СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе основной образовательной программы ООО, рабочей программы воспитания МОКУ «соболевская средняя школа», авторской программы под ред. Н.Ф. Виноградовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 8 класс»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«СОБОЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рассмотрено

На заседании ШМО

Протокол № _____

от_____ августа 2021 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

_________

Морозова И.А.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________

Приказ № _____

от_____ августа 2021 г.




Рабочая программа

по предмету «ОБЖ»

8 класс

на 2021-2022 уч. год

по 1 часу в неделю (34 ч)

учитель: Морозов Игорь Александрович







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе основной образовательной программы ООО, рабочей программы воспитания МОКУ «соболевская средняя школа», авторской программы под ред. Н.Ф. Виноградовой


Программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

1.Основы безопасности жизнедеятельности :5 - 9 классы: программа / под ред. Н.Ф.Виноградовой.  - Москва : Вентана - Граф, 2020.

2. Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: методическое пособие / Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.– 4-е издание. М.: Вентана - Граф, 2019 год.


На изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе отводится по 1 ч в неделю. Программа рассчита­на на 34 ч. в год.

Конструирование курса осуществлялось с учётом следующих дидактических принципов, которые опираются на личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании.


1. Учёт требований ФГОС ООО по данной предметной области: приоритетных целей образования; планируемых результатов обучения; требований к личностным, метапредметным и предметным достижениям обучающихся.


2. Реализация принципа природосообразности предполагает учёт актуальности отобранного содержания для обучающихся подросткового этапа развития, психологического статуса, потребностей, интересов, трудностей и проблем повседневной жизни старших подростков.


3. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть субъектом познавательной деятельности, формировать осознанное отношение к проблемам здоровья, со­ хранения жизни и эмоционального благополучия, рефлексивные качества (регулирование своего поведения, самоконтроль, самооценку).


4. Принцип практико-ориентированной учебно-познавательной деятельности даёт возможность формировать конкретные умения и навыки, способность оценивать и контролировать свои действия, предвидеть последствия своего (чужого) поведения и своевременно их исправлять. Реализацию данного принципа обеспечивает система практических занятий­.


5. Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укреплении и охране, о видах чрезвычайных ситуаций и правильном поведении в них. Материалы рубрики «Для любознательных» позволяют поддерживать интерес обучающихся к данному предмету, развивают мотивацию к его изучению.

Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть раскрывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания, рекомендуются темы проектной деятельности.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;

сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;

эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;

наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;

устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) Познавательные:

использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;

сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);

сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;

осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.

Регулятивные:

планировать по собственному побуждению свою жизнь

и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;

контролировать своё поведение, проявлять желание

и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;

оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);

формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;

составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;

характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);

характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);

раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;

выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;

раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;

классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;

анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;

различать чрезвычайные ситуации разного вида (при­ родные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;

предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;

проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;

организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;

проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;

ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;

оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса ОБЖ для 7-9 класса содержит следующие разделы:

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древ­ности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОВЖ.

Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте.

Здоровый образ жизни. Что это?

Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья.

Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здо­ровье. Физическая культура и служба в армии. Закалива­ние -- способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье. Приме­ры закаливания.

Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержа­нию белков. Благотворное воздействие зелёного чая.

Психическое здоровье человека. Показатели психиче­ского здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятель­ности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность.

Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Уче­ние — социально важная деятельность. Круг интересов чело­века. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети-Маугли.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Определение репродуктивного здоровья. Половое созрева­ние. Особенности развития мальчиков и девочек (юношей и девушек). Риски старшего подросткового возраста.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейер­верков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Чрезвычайные ситуации в быту. Залив жилища. Опас­ное электричество. Первая помощь при электротравмах. Утечка газа. Отравление угарным газом.

Бытовая химия. Правила хранения в помещении опасных жидкостей. Правила поведения с немаркированными ёмко­стями. Отравление ядохимикатами. Первая помощь при от­равлении опасными жидкостями и ядохимикатами.

Разумная предосторожность. Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предо­сторожности в лифте и на лестнице. Что делать, если произо­шло нападение. Самооборона.

Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проник­новении в чужое жилище.

Опасные игры. Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразор­вавшиеся боеприпасы.

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии. Первая помощь при отравлении грибами.

Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила по­ведения при грозе.

Расширение кругозора. Ядовитые растения. Мифы о гри­бах. Опасные земноводные.

Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, при­чины возникновения. Правила отдыха на воде, правила ката­ния на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку, ока­завшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки.

Современный транспорт и безопасность

Транспорт в современном мире.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транс­порт.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт как источник опасности. Опасные игры на дорогах. Дорожно-транспортное происшествие: причины и последствия. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину.

Расширение кругозора. Водитель в чрезвычайной си­туации.

Опасные ситуации в метро. Правила поведения в ме­тро: движение на эскалаторе; ожидание поезда; в вагоне.

Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила пове­дения на борту авиалайнера. Пожар на борту самолёта. Раз­герметизация самолёта. Аварийная посадка.

Расширение кругозора. Права командира авиалайнера в экстренных ситуациях.

Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда.

Безопасный туризм

Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм — отдых, связанный с преодолением трудностей. Объективные и субъективные трудности туристского по­хода. Правила безопасности в туристском походе. Пре­одоление естественных препятствий. Безопасное место для бивуака. Правила безопасного поведения в случае, когда турист отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды.

Обеспечение безопасности в водном туристском по­ходе. Подготовка к походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Узлы в туристском походе.

Расширение кругозора. Как правильно выбрать для по­хода рюкзак. Вязание узлов (исторический экскурс).

Когда человек сам себе враг

Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Фи­зическое состояние подростков-курильщиков.

Расширение кругозора. История табака и курения.

Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма.

Расширение кругозора. Как на Руси относились к алко­голю.

Скажем наркотикам нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека. Токсикомания.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опре­деление чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвы­чайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных си­туациях. Общие правила эвакуации.

Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины. Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные по­жары. Правила поведения в природных чрезвычайных си­туациях.

Расширение кругозора. Ураган Фифи.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно- опасных объ­ектов. Аварии на гидродинамических объектах. Правила по­ведения при авариях различного вида.

Расширение кругозора. Из истории техногенных ката­строф.

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации

Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, его истоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что та­кое терроризм, его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время спецоперации по освобождению за­ложников.

Законодательство России о противодействии экс­тремизму и терроризму.

Национальная безопасность Российской Федерации. Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Практические работы

Подготовка программы закаливания для человека, кото­рый часто болеет простудными заболеваниями.

Изучение физических упражнений, которые помогают снять напряжение разных групп мышц. Определение сте­пени развития своих волевых качеств.

Анализ «пищевой пирамиды» и составление меню школь­ника на день. Составление рациона питания с учётом соот­ношения белков, жиров и углеводов. Анализ соотношения своего роста и веса. Анализ информации на этикетках про­дуктов.

Выявление возможных источников шума в современной городской квартире.

Изучение правил пользования газовыми и электрически­ми приборами; знакомство с устройством и принципом дей­ствия пожарного крана; знакомство с устройством углекислотного и воздушно-пенного огнетушителей.

Психологическая подготовка к встрече с преступником; знакомство с подручными предметами, которые можно ис­пользовать как средство защиты от нападения. Отработка линии поведения в чрезвычайной ситуации (злоумышленник пытается проникнуть в квартиру).

Отработка приёмов проведения искусственного ды­хания.

Отработка правил поведения при аварийной посадке са­молёта.

Составление графика движения в туристском походе; со­ставление программы поиска потерявшегося туриста и про­граммы его действий в ситуации автономного пребывания в природе. Освоение разных видов узлов. Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.

Анализ положений Федерального закона «Об охране здо­ровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Анализ положений Федерального закона «О защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера».

Проектная деятельность (примерные темы)

1) «Витамины — это жизнь»;

2) «Одиночество — путь к социальному нездоровью человека», «Наши предложения: как улучшить психическое здоровье человека», «Медиасреда — не навреди!»;

3) «Опасные игры»;

4) «Растения и гри­бы таят опасности», «Безопасное поведение на природе»;

5) «История великих кораблекрушений», «Правила поведе­ния при чрезвычайных ситуациях на корабле»;

6) «Как укрыться от непогоды» (конструирование укрытия от непо­годы в лыжном и пешем туристском походе);

7) «Отношение к пьянству в России в разные исторические эпохи», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикату­ре»;

8) «Как смягчить последствия природных чрезвычай­ных ситуаций»;

9) «Техногенные катастрофы»;

10) «Служба в Вооружённых Силах России как часть борьбы за нацио­нальную безопасность страны».

Формы организации учебного процесса

  • урок-лекция;

  • урок-беседа;

  • урок-экскурсия;

  • киноурок;

  • урок самостоятельной работы;

  • лабораторные и практические занятия;

  • уроки с разнообразными видами заданий.

Основные виды учебной деятельности

  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  • Анализ проблемных ситуаций.

определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов.

действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины.

алгоритмизация поведения во время пожара в поезде;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Предполагаемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Первичный инструктаж по охране труда. Введение

1



Что такое ЧС

1



Классификация ЧС

1



Современная семья как институт воспитания

1



Здоровый образ жизни

1



Физическое здоровье человека

1



Правильное питание

1



Психологическое здоровье человека

1



Социальное здоровье человека

1



Репродуктивное здоровье подростков и его охрана

1



Человек и окружающая среда

1



Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

1



Как вести себя при пожаре

1



Чрезвычайные ситуации в быту

1



Разумная предосторожность

1



Опасные игры: неразорвавшиеся боеприпасы

1



Экстремальные виды спорта и развлечений

1



Правила пользования газовыми и электроприборами

1



Оказание помощи при ожогах, отравлениях, переломах

1



Средства пожаротушения

1



Практическая работа "Отработка схемы действий в ЧС"

1



Практическая работа "Отработка схемы действий в ЧС"

1



Транспорт в современном мире

1



Чрезвычайные ситуации на дорогах

1



Правила езды велосипедиста

1



Опасные игры на дорогах: бокинг, BMX и др.

1



Опасные ситуации в метро

1



Авиакатастрофы, правила поведения на борту авиалайнера

1



Железнодорожные катастрофы

1



Зацепинг - опасная игра




Первая помощь при кровотечениях




Первая помощь при кровотечениях




Обобщение пройденного материала за курс 8 класса




Итоговое тестирование





Всего часов

34





Лист коррекции рабочей программы

Тема урока для переноса, объединения

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту























































9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!