Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/ С.А. Деев / Протокол ШМО №_1_ от « 28 »августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________/ Н.О. Чиркова/ «30»августа 2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Школа №32» ____________/ Т.Н. Умерникова/ Приказ №____ от «30»августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ОБЖ»
9 класс (базовый уровень)
Срок реализации: 1 год
Авторы: учителя ОБЖ В.И. Кирков, Е.Н. Ефремов
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № _____
от «____» __________2019 г.
2019-2020 учебный год
г. Балашиха
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»
примерной программы по предмету ОБЖ;
Положение МБОУ «Школа №32» № 19 от 29.08.2016 г. «О рабочей программе»
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 9 классов разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности;
Планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
авторской программы по Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. -М.: Просвещение. 2011г.;
учебника Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 9 класс. -М.: Просвещение 2012 г.
УМК:
Основы безопасности жизнедеятельности. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. ФГОС. 9класс. -М.: Просвещение 2012 г. Линия учебно-методических комплексов под общей редакцией кандидата педагогических наук А.Т. Смирнова переработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, примерной программой по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и рабочей программой А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, а также основными положениями «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Целью реализации рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «ОБЖ» является усвоение содержания учебного предмета «ОБЖ» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
Цели и задачи учебного курса:
Цели:
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать первую помощь пострадавшим.
Задачи:
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;
· понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального
характера;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
· знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
· знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
· знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;
· знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
· осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
· умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;
· умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.
Место предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ «Школа №32» на 2019-2020 учебный год отводит 35 часов для изучения учебного предмета «ОБЖ» в 9 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим учебный предмет «ОБЖ» реализуется в 9-х классах в объеме 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
2. Метапредметные результаты
2.1. Регулятивные:
2.2. Познавательные:
2.3. Коммуникативные:
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;
· понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального
характера;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
· знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
· знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
· знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;
· знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
· осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
· умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;
· умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.
3. Предметные результаты освоения учебного предмета
Тематический блок/модуль | Планируемые предметные результаты |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | -анализировать информацию различных источников; -анализировать степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России; -анализировать влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; -моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности; -формулировать собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях; -вырабатывать отрицательное отношение к приему наркотиков; -характеризовать особенности семейно-брачных отношений в РФ; | осуществлять поиск информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | -оказывать первую помощь при массовых поражениях населения. | оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных ситуациях; применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. |
Содержание учебного предмета
9 класс, 35 часов
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их причины и последствия. Угроза военной безопасности.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Тема 6. Нормативно- правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно- правовая
база противодействия наркотизму.
Тема 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ. Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье-условие благополучия человека.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в РФ.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
Тема 12. Оказание первой помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие). Первая медицинская помощь при передозировке при приёме
психоактивных веществ.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
М | Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. | | |
Р-I | Раздел 1. Основы комплексной безопасности. | | |
| Тема 1. Национальная безопасность России в современном мир . | 4 | |
1 | Современный мир и Россия. | 1 | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | |
4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. | 1 | |
| Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России. | 3 | |
5 | Чрезвычайные ситуации и их классификация. | 1 | |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 1 | |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера , их причины и последствия. | 1 | |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | | |
| Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 3 | |
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | |
9 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | |
10 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | |
| Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 4 | |
11 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 | |
12 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | |
13 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций | 1 | |
14 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | |
| Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | | |
| Тема 5.Общие понятия об терроризме и экстремизме | 3 | |
15 | Международный терроризм–угроза национальной безопасности России | 1 | |
16 | Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 | |
17 | Контрольная работа | 1 | 1 |
| Тема 6.Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. | 3 | |
18 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | 1 | |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму | 1 | |
20 | Нормативно-правовая база противодействия терроризму | 1 | |
| Тема 7. Организационные основы Противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. | 2 | |
21 | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации | 1 | |
22 | Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | 1 | |
| Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | 2 | |
23 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | |
24 | Профилактика наркозависимости. | 1 | |
М-2 | Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 | |
| Тема 4. Основы здорового образа жизни | 1 | |
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | 1 | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 | |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 | |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | 1 | |
| Тема 9.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 | |
31 | Брак и семья | 1 | |
32 | Основы семейного права в Российской Федерации Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. | 1 | |
33 | Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | |
| Тема 10. Оказание первой медицинской помощи | 2 | |
34 | Контрольная работа. | 1 | 1 |
35 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. | 1 | |
| Всего часов | 35 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс, 35 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план (указывается номер недели) | Дата факт (указывается фактическая дата проведения) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. |
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мир . |
1. | Современный мир и Россия. | 1 | 03.09 | |
2. | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | 10.09 | |
3. | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | 17.09 | |
4. | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. | 1 | 24.09 | |
| Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России. | | | |
5. | Чрезвычайные ситуации и их классификация. | 1 | 01.10 | |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 1 | 08.10 | |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера , их причины и последствия. | 1 | 15.10 | |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | | | |
| Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | | | |
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | 22.10 | |
9 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | 05.11 | |
10 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | 12.11 | |
| Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | | | |
11 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 | 19.11 | |
12 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | 26.11 | |
13 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций | 1 | 03.12 | |
14 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | 10.12 | |
| Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | | | |
| Тема 5.Общие понятия об терроризме и экстремизме | | | |
15 | Международный терроризм–угроза национальной безопасности России | | 17.12 | |
16 | Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления. | 1 | 24.12 | |
17 | Контрольная работа | 1 | 14.01 | |
| Тема 6.Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. | | | |
18 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | 1 | 21.01 | |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму | 1 | 28.01 | |
20 | Нормативно-правовая база противодействия терроризму | 1 | 04.02 | |
| Тема 7. Организационные основы Противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. | | | |
21 | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации | 1 | 11.02 | |
22 | Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | 1 | 18.02 | |
| Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | | | |
23 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | 25.02 | |
24 | Профилактика наркозависимости. | 1 | 03.03 | |
| Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | | | |
| Тема 4. Основы здорового образа жизни | | | |
25 | Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность | 1 | 10.03 | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | 17.03 | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 | 30.03 | |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 | 07.04 | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 | 14.04 | |
30 | Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | 1 | 21.04 | |
| Тема 9.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | | | |
31 | Брак и семья | 1 | 28.04 | |
32 | Основы семейного права в Российской Федерации Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. | 1 | 05.05 | |
33 | Семья и здоровый образ жизни человека | | 12.05 | |
| Тема 10. Оказание первой медицинской помощи | | | |
34 | Контрольная работа. | 1 | 19.05 | |
35 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. | 1 | 26.05 | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |