской Федерации | Научатся объяснять особенности политических режимов ( аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России). Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации | Индивидуальный опрос, проверка письменной работы. Работа со схемой и материалом учебника. | | |
7-8 | Гражданское общество и правовое государство. | 2 | Применение знаний и умений | Понятия гражданского общества. Пути становления гражданского общества. Институт гражданства (вариант: гражданин и гражданство). Правовое государство и его основные признаки | Научатся объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство). Получат возможность научиться проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию | Тестирование. Составление схемы «Политические режимы» | | |
9 | Голосование, выборы и референдумы. | 1 | Комбинированный урок | Основные формы и участия граждан в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов. Референдум в общественной жизни страны | Научатся объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке | Фронтальный опрос. Работа с материалом учебника. | | |
10 | Политические партии. | 1 | Комбинированный урок | Политическая партия и ее основные признаки. Роль политических партий в обществе. Функции политических партий. Особенности содержания программ. Классификация политических партий | Научатся сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов – партий) Получат возможность и научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Понятийный диктант. Составление схемы «Политические партии». | | |
11 | Политическая жизнь современной России | 1 | Комбинированный урок | Политическая система современной России. Внутриполитические проблемы Росси и пути их решения: а) властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть; б) национальные отношения в России. Проблема сепаратизма; в) политическая культура (объективный и субъективный смысл) | Научатся называть формы правления, формы национально- государственного устройства; объяснять роль политики в жизни общества; характеризовать государства; приводить примеры участия граждан в политической жизни. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | тест | | |
12-13 | Политическая жизнь в нашей стране | 2 | Применение и совершенствование знаний | Общественно- политические движения на территории области. Политические организации, их программа, практическая деятельность и влияние на общественную жизнь. Участие населения в политической жизни края и страны | Научатся приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края; характеризовать политические организации своей области. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Выступления на конференции. | | |
14 | Повторительно- обобщающий урок по теме: «Политическая сфера общества» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Природа и формы проявления политической власти. Возникновение и функции государства. Формы правления, их типология и взаимопревращение. Политические партии и их роль в современной России. | Научатся определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Тестирование, работа с понятиями. | | |
Глава ΙΙ. Человек и его права. |
15 | Право | 1 | Урок- проблемная беседа | Право в системе социальных норм. Права и обязанности. Нормы права. Отрасли права. Правовая культура. | Научатся объяснять особый статус права в системе социальных норм; сравнивать нормы морали и нормы права. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других | Фронтальный опрос. Работа со схемой «Право», материалом учебника. | | |
16 | Гражданство | 1 | Урок - изучения нового материала | Власть и закон: история отношений. Система высших органов государственной власти Российской Федерации. Принципы разделения властей | Научаться давать оценку изученных политико-правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять сущность разделения властей. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке | Понятийный диктант, проверка письменной работы. Работа с дополнительной литературой | | |
17-18 | Конституция России | 2 | Урок - лабораторная работа. | Конституция: а) понятие, структура; б) первые конституции и их значение. Правовой статус человека и гражданина России. Проблема прав человека в России | Научатся объяснять особенности правового статуса гражданина России; анализировать проблемы прав человека в России. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Работа с текстом конституции РФ. Тестирование. | | |
19 | Право и имущественные отношения | 1 | Урок - проблемная беседа. | Правовая регуляция имущественных отношений а) субъекты и объекты гражданского права собственности; в) сделки и договоры | Научатся называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; характеризовать институт права собственности. Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации | Фронтальный опрос. Решение ситуативных задач. | | |
20 | Потребитель и его права | 1 | Изучение нового материала, решение ситуаций. | Права потребителя в Российской Федерации | Научатся приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. Получат возможность научиться проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию | Индивидуальный опрос. Работа с текстом учебника. | | |
21 | Труд и право. | 1 | Комбинированный урок | Предмет трудового права. Трудовой договор (контракт): заключение и прекращение. Особенности трудовых отношений в области. Труд несовершеннолетних, охрана труда несовершеннолетних. | Научатся характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке | Понятийный диктант, практическое задание. Работа с текстом ТК РФ и Конституции РФ | | |
22 | Право, семья, ребенок. | 1 | Применение и совершенствование знаний | Семейное право – отрасль, регулирующая брачно-семейные отношения. Семья, жизненный цикл семьи. Заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей | Научатся давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; приводить примеры правового регулирования в семейных отношений. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач. | | |
23 | Преступление. | 1 | Комбинированный урок | Преступление и его состав. Признаки, формы вины. Основные виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Особенности наказания несоршеннолетних. Правоохранительные органы области. | Научатся анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением, давать оценку изученным правовым явлениям. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения ; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное ; устанавливать причинно-следственные связи | Индивидуальный опрос. Работа с основными понятиями урока. | | |
24 | Правовая и социальная защита несовершеннолетних | 1 | Комбинированный урок | Правовая база по защите прав ребенка в области. Современное состояние правовой и социальной защиты детства в крае. Деятельность государственных и общественных организаций, осуществляющих правовую и социальную защиту несовершеннолетних в регионе | Научатся определять, чем отличаются межличностные отношения от отношений с малознакомыми людьми, какова взаимосвязь между принятием себя и принятием воли других людей. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке | Работа с основными понятиями урока. Решение ситуативных задач. | | |
25 | Местное самоуправление | 1 | Комбинированный урок | Законодательство России. Области и города о местном самоуправлении. Система органов местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни | Научатся сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства; характеризовать систему органов местного самоуправления. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Работа с основными понятиями урока. Работа с текстом Конституции РФ. | | |
26 | Обобщающий урок по теме: «Человек и его права» | 1 | Применение и совершенствования знаний | Правовая система. Право в современной России. | Научатся сопоставлять федеральные и региональные законы; реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Работа с понятиями, практические задания. | | |
Глава ΙΙΙ. Духовная сфера. |
27 | Что такое культура | 1 | Изучение нового материала | Культура: многозначность понятия. Что такое культурный комплекс? Культурное наследие | Научатся характеризовать жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других | Фронтальная беседа. Работа с дополнительным текстом. | | |
28 | Культурные нормы. | 1 | Урок – проблемная беседа | Понятие культурной норма. Виды культурных норм. Мораль, ее основные ценности, моральный выбор. Санкции в обществе | Научатся анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других | Индивидуальный опрос. Составление схемы «Культурные нормы» | | |
29 | Формы культуры. | 1 | Комбинированный урок | Элитарная, народная, массовая культура; их взаимосвязь и взаимопроникновение. Субкультура. Молодежная культура . Контркультура. | Научатся анализировать формы культуры, высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры. Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке | Проверка творческого задания. Работа с дополнительным материалом. | | |
30 | Религия
| 1 | Комбинированный урок | Религия: многоплановость понятия. Виды религий. Архаичные и мировые религии. Свобода совести и вероисповедания в России | Научатся определять виды религий; характеризовать мировые религии. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Проверка творческого задания. Работа с дополнительным материалом. | | |
31 | Искусство | 1 | Применение и совершенствование знаний | Что такое искусство? Объекты и субъекты художественной литературы и искусства. Функции художественной культуры и искусства. Влияние искусства на современное общество. | Научатся пояснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают. Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание | Проверка творческого задания. Работа с дополнительным материалом. | | |
32 | Образование | 1 | Урок – проблемная беседа. | Образование важнейший институт общества. История образования. Образование в современной России: а) структура современного образования ; б) Права и обязанности участников учебного процесса | Научатся разъяснять: эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; особенности правового статуса ученика современной школы. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других | Фронтальный опрос. Работа с материалом учебника и доп. литературой. | | |
33 | Наука | 1 | Изучение нового материала | Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности. Функции науки. Классификация наук. Особенности современной науки ее структура | Научатся определять, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других | Индивидуальный опрос, решения ситуативных задач. Работа с материалом учебника | | |
34-35 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Культура как многоуровневое явление. Нормы и формы культуры. Духовная жизнь человека. Культура современной России | Научатся сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России; систематизировать и обобщать материал по теме «Духовная сфера общества» Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке | Проверка творческих заданий. Тестирование, работа с основными понятиями | | |
1