Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в 7 классе, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011).
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе основной образовательной программы школы, концепции исторического образования как фактора повышения качества изучения истории и обществознания в современной школе и авторской программы «Обществознание, 5-9 классы» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: «Просвещение», 2012.
Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана и составляет 35 учебных часов.
Сроки реализации программы: 2018-2019 учебный год.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
По окончанию изучения курса «Обществознания»
ученик должен знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Ученик должен уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- конспектирования текстовой информации и выделения главного;
- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,
Интернет сети);
- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;
- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений.
II. Содержание программы. Обществознание. 7 класс (35 часов).
Курс «Обществознание» является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму историко-правовых знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о Родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения.
В 7 классах при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
III. Учебно-методический комплект
Учебник: Боголюбов Л.Н., Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Обществознание 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, - М., Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь: Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание 7 класс, М., Просвещение, 2017.
Методическое сопровождение: Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2018.
IV. Тематический планирование
№ | Название раздела, тема | Тип урока | Исполь-зование ИКТ | Домашнее задание |
Раздел 1. Человек и закон – 13 часов |
1. | Регулирование поведения людей в обществе | Вводный урок | ЭОР | С. 5-6 |
2 | Входное тестирование. Что значит жить по правилам | Комбинированный урок | ОТ | §1, вопросы 3-5 |
3 | Права и обязанности граждан | Урок изучения нового материала | ЭОР | §2, вопросы 2, 3, 4 |
4 | Права и обязанности граждан | Комбинированный урок | ОТ | §2 , вопросы |
5 | Почему важно соблюдать законы | Урок изучения нового материала | ЭОР | §3, вопросы 1-3, 4-6 |
6 | Почему важно соблюдать законы | Урок-семинар | ОТ | §3, вопросы |
7 | Защита Отечества | Урок-презентация | ЭОР | §4, вопросы 1-4 |
8 | Для чего нужна дисциплина | Комбинированный урок | ОТ | §5, вопросы 1-4 |
9 | Виновен - отвечай | Урок изучения нового материала | ЭОР | §6, вопросы 1, 2, 3-5 |
10 | Виновен - отвечай | Комбинированный урок | ОТ | §6, вопросы |
11 | Кто стоит на страже закона | Урок изучения нового материала | ЭОР | §7, вопросы 1-3, 4-6 |
12 | Кто стоит на страже закона | Комбинированный урок | ОТ | §7, вопросы |
13 | Человек и закон | Контрольный урок | ОТ | - |
Раздел 2. Человек в экономических отношениях - 14 часов |
14 | Экономика и её основные участники | Урок изучения нового материала | ОТ | §8, вопросы 1-3, таблица |
15 | Экономика и её основные участники | Комбинированный урок | ОТ | §8, вопросы |
16 | Мастерство работника | Урок-игра | ЭОР | §9, вопросы 1-3, 4-7 |
17 | Производство, затраты, выручка, прибыль | Урок изучения нового материала | ЭОР | §10, вопросы 1-3, 4, 5 |
18 | Производство, затраты, выручка, прибыль | Комбинированный урок | ОТ | §10, вопросы |
19 | Виды и формы бизнеса | Урок изучения нового материала | ОТ | §11, вопросы 1-3, 4-6 |
20 | Виды и формы бизнеса | Урок-игра | ОТ | §11, вопросы |
21 | Обмен, торговля, реклама | Урок изучения нового материала | ЭОР | §12, вопросы 1,2, 6-7 |
22 | Обмен, торговля, реклама | Комбинированный урок | ОТ | §12, вопросы |
23 | Деньги, их функции | Урок- презентация | ЭОР | §13, вопросы 3, 4,5 |
24 | Деньги, их функции | Комбинированный урок | ОТ | §13, вопросы |
25 | Экономика семьи | Урок изучения нового материала | ЭОР | §14, вопросы 1-3, 4-6 |
26 | Экономика семьи | Урок-игра | ОТ | §14, вопросы |
27 | Человек в экономических отношениях | Контрольный урок | ОТ | - |
Раздел 3. Человек и природа – 8 часов |
28 | Воздействие человека на природу | Урок изучения нового материала | ЭОР | §15, вопросы 1,2, 3-5 |
29 | Воздействие человека на природу | Комбинированный урок | ОТ | §15, вопросы |
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Урок изучения нового материала | ЭОР | §16, вопросы 1 , 4-6 |
31 | Итоговая контрольная работа | КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК | ОТ | -- |
32 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Комбинированный урок | ОТ | §16, вопросы |
33 | Закон на страже природы | Урок изучения нового материала | ОТ | §17, вопросы 1-4 |
34 | РК, Охрана природы Ставропольского края | Урок-семинар | ОТ | Конспект |
35 | Мир и человек | Итоговое обобщение | ЭОР | - |