СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 8 класса.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 8 класса.»



Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ 8 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих нормативных документов:


1. Федеральный закон № 273-ФЗ 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом

Министерства Образования и науки РФ от 17.12.10 г. №1897

3 . Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

4.Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного

стандарта основного общего образования, в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»

5. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011г. №207-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов УО Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

6.Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы:

пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012г.









Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

1.Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2.Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т.Смирнов и Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2014 г).

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. - (Работаем по новым стандартам).







Цели и задачи предмета.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты сле­дующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, спра­ведливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.



Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведе­ния в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитер­рористической личностной позиции и отрицательного от­ношения к психоактивным веществам и асоциальному пове­дению.


Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».


Курс предназначен для: формирования у учащихся основных понятий об опас­ных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отно­шения к личной безопасности, безопасности окружающих; приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни услови­ях и умения адекватно реагировать на различные опасные си­туации с учётом своих возможностей; формирования у учащихся антиэкстремистского и анти­террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ»

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537);

Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.


Место учебного предмета в учебном плане

В сборнике Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.и учебнике под редакцией А.Т.Смирнова изучение курса ОБЖ в 8 классе рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год. Рабочая программа, с учётом количества учебных недель, также рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год




Содержание учебного предмета

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Основное содержание

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль1 включает

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЖ (8 КЛАСС)

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причи­ны возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасно­сти в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 2. Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация до­рожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах Пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Тема 3. Безопасность на водоемах. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудован­ных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.

Тема 4.Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предель­но допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприят­ной экологической обстановкой.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера и их последствия

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, но типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии ни гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Тема 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характе­ра и защита населения.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно опасных и химически опасных объектах.

Тема 7. Организация зашиты населения от чрезвычайных ситуа­ций техногенного характера

Организация оповещения населения от чрезвычайных ситуа­ций техногенного характера. Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуа­ций техногенного характера

Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тема 8. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные состав­ляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необхо­димое условие сохранения и укрепления здоровья человека и обще­ства и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Тема 9. Основы медицинских знаний и оказание первой медицин­ской помощи. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской по­мощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицин­ской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.


Распределение учебного времени по разделам и темам программы ОБЖ 8 класс


п/п

Наименование раздела, темы

Программа А.Т. Смирнова

Рабочая программа

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль1

Основы безопасности личности, общества и государства

23

23


Р-I

Основы комплексной безопасности

16

16


Тема1

Пожарная безопасность

3

3

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т.д.

Характеризуют основные мероприятия. Проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране.

Составляют план своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности.


1.1.Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

1


1.2.Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

1


1.3.Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

1

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

3

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий.

до­рожного движения.

Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки.

Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.



2.1Причины дорожно-транспортных происшест­вий и травматизм людей

1

1


2.2.Организация дорожного движения. Обязанно­сти пешеходов и пассажиров

1

1


2.3.Велосипедист- водитель транспортного средства

1

1

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

3

Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила алгоритмы безопасного поведения на водоёмах.

Сравнивают способы обеззараживания воды.

Объясняют правила алгоритмы безопасного поведения на воде.

Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.


3.1Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

1


3.2.Безопасный отдых у воды

1

1


3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

1

Тема 4

Экология и безопасность

2

2

Ищут в интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания.

Анализируют состояние окружающей среды.

Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблаго­приятной экологической обстановкой.


4.1.Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

1


4.2.Правила безопасного поведения при неблаго­приятной экологической обстановке

1

1

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характе­ра и их последствия

5

5

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техно­генного характера, и их возможные последствия по масштабу распространения.

Различают чрезвычайные ситуации техногенного характе­ра в соответствии сих классификацией.

Составляют план своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характе­ра, возможной в регионе своего проживания.

Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе своего проживания и степень исходящих от них опасностей.



5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техно­генного характера

1

1





5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1

1


5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

1


5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

1


5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

1

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

7


Тема 6

Чрезвычайные ситуации техногенного характе­ра и защита населения

4

4

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС техногенного характера. Отрабатывают в паре ( в группе) правила безопасного поведения в условиях различных ЧС техногенного характера.


6.1.Обеспечение радиационной безопасности насе­ления

1

1


6.2.Обеспечение химической защиты населения

1

1


6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

1


6.4.Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1

1

Тема 7

Организация защиты населения от чрезвычай­ных ситуаций техногенного характера

3

3

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях ЧС техногенного характера.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны др.)


Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техно­генного характера

1

1


Эвакуация населения

1

1


Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного харак­тера

1

1

Модуль2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

12


Р-4

Основы здорового об­раза жизни

8

8


Тема 8

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

8

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную физическую и социальную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.

Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности.

Формулируют кратко свое понимание здоровья и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.

По итогам изучения раздела «Основы здорового об­раза жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.



8.1.Общие понятия о здоровье как основной цен­ности человека

1

1


8.2.Индивидуальное здоровье, его физическая, ду­ховная и социальная сущность

1

1


8.3.Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества

1

1


8.4.Здоровый образ жизни как необходимое усло­вие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

1


8.5.Здоровый образ жизни и профилактика основ­ных неинфекционных заболеваний

1

1


8.6.Вредные привычки и их влияние на здоровье


1


1



8.7.Профилактика вредных привычек

1

1


8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизне­деятельности

1

1

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

4

4


Тема 9

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

4

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлении АХОВ, при травмах, при утоплении.

По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.» пишут реферат на одну из тем, предложенном в учебнике.


Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)

1

1


Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)

1

1


Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

1

1


Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)

1

1


Всего

35

35




Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

-характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

-предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

-классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

-безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

-безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

-безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

-комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

-оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

-характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

-классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

-планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

-адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

-выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

-безопасно использовать ресурсы интернета;

-анализировать состояние своего здоровья;

-определять состояния оказания неотложной помощи;

-использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

-классифицировать средства оказания первой помощи;

-оказывать первую помощь при травмах;

-оказывать первую помощь при отравлении АХОВ;

-оказывать первую помощь при утоплении


ученик получит возможность научиться:

-анализировать последствия возможных опасных ситуаций техногенного характера;

-анализировать последствия проявления наркотизма;

- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

-характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

-оказывать первую помощь при неинфекционных заболеваниях;

-оказывать первую помощь при утоплении, травмах, отравлении АХОВ;

-использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.



Личностные, метапредметные предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
    жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.




Метапредметные результаты:


  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы,

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и позна­вательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе.























Требования к уровню усвоения дисциплины.

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков, учащихся по ОБЖ.

Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки знаний и умений являются письменная самостоятельная, контрольная работа, тесты и устный опрос.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

  1. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.

  2. Итоговые отметки (за четверть) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.




Оценка устных ответов учащихся.


Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.


Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.


Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.


Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


Оценка письменных самостоятельных, контрольных работ учащихся.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.

  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

  • возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования недостаточны допущена одна ошибка или два-три недочета


Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Тесты «5» - 90-100% «4» - 75-80% «3» - 60-70% «2» - 50% и менее.


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию.

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в практической ситуации

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов и которые ученик легко исправил по замечанию учителя.



Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Требования к уровню усвоения дисциплины.


Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.


Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.


Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.


Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.





























Учебно-методическое обеспечение курса

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников. Он включает класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения ОБЖ являются:

1. Учебно-методическая литература. 2. Компьютер 3. Средства программного обучения и контроля знаний. 4. Тренажеры.

5. Плакаты. 6. Средства индивидуальной защиты. 7. Аудиовизуальные пособия.

. Средства программного обучения и контроля знаний.

Самостоятельные работы, тестовые задания

Тренажеры

• Робот-тренажер «Гоша»

плакаты

• Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

• Безопасность на улицах и дорогах

• Пожары, взрывы

• Наводнения и затопления

• Правила оказания медицинской помощи

• Безопасность дорожного движения

• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

. Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

• Ватно-марлевые повязки

• Противопылевые тканевые маски

• Респираторы

• Противогазы (типа ГП-5, ПДФ-7,)

Средства медицинской защиты

• Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)

• Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.

• Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т. п.)

. Аудиовизуальные пособия

Учебные видеофильмы

• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций.

• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

• Пожарная безопасность.


































Учебно-методическая литература

Нормативно-правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Стратегия национальной безопасности до 2020 г.

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

  5. ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года

  6. ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года

  7. ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года

  8. ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года

  9. ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года

  10. ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года

  11. ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года

  12. ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года

  13. ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года

  14. ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года


Основная литература:

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МО РФ от 17.12.10г).

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т.Смирнов и Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2015 г).

4. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. - (Работаем по новым стандартам).







Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;

  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

  7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

  8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

  9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

  10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

  11. http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

  12. http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

  13. http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;

  14. http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.


Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. http: //www.school.edu.ru/catalog.asp? cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;

  2. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

  3. http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

  4. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

  5. http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

  6. http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

  7. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

  8. http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

  9. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

  10. http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;

  11. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

  12. http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

  13. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

  14. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

  15. http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

тематическое планирование 8 класс

п/п

Тема урока

Форма организации познавательной деятельности

Планируемые результаты

Содержание учебного материала

Система контроля

(само, взаимо, учит.)

Д/з

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные




план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Моуль1. Основы безопасности личности, общества и государства 23 часа.

Раздел1. Основы комплексной безопасности 16 часов

Тема 1.Пожарна безопасность. 3 часа

1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Формировать представления учащихся о предмете ОБЖ как о методе познания действительности. Знание мест, где пожары представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья людей

Обучающиеся должны научиться:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Выдвигать предположения и доказывать их. Уметь извлекать необходимую информацию при изучении учебника, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения,

осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений,

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений

Определять способы действий до, во время и после пожара в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


Обучающиеся должны выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания.

Обучающиеся должны уметь оказывать помощь младшим престарелым;

осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде


Значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Определение пожара. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях

текущийконтроль

учителя,

самоконтроль,


п 1.1, выполнить задание из раздела «После уроков»



2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Фронтальная, групповая

Познакомиться с основными направлениями обеспечения пожарной безопасности в современном обществе, уметь объяснять основное предназначение Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Условия, при которых огонь становится опасным для человека. Основные мероприятия, которые проводятся государством по защите населения от пожаров. Основные мероприятия МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране.

Контроль

учителя,

самоконтроль,


п. 1.2 выполнить задание из раздела «Проверьте себя»



3.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности Обеспечение личной безопасности при пожаре

Фронтальная, парная

Понимать роль государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и заши­ты населения при пожаре.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Наиболее характерные и часто встречающиеся опасные ситуации во время пожара и рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в них (пожар в квартире, в общественном месте, на даче,)

Контроль

учителя,

взаимоконтроль

п.1.3,

пересказать




Тема 2. Безопасность на дорогах (3 ч.)

4

Причины дорожно-транспортных происшест­вий и травматизма людей

Фронтальная,

парная, индивидуальная

Формировать умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дорогах,

принимать обоснованные решения с учётом реально складывающейся обстановки на дорогах и реальных возможностей.


Обучающиеся должны научиться: учебному сотрудничеству в ходе индивидуальной и парной работы,

самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы,

самостоятельно определять цели своего обуче­ния

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование культуры в области безопасности дорожного движения для снижения фактора риска для себя и окружающих


Причины дорожно-транспортных происшест­вий и травматизма людей. Приоритетные направления в РФ для снижения ДТП на дорогах,

Контроль

учителя,

самоконтроль,


П.2.1, выполнить задание из раздела «После уроков



5

Организация дорожного движения. Обязанно­сти пешеходов и пассажиров

Фронтальная, парная

Формирование умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Обучающиеся должны научиться:

Управлять своим поведением (оценка своего действия),

осознавать самого себя как движущую силу своего научения; способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, к преодолению препятствий,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности.

Обучающиеся должны знать причины ДТП;

должны знать правила дорожного движения, знать дорожные знаки; понимать необходимость защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения участников дорожного движения

Основные понятия: участник дорожного движения, дорога, что включает в себя дорога, регулирование дорожного движения, ПДД для пешехода, правила безопасного поведения пассажира во всех видах транспорта.

Контроль учителя,

самоконтроль,


п.2.2 выполнить задание из раздела «Практикум»




6

Велосипедист- водитель транспортного средства

Парная, индивидуальная

Формировать умение принимать обоснованные решения при вождении велосипеда по дороге с учётом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Обучающиеся должны научиться:

1.Составлять алгоритм безопасного поведения на дорогах водителя велосипеда; умению самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности

Основные понятия: факторы свидетельствующие о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного

средства на безопасность дорожного движения велосипед, основные требования к техническому состоянию велосипеда, что запрещается велосипедисту, основные обязанности велосипедиста


Контроль учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.2.3

пересказать




Тема 3. Безопасность на водоемах (3 ч.)

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

Фронтальная, парная

Формирование умения учащихся

предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления

Обучающиеся должны научиться:

умению обмениваться знаниями между членами класса

Умению оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности

Выявлять особенности (причины, признаки) разных процессов во время их рассмотрения

Обучающиеся должны знать:

1.Характеристику состояний водоемов в различное время года

2. Правила безопасного поведения на водоемах


Значение воды в жизнедеятельности человека. Рекомендации специалистов по безопасному поведению на водоёмах в различных жизненных ситуациях

Контроль учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.3.1 проверьте себя



8

Безопасный отдых на водоёмах

Парная, индивидуальная

Формирование

знаний и умений применения правил безопасного поведения во время отдыха на воде, во время водных походов и в условиях аварийной ситуации во время водного похода

Обучающиеся должны научиться: Владеть основами принятиями решений и осуществлять осознанно выбор в учебной и познавательной деятельности. Определять способы действий при отдыхе на воде и при участии в водном походе в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Обучающиеся должны знать:

правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при несчастных случаях на воде и при аварийных ситуациях в водном походе.

Правила безопасного поведения на воде во время купания, во время водных походов и в условиях аварийной ситуации, неожиданно возникшей во время водного похода

Контроль

учителя,

самоконтроль,


п.3.2 выполнить задание из раздела «Практикум»



9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Парная, индивидуальная

Знание рекомендаций специалистов МЧС России правил оказания помощи терпящим бедствие на воде. Умение выбрать оптимальный вариант спасения утопающего с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Обучающиеся должны научиться: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

выстраивать последовательность необходимых действий.

Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям



Обучающиеся должны знать:

правила транспортировки утопающего, освобождения от захвата.

Правила само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде. Освобождение от захватов. Способы транспортировки пострадавшего

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.3.3

пересказать





Тема 4. Экология и безопасность (2 ч.)

10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Парная, индивидуальная

Понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности с учётом ответственного отношения к окружающей среде. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.

Обучающиеся должны научиться:

организовывать и планировать учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками,

прогнозировать результат и уровень усвоения материала,

выделять существенную информацию из текстов разных видов.




Обучающиеся должны знать:

1.Об экологической обстановке в месте проживания.

2. Должны знать правила безопасного поведения при ЧС экологического характера.




Основные понятия: природная среда, окружающая среда, предельно допустимые нормы концентрации. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почвы и природных во в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий загрязнения природной среды на здоровье человека.

текущийконтроль

учителя,

взаимоконтроль

п.4.1

выполнить задание из раздела «Практикум»



11

Правила безопасного поведения при неблаго­приятной экологической обстановке

Фронтальная, парная

Понимание необходимости сохранение природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Научиться целесообразно соблюдать меры безопасности в местах с неблагоприятной экологической обстановкой с учётом индивидуальных воз­можностей.

Обучающиеся должны научиться:

Выслушивать мнение учеников класса не перебивая. принимать коллективное решение,

способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- к преодолению препятствий,

классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии. устанавливать причинно-следственные связи

Влияние окружающей среды на процессы, происходящие в организме человека. Пищевые продукты и вещества, способствующие повышению защитных свойств организма.

Культура безопасного поведения в экологически неблагоприятной среде.

Контроль

учителя,

самоконтроль,


п.4.2 выполнить задание из раздела «После уроков



Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характе­ра и их возможные последствия (5 ч.)

12


Классификация чрезвычайных ситуаций техно­генного характера

Парная, индивидуальная

Формирование умения объяснять причины возникновения ЧС техно­генного характера. Формировать современную культуру безопасности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера.

Обучающиеся должны научиться:

критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения, корректировать его.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений

классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии. устанавливать причинно-следственные связи.

приёмам действий в опасных и ЧС техногенного характера.



Обучающиеся должны знать:

Причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.

Расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.


Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техно­генного характера. Объекты экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению ЧС техно­генного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техно­генного характера

Контроль учителя.

Самоконтроль


п.5.1 выполнить задание из раздела «Практикум»



13

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Фронтальная, парная, индивидуальная

Научиться объяснять причины возникновения аварии на радиационно опасных объектах, осознавать опасность последствия для жизнедеятельности человека

Обучающиеся должны научиться:

воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы

Радиационно опасные объекты. Авария на радиационно опасном объекте, общая характеристика, причины их возникнове­ния, возможные последствия. Влияние ионизирующего излучения на радиационно опасном объекте.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.5.2 пересказать



14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Парная, индивидуальная

Формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников

Обучающиеся должны научиться:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Обучающиеся должны осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Опасные химические вещества и аварийно химические опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария причины их возникнове­ния, возможные последствия

Контроль

учителя

взаимоконтроль

п.5.3 пересказать



15

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

Фронтальная, парная

Формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания

значимости

безопасного поведения при возникнове­нии аварии на взрывопожароопасных объектах.

Обучающиеся должны научиться:

умению классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии устанавливать причинно-следственные связи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


Обучающиеся должны знать:

1.Причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.

2.Расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.

Общая характеристика взрывопожароопасных объектов, причины возникнове­ния аварии на взрывопожароопасных объектах, поражающие факторы, возможные последствия.

Контроль учителя.

Самоконтроль


п.5.4

пересказать



16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Парная, индивидуальная

Формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания

значимости

безопасного поведения при возникнове­нии аварии на гидротехнических сооружениях

Обучающиеся должны научиться:

организовывать и планировать учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками

Находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы,

строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы


Общая характеристика причины их возникнове­ния, возможные последствия.

Контроль

учителя

взаимно-контроль

п. 5.5

пересказать



Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 7 часов

Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч.)

17

Обеспечение радиационной безопасности насе­ления

Фронтальная, парная

Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении радиационной безопасности и защиты населения.

Обучающиеся должны научиться:

управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего действия)

составлять план выполнения работы,

осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Обучающиеся должны знать:

правила индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, угрожающих
жизни и здоровью людей


Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

Контроль учителя,

Самоконтроль,

Взаимно-контроль

п.6.1 выполнить задание из раздела «После уроков»




18

Обеспечение химической защиты населения

Фронтальная, групповая

Моделировать выполнение правил безопасного поведения при возникновении аварий на химически опасных объектах, в том числе и характерных для региона проживания учащихся.



Обучающиеся должны научиться:

организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками,

выделять существенную информацию из текстов разных видов, определять способы действий при получении сигнала о химической аварии в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Общие мероприятия по защите населения от химической аварии. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения и использования средств индивидуальной защиты при химических авариях.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.6.2. выполнить задание №1 из раздела «Практикум»



19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

Фронтальная, парная

Моделировать выполнение правил безопасного поведения при

аварии на взрывопожароопасных объектах.



Обучающиеся должны научиться:

работать индивидуально и в паре, определять способы действий при получении информационного сообщения в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости

Обучающиеся должны знать правила индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей

Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрывопожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающих вблизи взрывопожароопасных объектов.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимно-контроль

п.6.3. пересказать



20

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

Фронтальная, парная

Формирование умения применять рекомендации специалистов МЧС России подготовиться к гидродинамической аварии, действовать при её угрозе, в условиях наводнения и после аварии.

Обучающиеся должны научиться:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предложения и доказывать их; извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Обучающиеся должны знать:

правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при гидродинамической аварии

Мероприятия по профилактике возникновения аварий на гидротехнических сооружениях. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамической аварии. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамической аварии.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.6.4.

пересказать



Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычай­ных ситуаций техногенного характера. 3 часа

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техно­генного характера

Фронтальная, парная

1.Формирование ответственного отношения к обучению;

2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

3. Формирование

навыков поведения при ЧС техногенного характера (при эвакуации, оповещение населения, поведение в защитных сооружениях

4.Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного техногенного и социального характера.


Обучающиеся должны научиться:

находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов,

выстраивать алгоритм действий,
основам смыслового чтения научных и познавательных текстов.

Обучающиеся должны знать:

правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техно­генного характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.7.1 выполнить задание из раздела «Практикум»




22

Эвакуация населения

Фронтальная, парная

Обучающиеся должны научиться:

взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,

осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений, осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Эвакуация населения -одна из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС. Виды эвакуации. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуируемого населения. Подготовка к эвакуации.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.7.2 пересказать



23

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного харак­тера

Фронтальная, парная

Обучающиеся должны научиться:

обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения.


Обучающиеся должны знать:

правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей

Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях ЧС техногенного характера. Защитные сооружения ГО. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях ГО.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

П 7.3 пересказать





Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 12 часов.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни. 8 часов.

Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие. 8 часов.

24

Здоровье как основная цен­ность человека

Фронтальная, парная

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, в том, что каждый человек ответствен за своё здоровье и благополучие.

Обучающиеся должны научиться:

Анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие.

Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек.

Записывать правила в дневник безопасности

Формулировать кратко свое понимание понятия «здоровье человека», указывать критерии, по которым можно оценить его уровень.

Умению выражать свои мысли и способности слушать собеседника.

находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы

воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи.

Критично относиться к своему мнению.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения ситуационных задач.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

Строить логические цепочки рассуждений.

Обучающиеся должны знать:

ценности здорового и безопасного образа жизни.

Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека- как индивидуальная, так и общественная ценность

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.8.1 выполнить задание из раздела «Проверьте себя»



25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, ду­ховная и социальная сущность

Фронтальная, парная

Иметь представление о духовном, социальном и физическом благополучии- трёх неотъемлемых

составляющих здоровья. Различать физические, социальные и духовные факторы.

Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека, обеспечивающие его физическое, социальное и духовное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.8.2 после уроков



26

Репродуктивное здоровье — составная здоровья человека и общества

Фронтальная, парная

Иметь представление о важности репродуктивного здоровья как основной составляющей здоровья человека

Обучающиеся должны знать:

Социальные нормы правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества


Репродуктивное здоровье. Семья в современном обществе и её функция. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.8.3 выполнить задание из раздела «Практикум»




27

Здоровый образ жизни как необходимое усло­вие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Фронтальная, парная, индивидуальная

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, в том, что каждый человек ответствен за своё здоровье и благополучие


Обучающиеся должны знать: правила безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению здоровья как непременное условие благополучия

Здоровый образ жизни-индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению его здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.

Контроль

учителя,

самоконтроль,


п.8.4 пересказать



28

Здоровый образ жизни и профилактика основ­ных неинфекционных заболеваний

Фронтальная, парная, индивидуальная

Формирование установки на здоровый образ жизни, умения управлять своими эмоциями и поддерживать психологическую урав­новешенность в любых жизненных ситуациях.

Обучающиеся должны знать и понимать ценности здорового и безопасного образа жизни.


Основ­ные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья населения нашей страны. Причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.8.5 пересказать



29

Вредные привычки и их влияние на здоровье


Фронтальная, парная, индивидуальная

Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.

Обучающиеся должны знать ценности здорового и безопасного образа жизни, включающего решительный отказ от вредных привычек.

Общие понятия о вредных привычках. Биологические механизмы формирования наркозависимости. Последствия курения. Употребления алкоголя и наркотиков для здоровья человека.

Контроль

учителя,

самоконтроль,


п.8.6 пересказать




30

Профилактика вредных привычек

Фронтальная, парная, индивидуальная

Учащиеся должны научиться:

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности

Владеть общим приёмом решения учебных задач.

Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам.»

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.8.7 выполнить задание №4,5 из раздела «Проверьте себя»




31

Здоровый образ жизни и безопасность жизне­деятельности

Фронтальная, парная, индивидуальная

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, в том, что каждый человек ответствен за своё здоровье и благополучие. Формировать общую культуру в области безопасности жизнедеятельности.

Учащиеся должны научиться:

оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения.

Обучающиеся должны знать правила безопасности жизнедеятельности, в том числе по обеспечению личной безопасности в различных опасных и ЧС

Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и благополучия.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.8.8

пересказать



Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 4часа

Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях 4часа


32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

Фронтальная, групповая

1.Формирование ответственного отношения к обучению;

2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

3.Формирование навыков поведения при

при отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях


Формирование умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации, если жизнь и здоровье пострадавшего находятся в опасности, с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Формирование умения оказывать первую помощь пострадавшим при ушибах и переломах


Учащиеся должны научиться: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности самостоятельно вы­бирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи

Обучающиеся должны знать правила оказания первой помощи для здорового и безопасного образа жизни.

Первая медицинская помощь и её предназначение. Общие правила по оказанию первой помощи пострадавшим.

Средства, используемые при оказании первой помощи.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.9.1

пересказать



33

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие)

Фронтальная, парная, индивидуальная

Учащиеся должны научиться:

находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов,

искать и выделять необходимую информацию,

произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения ситуационных задач.

Обучающиеся должны знать:

Возможные последствия неотложных состояний и значений своевременного оказания первой помощи.

Правила оказания первой помощи.

Границы собственного знания и «незнания».

Ценность навыков оказания первой помощи для здорового и безопасного образа жизни окружающих.




Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространёнными АХОВ – аммиаком и хлором.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.9.2 пересказать



34

Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)

Фронтальная, парная, индивидуальная

Умение работать индивидуально и в группе

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости

умение создавать обобщения, ус­танавливать аналогии

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Правила оказания первой медицинской помощи при основных видах травм опорно-двигательного аппарата (переломы, вывихи, растяжения, разрывы связок, растяжения мышц и сухожилий).

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.9.3 выполнить задание из раздела «Практикум»





35

Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)

Фронтальная, парная, индивидуальная

Умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками.

Умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Правила и последовательность оказания первой медицинской помощи пострадавшему: пострадавший находится в сознании и у него не нарушено дыхание; у пострадавшего отсутствует сознание, но самостоятельное дыхание сохранено и определяется регулярный удовлетворительный пульс; у пострадавшего отсутствует дыхание и прекращается работа сердца.

Контроль

учителя,

самоконтроль,

взаимоконтроль

п.9.4 пересказать






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!