Рабочая программа
по обществознанию
для 9 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ______________________ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на ___________ учебный год.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО.
3. Авторской программы Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
4.Основной образовательной программы ________________________
5.УМК: Обществознание. 9класс. Под редакцией А. И. Кравченко .-М. Русское слово,2007.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования _______________________
Согласно учебному плану работы школы на 2018-2019уч. год и годовому календарному графику на изучение предмета « Обществознание » в 9классе отводится 34ч. ,1 час в неделю и по авторской программ 34 часа, 1час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
в 9 классе
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты
Воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетенции в обращении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Обществознание» должно обеспечить:
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптация в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
Предметные результаты учебного предмета «Обществознание» должны отражать:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» должны отражать:
Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
Освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Содержание контроля
Тестирование-1
контрольная работа-2
Содержание курса Обществознание 9 класс
(34 часов)
Глава 1. Политическая сфера (11 часов, +1 час повторение)
Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. Голосование, выборы, референдум. Политические партии. Как люди борятся за получение политической власти ,как поддерживают правопорядок.
Глава 2. Человек и его права (10 часов, +1 час контрольная работа)
Право. Закон и власть. Конституция. Право и имущественные отношения. Потребитель и его права. Труд и право. Право, семья, ребенок. Преступление.
Раскрываются понятие нормы права, отрасли права, конституция как основной закон государства РФ,, основы конституционного права, ее субъекты, права человека ,всеобщая декларация прав человека, международное гуманитарное право. права ребенка и т.д.
Глава 3. Духовная сфера (7 часов, +1 час повторение)
Что такое культура. Культурные нормы. Формы культуры. Религия. Искусство. Образование. Наука Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной жизни и деятельности человека. Что именно создается из культурных ценностей ,кто выступает создателем произведений искусств как создаются и распространяются культурные произведения.
Итоговое занятие (2 часа, +1 час итоговая контрольная работа)
Повторение и закрепление пройденного материала: Основные сферы и строение общества.
Перечень учебно-методического обеспечения
А.И. Кравченко Обществознание 9 класс, М.: Русское слово, 2007г.
А. Л. Певцова Обществознание. Книга для учителя, М.: Русское слово, 2008г.
Дополнительная литература
Обществознание ОГЭ 2018, под редакцией А.Ю. Лазебниковой, М., 2018
Певцова А.Е. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, 2010г.
Таблицы
Виды политики.
Источники власти.
Формы правления власти.
Теории происхождения государства.
Политический режим.
Правовое государство и гражданское общество.
Местное самоуправление.
Отросли права.
Формы культуры.
Религия.
Наука и НТР
Календарно - тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе(34 урока)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Политическая сфера (11 часов, +1 час повторение) | |
1 | Власть | 1 |
2 | Государство | 1 |
3 | Национально-государственное устройство | 1 |
4-5 | Формы правления | 2 |
6-7 | Политические режимы | 2 |
8 | Гражданское общество и правовое государство | 1 |
9-10 | Голосование, выборы, референдум | 2 |
11 | Политические партии | 1 |
12 | Повторение по разделу «Политическая сфера». | 1 |
| Человек и его права (10 часов, +1 час контрольная работа) | |
13-14 | Право | 2 |
15 | Закон и власть | 1 |
16 | Конституция | 1 |
17 | Право и имущественные отношения | 1 |
18 | Потребитель и его права | 1 |
19 | Труд и право | 1 |
20 | Семья и право. Права ребенка | 1 |
21-22 | Правонарушения и виды юридической ответственности | 2 |
23 | Контрольная работа 1.Тема «Человек и его права» | 1 |
| Духовная сфера (7 часов, +1 час повторение) | |
24 | Культура | 1 |
25 | Культурные нормы | 1 |
26 | Формы культуры | 1 |
27 | Религия | 1 |
28 | Искусство | 1 |
29 | Образование | 1 |
30 | Наука | 1 |
31 | Контрольная работа по теме: «Духовная сфера». | 1 |
32-33 | Итоговый урок, подготовка к контр. работе. Итоговое тестирование по: теме «Сферы общественной жизни». | 2 |
34 | Анализ тестирования. Итоговое повторение: решение заданий ОГЭ. | 1 |