Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ 8 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом
Министерства Образования и науки РФ от 17.12.10 г. №1897
3 . Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
4.Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного
стандарта основного общего образования, в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»
5. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011г. №207-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов УО Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
6.Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
1.Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
2.Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т.Смирнов и Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2014 г).
3. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. - (Работаем по новым стандартам).
Цели и задачи предмета.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Курс предназначен для: формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих; приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей; формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ»
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537);
Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Место учебного предмета в учебном плане
В сборнике Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.и учебнике под редакцией А.Т.Смирнова изучение курса ОБЖ в 8 классе рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год. Рабочая программа, с учётом количества учебных недель, также рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год
Содержание учебного предмета
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
Основное содержание
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль1 включает
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЖ (8 КЛАСС)
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах Пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.
Тема 4.Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, но типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии ни гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Тема 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно опасных и химически опасных объектах.
Тема 7. Организация зашиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 8. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 9. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Распределение учебного времени по разделам и темам программы ОБЖ 8 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Программа А.Т. Смирнова | Рабочая программа | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 23 | 23 | |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 16 | 16 | |
Тема1 | Пожарная безопасность | 3 | 3 | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т.д. Характеризуют основные мероприятия. Проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют план своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности. |
| 1.1.Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | 1 |
| 1.2.Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | 1 |
| 1.3.Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре | 1 | 1 |
Тема 2 | Безопасность на дорогах | 3 | 3 | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. дорожного движения. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. |
| 2.1Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей | 1 | 1 |
| 2.2.Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | 1 |
| 2.3.Велосипедист- водитель транспортного средства | 1 | 1 |
Тема 3 | Безопасность на водоемах | 3 | 3 | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила алгоритмы безопасного поведения на водоёмах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила алгоритмы безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде. |
| 3.1Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | 1 |
| 3.2.Безопасный отдых у воды | 1 | 1 |
| 3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | 1 |
Тема 4 | Экология и безопасность | 2 | 2 | Ищут в интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. |
| 4.1.Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | 1 | 1 |
| 4.2.Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | 1 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 5 | 5 | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии сих классификацией. Составляют план своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе своего проживания и степень исходящих от них опасностей. |
| 5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | 1 |
| 5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | 1 |
| 5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | 1 |
| 5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 | 1 |
| 5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | 1 |
Р-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | 7 | |
Тема 6 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4 | 4 | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС техногенного характера. Отрабатывают в паре ( в группе) правила безопасного поведения в условиях различных ЧС техногенного характера. |
| 6.1.Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | 1 |
| 6.2.Обеспечение химической защиты населения | 1 | 1 |
| 6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | 1 |
| 6.4.Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | 1 |
Тема 7 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 | 3 | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях ЧС техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны др.) |
| Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 | 1 |
| Эвакуация населения | 1 | 1 |
| Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | 1 |
Модуль2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 12 | 12 | |
Р-4 | Основы здорового образа жизни | 8 | 8 | |
Тема 8 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 | 8 | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко свое понимание здоровья и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике. |
| 8.1.Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 | 1 |
| 8.2.Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 | 1 |
| 8.3.Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества | 1 | 1 |
| 8.4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 | 1 |
| 8.5.Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | 1 |
| 8.6.Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | 1 |
| 8.7.Профилактика вредных привычек | 1 | 1 |
| 8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | 1 |
Р-5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 4 | 4 | |
Тема 9 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | 4 | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлении АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.» пишут реферат на одну из тем, предложенном в учебнике. |
| Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия) | 1 | 1 |
| Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия) | 1 | 1 |
| Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) | 1 | 1 |
| Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия) | 1 | 1 |
| Всего | 35 | 35 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
-характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
-предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
-классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
-безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
-безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
-безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
-оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
-характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
-классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
-планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
-адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
-выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
-безопасно использовать ресурсы интернета;
-анализировать состояние своего здоровья;
-определять состояния оказания неотложной помощи;
-использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
-классифицировать средства оказания первой помощи;
-оказывать первую помощь при травмах;
-оказывать первую помощь при отравлении АХОВ;
-оказывать первую помощь при утоплении
ученик получит возможность научиться:
-анализировать последствия возможных опасных ситуаций техногенного характера;
-анализировать последствия проявления наркотизма;
- анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
-характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
-оказывать первую помощь при неинфекционных заболеваниях;
-оказывать первую помощь при утоплении, травмах, отравлении АХОВ;
-использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Личностные, метапредметные предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков, учащихся по ОБЖ.
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений являются письменная самостоятельная, контрольная работа, тесты и устный опрос.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.
Итоговые отметки (за четверть) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Оценка письменных самостоятельных, контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Тесты «5» - 90-100% «4» - 75-80% «3» - 60-70% «2» - 50% и менее.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию.
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в практической ситуации
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов и которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Учебно-методическое обеспечение курса
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников. Он включает класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Учебно-методическая литература. 2. Компьютер 3. Средства программного обучения и контроля знаний. 4. Тренажеры.
5. Плакаты. 6. Средства индивидуальной защиты. 7. Аудиовизуальные пособия.
. Средства программного обучения и контроля знаний.
Самостоятельные работы, тестовые задания
Тренажеры
• Робот-тренажер «Гоша»
плакаты
• Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
• Безопасность на улицах и дорогах
• Пожары, взрывы
• Наводнения и затопления
• Правила оказания медицинской помощи
• Безопасность дорожного движения
• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
• Ватно-марлевые повязки
• Противопылевые тканевые маски
• Респираторы
• Противогазы (типа ГП-5, ПДФ-7,)
Средства медицинской защиты
• Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
• Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
• Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т. п.)
. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы
• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций.
• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
• Пожарная безопасность.
Учебно-методическая литература
Нормативно-правовая литература:
Конституция Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности до 2020 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года
ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года
ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года
ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года
ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года
ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года
ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года
ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года
ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года
ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года
Основная литература:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МО РФ от 17.12.10г).
2.Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т.Смирнов и Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2015 г).
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. - (Работаем по новым стандартам).
Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http: //www.school.edu.ru/catalog.asp? cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема урока | Форма организации познавательной деятельности | Планируемые результаты | Содержание учебного материала | Система контроля (само, взаимо, учит.) | Д/з | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные | | |
| план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Моуль1. Основы безопасности личности, общества и государства 23 часа. Раздел1. Основы комплексной безопасности 16 часов Тема 1.Пожарна безопасность. 3 часа |
1. | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | Фронтальная, парная, индивидуальная. | Формировать представления учащихся о предмете ОБЖ как о методе познания действительности. Знание мест, где пожары представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья людей | Обучающиеся должны научиться: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Выдвигать предположения и доказывать их. Уметь извлекать необходимую информацию при изучении учебника, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений Определять способы действий до, во время и после пожара в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Обучающиеся должны выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания. Обучающиеся должны уметь оказывать помощь младшим престарелым; осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде | Значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Определение пожара. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях | текущийконтроль учителя, самоконтроль, | п 1.1, выполнить задание из раздела «После уроков» | | |
2. | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | Фронтальная, групповая | Познакомиться с основными направлениями обеспечения пожарной безопасности в современном обществе, уметь объяснять основное предназначение Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. | Условия, при которых огонь становится опасным для человека. Основные мероприятия, которые проводятся государством по защите населения от пожаров. Основные мероприятия МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране. | Контроль учителя, самоконтроль, | п. 1.2 выполнить задание из раздела «Проверьте себя» | | |
3. | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности Обеспечение личной безопасности при пожаре | Фронтальная, парная | Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения при пожаре. | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Наиболее характерные и часто встречающиеся опасные ситуации во время пожара и рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в них (пожар в квартире, в общественном месте, на даче,) | Контроль учителя, взаимоконтроль | п.1.3, пересказать | | |
Тема 2. Безопасность на дорогах (3 ч.) |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | Фронтальная, парная, индивидуальная | Формировать умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дорогах, принимать обоснованные решения с учётом реально складывающейся обстановки на дорогах и реальных возможностей. | Обучающиеся должны научиться: учебному сотрудничеству в ходе индивидуальной и парной работы, самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, самостоятельно определять цели своего обучения | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование культуры в области безопасности дорожного движения для снижения фактора риска для себя и окружающих | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Приоритетные направления в РФ для снижения ДТП на дорогах, | Контроль учителя, самоконтроль, | П.2.1, выполнить задание из раздела «После уроков | | |
5 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | Фронтальная, парная | Формирование умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | Обучающиеся должны научиться: Управлять своим поведением (оценка своего действия), осознавать самого себя как движущую силу своего научения; способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, к преодолению препятствий, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | Обучающиеся должны знать причины ДТП; должны знать правила дорожного движения, знать дорожные знаки; понимать необходимость защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения участников дорожного движения | Основные понятия: участник дорожного движения, дорога, что включает в себя дорога, регулирование дорожного движения, ПДД для пешехода, правила безопасного поведения пассажира во всех видах транспорта. | Контроль учителя, самоконтроль, | п.2.2 выполнить задание из раздела «Практикум» | | |
6 | Велосипедист- водитель транспортного средства | Парная, индивидуальная | Формировать умение принимать обоснованные решения при вождении велосипеда по дороге с учётом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | Обучающиеся должны научиться: 1.Составлять алгоритм безопасного поведения на дорогах водителя велосипеда; умению самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Основные понятия: факторы свидетельствующие о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения велосипед, основные требования к техническому состоянию велосипеда, что запрещается велосипедисту, основные обязанности велосипедиста | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.2.3 пересказать | | |
Тема 3. Безопасность на водоемах (3 ч.) |
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | Фронтальная, парная | Формирование умения учащихся предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления | Обучающиеся должны научиться: умению обмениваться знаниями между членами класса Умению оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности Выявлять особенности (причины, признаки) разных процессов во время их рассмотрения | Обучающиеся должны знать: 1.Характеристику состояний водоемов в различное время года 2. Правила безопасного поведения на водоемах | Значение воды в жизнедеятельности человека. Рекомендации специалистов по безопасному поведению на водоёмах в различных жизненных ситуациях | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.3.1 проверьте себя | | |
8 | Безопасный отдых на водоёмах | Парная, индивидуальная | Формирование знаний и умений применения правил безопасного поведения во время отдыха на воде, во время водных походов и в условиях аварийной ситуации во время водного похода | Обучающиеся должны научиться: Владеть основами принятиями решений и осуществлять осознанно выбор в учебной и познавательной деятельности. Определять способы действий при отдыхе на воде и при участии в водном походе в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Обучающиеся должны знать: правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при несчастных случаях на воде и при аварийных ситуациях в водном походе. | Правила безопасного поведения на воде во время купания, во время водных походов и в условиях аварийной ситуации, неожиданно возникшей во время водного похода | Контроль учителя, самоконтроль, | п.3.2 выполнить задание из раздела «Практикум» | | |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Парная, индивидуальная | Знание рекомендаций специалистов МЧС России правил оказания помощи терпящим бедствие на воде. Умение выбрать оптимальный вариант спасения утопающего с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | Обучающиеся должны научиться: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; выстраивать последовательность необходимых действий. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Обучающиеся должны знать: правила транспортировки утопающего, освобождения от захвата. | Правила само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде. Освобождение от захватов. Способы транспортировки пострадавшего | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.3.3 пересказать | | |
Тема 4. Экология и безопасность (2 ч.) |
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | Парная, индивидуальная | Понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности с учётом ответственного отношения к окружающей среде. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. | Обучающиеся должны научиться: организовывать и планировать учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками, прогнозировать результат и уровень усвоения материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
Обучающиеся должны знать: 1.Об экологической обстановке в месте проживания. 2. Должны знать правила безопасного поведения при ЧС экологического характера.
| Основные понятия: природная среда, окружающая среда, предельно допустимые нормы концентрации. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почвы и природных во в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий загрязнения природной среды на здоровье человека. | текущийконтроль учителя, взаимоконтроль | п.4.1 выполнить задание из раздела «Практикум» | | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Фронтальная, парная | Понимание необходимости сохранение природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Научиться целесообразно соблюдать меры безопасности в местах с неблагоприятной экологической обстановкой с учётом индивидуальных возможностей. | Обучающиеся должны научиться: Выслушивать мнение учеников класса не перебивая. принимать коллективное решение, способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- к преодолению препятствий, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии. устанавливать причинно-следственные связи | Влияние окружающей среды на процессы, происходящие в организме человека. Пищевые продукты и вещества, способствующие повышению защитных свойств организма. Культура безопасного поведения в экологически неблагоприятной среде. | Контроль учителя, самоконтроль, | п.4.2 выполнить задание из раздела «После уроков | | |
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч.) |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Парная, индивидуальная | Формирование умения объяснять причины возникновения ЧС техногенного характера. Формировать современную культуру безопасности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера. | Обучающиеся должны научиться: критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения, корректировать его. Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии. устанавливать причинно-следственные связи. приёмам действий в опасных и ЧС техногенного характера. |
Обучающиеся должны знать: Причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. | Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению ЧС техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Контроль учителя. Самоконтроль | п.5.1 выполнить задание из раздела «Практикум» | | |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | Фронтальная, парная, индивидуальная | Научиться объяснять причины возникновения аварии на радиационно опасных объектах, осознавать опасность последствия для жизнедеятельности человека | Обучающиеся должны научиться: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. Определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Радиационно опасные объекты. Авария на радиационно опасном объекте, общая характеристика, причины их возникновения, возможные последствия. Влияние ионизирующего излучения на радиационно опасном объекте. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.5.2 пересказать | | |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | Парная, индивидуальная | Формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников | Обучающиеся должны научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Обучающиеся должны осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Опасные химические вещества и аварийно химические опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария причины их возникновения, возможные последствия | Контроль учителя взаимоконтроль | п.5.3 пересказать | | |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | Фронтальная, парная | Формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при возникновении аварии на взрывопожароопасных объектах. | Обучающиеся должны научиться: умению классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии устанавливать причинно-следственные связи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Обучающиеся должны знать: 1.Причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. 2.Расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. | Общая характеристика взрывопожароопасных объектов, причины возникновения аварии на взрывопожароопасных объектах, поражающие факторы, возможные последствия. | Контроль учителя. Самоконтроль | п.5.4 пересказать | | |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Парная, индивидуальная | Формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при возникновении аварии на гидротехнических сооружениях | Обучающиеся должны научиться: организовывать и планировать учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками Находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Общая характеристика причины их возникновения, возможные последствия. | Контроль учителя взаимно-контроль | п. 5.5 пересказать | | |
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 7 часов Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч.) |
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения | Фронтальная, парная | Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении радиационной безопасности и защиты населения. | Обучающиеся должны научиться: управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего действия) составлять план выполнения работы, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. | Обучающиеся должны знать: правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, угрожающих жизни и здоровью людей | Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов. | Контроль учителя, Самоконтроль, Взаимно-контроль | п.6.1 выполнить задание из раздела «После уроков» | | |
18 | Обеспечение химической защиты населения | Фронтальная, групповая | Моделировать выполнение правил безопасного поведения при возникновении аварий на химически опасных объектах, в том числе и характерных для региона проживания учащихся. | Обучающиеся должны научиться: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, выделять существенную информацию из текстов разных видов, определять способы действий при получении сигнала о химической аварии в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Общие мероприятия по защите населения от химической аварии. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения и использования средств индивидуальной защиты при химических авариях. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.6.2. выполнить задание №1 из раздела «Практикум» | | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | Фронтальная, парная | Моделировать выполнение правил безопасного поведения при аварии на взрывопожароопасных объектах. | Обучающиеся должны научиться: работать индивидуально и в паре, определять способы действий при получении информационного сообщения в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости | Обучающиеся должны знать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей | Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрывопожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающих вблизи взрывопожароопасных объектов. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимно-контроль | п.6.3. пересказать | | |
20 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | Фронтальная, парная | Формирование умения применять рекомендации специалистов МЧС России подготовиться к гидродинамической аварии, действовать при её угрозе, в условиях наводнения и после аварии. | Обучающиеся должны научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предложения и доказывать их; извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Обучающиеся должны знать: правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при гидродинамической аварии | Мероприятия по профилактике возникновения аварий на гидротехнических сооружениях. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамической аварии. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамической аварии. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.6.4. пересказать | | |
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 3 часа |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | Фронтальная, парная | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3. Формирование навыков поведения при ЧС техногенного характера (при эвакуации, оповещение населения, поведение в защитных сооружениях 4.Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного техногенного и социального характера. | Обучающиеся должны научиться: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, выстраивать алгоритм действий, основам смыслового чтения научных и познавательных текстов. | Обучающиеся должны знать: правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.7.1 выполнить задание из раздела «Практикум» | | |
22 | Эвакуация населения | Фронтальная, парная | Обучающиеся должны научиться: взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений, осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | Эвакуация населения -одна из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС. Виды эвакуации. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуируемого населения. Подготовка к эвакуации. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.7.2 пересказать | | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Фронтальная, парная | Обучающиеся должны научиться: обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения. | Обучающиеся должны знать: правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей | Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях ЧС техногенного характера. Защитные сооружения ГО. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях ГО. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | П 7.3 пересказать | | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 12 часов. Раздел 4. Основы здорового образа жизни. 8 часов. Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие. 8 часов. |
24 | Здоровье как основная ценность человека | Фронтальная, парная | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, в том, что каждый человек ответствен за своё здоровье и благополучие. | Обучающиеся должны научиться: Анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Записывать правила в дневник безопасности Формулировать кратко свое понимание понятия «здоровье человека», указывать критерии, по которым можно оценить его уровень. Умению выражать свои мысли и способности слушать собеседника. находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи. Критично относиться к своему мнению. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения ситуационных задач. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Удерживать цель деятельности до получения её результата. Строить логические цепочки рассуждений. | Обучающиеся должны знать: ценности здорового и безопасного образа жизни. | Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека- как индивидуальная, так и общественная ценность | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.8.1 выполнить задание из раздела «Проверьте себя» | | |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | Фронтальная, парная | Иметь представление о духовном, социальном и физическом благополучии- трёх неотъемлемых составляющих здоровья. Различать физические, социальные и духовные факторы. | Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека, обеспечивающие его физическое, социальное и духовное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.8.2 после уроков | | |
26 | Репродуктивное здоровье — составная здоровья человека и общества | Фронтальная, парная | Иметь представление о важности репродуктивного здоровья как основной составляющей здоровья человека | Обучающиеся должны знать: Социальные нормы правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Репродуктивное здоровье. Семья в современном обществе и её функция. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.8.3 выполнить задание из раздела «Практикум» | | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Фронтальная, парная, индивидуальная | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, в том, что каждый человек ответствен за своё здоровье и благополучие | Обучающиеся должны знать: правила безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению здоровья как непременное условие благополучия | Здоровый образ жизни-индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению его здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни. | Контроль учителя, самоконтроль, | п.8.4 пересказать | | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Фронтальная, парная, индивидуальная | Формирование установки на здоровый образ жизни, умения управлять своими эмоциями и поддерживать психологическую уравновешенность в любых жизненных ситуациях. | Обучающиеся должны знать и понимать ценности здорового и безопасного образа жизни. | Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья населения нашей страны. Причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.8.5 пересказать | | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | Фронтальная, парная, индивидуальная | Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью. | Обучающиеся должны знать ценности здорового и безопасного образа жизни, включающего решительный отказ от вредных привычек. | Общие понятия о вредных привычках. Биологические механизмы формирования наркозависимости. Последствия курения. Употребления алкоголя и наркотиков для здоровья человека. | Контроль учителя, самоконтроль, | п.8.6 пересказать | | |
30 | Профилактика вредных привычек | Фронтальная, парная, индивидуальная | Учащиеся должны научиться: С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности Владеть общим приёмом решения учебных задач. | Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам.» | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.8.7 выполнить задание №4,5 из раздела «Проверьте себя» | | |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Фронтальная, парная, индивидуальная | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, в том, что каждый человек ответствен за своё здоровье и благополучие. Формировать общую культуру в области безопасности жизнедеятельности. | Учащиеся должны научиться: оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения. | Обучающиеся должны знать правила безопасности жизнедеятельности, в том числе по обеспечению личной безопасности в различных опасных и ЧС | Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и благополучия. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.8.8 пересказать | | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 4часа Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях 4часа |
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | Фронтальная, групповая | 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при при отравлениях АХОВ, травмах и утоплениях Формирование умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации, если жизнь и здоровье пострадавшего находятся в опасности, с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Формирование умения оказывать первую помощь пострадавшим при ушибах и переломах | Учащиеся должны научиться: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи | Обучающиеся должны знать правила оказания первой помощи для здорового и безопасного образа жизни. | Первая медицинская помощь и её предназначение. Общие правила по оказанию первой помощи пострадавшим. Средства, используемые при оказании первой помощи. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.9.1 пересказать | | |
33 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие) | Фронтальная, парная, индивидуальная | Учащиеся должны научиться: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, искать и выделять необходимую информацию, произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения ситуационных задач. | Обучающиеся должны знать: Возможные последствия неотложных состояний и значений своевременного оказания первой помощи. Правила оказания первой помощи. Границы собственного знания и «незнания». Ценность навыков оказания первой помощи для здорового и безопасного образа жизни окружающих.
| Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространёнными АХОВ – аммиаком и хлором. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.9.2 пересказать | | |
34 | Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие) | Фронтальная, парная, индивидуальная | Умение работать индивидуально и в группе умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости умение создавать обобщения, устанавливать аналогии | Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Правила оказания первой медицинской помощи при основных видах травм опорно-двигательного аппарата (переломы, вывихи, растяжения, разрывы связок, растяжения мышц и сухожилий). | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.9.3 выполнить задание из раздела «Практикум» | | |
35 | Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие) | Фронтальная, парная, индивидуальная | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение самостоятельно определять цели своего обучения Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. | Правила и последовательность оказания первой медицинской помощи пострадавшему: пострадавший находится в сознании и у него не нарушено дыхание; у пострадавшего отсутствует сознание, но самостоятельное дыхание сохранено и определяется регулярный удовлетворительный пульс; у пострадавшего отсутствует дыхание и прекращается работа сердца. | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | п.9.4 пересказать | | |