Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные :
-
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
-
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
-
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
-
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
-
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные:
-
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
-
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
-
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные :
-
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
-
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник 11 класса научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования;
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации;
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Содержание учебного предмета
Введение
Раздел I. Экономическая жизнь общества
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ II. Социальная сфера
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
РАЗДЕЛ III. Политическая жизнь общества
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Взгляд в будущее
Критерии оценки знаний учащихся
Отлично (оценка «5»):
-
Вы продемонстрировали великолепное знание и полное понимание предметов обсуждения;
-
Излагаете информацию уверенно, полно и уместно;
-
Великолепно используете терминологию, точно и уверенно демонстрируете полное понимание процессов, фактов, событий и связей между ними;
-
Где это необходимо, знания примерны, детальны и уместно;
-
Знания могут использоваться Вами произвольно в деталях и полностью развитых объяснениях;
-
Умеете самостоятельно подбирать примеры
Хорошо (оценка «4»):
-
Вы продемонстрировали хорошее знание и понимание предметов обсуждения;
-
Уместно и связно излагаете информацию, хорошо используете терминологию;
-
Полностью понимаете процессы, факты, события и связи между ними;
-
Продемонстрированные Вами знания и приведенные примеры детальны и уместны;
-
Вы можете детально их использовать в адекватных, хорошо развитых объяснениях
Удовлетворительно (оценка «3»):
-
Вы продемонстрировали удовлетворительные знания и понимание предметов обсуждения;
-
При изложении информации используете их довольно уместно и связно;
-
Аккуратно используете терминологию;
-
Есть явные основания полагать, что вы понимаете процессы, факты, события и связи между ними;
-
Уместно используете фактические знания и приводите примеры, содержащие необходимые детали;
-
Объяснения адекватны и неплохо развиты
Неудовлетворительно (оценка «2»):
-
Вы продемонстрировали ограниченное знание и понимание предметов обсуждения;
-
При изложении информации используете их уместно или связно;
-
Сравнительно уместно используете терминологию
-
Есть основания полагать, что Вы ограниченно понимаете процессы, факты, события и связи между ними;
-
Там, где необходимо при изложении материала приводятся примеры, но в них отсутствуют детали;
-
Объясните неполны и носят упрощенный характер
Критерии оценки знаний учащихся:
-
Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.
-
Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.
-
Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты.
-
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, отмечается такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:
-
Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов
-
Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 70% - 89% от общего количества вопросов
-
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов
-
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит ниже 50% правильных ответов.
Тематическое планирование
№ | Разделы программы по обществознанию 11 класс | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Глава 1. Экономическая жизнь общества | 24 |
3 | Глава 2. Социальная сфера | 16 |
5 | Глава 3. Политическая жизнь общества | 20 |
6 | Итоговое повторение | 7 |
| ИТОГО | 68 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Даты | Примеч. |
План | Факт |
1 | Введение | 1 | 2.09 | | |
Глава 1. Экономическая жизнь общества (24 ч) |
2-3 | Роль экономики в жизни общества | 2 | 5.09 – 9.09 | | |
4-5 | Экономика: наука и хозяйство | 2 | 12.09 – 16.09 | | |
6-7 | Экономический рост и развитие | 2 | 19.09 – 23.09 | | |
8-9 | Рыночные отношения в экономике | 2 | 26.09 – 30.09 | | |
10-11 | Фирмы в экономике | 2 | 3.10 – 7.10 | | |
12-13 | Финансовый рынок | 2 | 10.10 – 14.10 | | |
14-15 | Экономика и государство | 2 | 17.10 – 21.10 | | |
16-17 | Финансовая политика государства | 2 | 24.10 – 28.10 | | |
18-19 | Занятость и безработица | 2 | 7.11 – 11.11 | | |
20-21 | Мировая экономика | 2 | 14.11 – 18.11 | | |
22-23 | Экономическая культура | 2 | 21.11 – 25.11 | | |
24 | Контрольная работа | 1 | 28.11 | | |
25 | Анализ контрольной работы | 1 | 2.12 | | |
Глава 2. Социальная сфера (16 ч) |
26-27 | Социальная структура общества | 2 | 5.12 – 9.12 | | |
28-29 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | 12.12 – 16.12 | | |
30-31 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | 19.12 – 23.12 | | |
32-33 | Семья и быт | 2 | 26.12 – 9.01 | | |
34-35 | Гендер как научное понятие | 2 | 13.01 – 16.01 | | |
36-37 | Молодёжь в современном обществе | 2 | 20.01 – 23.01 | | |
38-39 | Демографическая ситуация в современной России | 2 | 27.01 – 30.01 | | |
40 | Контрольная работа | 1 | 3.02 | | |
41 | Анализ контрольной работы | 1 | 6.02 | | |
Глава 3. Политическая жизнь общества (20 ч) |
42-43 | Политика и власть | 2 | 10.02 – 13.02 | | |
44-45 | Политическая система | 2 | 17.02 – 20.02 | | |
46-47 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | 27.02 – 3.03 | | |
48-49 | Демократические выборы | 2 | 6.03 – 10.03 | | |
50-51 | Политические партии и партийные системы | 2 | 13.03 – 17.03 | | |
52-53 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | 27.03 – 31.03 | | |
54-55 | Политическое сознание | 2 | 3.04 – 7.04 | | |
56-57 | Политическое поведение | 2 | 10.04 – 14.04 | | |
58-59 | Политический процесс и культура политического участия | 2 | 17.04 – 21.04 | | |
60 | Контрольная работа | 1 | 24.04 | | |
61 | Анализ контрольной работы | 1 | 28.04 | | |
Заключение (7 ч) |
62-63 | Взгляд в будущее. Повторение | 2 | 5.05 – 12.05 | | |
64 | Промежуточная аттестация | 1 | 15.05 | | |
65-66 | Как успешно подготовиться к ЕГЭ | 2 | 19.05 – 22.05 | | |
67-68 | Итоги года | 2 | 26.05 – 29.05 | | |
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ Ильинская СОШ от ______ 20 ____ года №___ _______________________/Т.Л. Сулименко/ Подпись руководителя МС | Согласовано Заместитель директора по УВР ________________ // подпись ____ ______ 20___года дата |