Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/ С.А. Деев / Протокол ШМО №_1_ от « 28 »августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________/ Н.О. Чиркова/ «30»августа 2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Школа №32» ____________/ Т.Н. Умерникова/ Приказ №____ от «30»августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ОБЖ»
5 класс (базовый уровень)
Срок реализации: 1 год
Авторы: учителя ОБЖ В.И. Кирков, Е.Н. Ефремов
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № _____
от «____» __________2019 г.
2019-2020 учебный год
г. Балашиха
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 5 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»
примерной программы по предмету ОБЖ;
Положение МБОУ «Школа №32» № 19 от 29.08.2016 г. «О рабочей программе»
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 5 классов разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности;
Планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
авторской программы по Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. -М.: Просвещение. 2011г.;
учебника Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 5 класс. -М.: Просвещение 2012 г.
УМК:
Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 5 класс. -М.: Просвещение 2012 г. Линия учебно-методических комплексов под общей редакцией кандидата педагогических наук А.Т. Смирнова переработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, примерной программой по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и рабочей программой А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, а также основными положениями «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Целью реализации рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «ОБЖ» является усвоение содержания учебного предмета «ОБЖ» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
Цели и задачи учебного курса:
Цели:
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать первую помощь пострадавшим.
Задачи:
формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;
формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;
умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);
знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;
владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;
умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;
владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.
Место предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ «Школа №32» на 2019-2020 учебный год отводит 35 часов для изучения учебного предмета «ОБЖ» в 5 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим учебный предмет «ОБЖ» реализуется в 5-х классах в объеме 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
2. Метапредметные результаты
2.1. Регулятивные:
2.2. Познавательные:
2.3. Коммуникативные:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3. Предметные результаты освоения учебного предмета
Тематический блок/модуль | Планируемые предметные результаты |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Модуль 1. Безопасность человека в опасных ситуациях | • классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения; | • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья и их возможные последствия; | • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. •использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих; готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при отравлении угарным газом и никотином. |
Содержание учебного предмета
5 класс, 35 часов
Модуль I. Безопасность человека в опасных ситуациях
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
- Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
- Безопасность на дорогах Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Тема 3. Опасные ситуации природного характера
- Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации
техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)
Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.
Тема 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел П. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека
- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма, курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания
- Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1 | | | |
М | Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | | |
Р-I | Раздел 1. Безопасность человека в опасных ситуациях. | 15 | |
| Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | |
1 | Город, как среда обитания | 1 | |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | |
3 | Особенности природных условий в городе. | 1 | |
4 | Взаимоотношения людей , проживающих в городе, и безопасность. | 1 | |
5 | Безопасность в повседневной жизни. | 1 | |
| Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера | 6 | |
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | |
7 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | |
8 | Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. | 1 | |
9 | Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства. | 1 | |
10 | Пожарная безопасность | 1 | |
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | |
| Тема 3. Опасные ситуации природного характера | 2 | |
12 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | |
13 | Безопасность на водоемах. | 1 | |
| Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | |
14 | ЧС природного характера | 1 | |
15 | ЧС техногенного характера. | 1 | |
Р-2 | Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ | | |
| Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | 3 | |
16 | Контрольная работа | 1 | 1 |
17 | Антиобщественное поведение и его опасность .Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | |
18 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 1 | |
| Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства. | 4 | |
19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения | 1 | |
20 | Виды экстремистской и террористической деятельности | 1 | |
21 | Виды террористических актов и их последствия | 1 | |
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 1 | |
М | Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | | |
Р-3 | Раздел 3. Основы здорового образа жизни | | |
| Тема 7. Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ | 3 | |
23 | О здоровом образе жизни | 1 | |
24 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья | 1 | |
25 | Рациональное питание. Гигиена питания. | 1 | |
| Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье | 2 | |
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек . | 1 | |
Р-4 | Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | | |
| Тема 9. Первая помощь и правила ее оказания | 8 | |
28 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. | 1 | |
29 | Первая медицинская помощь ушибах | 1 | |
30 | Оказание ПМП при вывихе | 1 | |
31 | Оказание ПМП при ушибах, ссадинах. (практическое занятие) | 1 | |
32 | Оказание ПМП при носовом кровотечении | 1 | |
33 | ПМП при отравлениях | 1 | |
34 | ПМП при отравлениях (практическое занятие) | 1 | |
35 | Контрольная работа | 1 | 1 |
| Всего | 35 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс, 35 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план (указывается номер недели) | Дата факт (указывается фактическая дата проведения) |
Раздел 1. Безопасность человека в опасных ситуациях. |
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека |
1.. | Город, как среда обитания | 1 | 03.09 | |
2. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | 10.09 | |
3. | Особенности природных условий в городе. | 1 | 17.09 | |
4. | Взаимоотношения людей , проживающих в городе, и безопасность. | 1 | 24.09 | |
5. | Безопасность в повседневной жизни. Тест | 1 | 01.10 | |
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера |
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | 08.10 | |
7 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | 15.10 | |
8 | Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. | 1 | 22.10 | |
9 | Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства. | 1 | 05.11 | |
10 | Пожарная безопасность | 1 | 12.11 | |
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | 19.11 | |
| Тема 3. Опасные ситуации природного характера | | | |
12 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | 26.11 | |
13 | Безопасность на водоемах. | 1 | 03.12 | |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
14 | ЧС природного характера | | 10.12 | |
15 | ЧС техногенного характера. | | 17.12 | |
Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ |
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение |
16 | Контрольная работа | 1 | 24.12 | |
17 | Антиобщественное поведение и его опасность .Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | 14.01 | |
18 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 1 | 21.01 | |
Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства. |
19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения | 1 | 28.01 | |
20 | Виды экстремистской и террористической деятельности | 1 | 04.02 | |
21 | Виды террористических актов и их последствия | 1 | 11.02 | |
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 1 | 18.02 | |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни |
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ |
23 | О здоровом образе жизни | 1 | 25.02 | |
24 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья | 1 | 03.03 | |
25 | Рациональное питание. Гигиена питания. | 1 | 10.03 | |
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье |
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | 17.03 | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | 1 | 30.03 | |
Тема 9. Первая помощь и правила ее оказания |
28 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. | 1 | 07.04 | |
29 | Первая медицинская помощь ушибах | 1 | 14.04 | |
30 | Оказание ПМП при вывихе | 1 | 21.04 | |
31 | Оказание ПМП при ушибах, ссадинах. (практическое занятие) | 1 | 28.04 | |
32 | Оказание ПМП при носовом кровотечении | 1 | 05.05 | |
33 | ПМП при отравлениях | 1 | 12.05 | |
34 | ПМП при отравлениях (практическое занятие) | 1 | 19.05 | |
35 | Контрольная работа | 1 | 26.05 | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |