Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 73»
Рассмотрено на заседании МО__________________ __________________________ | Принято на заседании | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 73 _______________________ |
| методического совета | Н.Е.Ермолина |
Протокол № ____ от ________ | Протокол № _______от | «___»_____________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
для 10 А класса
Программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
2. ООП СОО МБОУ СШ № 73
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10–11 классы: учебно-методическое пособие / С. В.Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с.
Учитель Гилязова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
Архангельск
2020
Рабочая программа предмета ОБЖ для 10 А класса, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, образовательной программе МБОУ СШ №73. Программа разработана на основе программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений». Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Рабочая программа обеспечена учебником, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы. Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Программа учебного предмета ОБЖ рассчитана на обучение в 10 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Количество контрольных работ – 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОБЖ В 10 КЛАССЕ
Личностные
• сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности);
• выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей;
• сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности;
• сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии;
• сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни;
• выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
• сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
• морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;
• воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам;
• воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;
• уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.
Метапредметные
• сформированность у учащихся современной системы взглядов на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания, и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• сформированность у учащихся современной системы взглядов на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.
• умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;
• умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности;
• поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;
• умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;
• умение логически обоснованно доказывать следующие положения:
- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
- террористическая деятельность бесцельна;
- наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно;
• умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;
• умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;
• умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;
• умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
• умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
• умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;
• умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации;
• умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметные результаты (базовый уровень)
Ученик научится:
• поддерживать устойчивый интерес и потребность к получению знаний, способствующих безопасному образу жизни;
• осознавать культуру безопасности жизнедеятельности, в том числе экологическую культуру, как жизненно важную социально-нравственную позицию личности, а также средства, повышающего защищённость личности, общества и государства от отрицательных последствий влияния человеческого фактора и от внешних и внутренних угроз;
• понимать роль государства, российского законодательства и государственных служб в защите населения от внешних и внутренних угроз;
• ориентироваться на здоровый образ жизни и здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни;
• пониманию необходимости негативного отношения к наркомании, алкоголизму, токсикомании и необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, употребления алкоголя и др.);
• основным мерам и правилам поведения и защиты в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны;
• умению оказывать первую помощь пострадавшим;
• умению применять полученные знания на практике, действовать с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умению проектировать модели личного безопасного поведения.
Ученик получит возможность научиться:
• гражданской патриотической позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе в современных условиях;
• личной гражданской позиции негативного отношения к идеологии экстремизма, терроризма, а также к асоциальному поведению и другим действиям противоправного характера;
• действовать в распространённых опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• узнать основы обороны государства (законодательных актов об обороне государства и воинской обязанности граждан);
• основам медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах, отравлениях и различных видах поражений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать
• правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
• правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
• правила безопасного поведения на воде;
• о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
• правила поведения в криминогенных, ситуациях;
• правила поведения на природе;
• правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
• о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
• об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
• об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;
• об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;
• основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма.
владеть навыками:
• безопасного поведения на дорогах;
• использования первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;
• оказания помощи терпящим бедствие на воде;
• определение сторон горизонта, движения по азимуту, по разведению костра и приготовлению пищи на костре;
• выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, по использованию индивидуальных средств защиты;
• оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах;
иметь представление:
• об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях;
• о ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, а также о правилах безопасного поведения;
• об основах здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Тема 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания (5 часов)
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Тема 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 часов)
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Тема 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 часов)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Тема 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 часов)
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 часов)
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 часов)
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Промежуточная аттестация
Тема 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (4 часа)
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Тематическое планирование
10 класс
Номер урока | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
Тема 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч) |
1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания | 1час |
2 | Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности | 1 час |
3 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 1 час |
4 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 1 час |
5 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 1 час |
Тема 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 ч) |
1(6) | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности | 1час |
2(7) | Защита национальной безопасности государства от военных угроз | 1 час |
3(8) | Защита личности, общества, государства от угроз социального характера | 1час |
4(9) | Противодействие экстремизму | 1 час |
5(10) | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации | 1 час |
Тема 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 ч) |
1(11) | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 час |
2(12) | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях | 1 час |
3(13) | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера | 1час |
4(14) | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 час |
5(15) | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. | 1 час |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч) |
1(16) | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения | 1час |
2(17) | Защита населения и территорий от радиационной опасности | 1 час |
3(18) | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения | 1час |
4(19) | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности | 1 час |
5(20) | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи | 1 час |
Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) |
1(21) | Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы | 1час |
2(22) | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 час |
3(23) | Воинская обязанность и военная служба | 1час |
4(24) | Права и обязанности военнослужащих | 1 час |
5(25) | Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 час |
| Тема 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч) | |
1(26) | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие | 1час |
2(27) | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики | 1 час |
3(28) | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики | 1час |
4(29) | Профилактика заболеваний, передающихся половым путем | 1 час |
5(30) | Промежуточная аттестация в форме теста | 1 час |
Тема 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (4 ч) |
1(31) | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. | 1час |
2(32) | Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. | 1час |
3(33) | Первая помощь при кровотечениях, ранениях | 1 час |
4(34) | Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. | 1 час |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
«5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
«4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат, в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
«3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
«2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
«1» получает учащийся, не отвечающий на вопрос. Отсутствие письменной работы.
Темы проектов для 10 класса
Алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (по выбору).
Будущее без терроризма, терроризм без будущего.
Бросить курить сейчас!
Безопасность подростков при использовании современных технологий.
Выдающиеся соотечественники о вредных привычках.
Влияние человеческого фактора на возникновение ЧС техногенного характера.
Генномодифицированные продукты: за и против.
Здоровье не купишь - его разум дает.
Значение жиров, белков и углеводов в питании подростков.
Защита Отечества – долг каждого гражданина.
Компьютерная зависимость и здоровье человека.
Каждому необходима личная безопасность.
Месячный оптимальный рацион питания школьника на основе местной традиционной кухни и норм здорового питания.
Наследственные заболевания.
Обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибов нашего региона.
Опасности, подстерегающие современную молодежь.
Особенности режима труда и отдыха подростков.
Опасные природные явления, характерные для города Архангельска.
Организация безопасности населения города Архангельска, взаимодействие структур города по предупреждению и ликвидации ЧС.
Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи?
Пожар в жилом помещении.
Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения.
Расчет недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.
Система оптимального использования учебной информации в процессе обучения.
Твоя жизнь - твой выбор. Опасность употребления табака, алкоголя, наркотиков для здоровья и безопасности человека.
Угроза военной безопасности России.
Характеристика экологической обстановки нашего региона.