ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета ОБЖ в 7 классе разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами основного общего образования, составлена на основе комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 5-9 классов, разработанной авторами А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.; под ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Разработку программы регламентируют следующие нормативные документы:
1. Конвенция по правам ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Федеральный закон «Об образовании в России» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
5. Приказ Министерства образования Российской Федерации "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" от 31.12.2015 N 1577;
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» №253 от 31.03.2014г.;
7. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253» , от 20.06.2017г. №581;
8. Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2018-2019 учебный год»;
9. Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» №24/4.11-485 от 08.08.2014г.;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г.;
11. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Белая Калитва, Ростовской области;
12. Общеобразовательная программа МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 уч. год;
13. Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год.
Срок реализации рабочей программы 5 лет.
Календарно-тематическое планирование на 7а класс к рабочей программе рассчитано на 35 недель, 35ч в год – 1 ч в неделю.
Календарно-тематическое планирование на 7б класс к рабочей программе рассчитано на 35 недель, 33ч в год – 1 ч в неделю. Количество часов уменьшилось в связи с изменением количества рабочих дней в году. Урок выпал на 2 мая, 9 мая – праздничные дни. В связи с этим произошло уплотнение часов.
Планируемые результаты изучения курса «ОБЖ»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени федерального компонента, 35 часа в год.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 7 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.; под ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные стандартом основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнов (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ обучающихся и др.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения обучающийся научится:
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
Обучающийся получит возможность научиться:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
проявление бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- находить в тексте требуемую информацию;
- определять свое отношение к природной среде;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные:
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I . Основы комплексной безопасности
1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.
3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи.
4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика.
Цунами и их характеристика. Снежные лавины.
5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
6. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
7. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
8. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения.
Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков. Защита населения от цунами.
9. Защита населения от природных пожаров.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
10. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму .
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел IV. Основы здорового образа жизни.
11. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
12. Первая помощь при неотложных состояниях.
Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д.
Тематическое планирование
Раздел программы, темы | Общее кол-во часов | Тестовые работы | Контрольные работы |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 16 | 1 | 1 |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | | |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 3 | | |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | 3 | 1 | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 5 | | 1 |
итого | 35 | 2 | 2 |
4.Календарно-тематическое планирование 7а класса
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание |
|
факт | прим |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1 | 3.09 | | Различные природные явления. | 1 | Знать определения: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Знать классификацию природных явлений по месту возникновения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 1.1, задание на стр. 8. Перечислить природные явления наиболее характерные для своего региона. |
2 | 10.09 | | Общая характеристика природных явлений. | 1 | Знать основные группы опасных природных явлений. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 1.2, задание на стр.15. Письменное задание. |
3 | 17.09 | | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | Уметь соотносить происходящее явление виду чрезвычайной ситуации. Формирование ответственного отношения к учению. | № 1.3, задание на стр. 21. Практикум. |
4 | 24.09 | | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и возможные последствия. | 1 | Знать причины землетрясений; сейсмически активные районы России. Уметь определять силу и интенсивность землетрясения по шкале Меркалли. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 2.1, задание на стр.29-30. Примеры крупных землетрясений. Практикум. |
5 | 1.10 | | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | Знать комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Уметь действовать по сигналу «Внимание всем!» Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 2.2, задание на стр. 35. Письменное задание. |
6 | 8.10 | | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | Уметь действовать в различных ситуациях: при подготовке к землетрясению, если землетрясение началось; если землетрясение началось неожиданно; после землетрясения. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время землетрясения. | № 2.3, задание на стр. 43-44. Составить план действий. Практикум. |
7 | 15.10 | | Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов. | 1 | Знать расположение вулканов на Земле; причины образования вулканов; типы вулканов. Уметь находить вулканы на карте. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 2.4, задание на стр. 51. Работа по контурной карте. Сообщение. |
8 | 22.10 | | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | Знать последствия извержения вулканов. Уметь действовать, если поступило сообщение о проснувшемся вулкане. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время извержения вулкана. | № 2.5, задание на стр. 57. Подготовить сообщение о вулкане. |
9 | 5.11 | | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 1 | Знать причины и последствия оползней; обвалов. Уметь действовать при угрозе оползня; обвала. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время оползня и обвала. | № 2.6, задание на стр. 65-66. Вопросы. Практикум. |
10 | 12.11 | | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | Знать причины возникновения; возможные последствия ураганов и бурь. Уметь определять силу ветра по шкале Бофорта. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 3.1, задание на стр. 74. Практикум. |
11 | 19.11 | | Защита населения от последствий ураганов и бурь.
| 1 | Знать профилактические меры по защите населения от последствий ураганов и бурь. Уметь действовать: после получения сигнала о штормовом предупреждении; при урагане. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения урагана и бури. | № 3.2, задание на стр. 78. Написать инструкцию поведения во время бури и урагана. |
12 | 26.11 | | Смерчи. (Тестовая работа) | 1 | Знать причины и последствия смерча. Уметь действовать при угрозе смерча и во время смерча. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения смерча. | № 3.3, задание на стр. 83. Подготовить сообщение. Практикум. |
13 | 3.12 | | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | Знать виды наводнений: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон; причины их возникновения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 4.1, задание на стр. 89. Примеры наводнений в РФ. |
14 | 10.12 | | Защита населения от последствий наводнений. | 1 | Знать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 4.2, задание на стр. 93. Письменное задание. |
15 | 17.12 | | Контрольная работа №1 | 1 | | |
16 | 24.12 | | Сели и их характеристика. | 1 | Знать районы РФ, на которых образуются селевые бассейны; причины и последствия селевого потока. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 4.4, задание на стр. 101. Подготовить сообщение. |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) |
17 | 14.01 | | Защита населения от последствий селевых потоков. | 1 | Уметь действовать угрозе и во время селя. Знать способы защиты от последствий селевых потоков. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения селя. | № 4.5, задание на стр.104. Порядок поведения при угрозе возникновения селя. |
18 | 21.01 | | Цунами и их характеристика. | 1 | Знать причины и последствия цунами. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 4.6, задание на стр. 109. Примеры цунами XXI века. |
19 | 28.01 | | Защита населения от цунами. | 1 | Уметь действовать во время цунами, после него. Знать, как подготовиться к цунами. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения цунами. | № 4.7, задание на стр. 113. Составить план личной безопасности во время цунами. |
20 | 4.02 | | Снежные лавины. | 1 | Уметь действовать в лавиноопасных зонах. Знать лавиноопасные районы РФ. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения снежной лавины. | № 4.8, задание на стр. 117-118. Практикум. |
21 | 11.02 | | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 1 | Знать регионы России, наиболее подверженные возникновению лесных пожаров на лесных площадях. Уметь соблюдать меры пожарной безопасности в лесу. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 5.1, задание на стр. 124. Практикум. |
22 | 18.02 | | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | 1 | Знать способы тушения небольшого пожара в лесу. Уметь соблюдать правила безопасного поведения при угрозе возникновения и во время пожара в лесу. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения лесного и торфяного пожара. | № 5.2, задание на стр. 130-131. Записать меры пожарной безопасности в лесу. Практикум. |
23 | 25.02 | | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. | 1 | Соблюдать правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Знать инфекционные болезни; пути распространения инфекции. Усвоение правил личной гигиены. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 5.3, задание на стр. 139. Вопросы. Практикум. |
24 | 4.03 | | Эпизоотии и эпифитотии. | 1 | Знать понятия: эпизоотии, эпифитотии. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 5.4, задание на стр. 142. Ответить письменно на вопросы. |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) |
25 26 | 11.03 18.03 | | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | 2 | Знать факторы и социальные явления, способствующие вовлечению человека в террористическую деятельность. Знать уголовную ответственность за телефонный терроризм. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления. | № 6.1, задание на стр. 154-155. Ответить на вопросы. Практикум. |
27 | 1.04 | | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения. | 1 | Уметь строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования и нравственного поведения. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формироваие антиэкстремистского и антитеррористического мышления. | № 6.2, задание на стр. 167-168. Письменное задание. |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) |
28 | 8.04 | | Психологическая уравновешенность | 1 | Знать, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность. Уметь воспитывать в себе нравственные качества. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | № 7.1, задание на стр. 175. Психологичес-кий тест. |
29 | 15.04 | | Стресс и его влияние на человека. (Тестовая работа) | 1 | Уметь контролировать свои эмоции. Знать о пагубном влиянии стресса на здоровье человека. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | № 7.2, задание на стр. 179. Сообщение «Влияние стресса на состояние здоровья человека». | | | | Возникновение страха и паники при стихийном бедствии, их признаки и влияние на психику человека. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера |
30 | 22.04 | | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | Соблюдать правила личной гигиены. Знать особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 7.3, задание на стр. 182. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
31 | 29.04 | | Общие правила оказания первой помощи. | 1 | Уметь быстро вызывать бригаду скорой помощи. Знать порядок действий первой помощи. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 8.1, задание на стр. 186. Практикум. |
32 | 6.05 | | Оказание первой помощи при наружном кровотечении. | 1 | Знать способы остановки артериального кровотечения; точки пальцевого прижатия артерий. Уметь оказывать ПМП при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении. Усвоение правил оказания ПМП при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении. | № 8.2, задание на стр. 192. Практикум. Сообщение «Метод пальцевого прижатия артерий». |
33 | 13.05 | | Оказание первой помощи при ушибах и переломах. | 1 | Уметь накладывать повязки. Знать ПМП при ушибе и переломе. Усвоение правил оказания ПМП при ушибе и переломе. | № 8.3, задание на стр. 197. Практикум. |
34 | 20.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
35 | 27.05 | | Общие правила транспортировки пострадавшего. | 1 | Уметь транспортировать пострадавшего различными способами. Усвоение правил транспортировки пострадавшего. | № 8.4, задание на стр. 199. Практикум. |
4.Календарно-тематическое планирование 7б класса
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание |
|
факт | прим |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1 | 6.09 | | Различные природные явления. | 1 | Знать определения: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Знать классификацию природных явлений по месту возникновения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 1.1, задание на стр. 8. Перечислить природные явления наиболее характерные для своего региона. |
2 | 13.09 | | Общая характеристика природных явлений. | 1 | Знать основные группы опасных природных явлений. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 1.2, задание на стр.15. Письменное задание. |
3 | 20.09 | | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | Уметь соотносить происходящее явление виду чрезвычайной ситуации. Формирование ответственного отношения к учению. | № 1.3, задание на стр. 21. Практикум. |
4 | 27.09 | | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и возможные последствия. | 1 | Знать причины землетрясений; сейсмически активные районы России. Уметь определять силу и интенсивность землетрясения по шкале Меркалли. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 2.1, задание на стр.29-30. Примеры крупных землетрясений. Практикум. |
5 | 4.10 | | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | Знать комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Уметь действовать по сигналу «Внимание всем!» Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 2.2, задание на стр. 35. Письменное задание. |
6 | 11.10 | | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | Уметь действовать в различных ситуациях: при подготовке к землетрясению, если землетрясение началось; если землетрясение началось неожиданно; после землетрясения. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время землетрясения. | № 2.3, задание на стр. 43-44. Составить план действий. Практикум. |
7 | 18.10 | | Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов. | 1 | Знать расположение вулканов на Земле; причины образования вулканов; типы вулканов. Уметь находить вулканы на карте. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 2.4, задание на стр. 51. Работа по контурной карте. Сообщение. |
8 | 25.10 | | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | Знать последствия извержения вулканов. Уметь действовать, если поступило сообщение о проснувшемся вулкане. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время извержения вулкана. | № 2.5, задание на стр. 57. Подготовить сообщение о вулкане. |
9 | 8.11 | | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 1 | Знать причины и последствия оползней; обвалов. Уметь действовать при угрозе оползня; обвала. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время оползня и обвала. | № 2.6, задание на стр. 65-66. Вопросы. Практикум. |
10 | 15.11 | | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | Знать причины возникновения; возможные последствия ураганов и бурь. Уметь определять силу ветра по шкале Бофорта. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 3.1, задание на стр. 74. Практикум. |
11 | 22.11 | | Защита населения от последствий ураганов и бурь.
| 1 | Знать профилактические меры по защите населения от последствий ураганов и бурь. Уметь действовать: после получения сигнала о штормовом предупреждении; при урагане. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения урагана и бури. | № 3.2, задание на стр. 78. Написать инструкцию поведения во время бури и урагана. |
12 | 29.11 | | Смерчи. (Тестовая работа) | 1 | Знать причины и последствия смерча. Уметь действовать при угрозе смерча и во время смерча. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения смерча. | № 3.3, задание на стр. 83. Подготовить сообщение. Практикум. |
13 | 6.12 | | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | Знать виды наводнений: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон; причины их возникновения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 4.1, задание на стр. 89. Примеры наводнений в РФ. |
14 | 13.12 | | Защита населения от последствий наводнений. | 1 | Знать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 4.2, задание на стр. 93. Письменное задание. |
15 | 20.12 | | Контрольная работа №1 | 1 | | |
16 | 27.12 | | Сели и их характеристика. | 1 | Знать районы РФ, на которых образуются селевые бассейны; причины и последствия селевого потока. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 4.4, задание на стр. 101. Подготовить сообщение. |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) |
17 | 17.01 | | Защита населения от последствий селевых потоков. | 1 | Уметь действовать угрозе и во время селя. Знать способы защиты от последствий селевых потоков. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения селя. | № 4.5, задание на стр.104. Порядок поведения при угрозе возникновения селя. |
18 | 24.01 | | Цунами и их характеристика. | 1 | Знать причины и последствия цунами. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | № 4.6, задание на стр. 109. Примеры цунами XXI века. |
19 | 31.01 | | Защита населения от цунами. | 1 | Уметь действовать во время цунами, после него. Знать, как подготовиться к цунами. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения цунами. | № 4.7, задание на стр. 113. Составить план личной безопасности во время цунами. |
20 | 7.02 | | Снежные лавины. | 1 | Уметь действовать в лавиноопасных зонах. Знать лавиноопасные районы РФ. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения снежной лавины. | № 4.8, задание на стр. 117-118. Практикум. |
21 | 14.02 | | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 1 | Знать регионы России, наиболее подверженные возникновению лесных пожаров на лесных площадях. Уметь соблюдать меры пожарной безопасности в лесу. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 5.1, задание на стр. 124. Практикум. |
22 | 21.02 | | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | 1 | Знать способы тушения небольшого пожара в лесу. Уметь соблюдать правила безопасного поведения при угрозе возникновения и во время пожара в лесу. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения лесного и торфяного пожара. | № 5.2, задание на стр. 130-131. Записать меры пожарной безопасности в лесу. Практикум. |
23 | 28.02 | | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. | 1 | Соблюдать правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Знать инфекционные болезни; пути распространения инфекции. Усвоение правил личной гигиены. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 5.3, задание на стр. 139. Вопросы. Практикум. |
24 | 7.03 | | Эпизоотии и эпифитотии. | 1 | Знать понятия: эпизоотии, эпифитотии. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 5.4, задание на стр. 142. Ответить письменно на вопросы. |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) |
25 26 | 14.03 21.03 | | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | 2 | Знать факторы и социальные явления, способствующие вовлечению человека в террористическую деятельность. Знать уголовную ответственность за телефонный терроризм. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления. | № 6.1, задание на стр. 154-155. Ответить на вопросы. Практикум. |
27 | 4.04 | | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения. | 1 | Уметь строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования и нравственного поведения. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формироваие антиэкстремистского и антитеррористического мышления. | № 6.2, задание на стр. 167-168. Письменное задание. |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) |
28 | 11.04 | | Психологическая уравновешенность | 1 | Знать, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность. Уметь воспитывать в себе нравственные качества. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | № 7.1, задание на стр. 175. Психологичес-кий тест. |
29 | 18.04 | | Стресс и его влияние на человека. (Тестовая работа) | 1 | Уметь контролировать свои эмоции. Знать о пагубном влиянии стресса на здоровье человека. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | № 7.2, задание на стр. 179. Сообщение «Влияние стресса на состояние здоровья человека». | | | | Возникновение страха и паники при стихийном бедствии, их признаки и влияние на психику человека. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера |
30 | 25.04 | | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | Соблюдать правила личной гигиены. Знать особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 7.3, задание на стр. 182. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
31 | 16.05 | | Общие правила оказания первой помощи. | 1 | Уметь быстро вызывать бригаду скорой помощи. Знать порядок действий первой помощи. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | № 8.1, задание на стр. 186. Практикум. |
32 | 23.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
33 | 30.05 | | Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего. | 1 | Уметь накладывать повязки. Знать ПМП при ушибе и переломе. Усвоение правил оказания ПМП при ушибе и переломе. | № 8.3, задание на стр. 197. Практикум. № 8.4, задание на стр. 199. Практикум. |