СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс по ФГОС

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 8 класс по ФГОС»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используется:

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для ОУ /— М.: Дрофа, 2011.

Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопас­ности жизнедеятельности. 8 класс: методическое по­собие. — М.: Дрофа, 2011.

Миронов С. К. Основы безопасности жизнеде­ятельности. Методические рекомендации по исполь­зованию учебников в учебном процессе, организован­ном в соответствии с новым образовательным стан­дартом. — М.: Дрофа, 2004.

В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы - М.: Дрофа, 2000.

Журнал «Основы безопасности жизни»

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

Характеристика особенностей программы:

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Прави­ла безопасного поведения в чрезвычайных ситуаци­ях», «Государственная система защиты и обеспече­ния безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорово­го образа жизни» предусматривает изучение тем: «Ос­новы медицинских знаний» и «Основы здорового об­раза жизни».

Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

Цели и задачи курса:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Главная задача курса 8 класса – дать обучащиюмся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.


Межпредметные связи:

География, химия, биология.


Безопасность и защита человека в среде обитания (16 ч)

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (3ч)

Характеристика городского и сельского жилища, осо­бенности его жизнеобеспечения (водо- и электроснаб­жение, отопление, канализация). Источники опаснос­ти в жилище и их характеристика. Возможные аварий­ные и опасные ситуации в жилище. Опасные вещества и средства бытовой химии. Последст­вия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помо­щи при отравлениях и ожогах. Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций, правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.

Причины возникновения пожаров в жилых и общест­венных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожар­ной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в мно­гоэтажном здании. Как действовать, если на человеке загорелась одежда или в комнате - электроприбор (те­левизор, приемник, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания. Освоение практических навыков по использованию первичных средств пожаротушения (огнетушителей ОВП-8 и ОУ).

Затопление жилища. Причины и возможные последст­вия. Правила поведения при затоплении жилища и ме­ры по его предотвращению.

Опасности, возникающие при нарушении правил обра­щения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных прибо­ров, используемых в быту. Правила безопасного исполь­зования электрических и электронных приборов.

Опасные ситуации на улице (1ч)

Тонкий лед и опасность передвижения по нему. Меры предосторожности при движении по льду. Правила бе­зопасного поведения в толпе. Психологическая карти­на толпы. Поведение толпы при возникновении пани­ки. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

Опасные ситуации на дороге (2ч)

Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода и велосипедиста на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного. Правила поведения пассажира во время следования же­лезнодорожным, водным и авиационным транспортом. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. Краткая характеристика пожарной опасности современ­ного транспорта: общественного (автобус, трамвай, трол­лейбус, метро), железнодорожного, водного, авиацион­ного. Правила безопасного поведения в случае возникно­вения пожара в транспорте.

Ситуации криминогенного характера (2ч)

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, умень­шающие риска встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершить на­сильственные действия. Самооценка поведения. Психологические приемы са­мозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым челове­ком на улице, в подъезде, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

Изменение среды обитания человека, нарушение экологического равновесия (2ч)

Биосфера и человек. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (1ч)

Изучение средств индивидуальной защиты органов ды­хания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш, респиратор, ватно – марлевая повязка). Их применение.

Правила безопасного поведения при террористических актах (2ч)

Понятие о терроризме. Правила безопасного поведения при обнаружение взрывоопасного предмета. Правила безопасного поведения при захвате в заложники. Правила безопасного поведения при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

Безопасное поведение человека в природных условиях (3ч)

Опасные ситуации, возникающие в природе, их причины. Психологические основы выживания при автономном существовании. Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового со­стояния. Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания чело­века в условия вынужденного автономного суще­ствования в природных условиях (аварии транс­портного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природ­ных условиях. Надежная одежда и обувь. Прави­ла безопасного поведения человека при вынуж­денном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местнос­ти, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Правила безопасного поведения на во­де. Опасность водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасность водо­емов зимой. Тонкий лед и опасность передвиже­ния по льду. Меры предосторожности при движе­нии по льду водоемов. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление вплавь, преодо­ление рек с быстрым течением), преодоление тря­син и болот. Оборудование временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев вре­менного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовление пищи. Съедобные расте­ния, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия. Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (10 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера (5 ч)

Землетрясения и их характеристика. Происхож­дение землетрясений, причины их возникнове­ния и последствия. Меры по снижению потерь от последствий землетрясений. Правила безо­пасного поведения при заблаговременном опо­вещении о землетрясении, во время и после землетрясения.

Вулканы и их характеристика. Причины извер­жения вулканов и их последствия. Правила бе­зопасного поведения при извержении вулканов. Оползни, сели, обвалы, лавины и их характери­стика. Происхождение оползней, селей, обва­лов, лавин, причины их возникновения и по­следствия. Меры по снижению потерь от послед­ствий оползней, селей, обвалов и лавин. Прави­ла безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обва­ла. Правила безопасного поведения во время и

после схода селя, оползня, обвала, а также безо­пасного выхода из зоны стихийного бедствия. Ураганы, бури, смерчи и их характеристика. Происхождение ураганов, смерчей, бурь, причи­ны их возникновения. Меры по снижению по­терь от последствий ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговре­менном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча. Наводнения и их характеристика. Происхожде­ние наводнений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от по­следствий наводнений. Правила безопасного по­ведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений. Цунами и их характеристика. Происхождение цунами, причины их возникновения и последст­вия. Меры по снижению потерь от последствий цунами. Правила безопасного поведения при за­благовременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами Природные пожары (лесные, торфяные, степ­ные) и их характеристика. Происхождение при­родных пожаров, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от по­следствий природных пожаров. Правила безо­пасного поведения при возникновении природ­ных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение лесного пожара в лесу.

Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населен­ных пунктах и на промышленных предприяти­ях. Сигнал - «Внимание всем!» Речевая инфор­мация, передаваемая по радио, приемнику, те­левизору, о чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Обучение правилам эвакуации населения. Орга­низация и проведение эвакуации

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (5 ч)

Промышленные аварии и катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общее понятие чрезвычайной ситуации техноген­ного характера, понятие аварии и катастро­фы. Классификация чрезвычайных ситуа­ций по масштабу распространения и с уче­том тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- взрывоопасные объекты. Причины и возможные последствия. Правила безопасно­го поведения при пожарах и взрывах. Пожа­ры и паника.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Причины аварий и возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Сильнодейству­ющие ядовитые вещества (АХОВ), их харак­теристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасно­го химического вещества. Аварии на радиационно- опасных объектах, их причины и возможные последствия. Ос­новные виды радиационно- опасных объек­тов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Режимы радиа­ционной защиты.

Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически- опасных объектах. Правила безопасного по­ведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Краткая характеристика состояния окружа­ющей среды в регионе и месте проживания. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологи­ческого равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприят­ных районах.

Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, насе­ленных пунктах и на промышленных пред­приятиях. Сигнал - "Внимание всем!". Ре­чевая информация, передаваемая по радио­приемнику, телевизору о чрезвычайных си­туациях мирного и военного времени. Обучение правилам эвакуации населения. Организация и проведение эвакуации. Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их исполь­зования.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (5ч)

Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях различных видов: укусы насекомых и змей, ожоги кожи, отморожение, охлаждение организма, травмы и кровотечения, отравления. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Основы здорового образа жизни (2ч)

Движение - естественная потребность организма как высокоорганизованной биологической системы. Избыток и недостаток движения - причина заболеваний человека.

Правила безопасного использования электронных приборов. Компьютер и здоровье. Факторы, укрепляющие здоровье. Вредные привычки.

Закрепление практических навыков по пройденным темам и подготовка (1ч)


Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

  • правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях.

уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта.

тематическое планирование



п/п

Наимено­вание

раздела програм­мы

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополни­те­льного содержания

Домаш­нее задание

Безопасность и защита человека в среде обитания (16 ч)

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Опасные ситуации в доме (в квартире).

1

Комбинированный

Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии.

Знать: об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире; о том какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники.


Фронтальный



видеофильм


2

Опасные факторы и причины пожаров. Пожаротушение.

1

Комбинированный

Поражающие факторы пожара, вредное воздействие на людей. Основные причины пожара в доме. Меры пожарной безопасности. Правила поведения во время пожара, эвакуация из горящего или задымленного помещения. Действия в случае, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме. Тушение телевизора. Первичные средства пожаротушения. Подручные средства пожаротушения. Правила использования огнетушителя при тушении пожара.

Знать: основные причины и последствиях пожара, об основных мерах пожарной безопасности, правила поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения

Иметь представление: об поражающих факторах пожара воздействующие на людей

Уметь соблюдать правила пожарной безопасности в доме, правильно действовать в случае пожара в доме, эвакуироваться из горящего здания. Пользоваться первичными средствами пожаротушения

Фронтальный

Практическое задание

План эвакуации


3

П/Р Отработка действий в условиях возникновения пожара в учебном заведении

1

Комбинированный

Гражданский противогаз.

ПМП при кровотечениях.

Правила наложения жгута.

Эвакуация во время пожара.

Уметь: Надевать противогаз; оказывать ПМП при кровотечениях; эвакуироваться из задымленного помещения.

Фронтальный

Противогаз, бинты, жгут


4

Опасные ситуации на улице

Опасные ситуации на улице, в местах скопления людей.

1

Комбинированный

Правила безопасности вовремя гололеда, при встрече с собакой. Правила безопасности в местах скопления людей (толпа, массовые мероприятия).

Знать: правила безопасного поведения во время гололеда, при встрече с собакой и в местах скопления людей.

Уметь: правильно падать, увеличивать сцепление обуви, правильно вставать при падении в толпе, двигаться в толпе; правильно действовать в случае нападения собаки.

Фронтальный


видеофильм


5

Опасные ситуации на дороге

Опасные ситуации на дороге

1

Комбинированный

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Правила дорожного движения. Безопасность пешехода и велосипедиста на дороге.

Знать: правила безопасного поведения на дороге.

Уметь: правильно действовать в опасных ситуациях на дороге.

Фронтальный

учебник


6

Современный транспорт - зона повышенной опасности.

1

Комбинированный

Опасные ситуации на транспорте. Основные причины транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения пассажиров в транспорте любого вида.

Знать: основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом.

Уметь: действовать в опасных ситуациях и в случае захвата транспортного средства террористами.

Фронтальный

видеофильм


7

Ситуации криминоген­ного характера

Безопасное поведение в криминогенных ситуациях.

1

Комбинированный

Понятие преступления. Преступное поведение. Общественная опасность. Виды и категории преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Мошенничество. Разновидности мошенничества. Как не стать жертвой мошенников? Что делать, если вы стали жертвой мошенников?

Знать: понятие преступления; возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних; виды наказаний для несовершеннолетних, виды мошенничества.

Уметь избегать мошенников.

Фронтальный

Конвенция «О защите детей»

Уголовный кодекс, учебник


8

Самозащита в криминогенных ситуациях

1

Комбинированный

Группы риска. Признаки неуязвимости. Правила поведения при встрече с хулиганом. Правила поведения в случае нападения преступника.

Знать правила поведения при встрече с хулиганом.

Уметь не провоцировать преступников и оказывать сопротивление.

Фронтальный

учебник


9

Нарушение экологическо­го равновесия.

Состояние природной среды и
жизнедеятель­ность человека. Изменение состава атмосферы
(воздушной среды).

1

Комбинированный

Экологическая ситуация в стране. Антропогенные изменения в природе. Воздействие человека на биосферу. Виды ЧС экологического характера. Меры безопасного пребывания человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Изменение климата и прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана. Кислотные дожди. Выбросы вредных веществ. ПДК некоторых загрязняющих веществ. Концентрация. Нормы качества воздуха.

Знать об экологической ситуации в стране, регионе, районе, об озоновых дырах и их опасности для человека.


Тест

(8мин)

учебник


10

Изменение состояния гидро­сферы (водной среды). Изменение состояния суши (почвы).

1

Комбинированный

Физико-химические качества воды. Пресная вода. Сточные воды. Деградация почвы. Эрозия. Отходы. Состав твердых бытовых отходов. Классификация отходов по вредности для людей. Классификация отходов различных отраслей промышленности по воздействию на окружающую среду. ПДК некоторых химических веществ в воде. ПДК некоторых химических веществ в почве. Нормы качества воды. Нормы химического загрязнения почв. Уменьшение влияния на свое здоровье вредных экологических факторов. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

Знать физико-химические качества воды; о загрязнении почв и их последствии. Бытовые приборы для контроля качества окружающей среды.

Иметь представление: о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды.

Уметь очищать воду в домашних условиях.

Принимать участие в сохранности почв и не выбрасывать отходы в местах для этого не предназначенных. Уменьшать влияние на свое здоровье вредных экологических факторов.

индивидуальный

Презента­ция


11

Защита населения от последствий чрезвычай­ных ситуаций мирного и во­енного времени.

Противогазы, респираторы и ватно – марлевые повязки.

1

Комбинированный

(урок-практикум)

Назначение и принцип действия фильтрующих противогазов (ГП – 7, ПДФ – 2Ш), респираторов и ватно-марлевых повязок.

Правила пользования противогазом и респиратором.

Знать: о назначении, принципе действия и правила пользования противогаза и респиратора; Уметь: Подбирать размер шлем- маски противогаза; одевать и снимать противогаз.

Фронтальный

Противо­газы, плакат


12

Правила безопасного поведения при террористических актах

Террористичес­кий акт.

1

Ознакомление с новым материалом

Понятие терроризма. Меры предосторожности при совершении теракта. Маскировка взрывчатых веществ. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывоопасного предмета.

Знать: правила поведе­ния при захвате в заложники; действия по обнаружению взрывоопасного предмета;

Уметь: вести себя в роли заложников

Фронтальный

учебник


13

Правила безопасного поведения при похищении или захвате в заложники.

1

Ознакомление с новым материалом

Заложники. Безопасное поведение похищенных или заложников. Освобождение заложников спец службами.

Знать: правила поведе­ния при захвате в заложники; действия по обнаружению взрывоопасного предмета;

Уметь: вести себя в роли заложников

Фронтальный

учебник


14

Безопасное поведение человека в природных условиях

Основные правила поведе­ния в экстремальной ситуации. Ориентирование на местности

1

Комбинированный

Выживание в природных условиях. Основные правила безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях на природе. Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы. Сохранение направления движения. Движение по азимуту. Техника движения. Способы переправы через реку и преодоление болот. Опасность и меры предосторожности при передвижении по льду водоёмов.

Знать: правила поведения в экстремальных ситуациях на природе, способы и правила определения направления выхода из ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы.

Уметь: определять примерное расстояние до источника звука

Фронтальный

учебник


15

Сооружение временного укрытия. Способы добычи огня.

1

комбинированный

Выбор места сооружения временного укрытия. Виды и способы сооружения временного укрытия. Выбор места и правила разведения костра. Виды костров. Типы костров. Способы добывания и сохранения огня.

Знать: виды и правила сооружения временного укрытия, виды и типы костров; способы добычи огня.

Уметь: сооружать временное укрытие из подручных средств, разводить костер; выбирать место для костра.

Фронтальный

видеофильм


16

Обеспечение питанием и водой. Сигналы бедствия.

1

комбинированный

Обеспечение питанием в условиях автономного существования. Обеспечение водой в условиях автономного существования. Поиск и сбор растительной пищи. Способы приготовления пищи. Способы подачи сигналов бедствия. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Международная кодовая таблица сигналов.

Знать: что можно использовать в пищу; способы добычи воды в любых условиях, способы подачи сигналов.

Уметь: определять съедобные растения и грибы, готовить пищу на костре; изготавливать простейшие сигнальные средства.

Фронтальный

учебник


17

Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуа­ции природного характера. Землетрясения. Вулканы

1

Комбинированный

Опасные природные явления и стихийные бедствия на территории России. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Происхождение землетрясений. Сейсмические пояса. Причины землетрясений. Классификация землетрясений. Шкала Меркали. Магнитуда по Рихтеру. Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь от землетрясений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении. Безопасные места для укрытия в здании. Правила безопасного поведения во время внезапного землетрясения. Происхождение и виды вулканов. Последствия извержения вулканов. Палящая туча. Лава. Палящая лавина. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов. Правила поведения во время извержения вулканов. Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населен­ных пунктах и на промышленных предприяти­ях. Сигнал - «Внимание всем!» Речевая инфор­мация, передаваемая по радио, приемнику, те­левизору, о чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Знать: возможные чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные для района проживания; причины возникновения землетрясений; сейсмически опасные районы России, основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствия, способы оповещения о землетрясении и правила безопасного поведения; основные мероприятия по защите населения от землетрясений и извержения вулканов.

Уметь оценивать землетрясения по степени разрушений.

Иметь представление о последствиях землетрясений и вулканизма.

Владеть навыками выполнения мероприятий по защите населения, эвакуироваться из здания при землетрясении; правильно вести себя, оказавшись в завале, защищать органы дыхания в случае извержения вулкана

Фронтальный

видеофильм, презента­ция, учебник


18

Оползни. Сели (селевые потоки).

Обвалы. Снежные лавины.

1

Комбинированный

Классификация оползней (по масштабу; по месту образования; по мощности). Понятие сели. Классификация селей (по составу переносимого твердого материала; по мощности; по высоте истока). Понятие обвала. Классификация обвалов (по мощности, по масштабу). Понятие лавины. Причины возникновения снежных лавин. Последствия, меры по уменьшению ущерба. Правила безопасного по­ведения.

Знать основные причины образования оползней и селей, обвалов, снежных лавин; способы оповещения об угрозе оползней, селей, обвалов, снежных лавин; основные мероприятия по защите населения от оползней, селей, обвалов, снежных лавин и их последствий.

Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от оползней, селей, обвалов и снежных лавин.

фронтальный

Презента­ция, учебник


19

Ураганы, бури, смер­чи.

1

Комбинированный

Циклон. Шкала Бофорта. Области зарождения тропических циклонов. Ураган. Классификация ураганов. Буря. Классификация бурь. Классификация смерчей. Зарождение урагана. Опасность урагана. Последствия ураганов. Последствие бурь (снежных, пыльных). Разрушительная сила смерча. Меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей. Оповещение населения об угрозе ураганов, бурь, смерчей. Правила поведения при заблаговременном оповещении об угрозе

Знать где зарождаются ураганы, как образуется смерч, способы оповещения об ураганах, бурях, смерчах; основные мероприятия по защите населения от ураганов, бурь, смерчей и их последствий.

Иметь представление о последствиях ураганов, бурь и смерчей.

Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от ураганов, бурь, смерчей.

Тест (10мин)

Презента­ция


20

Наводнения. Цунами.

1

Комбинированный

Происхождение и виды наводнений. Причины возникновения наводнений. Классификация наводнений. Последствие наводнений (затопление, подтопление). Меры по уменьшению ущерба от наводнений. Правила поведения при заблаговременном оповещении о наводнении. Правила поведения при внезапном наводнении. Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами. Прогнозирование цунами. Признаки близкого цунами. Правила поведения при заблаговременном оповещении о приближении цунами. Правила поведения при внезапном приходе цунами. Правила поведения в волне.

Знать причины возникновения, способы оповещения о наводнениях и цунами, основные мероприятия по защите населения от наводнений и цунами, и их последствий.

Иметь представление о последствиях наводнений, цунами.

Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от наводнений, цунами.

Уметь подавать сигналы бедствия, прогнозировать цунами по поведению животных.

Тест (10мин)

видеофильм


21

Лесные и торфяные пожары.

1

Комбинированный

Причины возникновения лесных пожаров. Классы лесных пожаров. Классификация лесных и торфяных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. В пожароопасный сезон в лесу запрещается. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении.

Знать причины лесных и торфяных пожаров, способы оповещения; основные мероприятия по защите населения от пожаров и их последствий.

Иметь представление о последствиях лесных и торфяных пожаров.

Уметь выходить из зоны лесного пожара.

Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от лесных и торфяных пожаров.

Тест (10мин)

видеофильм


22

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Производственные аварии и катастрофы

1

Изучение нового материала

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Опасные аварии и катастрофы. Особенности личной безопасности при техногенных авариях.

Знать возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для данного региона.

фронтальный

учебник


23

Аварии на пожаро- и взрыво­ опасных объектах.

1

комбинированный

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Характерные особенности взрыва. Общие сведения о пожаре. Опасные поражающие факторы пожара и взрыва. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Тушение очага пожара. Эвакуация из горящего здания. Правила поведения в завале. Тушение загоревшейся на человеке одежды. Паника.

Знать: сущность процесса горения; классификацию пожаров; особенности взрыва, основные причины пожаров и взрывов; основные поражающие факторы пожара, взрыва; правила безопасного поведения при пожарах и взрывах; основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов.

Уметь устранять причины взрывов и пожаров в жилых зданиях, тушить очаг пожара; оказывать помощь человеку, на котором загорелась одежда.

Тест (10мин)

учебник


24

Аварии на химически опасных объектах.

1

Комбинированный

Опасное химическое вещество. Химически опасный объект. Химическая авария. Виды аварий с выбросом АХОВ. Районы РФ с высокой концентрацией химически опасных объектов. Классификация опасных веществ по степени воздействия на организм человека. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. Характеристика наиболее распространенных АХОВ. Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения. Основные способы защиты населения от АХОВ. Оповещение населения. Использование средств индивидуальной защиты. Укрытие людей. Герметизация помещения. Правила безопасного поведе­ния при авариях с выбросом АХОВ. Движение по зараженной местности.

Знать опасные химические вещества (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, синильная кислота, фосген, угарный газ, ртуть, метиловый спирт), районы РФ с высокой концентрацией химически опасных объектов, способы оповещения об аварии на химически опасных объектах; основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на химически опасных объектах.

Уметь: владеть навыками выполнения мероприятий по защите от поражающих факторов аварий на химически опасных объектах и правильного использования ИСЗ органов дыхания и кожи, двигаться по зараженной зоне, проводить герметизацию помещения

Фронтальный

учебник


25

Аварии на радиационно- опасных объектах.

1

Комбинированный

Внешнее и внутреннее облучение человека. Виды аварий с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно- опасный объект. Причины аварий на АЭС. Зоны радиоактивного заражения. Свойства радиоактивных веществ. Период полураспада. Последствия облучения людей. Радиоактивное загрязнение местности. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды. Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно- опасных объектах. Подготовка к возможной эвакуации. Проживание на загрязненной территории. Использование средств индивидуальной защиты. Проведение йодной профилактики. Контроль безопасности продуктов питания.

Знать виды ионизирующего излучения и их опасность; нормы радиационной безопасности человека. специфические свойства радиоактивных веществ, правила безопасного поведения при авариях на радиационно- опасных объектах, основные мероприятия по защите населения; способы оповещения населения.

Иметь представление о последствиях облучения людей, допустимых значениях заражения продуктов питания и воды.

Уметь действовать по сигналу оповещения об аварии на радиационно- опасных объектах.

Фронтальный

Видео­фильм, учебник


26

Аварии на гидродинамиче­ски- опасных объектах.

1

Комбинированный

Виды гидродинамических аварий. Затопление. Зоны катастрофического затопления. Гидродинамические сооружения напорного фронта. Причины гидродинамических аварий. Последствия аварий. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях. Что делать при внезапном затоплении.

Знать: правила безопасного поведения при возникновении гидродинамических аварий; способы оповещения об авариях на гидродинамические опасных объектах; основные мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамические опасных объектах.

Иметь представление об основных причинах гидродинамических аварий.


Фронтальный

учебник


Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (5ч)

27

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Средства оказания медицинской помощи. Укусы насекомых и змей.

1

комбинированный

Аптечка первой помощи. Домашняя медицинская аптечка. Использование природных лекарственных средств. Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Знать: состав аптечки первой помощи для похода, правила поведения на природе во избежание укусов насекомых, змей.

Иметь представление о лекарственных растениях и их применении.

Владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей.

Тест

(10 мин)

Аптечка, учебник


28

Ожог кожи. Отморожение и охлажде­ние организма.


1

комбинированный

Первая медицинская помощь при ожогах. Первая медицинская помощь при солнечных ожогах. Признаки обморожения и охлаждения организма. Первая медицинская помощь при отморожении и охлаждении организма.

Знать: признаки степени ожогов, степени отморожения и их признаки.

Владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при ожогах кожи и солнечных ожогах, отморожении и охлаждении организма.

Фронтальный

Презента­ция


29

Травмы и кровотечения

1

комбинированный

Классификация повреждений организма человека. Первая медицинская помощь при закрытых травмах (ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления). Характеристика и причины кровотечений различных видов.

Виды кровотечений в зависимости от характера повреждений. Способы остановки кровотечений.

Правила наложения жгута. Правила использования индивидуального перевязочного пакета. Остановка носового кровотечения.

Знать признаки закрытых травм (ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления); виды кровотечений, правила оказания помощи пострадавшему при кровотечениях и способы временной остановки кровотечения.

Уметь определять вид кровотечения, останавливать кровотечение разными способами; оказывать первую медицинскую помощь при носовом кровотечении

Владеть навыками приемов оказания ПМП при закрытых травмах.

Тест (10мин)

Видео­фильм Перевязоч­ные средства


30


Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1

комбинированный

Опасность водоемов и правила безопасного поведения на воде. Оказание первой медицинской помощи при утоплении

Знать правила безопасного поведения на воде.

Владеть навыками оказания помощи терпящим бедствия на воде.

Фронтальный

Видео­фильм


31

Первая медицинская помощь при отравлениях

1

Комбинированный

ПМП при отравлении испорченными продуктами, бытовыми хими­катами. (Уксусная эссенция, столовый уксус, неорганические кислоты, нашатырный спирт, минеральные удобрения)

Знать правила пользования средствами бытовой химии и алгоритмы оказания ПМП при отравлениях.

Фронтальный

учебник


Основы здорового образа жизни (2ч)

32

Здоровый образ жизни

Условие здорового образа жизни.

1

Ознакомление с новым материалом

Факторы укрепляющие здоровье: двигательная активность, закаливание, личная гигиена. Недостаток движения (гиподинамия). Необходимость занятий физкультурой и спортом. Режим – необходимое условие ЗОЖ. Навыки ЗОЖ. Умственная и физическая работоспособность. Профилактика переутомления и содержание режима дня.

Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека.

Умет: выполнять требования личной гигиены и режим дня

Фронтальный

учебник


33

Факторы, разрушающие здоровье человека.

1

Комбинированный

Вредные привычки и их профилактика.

Табакокурение. Стадии никотиновой зависимости. Влияние табакокурения на организм человека. Алкоголь, его влияние на орга­низм. Алгоритм оказания помощи при алкогольном отравлении. Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья. Алгоритм оказания помощи при наркотическом отравлении. Алгоритм оказания помощи при отравлении лекарственными препаратами. Причины нарушения осанки. Как добиться хорошей осанки. Основные правила пользования телевизором (режим просмотра телепередач) и компьютером (нормы работы).

Знать: виды нарушения осанки; режим просмотра телепередач; правила работы на компьютере.

Умет: правильно сидеть за столом.

Иметь представление о пагубном влиянии табакокурения, алкоголя и наркотиков на организм человека. Знать правила оказания первой медицинской помощи.

Фронтальный

учебник


Закрепление практических навыков по пройденным темам и подготовка (1ч)

34


Практическое занятие «Действия по предупреди­тельному сигналу «Внимание Всем!» и речевой информации »

1

Практическое занятие

Отработка навыков действовать действий по сигналам оповещения

Знать сигналы оповещения

Уметь правильно действовать при сигналах






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!