Рабочая программа по обслуживающему труду
в 8 классе для детей с глубокой умственной отсталостью
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обслуживающему труду I вида в 8 «Б» ГУО классе составлена на основе примерной программы «Обслуживающий труд, 6-9 классы» (авторы Кочетова Л. Л., Галле А. Г., Рубцова Г. Н.), опубликованной в «Сборник программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы» под редакцией Е.И. Капланской; Москва, 2009 г и в соответствии с базисным учебным планом, утверждённым на 2018-2019 учебный год.
Обучение глубоко умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. У них затруднено принятие и понимание задачи. В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образца. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.
Цели и задачи:
- развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий;
- развитие ручной умелости, наглядного мышления;
- формирование умений и навыков работы с инструментами;
- воспитание аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;
- формирование ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.
Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:
• охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;
• социально-трудовая адаптация учащихся: развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности. Формирование общетрудовых, организационных умений;
На уроках обслуживающего труда у учащихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом.
Успех овладения знаниями, умениями и навыками по предмету может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроке, постоянно закрепляются и вводятся в их личную повседневную жизнь. Для этого уроки должны быть оборудованы необходимыми пособиями.
Поскольку у учащихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, во время выполнения практических работ.
В программу включены следующие разделы:
1. Питание.
2. Уход за одеждой.
3. Уход за обувью.
4. Уборка помещений.
5. Уход за комнатными растениями.
6. Садовые работы.
К занятиям по обслуживающему труду предъявляются следующие требования:
1) Уроки проводятся в кабинете и на пришкольном участке.
2) Кабинет, в котором проходят занятия, по оснащению приближен к домашнему быту. Он разделён на зоны: учебная зона, кухонная зона, жилая зона. Каждая зона оснащена основным набором мебели, предметами и средствами обихода, бытовой техникой.
Образовательной целью уроков обслуживающего труда является формирование социальных навыков, которые помогут этим учащимся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Таблица тематического распределение количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов по программе |
1 | Питание. | 26 |
2 | Уход за одеждой. | 26 |
| Уход за обувью. | 16 |
3 | Уборка помещений. | 20 |
4 | Уход за комнатными растениями. | 12 |
5 | Садовые работы. | 36 |
| Итого: | 136 |
Содержание обучения: перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с примерной программой по предмету.
Требования к подготовке учащихся по предмету.
Прогнозируемые знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- гигиенические требования к состоянию жилой комнаты;
- варианты проветривания помещений;
- правила удаления пыли;
- назначение и правила уборки с помощью пылесоса;
- технику безопасности при работе пылесосом;
- правила протирания пола.
- значение чистой одежды для здоровья человека;
- виды повседневного ухода за одеждой: стирка, утюжка, чистка щеткой;
- виды одежды и место их хранения;
- последовательность выполнения ручной и машинной стирки;
- назначение инвентаря и приспособлений, которые используются для ручной - стирки (таз, прищепки, напольная сушка);
- средства для ручной и машинной стирки;
- технологию утюжки мелких вещей;
- правила безопасной работы с утюгом, стиральной машиной;
- правила безопасной работы со швейными инструментами;
- последовательность пришивания пуговиц;
- виды сезонной обуви;
- материалы, из которых изготовлена обувь;
- средства и приспособления для чистки кожаной обуви;
- последовательности чистки кожаной обуви.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила личной гигиены после уборки;
- выбирать инвентарь и использовать его по назначению;
- пользоваться пылесосом;
- технологически правильно выполнять приемы уборки помещений при
уборке пола с помощью пылесоса;
- удалении пыли с мебели;
- мытье пола, покрытого линолеумом, паркетом;
- чистить инвентарь, перед тем как убрать его на место;
- ухаживать за руками до, во время работы и после.
- определять, какой вид ухода необходим для одежды;
- очищать одежду одежной щеткой;
- рационально использовать платяной шкаф и комод;
- стирать изделия вручную и с помощью стиральной машины;
- пользоваться стиральной машиной;
- сушить изделия;
- выбирать порошок для ручной и машинной стирки;
- применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки;
- пользоваться утюгом и утюжить мелкие вещи;
- складывать одежду (мелкие предметы) и убирать их на соответствующее место;
- использовать инструменты и приспособления по назначению;
- безопасно работать с швейными инструментами;
- выполнять подготовительные и заключительные этапы во время ручной работы со швейной иглой;
- пришивать пуговицы;
- подбирать обувь по сезону;
- правильно подбирать чистящие средства и приспособления в соответствии с цветом обуви;
- чистить кожаную обувь по инструкции.
4. Список используемой учебно-методической литературы.
1.Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Под ред. А.М. Щербаковой. Москва, 2001г.
2. «Сборник программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы» под редакцией Е.И. Капланской; Москва, 2009 г.
3. Программа «Особый ребенок» для детей с глубокой умственной отсталостью НИИ дефектологии АПН и утверждена департаментом Пермской области (институт повышения квалификации работников образования 2004год).
4. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Москва, «Академия» 2003 год.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Заместитель директора по УВР
учителей трудового обучения _______________М.Н. Земцова
от ____________ № _______ _______________2018г.
___________ О. А. Кравченко
Подпись руководителя ШМО