Миллеровский район, сл.Рогалик
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рогаликовская основная общеобразовательная школа.
Утверждаю
директор МБОУ
Рогаликовской ООШ
_______Сидоренко В.П.
Приказ от 28.08.18 №75
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
основного общего образования в 7 классе
Количество часов: 35 ч
Учитель: Голоколосова Ольга Ивановна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбов Л.Н.,Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11кл.М. Просвещение 2017г.
1.Пояснительная записка
Образовательная программа составлена в соответствии с:
1. федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования
2.авторской программой по обществознанию Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой; Л.Ф.Ивановой, А.И. Матвеева, включенной в сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы» – М. «Просвещение» 2009г.
3.федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
4.обязательным минимумом содержания учебных программ.
Цели и задачи
Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе воспитания социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала шестиклассников, развитию социальной культуры школьников.
2.Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов. Изменения в рабочей программе. Количество часов по программе – 35, по тематическому планированию – 35часов. В программе предусмотрено 5 часов резерва учебного времени. За счет резерва учебного времени (5ч.) на изучение темы 1 «Человек и другие люди» добавлен 1 час на повторительно-обобщающий урок; темы 2 «Человек и закон» дополнительно отведен 1 час на повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»; на изучение темы 3 «Человек и экономика» дополнительно отведен 1 час на повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»; на изучение темы 4 «Человек и природа» дополнительно отведен 1 час на повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа». Один час выделен как резерв. За счет резерва проводится урок повторения по теме «Человек и природа».
3.Содержание программы учебного курса.
Регулирование поведения людей в обществе. 12ч
Социальные параметры личности
Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина
Закон и правопорядок в обществе
Защита Отечества — долг и обязанность
Дисциплина, воля и самовоспитание
Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних
Правоохранительные органы. Судебная система
Регулирование поведения людей в обществе
Человек в экономических отношениях, 15 ч
Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата
Факторы производства. Новые технологии и их возможности
Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление
Человек в экономических отношениях
Контрольная работа по теме: « Человек в экономических отношениях»
Человек и природа, 8ч
Человек — часть природы
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды
Человек и природа
Контрольная работа по теме «Человек и природа»
4.Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Контр раб |
1 | Введение | | |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 12 | |
3 | Человек в экономических отношениях | 15 | 1 |
4 | Человек и природа | 8 | 1 |
| | | |
| Итого: | 35 | |
5.Календарно-тематическое планирование
| | | |
№ урока | Раздел программы (блок) Тема урока | Кол. часов | Дата |
| | | |
| Регулирование поведения людей в обществе | 12 ч | |
1 | Что значит жить по правилам | 1 | 4.09 |
2-3 | Права и обязанности граждан | 2 | 11,18.09 |
4-5 | Почему важно соблюдать законы | 2 | 22,29 09 |
6-7 | Защита Отечества | 2 | 25.09,2. 10 |
8 | Для чего нужна дисциплина | 1 | 9.10 |
9 | Виновен — отвечай | 1 | 16.10 |
10 | Кто стоит на страже закона | 1 | 23.10 |
11 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | 6.11 |
12 | ПОУ Регулирование поведения людей в обществе | 1 | 13.11 |
| Человек в экономических отношениях | 15 | |
13-14 | Экономика и её основные участники | 2 | 20,27.11 |
15 | Мастерство работника | 1 | 4.12 |
16-17 | Производство, затраты, выручка, прибыль | 2 | 11,18.12 |
18-19 | Виды и формы бизнеса | 2 | 25.12.15.01 |
20 | Обмен, торговля, реклама | 1 | 5.02 |
21 | Деньги, их функции | 1 | 12.02 |
22-23 | Экономика семьи | 2 | 19,26.02 |
24-25 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 2 | 5,12.03 |
26-27 | ПОУ, Контрольная работа по теме: « Человек в экономических отношениях» | 2 | 19.03 2.04 |
| Человек и природа | 8 ч | |
28 | Человек — часть природы | 1 | 9.04 |
29 | Охранять природу — значит охранять жизнь | 1 | 16.04 |
30 | Закон на страже природы | 1 | 23.04 |
31 | Практикум по теме «Человек и природа» | 1 | 30.04 |
32 | ПОУ Человек и природа | 1 | 7.05 |
33 | Контрольная работа по теме «Человек и природа» | 1 | 14.05 |
34 | Итоговое повторение. | 1 | 21.05 |
35 | Итоговый урок | 1 | 28.05 |
| | | |
6.Требования к результатам обучения курса обществознания.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Критерии оценивания.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета __________ Улейская З.П.
от 27.08.2018 г.№1 27.08 2018 г.
Председатель педсовета
______ Сидоренко В.П.