СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс ФГОС

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

реализация основных идей новых ФГОС основного общего образования нового поколения Её характеризует направленность на достижение результатов не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс ФГОС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ФГОС СОО.

10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов разработана на основе;

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

- Образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей».

- Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей».

- Учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей», и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, включенных в Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год для общеобразовательных организаций «Основы безопасности жизнедеятельно­сти»: 10-11 классы: А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2016. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»: 10 - 11 классы: учебник для общеобразовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2016

Целью изучения и освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.

1.Основные особенности рабочей программы:

Впервые в программу включён раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляют рекомендации по формированию у обучающихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта.

1

  • особое внимание уделено проведению с обучающимися (гражданами мужского пола) учебных сборов и методическим рекомендациям по их организации для обеспечения углубленного изучения с обучаемыми отдельных элементов начальной военной подготовки углубленного изучения (гражданами женского пола) основ медицинских знаний и здорового образа жизни с целью помочь старшеклассницам сформировать более полное представлении о здоровье, репродуктивном здоровье, здоровом образе жизни, браке и семье, благополучной и счастливой семейной жизни, о демографической обстановке в стране и личной ответственности каждого гражданина Российской Федерации за состояние демографической безопасности государства.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности способствует завершению формирования ключевых качеств выпускника как человека и гражданина Российской Федерации:

  • любящего свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою причастность судьбе Отечества;

  • креативного и критического мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • владеющего основами научных методов познания окружающего мира;

  • мотивированного на творческую и инновационную деятельность; готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

  • осознающего себя социально-активной личностью, уважающей закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;

  • уважающим мнение других людей (если оно не носит противоправного характера), умеющего вести конструктивный диалог, способного достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

  • осознано выполняющего и обоснованно пропагандирующего правила здорового

безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

  • подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества;

2

  • мотивированного на образование и самообразование в течении всей своей жизни.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач;

  • формированием у учащихся экологического мышления понимание ими влияния социально-экологических процессов на состояние природной и социальной среды обитания человека; воспитанием у них культуры безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки в местах проживания;

  • формированием у учащихся духовно-нравственных принципов взаимоотношения полов, способствующих осознанию традиционных ценностей семьи, их готовности к созданию благополучной семьи в современных условиях и обеспечению демографической безопасности государства;

  • формированием у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения уровня их духовного, физического и социального благополучия, а также для обеспечения здорового долголетия граждан Российской Федерации;

  • формированием у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для повышения их защищённости на индивидуальном уровне от внешних и внутренних угроз в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формированием у учащихся духовных и физических качеств, свойственных гражданину Российской Федерации и защитнику Отечества; подготовка их к военной службе в современных условиях (граждан мужского пола обязательно, граждан женского пола по их желанию).

Основной акцент учебно-воспитательного процесса в данной программе сделан на:

  • формирование у обучающихся индивидуальной системы здорового образа жизни и негативного отношения к курению и употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

  • формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и негативного отношения к противоправному поведению и любым проявлениям и терроризма;

  • формирование у обучающихся духовных и физических качеств защитника Отечества и подготовку их к военной службе в современных условиях.


3

2.Планируемые результаты:

Планируемые результаты освоения рабочей программы обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения тематики рабочей программы среднего общего образования по основам

безопасности жизнедеятельности, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждого раздела рабочей программы.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Личностные результаты отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

4

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии

экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; (Информация об изменениях: Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613)

7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и

5

универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение

навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Метапредметные результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и

6

мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-

проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты отражают:

1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до

7

призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

3. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне 70 часов (35 недель, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). Кроме того, 35-я неделя в 10 классе предусмотрена на проведение с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 учебных часов).

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан РФ к военной службе. Раздел 7 Программы «Основы военной службы» изучается в образовательном учреждении только с учащимися (гражданами мужского пола). Подготовка учащихся (граждан женского пола) по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний. Поэтому для девочек данными рекомендациями предусмотрено два варианта изучения курса ОБЖ:

1. Если девушка не согласна изучать основы военной службы. Тогда по её заявлению составляется индивидуальный план и ей предлагается изучение медицинской подготовки Р-7. При наличии нескольких заявлений организуется группа девочек и занятия планируются в рамках общего расписания занятий под руководством учителя (как правило учителя ОБЖ или биологии).

2. Девушка согласна изучать основы военной службы совместно с мальчиками. В этом случае уроки проводятся совместно с юношами в рамках общего расписания занятий. По окончании изучения Р-7 для юношей организуются обязательные 5-ти дневные учебные сборы с выездом в воинскую часть, где их подготовка проходит в условиях, приближённых к службе в Армии.

8

Модульный принцип построения содержания предмета ОБЖ

Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

Р-1

Основы комплексной безопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства

Р-2

Защита населения

Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Р-5

Основы медицинских

знаний и оказание первой помощи

Р-7

Основы военной

службы (в том числе учебные сборы)

Р-3

Основы противодей-ствия терроризму и экстремизму в Российской Федерации







Модульный принцип построения содержания предмета ОБЖ позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязано структу­рировать тематику предмета «Основы безопасности жизне­деятельности»;

  • повысить эффективность процесса формирования у обучающихся современного уровня

культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе;

  • эффективнее использовать межпредметные связи;

  • обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и

формирования современного уровня культуры безопасности у обучающихся на третьей ступени образования;

  • более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ

Распределение часов по модулям, разделам и темам за весь период обучения в 10-11 классах.

№ МОДУЛЯ, РАЗДЕЛА

ТЕМЫ НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ, РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

13

Раздел №1

Основы безопасности личности

6

Раздел №3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

7

Модуль II.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

15

Раздел № 4

Основы здорового образа жизни

5

Раздел №5

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

10

Модуль III

Обеспечение военной безопасности государства

42

Раздел №6

Основы обороны государства

22

9

Раздел № 7

Основы военной службы (в том числе учебные сборы)

20

Резервное время

6


Учебные сборы (Юноши)

35


Медицинская подготовка (Девушки)

35(70)

Для девушек 11 класса

Раздел 4 Основы здорового образа жизни

19


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

проведения практических занятий (пятидневных учебно-полевых сборов) по основам военной службы во внеурочное время с юношами учащимися10-х классов

Темы занятий

Дни занятий

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5


1

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

1





1 час

2

Размещение и быт военнослужащих и основы безопасности военной службы.

1





1 часа

3

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

1


1


2

4 часа

4

Организация караульной службы, обязанности часового.

1




2

3 часа

5

Строевая подготовка




4

2

6 часов

6

Тактическая подготовка



3

2


5 часов

7

Огневая подготовка

1

3

1



5 часов

8

Медицинская подготовка

2





2 часа

9

РБХЗ (ЗОМП)



2



2 часа

10

Инженерная подготовка


2


1

1

4 часов

11

Физическая подготовка


2




2 часов

ИТОГО

7

7

7

7

7

35 часов

Практика

2

7

7

7

7

30 часа

Основное содержание программы

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

  • Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подго­товки человека к автономному существованию.

  • Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажи­ров. Общие обязанности водителя.

  • Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопас­ности при пожаре.

  • Обеспечение личной безопасности на водоёмах в раз­личное время года.

10

Безопасный отдых у воды. Соблюде­ние правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

  • Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, быто­вым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных си­туациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

  • Чрезвычайные ситуации природного и техногенного ха­рактера, причины их возникновения и возможные послед­ствия.

  • Рекомендации населению по правилам безопасного по­ведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

  • Военные угрозы национальной безопасности России. На­циональные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.

  • Характер современных войн и вооружённых конфлик­тов. Военный конфликт, вооружённый конфликт, локаль­ная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  • Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера

  • Нормативно-правовая база Российской Федерации в об­ласти обеспечения безопасности населения в чрезвычай­ных ситуациях.

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структу­ра и задачи.

  • Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.


11

  • Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

  • Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в тер­рористическую деятельность. Профилактика их влияния.

  • Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремист­ской деятельности.

  • Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации

  • Основные положения Конституции Российской Федера­ции, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятель­ности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены норматив­но-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

  • Роль государства в обеспечении защиты населения стра­ны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Феде­рации.

  • Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

  • Контртеррористическая операция и условия её про­ведения. Правовой режим контртеррористической опе­рации.

  • Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооружён­ных Сил Российской Федерации в пресечении между­народной террористической деятельности за пределами страны.

  • Духовно-нравственные основы противодействия терро­ризму и экстремизму

  • Значение нравственных позиций и личных качеств учащихся в формировании антитеррористического пове­дения.

  • Уголовная ответственность за участие в террористиче­ской и

12

  • экстремистской деятельности

  • Уголовная ответственность за террористическую дея­тельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятель­ности.

  • Федеральный закон «О противодействии экстремист­ской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Россий­ской Федерации об уголовной ответственности за экстре­мистскую деятельность.

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террори­стического акта

  • Правила безопасного поведения при угрозе террористи­ческого акта.

  • Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и профилактика инфекци­онных заболеваний

  • Сохранение и укрепление здоровья — важная часть под­готовки молодёжи к военной службе и трудовой деятель­ности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Ду­ховные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

  • Основные инфекционные заболевания, их классифика­ция и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие (изучается в 10 классе)

  • Здоровый образ жизни как индивидуальная система по­ведения человека, направленная на сохранение и укрепле­ние его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основ­ные составляющие здорового образа жизни.

  • Биологические ритмы и их влияние на работоспособ­ность. Основные понятия о биологических ритмах челове­ка, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.

  • Значение двигательной активности и физической куль­туры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим за­нятиям физической культурой.

  • Вредные привычки и их социальные последствия. Ку­рение и употребление алкоголя — разновидности нар­комании. Наркомания — это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от потребления наркотика. Профилактика наркомании.

13

  • Здоровье и здоровый образ жизни (изучается в 11 классе)

  • Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие поня­тия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Ги­гиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие

  • Репродуктивное здоровье. Женская половая система и ее функционирование, Здоровые родители и здоровье будущего ребенка. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Социально-демографические процессы в России, роль государства в обеспечении демографической безопасности.

Нравственность и здоровье

  • Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказы­вающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

  • Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

  • ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за зара­жение ВИЧ-инфекцией.

  • Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

  • Сердечная недостаточность и причины её возникнове­ния. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возник­новения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

  • Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разно­видности ран. Последовательность оказания первой помо­щи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

  • Основные правила оказания первой помощи.

  • Правила остановки артериального кровотечения. При­знаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей по­вязки. Правила наложения жгута.

  • Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

14

  • Первая помощь при травмах опорно-двигательного ап­парата.

  • Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

  • Первая помощь при травме в области таза, при повреж­дениях позвоночника, спины.

  • Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Не­прямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства.

Гражданская оборона — составная часть обороноспо­собности страны.

  • Гражданская оборона как составляющая обороны госу­дарства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

  • Основные виды оружия и их поражающие свойства. Ме­роприятия, проводимые по защите населения от современ­ных средств поражения.

  • Оповещение и информирование населения о чрезвычай­ных ситуациях мирного и военного времени. Действия насе­ления по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

  • Инженерная защита населения от чрезвычайных ситу­аций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных со­оружениях.

  • Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Меди­цинские средства защиты и профилактики. Правила ис­пользования средств индивидуальной защиты.

  • Организация проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

  • Организация гражданской обороны в общеобразователь­ной организации, её предназначение и задачи. План граж­данской обороны общеобразовательной организации. Обя­занности учащихся.

Вооружённые Силы Российской Федерации — защитни­ки нашего Отечества

  • История создания Вооружённых Сил Российской Феде­рации.

  • Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории го­сударства.

  • Состав Вооружённых Сил Российской Федерации и управление

15

Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Фе­дерации

  • Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

  • Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназна­чение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

  • Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначе­ние. Вооружение и военная техника Военно-морского флота.

  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная тех­ника Ракетных войск стратегического назначения.

  • Воздушно-десантные войска (ВДВ), их состав и предна­значение.

  • Войска воздушно-космической обороны.

  • Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооружённых Сил России

  • Патриотизм и верность воинскому долгу — качества за­щитника Отечества.

  • Дружба и войсковое товарищество — основа боевой го­товности частей и подразделений.

Вооружённые силы Российской Федерации — основа обороны государства

  • Основные задачи современных Вооружённых Сил России.

  • Международная (миротворческая) деятельность Воору­жённых Сил Российской Федерации.

Символы воинской чести

  • Боевое знамя воинской части — официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность.

  • Ордена — почётные награды за воинские отличия и за­слуги в бою и военной службе.

  • Военная форма одежды и знаки различия, их воспита­тельное значение.

Воинская обязанность

  • Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение

16

  • военной службы по при­зыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и про­хождение военных сборов в период пребывания в запасе.

  • Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта.

  • Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на учёт.

  • Обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

  • Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

  • Требования к индивидуальным качествам военнослужа­щих — специалистов по сходным воинским должностям.

  • Подготовка граждан по военно-учётным специально­стям, её предназначение и порядок осуществления.

  • Добровольная подготовка граждан к военной службе, её основные направления.

  • Организация медицинского освидетельствования граж­дан при постановке их на воинский учёт. Основное пред­назначение и порядок его проведения.

  • Профессиональный психологический отбор, его предна­значение и критерии определения профессиональной при­годности призывника к военной службе.

  • Увольнение с военной службы и пребывание в запасе, предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан.

Раздел 7. Основы военной службы

Размещение и быт военнослужащих

  • Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности.

  • Распределение времени и внутренний порядок в повсе­дневной деятельности военнослужащих, распорядок дня.

  • Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы.

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

  • Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте. Организация караульной службы

17

  • Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.

Строевая подготовка

  • Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без ору­жия на месте и в движении. Выход из строя и возвраще­ние в строй. Подход к начальнику и отход от него.

  • Строй отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.

Огневая подготовка

  • Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашни­кова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Тактическая подготовка

  • Современный бой. Обязанности солдата в бою.

  • Особенности военной службы

  • Правовые основы военной службы. Статус военнослужа­щего. Военные аспекты международного права. Общевоин­ские уставы.

  • Устав внутренней службы Вооружённых Сил Россий­ской Федерации. Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной, комен­дантской и караульной служб Вооружённых Сил Россий­ской Федерации. Строевой устав Вооружённых Сил Рос­сийской Федерации.

Военнослужащий — вооружённый защитник Отечества

  • Основные виды воинской деятельности. Основные осо­бенности воинской деятельности. Требования воинской де­ятельности, предъявляемые к моральным и индивидуаль­ным качествам гражданина.

  • Военнослужащий — патриот. Честь и достоинство во­еннослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Военнослужащий — специалист своего дела. Военнослужа­щий — подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

  • Основные обязанности военнослужащих.

Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации

  • Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

  • Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства).

  • Порядок вручения личному составу вооружения, воен­ной техники и стрелкового оружия.

  • Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Рос­сийской Федерации.

18

  • Прохождение военной службы по призыву

  • Призыв на военную службу. Порядок прохождения во­енной службы.

  • Размещение и быт военнослужащих.

  • Прохождение военной службы по контракту

  • Особенности военной службы по контракту.

  • Альтернативная гражданская служба.

Цели, характеризующие систему учебных действий:

Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел.1 Основы комплексной безопасности.

Ученик научится:

— Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.

— Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.

— Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.

— Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.

— Анализировать информацию о возникновении пожаров в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствиях.

— Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.

— Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.

— Обобщать знания по безопасному поведению на водоёмах в различное время года.

— Соблюдать принятые меры безопасного поведения на воде в различное время года.

— Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.

— Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.

— Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.

— Самостоятельно добывать информацию о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.

19

— Формировать систему личного безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций, если чрезвычайная ситуация застала вас дома, на улице, в школе.

— Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.

— Различать характер современных войн и Вооружённых конфликтов.

Ученик получит возможность научиться

— Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.

— Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.

— Обобщать и обрабатывать статистику имевших место чрезвычайных ситуаций природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения чрезвычайной ситуации природного характера в вашем регионе в текущем году.

— Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.

Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Ученик научится:

— Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.

— Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

— Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— Объяснять предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

Ученик получает возможность научиться:

— Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».

— Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её Функциональные и территориальные подсистемы.

20

Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Ученик научится

— Уяснять сущность терроризма и экстремизма как социального противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.

— Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность.

— Уяснять основное содержание и значение положений нормативно-правовых актов Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму.

— Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремисткой деятельности.

— Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения Российской Федерации от последствий террористической и экстремистской деятельности.

— Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.

— Формировать понимание о контртеррористической операции как основной форме пресечения террористического акта.

— Обосновывать необходимость введения правового режима во время проведения контртеррористической операции и излагать его содержание.

— Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.

— Уяснять и грамотно излагать порядок применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, в том числе за пределами территории РФ.

— Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.

Ученик получает возможность научиться:

— Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:

— терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;

— любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации;

— любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники

21

понесут заслуженное наказание;

— любая террористическая деятельность бесцельна, т. к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.

Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4 Основы здорового образа жизни.

Ученик научится:

— Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии в подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.

— Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры профилактики.

— Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.

— Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.

— Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.

— Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.

— Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём (ИППП) и их возможные последствия.

— Формировать личный стиль поведения, снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП.

— Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.

— Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время.

Ученик получает возможность научиться:

— Анализировать и оценивать состояния личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.

— Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических

22

режимов и индивидуальных возможностей.

— Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.

Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Ученик научится:

— Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.

— Последовательно выполнять приёмы при оказании первой помощи в различных неотложных состояниях.

— Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.

— Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

— Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.

— Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).

Ученик получит возможность научиться

— Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).

— Прогнозировать по характерным признакам возникновение инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.

Модуль 3.Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства.

Ученик научится:

— Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время.

— Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

23

— Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению.

— Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций.

— Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

— Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.

— Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.

— Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов — защитников Отечества.

— Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.

— Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и войсковом товариществе, являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации.

— Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.

— Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан Российской Федерации и о её предназначении.

— Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.

— Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовки к военной службе.

Ученик получит возможность научиться

— Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности.

— Формировать свое мнение об этом мероприятии, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций.

24

— Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.

— Использовать положения Военной доктрины Российской Федерации для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.

— Готовить сообщение на данную тему.

Раздел 7 Основы военной службы.

Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору.

Ученик научится

— Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.

— Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.

— Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте.

— Уяснять цели и предназначение караульной службы в войсках.

— Понимать и обосновывать положение о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи.

— Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

— Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность.

— Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих.

— Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приёмов на месте и в движении.

— Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю.

— Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

— Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

— Выполнять приёмы подготовки автомата к стрельбе и в выполнении упражнений стрельб по неподвижным целям днём.

25

— Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою.

— Уяснять и характеризовать общие обязанности солдата в современном бою.

— Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе.

— Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.

— Анализировать содержание общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.

— Формировать убеждение в необходимости целенаправленной индивидуальной подготовки к военной службе в области физической, психологической и интеллектуальной подготовок.

— Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации.

— Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.

— Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

— Характеризовать особенности военной службы по контракту и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.

— Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

— Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.

Ученик получит возможности научиться

— Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

— Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

26

— Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях Российской Федерации и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы Российской Федерации.

— Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.

— Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам.

Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:

Лекции; Беседы; Семинары; Эссе; Практические занятия.

Критерии оценки знаний обучающихся

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять

27

полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

28

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Оценка тестовых работ

Оценка «5» - ответ содержит 90-100%

Оценка «4» - ответ содержит 70-89%

Оценка «3» - ответ содержит 50-69%

Оценка «2» - ответ содержит менее 50%

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1

2

3

4

1. Нормативно-правовые документы

1

Конституция Российской Федерации

шт.

по количеству обучающихся в классе (группе)

2

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

шт.

по количеству обучающихся в классе (группе)

3

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

шт.

по количеству обучающихся в классе (группе)

2. Учебная литература

4

Учебник по основам безопасности жизнедеятельности

шт.

по количеству обучающихся

4

Учебник по основам безопасности жизнедеятельности

шт.

по количеству обучающихся

5

Наставления по стрелковому делу:

Основы стрельбы из стрелкового оружия

7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова


шт.

шт.


1

1

6

Учебное пособие по основам медицинских знаний

шт.

по количеству обучающихся

3. Учебно-наглядные пособия

29

7

Набор плакатов или электронные издания:

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Ордена России

Текст Военной присяги

Воинские звания и знаки различия


компл.


компл

шт

компл


1

1

1

1

8

Военная форма одежды

Мероприятия обязательной подготовки

граждан к военной службе

Военно-прикладные виды спорта

Военно-учётные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин

Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники

Приёмы и правила метания ручных гранат

Мины Российской армии

Индивидуальные средства защиты

Приборы радиационной разведки

Приборы химической разведки

Организация и несение внутренней службы

Строевая подготовка

Оказание первой медицинской помощи

компл.



компл.


шт.

компл



компл


шт

шт

шт

шт

шт

компл.


компл.

1



1


1

1



1


1

1

1

1

1


1


Гражданская оборона



9

Средства индивидуальной защиты:

общевойсковой противогаз

общевойсковой защитный комплект

респиратор


шт.

шт.

шт.


по количеству обучающихся

1

10

Приборы:

радиационной разведки

химической разведки


шт.

шт.


1

1

11

Бытовой дозиметр

шт.

1

12

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

шт.


1

13

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

1

14

Компас

шт.

по количеству обучающихся

15

Визирная линейка

шт.

по количеству обучающихся

16

Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ)

компл.

1

30

17

Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

шт.

1

18

Макет 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова

шт

2

19

Макеты мин противопехотных, противотанковых, гранат Ф-1,РГД-5

шт

шт

2

2

4. Медицинское имущество

20

Индивидуальные средства медицинской защиты:

аптечка АИ

пакеты перевязочные ППИ

пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11



шт.

шт.

шт.



1

1

1

21

Индивидуальные средства медицинской защиты:

аптечка АИ

пакеты перевязочные ППИ

пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11



шт.

шт.

шт.



1

1

1

22

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC

шт.

1


Учебно-методический комплекс:

1.Смирнов А.Т., Хренников Б.О./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2016

2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 – 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016

3. Борсаков В.И., Хренников Б.О./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Организация учебных сборов. 10 класс. – М.: Просвещение, 2016.

4. Смирнов А.Т., Хренников Б.О./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2016

6. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В./ под ред. Смирнова А.Т. ОБЖ. Основы медицинских знаний. Комплект демонстрационных плакатов с методическими рекомендациями. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2013

7. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.Т. Смирнова. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2016

8. Хренников Б.О. Дурнев Р.А., Маслов М.В./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник ситуативных задач. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2013

9. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В./под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2016

31


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!