РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ГРЕКОВО-СТЕПАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Греково-Степановской СОШ
Приказ от августа 2019 г. №
___________________Е.Г.Пащенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
на 2019-2020 учебный год
Уровень общего образования: среднее общее, 10 класс
Количество часов: 31
Учитель: Беденко Галина Михайловна (высшая категория)
Программа разработана на основе Комплексной учебной программы для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т.Смирнова, Москва, Просвещение, 2015 год.
ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ___________________
_______
Содержание рабочей программы
№п/п | Раздел | Страница |
1. | Место предмета в учебном плане | 3 |
2 | Содержание курса | 4 -7 |
3. | Знания, умения и навыки учащихся | 8-9 |
4. | Тематическое планирование | 10 |
5. | Лист регистрации изменений | 11 |
6. | Приложение | 12 |
1.Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 10 классе отводится 1 час в неделю для обязательного изучения предмета ОБЖ. В комплексной программе предусмотрено 35 часов на изучение ОБЖ в 10 классе. С учётом календарного учебного графика ОУ и расписанием уроков на 2019-2020 уч.год и в связи с тем, что уроки ОБЖ в 10 классе выпадают на праздничные и выходные дни: 24.02.20; 9.03.20; 04.05. 20; 11.05.20 г. весь программный материал будет пройден за 31 час, за счет сжатия уроков ( тема Боевые традиции Вооруженных Сил России- вместо 6 часов- 2 часа). Срок реализации программы 1 год.
УМК:
Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
под редакцией А.Т.Смирнова Москва «Просвещение» 2015 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная учебная программа для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т.Смирнова, Москва, Просвещение, 2015 год.
2. Содержание курса
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об обороне","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий
Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье
Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту
Основы военной службы
Виды ВС РФ
Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку
3. Знания, умения и навыки учащихся.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие.
Навыки:
Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении .
4.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Формы контроля |
I | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 6 | 2.09-7.10 | Проверочная работа по теме «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» тест 7.10 |
2 | Гражданская оборона | 8 | 14.10-9.12 | Контрольная работа по теме «Гражданская оборона» 25.11 |
3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 | 16.12-23.12 | Контрольная работа по теме «Инфекционные заболевания»23.12 |
4 | Здоровый образ жизни | 6 | 13.01-17.02 | Проверочная работа по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» тест17.02 |
5 | Виды ВС РФ | 7 | 2.03-27.04 | Проверочная работа по теме «Виды ВС РФ»тест 27.04 |
6 | Боевые традиции ВС РФ | 2 | 18.05-25.05 | Контрольная работа по курсу 10 класса 18.05 |
| Итого: | 31 | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Греково-Степановской СОШ от августа 2019 года № 1 Председатель методического совета __________________Т А.Алексеева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Греково-Степановской СОШ ________________М.И.Пащенко. августа 2019 года |
5.Лист регистрации изменений
№п/п | Дата | Страница с изменениями | Основание для внесения изменений | Содержание откорректированных тем (раздел) | Подпись |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
в 10 классе 2019-2020 уч.год
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Дата проведения |
| Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 6 часов | |
1 | Характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени | 2.09 |
2 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 9.09 |
3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 16.09 |
4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера | 23.09 |
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи. | 30.09 |
6 | Проверочная работа по теме «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» | 7.10 |
| Тема 2. Гражданская оборона 8 часов | | |
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | 14.10 |
8 | Ядерное оружие. | 21.10 |
9 | Химическое оружие. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 28.10 |
10 | Бактериологическое оружие. | 11.11 |
11 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | 18.11 |
12 | Контрольная работа по теме «Гражданская оборона» | 25.11 |
13 | Средства индивидуальной защиты населения. | 2.12 |
14. | Защитные сооружения гражданской обороны | 9.12 |
| Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 2 часа | | |
15 | Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | 16.12 |
16 | Контрольная работа по теме: «Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика». | 23.12 |
| | |
| Тема 4. Здоровый образ жизни и его составляющие 6 часов | | |
17 | Вынужденное автономное существование человека. | 13.01 |
18 | Биологические ритмы | 20.01 |
19 | Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | 27.01 |
20 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | 3.02 |
21 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 10.02 |
22 | Проверочная работа по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» | 17.02 |
| Тема 5. Виды ВС РФ.7 часов | | |
23 | История создания Вооруженных Сил России | 2.03 |
24 | Оборона государства | 16.03 |
25 | Организационная структура Вооруженных Сил России | 30.03 |
26 | Ракетные войска стратегического назначения | 6.04 |
27 | Сухопутные войска | 13.04 |
28 | Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. | 20.04 |
29. | Проверочная работа по теме «Виды ВС РФ». | 27.04 |
| Тема 6. Боевые традиции Вооруженных сил России 2 часа | | |
30. | Контрольная работа по курсу 10 класса | 18.05 |
31. | Итоговый урок по курсу 10 класса | 25.05 |
| Итого: 31 час | |
8