СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса общеобразовательной школы разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию авторской программы Кравченко А.И., рекомендованной Министерством образования РФ

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 9 класса»



Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 –ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №и1312 ( ред. От 01.02.2012) « Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

3. Федерального компонента государственного стандарта  общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

4. Федеральной Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2012 г., созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандар­та.

5. Авторской программы под редакцией Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2010.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»


Курс «Обществознание» для 9 класса органически вхо­дит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

 овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.


Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

 содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

 формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

 воспитание гражданственности и любви к Родине;

 создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

 выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

 помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий.

Описание места учебного предмета в учебном плане.


Курс «Обществознание» в 9 классе опирается на обществоведческие знания, полученные уча­щимися при изучении обществознания в 6-8 классах, межпредметные связи, в основе которых обраще­ние к таким учебным предметам, как «История», «Литерату­ра», «География».

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

- использование, элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

- знакомство учащихся на базе полученных ранее историче­ских представлений с сущностью общества, его происхождени­ем и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными про­явлениями четырёх сфер общественной жизни: экономиче­ской, социальной, политико-правовой и духовной;

- показ места ребенка в современном обществе, его взаимо­отношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Формы итоговой аттестации: контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде выполнения тестовых заданий различных типов, решения задач.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.







Содержание учебного курса по обществознанию:

РАЗДЕЛ I. Политическая сфера

Тема 1. Власть

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Тема 2. Государство

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.

Тема 3. Какие бывают государства

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.

Тема 4. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движение в РФ. Участие партий в выборах.

РАЗДЕЛ II . Человека и его права

Тема 5 . Право

Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. Правовая культура личности. Понятие нормы права. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Иерархия норм права.

Тема 6. Закон и власть

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы России.

Тема 7.Право и имущественные отношения

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.

РАЗДЕЛ III. Духовная сфера общества

Тема 8. Что такое культура

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Культурной комплекс. Культурное наследие. Культурные универсалии.

Тема 9. Нормы и формы культуры

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Формы культуры.

Тема 10. Религия

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.

Тема 11. Искусство

Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства.

Тема 12. Образование

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества.

Тема 13. Наука

Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.



Требования к результатам освоения учебного предмета.


Учащиеся должны знать:

  • Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

  • Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

  • Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

  • Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

  • Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

  • Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

  • Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

  • Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Сводно-тематический план


Тема

Всего часов


1

Политическая сфера

13

2

Человек и его права

12

3

Духовная сфера

8

4

Итоговое повторение

2


Всего часов

35


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа: Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010 Допущено Министерством образования РФ.

Учебника: Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово», 2008

Рабочей тетради: Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 8 класс». М.: «Русское слово», 2013

Методические пособия и литература:


1. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко. 9 класс. / авт.-сост. Н.С.Кочетов. Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

2. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 9 класс. -2 изд. – М.: «Русское слово», 2010.

3. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 9 класс. – 4- изд. – М.: «Русское слово», 2013.

Календарно - тематическое планирование


по обществознанию для 9 класса

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Основные виды деятельности

Дата по плану

Дата факт.

Глава Ι. Политическая сфера



1.

Власть.

1

Изучение нового материала

Власть: a) понятие, история возникновения и развития;
б) формы и методы.
Политическая власть: a) пирамида легитимности; б) разделение властей

Научатся анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.
Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, приходить к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других

Работа со схемой «Власть»



2

Государство.

1

Комбинированный урок

Государство – элемент политической системы общества. Причины возникновения государства. Признаки и функции государства. Суверенитет.

Научатся определять причины зарождения государства, функции и основные признаки государства; анализировать виды монополии государства.
Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения ; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное ; устанавливать причинно-следственные связи

Индивидуальный опрос. Работа с учебником. Составление схемы государство



3

Национально государственное устройство.

1

Комбинированный урок

Две тенденции в межнациональных отношениях. Централизованное государство. Общенациональное государство. Причины распада национальных государств

Научатся объяснять процесс создания централизованных государств, причины и особенности распада национальных государств.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Понятийный диктант, индивидуальный опрос. Работа с таблицами и схемами



4-5

Формы правления.

2

Комбинированный урок

Форма правления : понятие и виды. Монархия и республика – различные формы правления. Демократия, ее основные признаки

Научатся сравнивать две формы правления: республику и монархию; разъяснять сущность демократической формы правления; анализировать политическую систему государства.
Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Проверка творческих сообщений. Работа с текстом учебника.



6

Политические режимы.

1

Комбинированный урок

Политический режим: понятия, типы и формы политических режимов. Демократические и недемократические режимы. Политический режим Российской Федерации

Научатся объяснять особенности политических режимов ( аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России).
Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации

Индивидуальный опрос, проверка письменной работы. Работа со схемой и материалом учебника.



7-8

Гражданское общество и правовое государство.

2

Применение знаний и умений

Понятия гражданского общества. Пути становления гражданского общества. Институт гражданства (вариант: гражданин и гражданство). Правовое государство и его основные признаки

Научатся объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство).
Получат возможность научиться проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию

Тестирование. Составление схемы «Политические режимы»



9

Голосование, выборы и референдумы.

1

Комбинированный урок

Основные формы и участия граждан в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов. Референдум в общественной жизни страны

Научатся объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.
Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Фронтальный опрос. Работа с материалом учебника.



10

Политические партии.

1

Комбинированный урок

Политическая партия и ее основные признаки. Роль политических партий в обществе. Функции политических партий. Особенности содержания программ. Классификация политических партий

Научатся сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов – партий)
Получат возможность и научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Понятийный диктант. Составление схемы «Политические партии».



11

Политическая жизнь современной России

1

Комбинированный урок

Политическая система современной России. Внутриполитические проблемы Росси и пути их решения: а) властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть; б) национальные отношения в России. Проблема сепаратизма; в) политическая культура (объективный и субъективный смысл)

Научатся называть формы правления, формы национально- государственного устройства; объяснять роль политики в жизни общества; характеризовать государства; приводить примеры участия граждан в политической жизни.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

тест



12-13

Политическая жизнь в нашей стране

2

Применение и совершенствование знаний

Общественно- политические движения на территории области. Политические организации, их программа, практическая деятельность и влияние на общественную жизнь. Участие населения в политической жизни края и страны

Научатся приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края; характеризовать политические организации своей области.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Выступления на конференции.



14

Повторительно- обобщающий урок по теме:


«Политическая сфера общества»


1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Природа и формы проявления политической власти. Возникновение и функции государства. Формы правления, их типология и взаимопревращение. Политические партии и их роль в современной России.

Научатся определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять творческие задания.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Тестирование, работа с понятиями.



Глава ΙΙ. Человек и его права.



15

Право

1

Урок- проблемная беседа

Право в системе социальных норм. Права и обязанности. Нормы права. Отрасли права. Правовая культура.

Научатся объяснять особый статус права в системе социальных норм; сравнивать нормы морали и нормы права.
Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других


Фронтальный опрос. Работа со схемой «Право»,

материалом учебника.



16

Гражданство

1

Урок - изучения нового материала

Власть и закон: история отношений. Система высших органов государственной власти Российской Федерации. Принципы разделения властей

Научаться давать оценку изученных политико-правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять сущность разделения властей.
Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Понятийный диктант, проверка письменной работы. Работа с дополнительной литературой



17-18

Конституция России

2

Урок - лабораторная работа.

Конституция: а) понятие, структура; б) первые конституции и их значение. Правовой статус человека и гражданина России. Проблема прав человека в России

Научатся объяснять особенности правового статуса гражданина России; анализировать проблемы прав человека в России.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Работа с текстом конституции РФ. Тестирование.



19

Право и имущественные отношения

1

Урок - проблемная беседа.

Правовая регуляция имущественных отношений а) субъекты и объекты гражданского права собственности; в) сделки и договоры

Научатся называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; характеризовать институт права собственности.
Получат возможность научиться формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации

Фронтальный опрос. Решение ситуативных задач.



20

Потребитель и его права

1

Изучение нового материала, решение ситуаций.


Права потребителя в Российской Федерации

Научатся приводить примеры прав потребителя и способов их защиты.
Получат возможность научиться проявлять эмпатию – понимание чувств других; осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться таблицами; высказываться в устной и письменной форме; допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию

Индивидуальный опрос. Работа с текстом учебника.



21

Труд и право.

1

Комбинированный урок

Предмет трудового права. Трудовой договор (контракт): заключение и прекращение. Особенности трудовых отношений в области. Труд несовершеннолетних, охрана труда несовершеннолетних.

Научатся характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.
Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Понятийный диктант, практическое задание. Работа с текстом ТК РФ и Конституции РФ



22

Право, семья, ребенок.

1

Применение и совершенствование знаний

Семейное право – отрасль, регулирующая брачно-семейные отношения. Семья, жизненный цикл семьи. Заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей

Научатся давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; приводить примеры правового регулирования в семейных отношений.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач.



23

Преступление.

1

Комбинированный урок

Преступление и его состав. Признаки, формы вины. Основные виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Особенности наказания несоршеннолетних. Правоохранительные органы области.

Научатся анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением, давать оценку изученным правовым явлениям.
Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения ; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать объекты, выделять главное ; устанавливать причинно-следственные связи

Индивидуальный опрос. Работа с основными понятиями урока.



24

Правовая и социальная защита несовершеннолетних

1

Комбинированный урок

Правовая база по защите прав ребенка в области. Современное состояние правовой и социальной защиты детства в крае. Деятельность государственных и общественных организаций, осуществляющих правовую и социальную защиту несовершеннолетних в регионе

Научатся определять, чем отличаются межличностные отношения от отношений с малознакомыми людьми, какова взаимосвязь между принятием себя и принятием воли других людей.
Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Работа с основными понятиями урока. Решение ситуативных задач.



25

Местное самоуправление



1

Комбинированный урок

Законодательство России. Области и города о местном самоуправлении. Система органов местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни

Научатся сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства; характеризовать систему органов местного самоуправления.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Работа с основными понятиями урока.

Работа с текстом Конституции РФ.



26

Обобщающий урок по теме:


«Человек и его права»


1

Применение и совершенствования знаний

Правовая система. Право в современной России.

Научатся сопоставлять федеральные и региональные законы; реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Работа с понятиями, практические задания.



Глава ΙΙΙ. Духовная сфера.


27


Что такое

культура

1

Изучение нового материала

Культура: многозначность понятия. Что такое культурный комплекс? Культурное наследие

Научатся характеризовать жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.
Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других

Фронтальная беседа. Работа с дополнительным текстом.



28

Культурные нормы.

1

Урок – проблемная беседа

Понятие культурной норма. Виды культурных норм. Мораль, ее основные ценности, моральный выбор. Санкции в обществе

Научатся анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов.
Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других

Индивидуальный опрос. Составление схемы «Культурные нормы»



29

Формы культуры.


1

Комбинированный урок

Элитарная, народная, массовая культура; их взаимосвязь и взаимопроникновение. Субкультура. Молодежная культура . Контркультура.

Научатся анализировать формы культуры, высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры.
Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Проверка творческого задания. Работа с дополнительным материалом.



30

Религия

1

Комбинированный урок

Религия: многоплановость понятия. Виды религий. Архаичные и мировые религии. Свобода совести и вероисповедания в России

Научатся определять виды религий; характеризовать мировые религии.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Проверка творческого задания. Работа с дополнительным материалом.



31

Искусство

1

Применение и совершенствование знаний

Что такое искусство? Объекты и субъекты художественной литературы и искусства. Функции художественной культуры и искусства. Влияние искусства на современное общество.

Научатся пояснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.
Получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание

Проверка творческого задания. Работа с дополнительным материалом.



32

Образование

1

Урок – проблемная беседа.

Образование важнейший институт общества. История образования. Образование в современной России: а) структура современного образования ; б) Права и обязанности участников учебного процесса

Научатся разъяснять: эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; особенности правового статуса ученика современной школы.
Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других

Фронтальный опрос. Работа с материалом учебника и доп. литературой.



33

Наука

1

Изучение нового материала

Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности. Функции науки. Классификация наук. Особенности современной науки ее структура

Научатся определять, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.
Получат возможность научиться ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения , приходить е общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, проявлять эмпатию – понимание чувств других

Индивидуальный опрос, решения ситуативных задач. Работа с материалом учебника



34-35

Повторительно-обобщающий урок по теме


«Духовная сфера общества»

2

Урок обобщения и систематизации знаний.

Культура как многоуровневое явление. Нормы и формы культуры. Духовная жизнь человека. Культура современной России

Научатся сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России; систематизировать и обобщать материал по теме «Духовная сфера общества»
Получат возможность научиться владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия; развивать способность к самооценке

Проверка творческих заданий. Тестирование, работа с основными понятиями

























1