СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 73»






Рассмотрено на заседании

МО__________________

__________________________



Принято на заседании

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 73

_______________________


методического совета

Н.Е.Ермолина

Протокол № ____ от ________

Протокол № _______от

«___»_____________20__г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

для 10 А класса









Программа составлена на основе:


1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

2. ООП СОО МБОУ СШ № 73

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10–11 классы: учебно-методическое пособие / С. В.Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с.




Учитель Гилязова Елена Николаевна

высшая квалификационная категория





Архангельск

2020


Рабочая программа предмета ОБЖ для 10 А класса, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, образовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений». Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.

Рабочая программа обеспечена учебником, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы. Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.

Программа учебного предмета ОБЖ рассчитана на обучение в 10 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.

Количество контрольных работ – 1.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОБЖ В 10 КЛАССЕ

Личностные

• сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности);

• выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей;

• сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности;

• сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии;

• сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни;

• выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;

• сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;

• морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;

• воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам;

• воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;

• уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.


Метапредметные

• сформированность у учащихся современной системы взглядов на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания, и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• сформированность у учащихся современной системы взглядов на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.

• умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;

• умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности;

• поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;

• умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;

• умение логически обоснованно доказывать следующие положения:

- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;

- террористическая деятельность бесцельна;

- наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно;

• умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;

• умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;

• умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;

• умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;

• умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;

• умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;

• умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации;


• умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества.


Предметные результаты (базовый уровень)

Ученик научится:

• поддерживать устойчивый интерес и потребность к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни;

• осознавать культуру безопасности жизнедеятельности, в том числе экологическую культуру, как жизненно важную социально-нравственную позицию личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз;

• понимать роль государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз;

• ориентироваться на здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни;

• пониманию необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.);

• основным мерам и правилам поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны;

• умению оказывать первую помощь пострадавшим;

• умению применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умению проектировать модели личного безопасного поведения.

Ученик получит возможность научиться:

• гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе в современных условиях;

• личной гражданской позиции негативного отношения к идеологии экстремизма, терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера;

• действовать в распространённых опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• узнать основы обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан);

• основам медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


знать/понимать

• правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

• правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

• правила безопасного поведения на воде;

• о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;

• правила поведения в криминогенных, ситуациях;

• правила поведения на природе;

• правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

• о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;

• об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

• об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;

• об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;

• основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма.

владеть навыками:

• безопасного поведения на дорогах;

• использования первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;

• оказания помощи терпящим бедствие на воде;

• определение сторон горизонта, движения по азимуту, по разведению костра и приготовлению пищи на костре;

• выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, по использованию индивидуальных средств защиты;

• оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах;


иметь представление:

• об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях;

• о ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, а также о правилах безопасного поведения;

• об основах здорового образа жизни.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства


Тема 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

человека в современной среде обитания (5 часов)

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Тема 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 часов)

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Тема 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 часов)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.


Раздел 2. Военная безопасность государства


Тема 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 часов)

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.


Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 часов)

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.


Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


Тема 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 часов)

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Промежуточная аттестация


Тема 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (4 часа)

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.



Тематическое планирование

10 класс

Номер урока

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

Тема 1.

Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч)

1

Культура безопасности жизнедеятельности человека

в современной среде обитания

1час

2

Междисциплинарные основы теории безопасности

жизнедеятельности

1 час

3

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

1 час

4

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

1 час


5

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

1 час

Тема 2.

Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 ч)

1(6)

Права и обязанности государства и граждан

России по обеспечению безопасности жизнедеятельности

1час

2(7)

Защита национальной безопасности государства

от военных угроз

1 час

3(8)

Защита личности, общества, государства от угроз

социального характера

1час

4(9)

Противодействие экстремизму

1 час

5(10)

Противодействие терроризму, наркотизму

в Российской Федерации

1 час

Тема 3.

Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 ч)

1(11)

Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1 час

2(12)

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны

по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

1 час

3(13)

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера

1час

4(14)

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1 час

5(15)

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

1 час

Тема 4.

Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч)

1(16)

Защита населения и территорий от военной опасности,

оружия массового поражения и современных обычных

средств поражения

1час

2(17)

Защита населения и территорий от радиационной опасности

1 час

3(18)

Средства коллективной защиты от оружия массового

поражения

1час

4(19)

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности

1 час

5(20)

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

1 час

Тема 5.

Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч)

1(21)

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы

1час

2(22)

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации

1 час

3(23)

Воинская обязанность и военная служба

1час

4(24)

Права и обязанности военнослужащих

1 час

5(25)

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1 час


Тема 6.

Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч)


1(26)

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие

1час

2(27)

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики

1 час

3(28)

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики

1час

4(29)

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем

1 час

5(30)

Промежуточная аттестация в форме теста

1 час

Тема 7.

Оказание первой помощи при неотложных состояниях (4 ч)

1(31)

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.

1час

2(32)

Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

1час

3(33)

Первая помощь при кровотечениях, ранениях

1 час

4(34)

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация.

1 час


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

«5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

«4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат, в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

«3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

«2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

«1» получает учащийся, не отвечающий на вопрос. Отсутствие письменной работы.


Темы проектов для 10 класса

Алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (по выбору).

Будущее без терроризма, терроризм без будущего.

Бросить курить сейчас!

Безопасность подростков при использовании современных технологий.

Выдающиеся соотечественники о вредных привычках.

Влияние человеческого фактора на возникновение ЧС техногенного характера.

Генномодифицированные продукты: за и против.

Здоровье не купишь - его разум дает.

Значение жиров, белков и углеводов в питании подростков.

Защита Отечества – долг каждого гражданина.

Компьютерная зависимость и здоровье человека.

Каждому необходима личная безопасность.

Месячный оптимальный рацион питания школьника на основе местной традиционной кухни и норм здорового питания.

Наследственные заболевания.

Обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибов нашего региона.

Опасности, подстерегающие современную молодежь.

Особенности режима труда и отдыха подростков.

Опасные природные явления, характерные для города Архангельска.

Организация безопасности населения города Архангельска, взаимодействие структур города по предупреждению и ликвидации ЧС.

Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи?

Пожар в жилом помещении.

Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения.

Расчет недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.

Система оптимального использования учебной информации в процессе обучения.

Твоя жизнь - твой выбор. Опасность употребления табака, алкоголя, наркотиков для здоровья и безопасности человека.

Угроза военной безопасности России.

Характеристика экологической обстановки нашего региона.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!