Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2018 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2018 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2018 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2018 г.
Директор школы ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Обществознание (включая экономику и право)»
10 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для учащихся 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базисного учебного плана ОУ и Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право) МО 2004 года, программы Боголюбова Л.Н. «Обществознание» 11 класс М. Просвещение 2016 год. Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку: содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, тематических блоков.
Характеристика учебно-методического комплекса
Конституция РФ
Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 10-11 кл. – М.: просвещение, 2014.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 – 11 кл.: Пособие для учителя/Под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение, 2008.
Обществознание: 11 кл.: базовый уровень: Пособие для учителя/ Под. ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,2006.
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая тетрадь ФИПИ, А.Ю.Лазебникова, Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская. – М.: издательство «Экзамен», 2010.
6 Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2010. Обществознание. Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И. Городецкая. Е.С., Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 – 159с.
7.Поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. Ч 1,2. 11 класс. Автор-составитель С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2014
8.Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Авторская программа по курсу «Обществознание» 10-11 класс, -М.: Просвещение, 2008.
9. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Программа рассчитана на учащихся 10 класса, со средним уровнем подготовки. Годовая нагрузка составляет 68 часов: по 2 учебных часа в неделю. Содержание среднего (полного) образования на базовом уровне по обществознанию (включая экономику и право) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Рабочая программа по обществознанию в 10 общеобразовательном классе рассчитана на 2 часа в неделю, итого - 68 часов в год.
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2018 г.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности ,умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно - бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения , установленными законом ; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Для реализации данных целей запланировано использование следующих форм организации образовательного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок- исследование. А также осуществляется применение следующих технологий и методик: уровневая дифференциация; проблемное обучение; технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава). В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и нетрадиционные формы (урок-лекция, исследование, интегрированный).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, создать общество без эксплуатации и неравенства.
Для реализации данных целей запланировано использование следующих форм организации образовательного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок-исследование. А также осуществляется применение следующих технологий и методик: уровневая дифференциация; проблемное обучение; технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава). В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и нетрадиционные формы (урок-лекция, исследование, интегрированный).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Требования к практической части программы:
• Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
• критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
• анализ современных общественных явлений и событий;
• освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
• применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
• аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
• написание творческих работ по социальным дисциплинам.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик ДОЛЖЕН
Знать и понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Характеристика форм и методов контроля
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, практические работы (работа с документами, СМИ), тестирование, обобщающие уроки. Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы по обществознанию (включая экономику и право) является успешное выполнение заданий Единого Государственного экзамена по обществознанию.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Кол-во часов (всего) | Из них практических |
Лабораторные и практические работы | Контроль |
1 | Человек в обществе | 21 | 1 | |
2 | Общество как мир культуры | 13 | 1 | |
3 | Правовое регулирование общественных отношений | 34 | 4 | 1 |
| ИТОГО: | 68 | 6 | 1 |
Учебная программа
Сроки изучения | № уро ка | Поурочное планирование (раздел, тема урока) | Ученик должен знать (основные понятия, термины при изучении раздела) | Ученик должен уметь (основные умения при изучении раздела). | Повторение ключевых моментов курса. Межпредметные связи (по разделам) |
Раздел 1. Человек в обществе (21 ч ) |
1 нед. | 1 | Общество как сложная система. Особенности социальной системы. | Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. | Работать с дополнительным материалом | Социокультурная эволюция. |
2 | Общество как сложная система. Особенности социальной системы. | Характерные черты общества, основные элементы общества | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы. | |
2-3 нед. | 3 | Общество как сложная динамически развивающаяся система. | Характерные черты развивающегося общества | Работать с дополнительным материалом | |
4-5 | Социальные институты. Социальная система. | Общественные потребности, социальные институты. | Давать характеристику социальной роли, социализации личности приводить примеры | Виды социальных ролей |
6 | Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. | Определения: Социальный контроль. Социальная мобильность. | Работать с дополнительным материалом | |
4 нед. | 7-8 | Общество как сложная система. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира | Глобализация. Глобальные проблемы человечества. | Анализировать факты | |
5 нед. | 9-10 | Проблема общественного прогресса. Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения. | Определение: революция и эволюция | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы. | |
6 нед. | 11-12 | Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль | Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. | Работать с дополнительной литературой, высказывать свою точку зрения | |
7-8 нед | 13 | Деятельность – способ существования людей. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | Структура деятельности и её мотивация. | Давать характеристику деятельности, естественной, социальной, идеальной потребности | Многообразие деятельности |
14-15 | Познавательная и коммуникативная деятельность. Основные формы познания. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. | Познание чувственное и рациональное | Анализировать | |
16 | Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. | Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы | Коммуникация, СМИ |
9 нед. | 17 | Свобода и необходимость деятельности человека. Свобода и ответственность. | Что такое свободное общество | Работать с документами, делать выводы | |
18 | Современное общество. Глобализация как явление современности. | Информационная сфера. Глобальная информация экономики. | Давать характеристику информационным технологиям | Постиндустриальное (информационное общество) |
10 нед. | 19-20 | Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века | Отношения «Север-Юг», радикализм, фундаментализм | Работать с документами, делать выводы | |
| 21 | Урок-практикум «Человек в обществе» | Ранее изученный материал | Отвечать на поставленные вопросы | |
Раздел 2. Общество как мир культуры (13 ч.) |
11-12 нед. | 22-23 | Духовная культура общества. Понятие «духовная культура». Многообразие культур. | Культурные ценности и нормы. Институты культур. | Анализировать дополнительную литературу, делать выводы | Функции культуры |
24 | Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности | Мораль, ценности, идеалы | Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы | |
| 25 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. Религия и религиозное мировоззрение | Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. | Объяснять что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности | Категорический императив |
13-14 нед. | 26-27 | Мораль. Как и почему возникла мораль. | Чем мораль отличается от других явлений культуры. Какую роль в обществе выполняет общественное мнение | Работать с текстом учебника | Мораль: категории, принципы, нормы. Альтруизм, нравственность. |
15 нед | 28-29 | Наука и образование. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. | Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки | Работать с дополнительной литературой | Адам Смит. А.Д.Сахаров |
30 | Образование в современном обществе. Образование как система | Универсальность-всеобщность. разносторонность | Характеризовать взаимосвязь науки и образования и роль образования в современном обществе | |
16 нед. | 31 | Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт | Религиозные организации в современной России | Выявлять проблемы поддержания межрелигиозного мира | Мировые религии |
32 | Искусство. Что такое искусство. | Функции искусства. Структура искусства | Характеризовать виды искусства, приводить примеры | Современное искусство |
17 нед. | 33 | Массовая культура. Характерные черты массовой культуры | Что привело к появлению массовой культуры. СМИ и средства массовой культуры | Работать с документами и дополнительной литературой | |
34 | Урок-практикум «Общество как мир культуры» | Ранее изученный материал | Отвечать на поставленные вопросы.Решать тесты | |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (34 ч.) |
18 нед. | 35-36 | Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву | Естественно-правовой подход. от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права | Анализировать, приводить примеры, делать выводы | |
19 нед. | 37-38 | Право в системе социальных норм. Система российского права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. | Отрасли российского права. Нормы и отрасли права | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы | |
20 нед. | 39-40 | Источники права. Основные источники (формы) права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ | Работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы | Подзаконный акт, юридическая сила |
21-22 нед. | 41 | Урок-практикум по теме «Законотворческий процесс в Российской Федерации» | Знать ранее изученный материал | Отвечать на поставленные вопросы | |
42-43 | Правоотношения и правонарушения. Развитие права в современной России | Что такое правоотношение и правонарушение. Признаки правонарушения и юридическая ответственность | Высказывать свое мнение, приводить примеры | Система судебной защиты прав человека |
44 | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание и структура правосознания | Уровни правосознания. Правовая культура общества. Функции правовой культуры | Давать характеристику правомерному поведению | Правовое воспитание |
23 нед. | 45-46 | Гражданин Российской Федерации. Гражданств в Российской Федерации. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков | Основания приобретения гражданства. Права и обязанности гражданина РФ | Работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы | |
24 нед. | 47-48 | Гражданское право. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. | Элементы гражданских правоотношений. Личные неимущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы | Моральный вред. Гражданское право |
25-26 нед. | 49 | Урок-практикум по теме «Гражданское право. Субъекты гражданского права» | Ранее изученный материал | Отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы | |
50-51 | Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | Права и обязанности супругов. Права детей | Анализировать дополнительную литературу, делать выводы | Семейное законодательство |
52-53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | Правила приема в образовательные учреждения профессионально го образования. Порядок оказания платных образовательных услуг | Анализировать дополнительную литературу, приводить примеры | Трудовая книжка, трудовое право |
27 нед. | 54 | Урок-практикум по теме «Трудовые правоотношения» | Ранее изученный материал | Отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы | |
28 нед. | 55-56 | Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. | Общая характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав | Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы | Экологическая доктрина РФ 2002 г. |
29 нед. | 57-58 | Процессуальные отрасли права Гражданский процесс. Уголовный процесс и его участники. Особенности уголовного процесса | Участники гражданского процесса: истец, ответчик; третьи лица; лица, способствующие правосудию | Характеризовать стадии прохождения дела в суде в гражданском процессе | Арбитражный процесс. Презумпция невиновности |
30 нед. | 59-60 | Конституционное судопроизводство. Судьи Конституционного Суда | Принципы Конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства | Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы | Конституционный Суд РФ |
31 нед. | 61-62 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Полномочия международного уголовного суда. | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Международные преступления и правонарушения | Анализировать, приводить примеры | Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Организация по безопасности |
32 нед. | 63-64 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России | Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму | Работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы | Концепция противодействия терроризму в РФ |
33 нед. | 65-66 | Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономической политики России. | Сырьевая, продовольственная, экологическая | Уметь анализировать. Делать выводы, отвечать на вопросы | |
34 нед. | 67 | Урок-практикум «Правовое регулирование общественных отношений» | Ранее изученный материал | Отвечать на вопросы | |
68 | Контрольно-обобщающий урок по материалам, изученным в 10 классе | | | |
Литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко, С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2016г
Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2015г
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014 г.
Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014 г.
Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию(Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2017 г.
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.
Литература для учащихся
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2018 г.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко, С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2017 г
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2017 г.
1-С Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
I. УМК.
1. Обществознание. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.
2. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: базовый уровень. под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
II. Дополнительная литература для учеников
1. Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник. М.: Астрель, 2017.
III. Методическая литература для учителя
1. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2016. – 192 с.
2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2017.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2017.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2016.
IV. Материалы для проведения тестирования.
1. Рутковская Е.Л. Котова О.А. Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Решение сложных заданий. М.: Интеллект-центр, 2018.
2. Чернышева О.А.Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развёрнутого ответа. 10-11 классы. Ростов-на-Дону, Легион, 2018.