Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Рассмотрено на заседании МС Протокол от «27» августа 2021 г. №1 | Согласовано заместитель директора по УВР ___________М.Б.Заитова «30»августа 2021г | Утверждено Приказом МБОУ « СОШ №15» от «30»августа 2021г.№ 369 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
10 класс
среднее общее образование
2021-2022 учебный год.
Составитель:
Лоза Наталья Петровна
учитель ОБЖ
2021 г.
Пояснительная записка.
Программа основы безопасности жизнедеятельности в 10 классе составлена на основании авторской программы Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень 10-11 классы С.В.Ким.
Программа составлена в соответствии с учебным планом предмет изучается в 10 классе по одному часу в неделю: 35 часов.Так как уроки выпали на праздничные дни, темы уроков №9 и №10 «Противодействие экстремизму» и «Противодействие терроризму, наркотизму в Российской федераций»; №11 и №12 «Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)» и «Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»; №28 и №29 «Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики» и «Факторы риска неинфекционных заболеваний их меры профилактики» объеденены и будут выданы за 1 урок. Фактически в 10 классе 32 часа.
По окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы.
Планируемые результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности 10-11 класс:
Личностные результаты:
развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты: предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают
умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
умения коммуникативные:
взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятновыражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
умения регулятивные (организационные):
саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;
владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Содержание
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности,
общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Тематическое планирование 10 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Основы безопасности личности, общества, государства | 15 |
2 | Военная безопасность государства | 10 |
3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
4 | итого | 35 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества (15 ч) Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч) |
1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания | 06.09 | |
2 | Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности | 13.09 | |
3 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 20.09 | |
4 | Медико-биологоческие основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 27.09 | |
5 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания | 04.10 | |
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 ч) |
6 | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности | 11.10 | |
7 | Защита национальной безопасности государства от военных угроз | 18.10 | |
8 | Защита личности, общества, государства от угроз социального характера | 25.10 | |
9 | Противодействие экстремизму | 08.11 | |
10 | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской федераций |
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий Россий в чрезвычайных ситуациях (5 ч) |
11 | Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 15.11 | |
12 | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях |
13 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера | 22.11 | |
14 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 29.11 | |
15 | Чрезвычайные ситуаций на инженерных сооружениях, дорогах. Страхование | 06.12 | |
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч) Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч) |
16 | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения | 13.12 | |
17 | Защита населения и территорий от радиационной опасности | 20.12 | |
18 | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения | 27.12 | |
19 | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности | 10.01 | |
20 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи | 17.01 | |
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) |
21 | Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы | 24.01 | |
22 | Состав Вооружённых Сил Российской Федерации | 31.01 | |
23 | Воинская обязанность и военная служба | 07.02 | |
24 | Права и обязанности военнослужащих | 14.02 | |
25 | Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации | 21.02 | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Глава 6. Факторы риска нарушения здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч) |
26 | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья | 28.02 | |
27 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 14.03 | . |
28 | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики | 21.03 | |
29 | Факторы риска неинфекционных заболеваний их меры профилактики |
30 | Профилактика заболеваний передающихся половым путем | 04.04 | |
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч) |
31 | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок | 11.04 | |
32 | Правила оказания первой помощи при травмах | 18.04 | |
33 | Первая помощь при кровотечениях, ранениях | 16.05 | |
34 | Первая помощь: сердечно-легочная реанимация | 23.05 | |
35 | Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах | 30.05 | |
Лист внесения изменений
Дата проведения | Дата проведения | Тема урока | Основание для |
урока | урока фактическая | | внесения изменений в |
планируемая | | | программу (номер, |
| | | дата приказа, причина) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |